Безопасность дорожного движения

Опрокидывание автомобиля

Как правило, автомобиль опрокидывается при движении по дуге. В это время на него действует центробежная сила, величина которой зависит от скорости движения и радиуса поворота.

Необходимо знать, что величина центробежной силы пропорциональна квадрату скорости. Это значит, что с увеличением скорости движения в два раза центробежная сила возрастает в четыре раза.

По этой причине автомобиль не опрокидывается при поворотах на малой скорости, когда центробежная сила не играет существенной роли — на перекрестках, во дворах и т.д.

Но там, где дорога описывает плавную дугу, водители продолжают двигаться достаточно быстро, из-за чего центробежная сила существенно возрастает и становится опасной.

Поэтому вы должны выбирать и поддерживать на закруглении дороги такую скорость, которая не приведет к опрокидыванию. В этом вам помогают дорожные знаки «Ограничение максимальной скорости» 3.24.

Риск опрокидывания зависит также от того, какую траекторию поворота выберет водитель при проезде закругления. Чем более плавной является дуга, по которой он движется, тем меньше величина центробежной силы.

В пределах полосы движения или своей половины проезжей части всегда можно сместиться немного влево или немного вправо. Чтобы не опрокинуться на критической скорости нужно еще до начала поворота направить свой автомобиль к внешнему краю закругления дороги.

Иначе говоря, если дорога уходит вправо, отклоняться нужно влево, и наоборот.

Существует и третья причина, от которой зависит вероятность опрокидывания при прочих равных условиях.

Дело в том, что любые предметы с высоко расположенным центром тяжести падают очень легко, а предметы, у которых центр тяжести смещен вниз, отличаются хорошей устойчивостью.

В этом отношении порожний автомобиль всегда устойчивее, чем груженый или перевозящий пассажиров, потому что и груз, и пассажиры размещаются выше уровня колес, а значит, общий центр тяжести у такого автомобиля поднимается вверх.

Поэтому для снижения риска опрокидывания важно соблюдать два правила:

При загрузке автомобиля тяжелый багаж следует размещать как можно ниже;
На груженом автомобиле нужно проходить закругления дороги с большей осторожностью и сильнее снижать скорость перед поворотом.

Кто и когда должен проходить обучение

В соответствии с Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ, организации всех форм собственности, эксплуатирующие автомобили как для производственной деятельности, так и для внутренних нужд, несут следующие обязанности по организации дорожной безопасности:

  • должны иметь в штате специалиста, ответственного за дорожную безопасность;
  • обеспечивают соответствие работников, занятых в области БДД, профессиональным и квалификационным требованиям, приведенным в Приказе Минтранса № 287 от 28.09.2015;
  • создают условия для повышения квалификации в области БДД всем работникам, связанным с эксплуатацией автотранспорта.

К сотрудникам, ответственным за соблюдение БДД, можно отнести занимающих такие должности: контролер по выпуску ТС на линии, диспетчер, инженер по БДД; обучение они проходят в следующем порядке:

  • водители повышают свою квалификацию путем прохождения инструктажей по БДД, стажировок, занятий по повышению профессионального мастерства. Программа обучения разрабатывается на предприятии на основе РД-200-РСФСР-12-0071-86-12 «Положение о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей» и иных НПА в этой области;
  • работники, имеющие среднее специальное (для руководителей и ответственных специалистов — высшее) образование транспортного профиля, входящее в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», проходят первичную подготовку в течение 1 месяца с момента заключения с ними трудового договора и далее повышают свою квалификацию раз в 5 лет;
  • работники, имеющие среднее специальное или высшее образование нетранспортного профиля, прежде чем занимать должности контролера, диспетчера и подобные, должны пройти профессиональную переподготовку в объеме не менее 250 часов с присвоением соответствующей квалификации, и только потом могут приступать к выполнению таких обязанностей. В дальнейшем они также проходят повышение квалификации раз в 5 лет;
  • в случае совмещения одним работником нескольких должностей (например, диспетчер является также и контролером по выпуску ТС) обучаться ему необходимо по каждой из них;
  • руководители и специалисты, на которых возлагаются обязанности ответственного за БДД, помимо соответствующего обучения, должны также раз в 5 лет пройти аттестацию в территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и федерального бюджетного учреждения «Агентство автомобильного транспорта» (ФБУ «Росавтотранс»). По результатам аттестации ранее они получали удостоверение установленного образца.

В настоящее время такие удостоверения не выдаются.

На основании протоколов аттестации сведения о специалистах вносятся в «Реестр аттестованных специалистов», доступный на сайте ФБУ «Росавтотранс».

Узнать, аттестован ли конкретный человек, можно, внеся его персональные данные (Ф.И.О., дата рождения, СНИЛС) в форму поиска.

На предприятиях, не оказывающих транспортных услуг, а использующих автомобили исключительно для внутреннего пользования, назначение и обучение ответственных лиц также необходимо. С целью экономии фонда заработной платы такого работника можно привлечь со стороны на условиях совместительства или возложить обязанности на кого-либо из своих сотрудников. Но пройти курсы БДД для механиков (если они выполняют обязанности диспетчера, контролера по выпуску ТС), инженеров, других специалистов, отвечающих за работу в области БДД, все равно необходимо. Если на подобную должность никто не назначен, то ответственность за дорожную безопасность в организации несет руководитель. Соответственно, и обучаться целесообразно именно ему.

Дорожные условия и движение автомобиля

Как уже было сказано, состояние дороги и погодные условия существенно влияют на движение и торможение транспортного средства. На скользкой дороге создаются условия для буксования, юза и заноса автомобиля.

Тормозной путь легкового автомобиля
на асфальте на льду
30 км/ч 6 метров 17 метров
60 км/ч 23 метра 69 метров
90 км/ч 52 метра 156 метров

Чтобы не застрять при движении по рыхлому снегу, нужно заранее выбрать пониженную передачу и двигаться без остановок и резких поворотов.

При движении в гололедицу следует проезжать скользкие участки дороги без торможения и резких поворотов руля, не пользуясь педалью сцепления. При необходимости снизить скорость нужно максимально использовать торможение двигателем, которое не приводит к движению юзом и заносу автомобиля.

В начале дождя после длительной сухой погоды дорога становится очень скользкой, потому что скопившаяся на ней пыль превращается в грязь

Пока дождь не усилится и не смоет грязь с проезжей части, нужно управлять автомобилем с той же осторожностью, что и в гололедицу

Во время сильного дождя под колесами автомобиля, движущегося на высокой скорости, может возникнуть «водяной клин», из-за чего автомобиль перестаёт слушаться руля. В таких условиях нельзя развивать скорость более 80 км/ч.

Если автомобиль все же потерял управляемость из-за водяного клина, то для снижения скорости можно использовать только торможение двигателем. При этом ни в коем случае нельзя нажимать тормозную педаль, поскольку это немедленно вызовет сильный занос.

Порыв сильного бокового ветра при выезде с закрытого участка дороги на открытый (например, из леса в поле) может привести к внезапному изменению траектории транспортного средства.

Для повышения устойчивости рекомендуется снизить скорость, перейти на пониженную передачу, а при необходимости — выровнять траекторию при помощи руля.

Тормозной путь автомобиля

Величина тормозного пути зависит от многих факторов, наиболее важными из которых являются:

  • Скорость движения;
  • Техническое состояние тормозной системы;
  • Состояние проезжей части дороги;
  • Масса транспортного средства.

Основные правила выбора безопасной скорости мы рассматривали в 10-м разделе нашего курса. Если вы затрудняетесь с ее определением, можно ориентироваться на среднюю скорость транспортного потока, в котором вы движетесь. Движение значительно быстрее или значительно медленнее транспортного потока создает серьезные опасности на дороге.

Большое влияние на величину тормозного пути оказывает состояние проезжей части. Если на скользкой дороге нажать на тормозную педаль слишком сильно, то может возникнуть ситуация, когда вращающиеся колеса остановились, а сила инерции продолжает толкать автомобиль вперед.

Такое движение, при котором ТС не катится, а скользит, называется юзом. Движение юзом приводит не к уменьшению, а к возрастанию тормозного пути, поэтому его нужно избегать.

Если автомобиль оснащен антиблокировочной системой тормозов (АБС), то она сама выполняет эту работу за водителя. В таком случае, ему остаётся только держать тормозную педаль в нажатом положении до полной остановки автомобиля.

Наличие АБС улучшает управляемость и снижает вероятность заноса, однако эта система не может гарантировать предотвращения ДТП при неосторожных действиях водителя. То же самое можно сказать об использовании качественных зимних шин в холодное время года.

Тормозной путь связан с массой автомобиля следующим образом. Независимо от загрузки, торможение обеспечивают четыре колесных тормозных механизма. При увеличении массы нагрузка на них возрастает, тормоза быстро нагреваются, отчего сила трения уменьшается, а тормозной путь — увеличивается.

Особенно заметно это бывает на крутых или затяжных спусках. Во избежание отказа тормозов при длительном движении под уклон, нельзя постоянно использовать педаль тормоза для снижения скорости.

Чтобы скорость на спуске оставалась стабильной, каждый водитель должен владеть приемом, который называется «торможение двигателем». Если, не выключая передачу, отпустить педаль газа, то двигатель, работающий на малых оборотах, не позволит колесам разгоняться.

Если на крутом спуске этого оказалось недостаточно, то нужно перевести рычаг коробки передач на пониженную передачу — скорость автомобиля снизится и в дальнейшем будет поддерживаться постоянной.

Когда автомобиль находится не на спуске, а на подъеме, у начинающего водителя могут возникнуть трудности при трогании с места. Поскольку тормозная педаль в этот момент не нажата, автомобиль может покатиться назад.

Чтобы не допустить отката, вы можете заранее задействовать рычаг стояночного тормоза, а в момент начала движения отпустить его свободной рукой.

Помимо нагрева, тормозная система не любит сырости. Если при проезде через глубокую лужу в тормозные механизмы попала вода, нужно просушить их, несколько раз активно притормозив на свободном участке дороги. Тепло, которое выделится при торможении, будет способствовать испарению влаги.

Меры обеспечения безопасности

Различают активные меры, которые должны предотвратить аварии, и пассивные меры, направленные на уменьшение последствий аварий.

К активным мерам относят:

  • Разумное проектирование и расположение объектов дорожной сети.
  • Изучение влияния конструкции дороги на вероятность аварии.
  • Совершенствование организации движения.
  • Правила дорожного движения.
  • Контроль над соблюдением правил дорожного движения.
  • Обязательное прохождение государственного техосмотра.

К пассивным мерам относят:

Совершенствование технических средств, транспортных средств и средств индивидуальной защиты:

обустройство автомобиля наибóльшим количеством подушек безопасности, использование ремней безопасности, подголовников и детских кресел; повышение жёсткости кузова, а также применение усиливающих элементов в передней, задней и боковых частях кузова.

Использование приспособлений для защиты пешеходов.

Влияние конструкции дороги на вероятность аварии и тяжесть последствий

На простейшей дороге с одной полосой движения в каждую сторону велика вероятность самых тяжёлых аварий вследствие лобовых столкновений при обгоне или выезда на встречную полосу по причине неисправности автомобиля или потери контроля со стороны водителя из-за нездоровья или засыпания. Однако следует заметить, что интенсивность дорожного движения на таких дорогах, как правило, невелика.

При наличии разделительной полосы достаточной ширины или разделительного (барьерного) ограждения лобовое столкновение исключается. Однако в случае с разделительным ограждением появляется вероятность столкновения автомобиля с этим ограждением, что в некоторых случаях приводит к не менее тяжёлым последствиям.

Конструкция дороги, исключающая появление людей или животных на проезжей части, резко снижает вероятность столкновений с ними. В первую очередь это касается автомобильных дорог I технической категории (автомагистралей), на которых исключены пешеходные переходы в одном уровне с проезжей частью.

Выделение дополнительных полос для остановки и стоянки автотранспорта, а также для подготовки к поворотам налево или направо снижает вероятность наезда на неподвижные или движущиеся с малой скоростью автомобили.

Оборудование перекрёстков светофорами снижает вероятность столкновения автомобилей пересекающихся направлений и упрощает переход проезжей части пешеходами.

Геометрия дороги также влияет на безопасность дорожного движения. Протяженные прямые участки загородных дорог из-за монотонности утомляют водителя или же водитель теряет ощущение скорости. Это приводит к нарушению скоростного режима и усиливает тяжесть последствий аварий.

Правила дорожного движения

Основная статья: Правила дорожного движения

Правила дорожного движения подробно описывают условия безопасного движения. Много внимания уделяется ограничению скорости. Сказано о необходимости соблюдать необходимый интервал движения, но нормативно он не определён.

Контроль соблюдения правил дорожного движения

Соблюдение ПДД является главным условием предотвращения ДТП. Обеспечение безопасности дорожного движения возложено на Госавтоинспекцию МВД России. Так, для контроля соблюдения скоростного режима могут использовать системы фото- и видеофиксации. Например, в зонах внедрения системы контроля средней скорости “Автодория” общее количество ДТП сократилось на 13 %, количество ДТП со смертельным исходом сократилось на 51 %.

Разновидности ущерба

Смерть

Наиболее очевидный вид ущерба от ДТП — это гибель людей.

Определение смертности в ДТП может быть не однозначно и зависит от различных критериев. Так, например, в США, в системе анализа смертности от ДТП смертью от ДТП считается смерть участника дорожной аварии в 30-дневный период после аварии (в некоторых штатах — до года). В Европе системы регистрации и анализа смертности от ДТП также используют 30-дневный период после аварии. В России 30-дневный срок установлен с начала 2009 года (ранее погибшими в ДТП считались лишь лица, скончавшиеся в течение 7-ми суток с момента ДТП).

Среди других факторов, затрудняющих измерение смертности — ошибки и намеренное сокрытие результатов регистрирующими службами (как правило, полицейскими). Например, было установлено, что даже в достаточно благополучной и законопослушной Голландии, в период с 1996 по 2001 г. полиция не сообщила о 7 % смертей в случае аварий.

Травмы

Очень сложно установить, сколько людей получили травмы в результате ДТП.
Выше показано, сколько сложностей может быть с определением смертности от ДТП, а определить и измерить количество и степень травм ещё сложнее.

Травмы, не требующие госпитализации, часто не учитываются вовсе, а проведённое в Нидерландах сравнение числа госпитализированных пострадавших по данным полиции и общенациональной регистрации сектора здравоохранения показало, что полицией учитываются только порядка 40 % пострадавших.

Повреждение собственности

Учёт повреждений собственности ещё более неоднозначен, чем в случае травм.
Во многих случаях учитываются только случаи, ущерб от которых превышает некоторую (произвольно установленную) величину, и таким образом, число зарегистрированных случаев ущерба может изменяться во времени из-за экономических причин (например, инфляции, возрастания стоимости ремонта и т. п.).
Учёт ДТП, не приведших к травмам, затруднён также тем, что очень часто водители о таких случаях не сообщают, и не вызывают полицию на место происшествия.
Обычно этот показатель измеряется в денежном выражении, и получается различными оценками, построенными на базе отчётов страховых компаний.

Система тахографического контроля РФ

В целях реализации функций, возложенных на ФБУ «Росавтотранс» приказом Минтранса России от 13 февраля 2013 г. № 36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства» разработаны следующие документы:

  • Образец заявления на выдачу (обновление) карты водителя РФ (от 25.12.2019 г.)
  • Образец заявления на выдачу (обновление) карты мастерской РФ (от 25.12.2019 г.)
  • Образец заявления на выдачу (обновление) карты предприятия РФ (от 25.12.2019 г.)
  • Требования к фотографиям
  • Перечень сведений о мастерских, осуществляющих деятельность по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту тахографов (от 06.08.2020 г.)
  • Перечень сведений о моделях тахографов, устанавливаемых на транспортные средства, эксплуатируемые на территории Российской Федерации на 09.12.2019 г.
  • Перечень сведений о моделях карт тахографа (от 26.05.2020 г.)
  • Порядок учета сведений в перечне моделей блоков СКЗИ тахографа (от 23.07.2019 г.)

Для сведения руководителей автотранспортных предприятий

Об административной ответственности за отсутствие тахографов на транспортных средствах.

В соответствии с Федеральным законом от 23 июля 2013 г. № 193-ФЗ «О внесении изменения в статью 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» вступившем в силу с 23 июля 2013 года, административная ответственность за управление транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, нарушение лицом, управляющим транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров, режима труда и отдыха, не применяется для транспортных средств, осуществляющих перевозки грузов и пассажиров по территории Российской Федерации до 1 апреля 2014 года. На перевозки грузов и пассажиров  в сфере осуществления международных автомобильных перевозок изменения не распространяются.

В соответствии с п.3И приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10.12.2012г. №580Н «Правилами финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами» допускается приобретение страхователями, осуществляющими пассажирские и грузовые перевозки тахографов за счет сумм страховых взносов в размере до 20% сумм страховых взносов начисленных им за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в предшествующем календарном году.

Расходы на карты водителя, входящие в состав тахографа, уменьшают налог на прибыль: компании и предприниматели, оказывающие автотранспортные услуги, вправе учесть расходы на приобретение карт водителя при налогообложении прибыли. Об этом Минфин России сообщил в письме от 25.06.13 № 03-03-06/1/23941. Согласно приказу Минтранса от 13.02.13 № 36, в состав тахографа входят карты тахографа, в том числе карта водителя. В связи с этим, затраты на покупку карт водителя, по мнению Минфина, можно отнести к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ) — при условии, если такие расходы экономически оправданы и документально подтверждены.

Тел.: +7 (495) 495-92-58

Как рассчитать полное время остановки и итоговый тормозной путь?

Как мы уже сказали, чтобы рассчитать весь тормозной путь, нужно учитывать потерю времени при принятии водителем решения о торможении (то есть время реакции водителя). Для этого нужно использовать другую формулу, которая обеспечивает более точный приблизительный расчет тормозного расстояния, которое проедет автомобиль в момент принятия решения о необходимости остановки. Вот эта формула:

(Скорость в км/ч : 10) x 3 = путь реакции в метрах

В итоге, сделав вычисление по вышеуказанным формулам, вы можете вычислить приблизительный итоговый тормозной путь вашего автомобиля при любой скорости движения. Вот пример. Если вы управляете своим автомобилем со скоростью 50 км/ч, то с помощью приведенных формул вычислите следующие значения:

Тормозной путь при принятии решения о торможении на этой скорости (реакция на дорожную ситуацию + принятие решения о торможении + время, необходимое для перемещения ноги с педали газа на педаль тормоза, а также время отклика тормозной системы на нажатую педаль тормоза) составит где-то (50/10) х 3 = 15 метров. То есть пока вы будете принимать решение о торможении при скорости в 50 км/ч, ваша машина проедет 15 метров.

Тормозной путь при нормальном торможении (с момента нажатия педали тормоза до момента остановки машины) составит около (50/10) х (50/10) = 25 метров.

При экстренном торможении тормозной путь, как мы уже отметили, сокращается примерно в два раза. Соответственно, расчет тормозного расстояния автомобиля, который движется со скоростью 50 км/ч, будет выглядеть следующим образом: (50/10) x (50/10) / 2 = 12,5 метров.

В результате теперь мы можем вычислить реальный итоговый тормозной путь автомобиля. Так, при нормальном (не резком, а обычном) торможении итоговый тормозной путь составит около 40 метров. При экстренном торможении – не менее 28 метров.

Примечание: Обратите внимание, что если скорость автомобиля будет выше всего в два раза, его итоговый тормозной путь увеличится в четыре раза. То есть мнение о том, что при увеличении скорости автомобиля в два раза тормозной путь увеличивается только в два раза, – это чистый воды миф среди многих автолюбителей

Так что имейте это в виду, когда садитесь за руль. Самое удивительное, что об этом не знают даже многие опытные водители

То есть мнение о том, что при увеличении скорости автомобиля в два раза тормозной путь увеличивается только в два раза, – это чистый воды миф среди многих автолюбителей. Так что имейте это в виду, когда садитесь за руль. Самое удивительное, что об этом не знают даже многие опытные водители.

Пример расчета тормозных и остановочных расстояний

Многие из водителей сталкивались с неприятными дорожно-транспортными происшествиями и хоть раз, но находились буквально в паре секунд от аварии

В таких ситуациях жизненно важно вовремя среагировать и затормозить. К огромному сожалению, не всегда быстрая реакция водителя позволяет избежать ДТП

В большинстве ситуаций этот момент зависит от самого транспортного средства. С момента начала торможения до полной остановки ТС пройдет определенный момент времени. Этот период и принято называть тормозным путем автомобиля. Знание величины тормозного пути поможет обезопасить водителя от неприятных инцидентов на дороге. Чтобы определить этот показатель можно обратиться к специалистам. Трасологическая экспертиза поможет определить показатели тормозного пути и скорость автомобиля. Однако рассчитать скорость автомобиля по тормозному пути вполне возможно и самостоятельно. Рассмотрим же более подробно все тонкости этого процесса.

Вывод автомобиля из заноса

Занос — это процесс, при котором задняя часть автомобиля отклоняется от основной траектории вправо или влево. При сильном заносе не исключено вращение автомобиля на проезжей части и выбрасывание его за пределы дороги.

Занос автомобиля на скользкой дороге может быть вызван одной из трех причин:

  • Резким торможением;
  • Резким разгоном с пробуксовкой колес;
  • Резким поворотом руля на слишком большой скорости, которая не соответствует состоянию дороги.

После того как причина заноса устранена, водителю остаётся только восстановить правильную траекторию. На разных типах автомобилей это делается по-разному.

Однако в любом случае основным действием является поворот руля в сторону заноса. Чтобы быстро повернуть руль на достаточный угол, держать его нужно немного выше середины рулевого колеса.

На заднеприводных автомобилях (грузовики, а также легковые автомобили Mercedes, BMW) необходимо плавно сбросить газ и как следует повернуть руль в сторону заноса. Когда траектория начнет восстанавливаться — повернуть руль обратно на меньший угол.

На переднеприводных автомобилях (большинство моделей легковых автомобилей) нужно задать рулем нужное вам направление движения передних колес и плавно прибавить газ, чтобы отклонившаяся в сторону задняя ось не пыталась «обогнать» передние колеса.

На полноприводных автомобилях (джипы, внедорожники) нужно поворачивать руль, как на переднеприводном автомобиле, и пытаться найти такое промежуточное положение педали газа, при котором траектория начнет восстанавливаться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector