Радиационная безопасность

Общие положения 3 ФЗ

ФЗ № 3 был утвержден народными избранниками Госдумы 5.12.1995. Измененная версия закона датируется 2011-м (19.07.2011). Восемь глав и тридцать статей документа решают следующие аспекты:

  • Универсальный свод положений, на которые ориентируется закон. Регламент по созданию условий максимальной безопасности для населения страны в вопросе радиационной угрозы;
  • Спектр прав и обязанностей государства и подведомственных субъектов в рамках данного законодательного акта;
  • Контроль по выполнению мероприятий по безопасности со стороны государственных органов;
  • Свод стандартов по радиационной безопасности;
  • Описание порядка оперативных действий при радиационной аварии;
  • Оформление перечня гражданских и социальных прав и обязанностей по вопросу, затрагиваемому в актуальном документе;
  • Взыскания и меры ответственности за нарушение положений закона.

Основные кредо закона:

  • Устанавливается норма допустимого облучения, являющегося условно безопасным для здоровья человека;
  • Эксплуатация объектов, имеющих ионизирующее излучение, признается неправомерной, если фактор риска в данном случае выше, нежели выгода;
  • Принимается ряд мер по оптимизации радиационного излучения на предельном минимуме, разрешенном законодательством;
  • При проведении мероприятий по устранению последствий радиационных аварий запрещаются действия, способные повлечь повышение уровня риска для населения.

Что предпринимается для радиационной защиты:

  1. Координация процедур по реализации просвещения населения об опасности ионизирующего излучения. Решение вопросов в областях права, профилактики, санитарии и гигиены, а также организационных моментов касательно основного предмета ФЗ номер 3;
  2. Выполнение всех директив по защите от радиации;
  3. Просветительская работа в области информирования населения в отношении противодействия радиоактивности, включая меры, доступные для самостоятельного применения.

Спектр гражданского права согласно закону № 3:

  • Каждый поданный Российской Федерации обладает легитимным правом по защите от радиации;
  • Также граждане страны имеют право на своевременное информирование о состоянии радиационного фона;
  • Доступ на территорию закрытых учреждений, связанных с деятельностью, которая предполагает использование источников ионизирующего излучения, должен быть открыт для организаций по контролю;
  • Жители пунктов, находящихся в непосредственной близости от таких объектов, обеспечиваются соответствующей государственной поддержкой;
  • Если качеству жизни, здоровью или имуществу гражданского лица был нанесен ущерб, он имеет право потребовать компенсацию от властей.

Также гражданское население РФ должно соблюдать необходимые предписания и принимать участие в учениях, посвященных проблеме радиационной безопасности

Сфера действия государственного надзора охватывает следующие аспекты:

  1. Создание комплексной исполнительной системы для реализации основных положений закона о радиоактивном излучении;
  2. Оценка предельно допустимого уровня радиации, его оптимизация;
  3. Контроль над выдачей лицензий субъектам, вовлеченным в деятельность, связанную с радиоактивным излучением;
  4. Всеобъемлющий надзор над тем, как осуществляются директивы ФЗ № 3.

Статья 10.1. Государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности

1.
Государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности
осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти при
осуществлении ими федерального государственного надзора в области использования
атомной энергии и федерального государственного санитарно-эпидемиологического
надзора (далее — органы государственного надзора) согласно их компетенции в
соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном
Правительством Российской Федерации.

2. К
отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора в области
обеспечения радиационной
безопасности, организацией и проведением проверок
юридических лиц, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008
года № 294-ФЗ
«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при
осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального
контроля» с учетом особенностей организации и проведения проверок,
установленных пунктами 3 — 9 настоящей статьи.

3. Предметом
проверки является соблюдение юридическим лицом в процессе осуществления своей
деятельности требований, установленных в соответствии с международными
договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими
федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации в области обеспечения радиационной
безопасности (далее — обязательные требования).

4. При
разработке органами государственного надзора, указанными в пункте 1 настоящей
статьи, ежегодных планов проведения плановых проверок в отношении юридических
лиц, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии,
предусматривается проведение совместных проверок.

5. Основанием
для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок
является истечение двух лет:

1) со дня
государственной регистрации
юридического лица;

2) со дня
окончания проведения последней плановой проверки.

6. Основанием для
проведения внеплановой проверки является:

1) истечение
срока исполнения юридическим лицом выданного органом государственного надзора
предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;

2) поступление
в орган государственного надзора обращений и заявлений граждан, в том числе
индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов
государственной власти (должностных лиц органов государственного надзора),
органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах
нарушений обязательных требований, если такие нарушения создают угрозу
причинения вреда жизни, здоровью людей, угрозу возникновения аварий и (или)
чрезвычайных ситуаций техногенного характера либо влекут причинение такого
вреда, возникновение аварии и (или) чрезвычайной ситуации техногенного
характера;

3) наличие
приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа
государственного надзора, изданного в соответствии с поручением Президента
Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании
требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за
исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

7. Срок
проведения проверки составляет не более чем тридцать рабочих дней со дня начала
ее проведения.

В
исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или)
длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на
основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного
надзора, проводящих проверку, срок проведения проверки может быть продлен
руководителем (заместителем руководителя) этого органа, но не более чем на
двадцать рабочих дней.

8. Внеплановая
выездная проверка по основанию, указанному в подпункте 2 пункта 6 настоящей
статьи, может быть проведена незамедлительно с извещением органа прокуратуры в
порядке, установленном частью 12 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря
2008 года № 294-ФЗ
«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при
осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального
контроля».

9. Предварительное уведомление юридического лица о проведении
внеплановой выездной проверки по основанию, указанному в подпункте 2 пункта 6
настоящей статьи, не допускается.

Доктрины, концепции, федеральные законы

  • Основы государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2010 года и дальнейшую перспективу (утв. Президентом РФ 4 декабря 2003 г. Пр-2196);
  • Федеральный закон от 01 декабря 2007 г. № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»»;
  • Федеральный закон от 09 января 1996 г. № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения»;
  • Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии»;
  • Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от  чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Статья 1. Основные понятия

В целях
настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

радиационная
безопасность населения
(далее
— радиационная безопасность) — состояние защищенности настоящего и будущего
поколений людей от вредного для их здоровья воздействия ионизирующего
излучения;

ионизирующее
излучение
— излучение,
которое создается при радиоактивном распаде, ядерных превращениях, торможении заряженных
частиц в веществе и образует при взаимодействии со средой ионы разных знаков;

естественный
радиационный фон
— доза
излучения, создаваемая космическим излучением и излучением природных
радионуклидов, естественно распределенных в земле, воде, воздухе, других
элементах биосферы, пищевых продуктах и организме человека;

техногенно
измененный радиационный фон

естественный радиационный фон, измененный в результате деятельности человека;

эффективная
доза
— величина воздействия
ионизирующего излучения, используемая как мера риска возникновения отдаленных
последствий облучения организма человека и отдельных его органов с учетом их
радиочувствительности;

санитарно-защитная
зона
— территория вокруг
источника ионизирующего излучения, на который уровень облучения людей в
условиях нормальной эксплуатации данного источника может превысить
установленный предел дозы облучения для населения. В санитарно-защитной зоне
запрещается постоянное и временное проживание людей, вводится режим ограничения
хозяйственной деятельности и проводится радиационный контроль;

зона
наблюдения
— территория за
пределами санитарно-защитной зоны, на которой проводится радиационный контроль;

работник — физическое лицо, которое постоянно или
временно работает непосредственно с источниками ионизирующих излучений;

радиационная
авария
— потеря управления
источником ионизирующего излучения, вызванная неисправностью оборудования,
неправильными действиями работников (персонала), стихийными бедствиями или иными
причинами, которые могли привести или привели к облучению людей выше
установленных норм или к радиоактивному загрязнению окружающей среды.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector