Гост р 54999-2012 (ен 13015:2001) лифты. общие требования к инструкции по техническому обслуживанию лифтов

5.1 Внутренние размеры кабины пассажирского лифта

Размеры (полезная площадь) кабины лифтов категории А не
должны превышать величин, установленных в таблице 1 для соответствующих
номинальных грузоподъемностей. Ограничение полезной площади имеет целью
предотвратить перегрузку кабины пассажирского лифта пассажирами.

Таблица 1 — Соотношение
номинальной грузоподъемности и полезной площади кабины пассажирских лифтов
категории А

Номинальная
грузоподъемность лифта, кг

Максимальная полезная
площадь кабины, м2

320

0,96

400

1,17

450

1,30

500

1,38

630

1,66

800

2,00

1000

2,40

1275

2,95

1600

3,56

1800

4,0

2000

4,20

2500

5,00

В пассажирских лифтах категории В, полезная
площадь кабины которых превышает указанную в таблице 1 для соответствующих
грузоподъемностей, предусматривается:

a)
исключение возможности пуска лифтов из кабины или с посадочной площадки при
нахождении в кабине груза, масса которого превышает номинальную
грузоподъемность лифтов на 10 %, но не менее чем на 75 кг;

b)
оборудование кабины лифта сигнальным устройством о перегрузке (световое и
звуковое);

c)
применение средств, препятствующих опусканию кабины за нижнюю границу зоны
отпирания дверей при нахождении в кабине груза, масса которого равна полуторной
грузоподъемности лифта, определенной по фактической полезной площади кабины;

d)
обеспечение прочности элементов при размещении в неподвижной кабине равномерно
распределенного по площади ее пола груза, определенной по фактической полезной
площади кабины;

e)
обеспечение прочности элементов при посадке на буфера и на ловители кабины с
грузом, масса которого равна номинальной грузоподъемности лифта, определенной
по фактической полезной площади кабины.

В пассажирских лифтах для лечебно-профилактических
учреждений (больничных лифтов) с внутренней системой управления, полезная
площадь кабины которых превышает указанную в таблице 1 для соответствующих
грузоподъемностей, предусматривается:

a)
внутренняя система управления (с проводником);

b)
исключение возможности пуска лифта из кабины или с посадочной площадки при
нахождении в кабине груза, масса которого превышает номинальную
грузоподъемность лифта на 10 %, но не менее чем на 75 кг;

c)
оборудование кабины лифта сигнальным устройством о перегрузке (световое и
звуковое);

d)
допуск к управлению лифтом обученного и аттестованного персонала.

Размеры кабины лифтов, предназначенных для использования
пожарными во время пожара, должны обеспечивать размещение и транспортирование в
кабине пожарных с оборудованием для борьбы с пожаром и/или для спасения людей.

Размеры кабины лифтов, предназначенных для использования
инвалидами и другими маломобильными группами населения на креслах-колясках,
должны обеспечивать их въезд-выезд, размещение и транспортирование в кабине на
кресле-коляске.

Размеры кабины лифтов для лечебно-профилактических
учреждений (больничных лифтов) должны обеспечивать перевозку пациентов на
средствах горизонтального транспорта (каталках, кроватях) с сопровождающим
персоналом и/или медицинского оборудования.

Размеры кабины пассажирских лифтов приведены в и
и на , , ,
5а,
и .

Строй-Техника.ру

Строительные машины и оборудование, справочник

Категория:

   Электромеханика лифтов

Публикация:

   Машинное и блочное помещение

Читать далее:

   Подъемный механизм лифта

Машинное и блочное помещение

Что называется машинным помещением и где оно располагается?

Помещение, в котором устанавливают подъемный механизм и все пусковые электрические устройства, называется машинным помещением. Оно может быть расположено внизу под шахтой, рядом с ней или вверху, причем в последнем случае балки, на которые устанавливается подъемный механизм (лебедка) опираются на остов шахты или на стены лестничной клетки.

При расположении машинного помещения внизу шахты канаты (тросы) на пути от кабины к барабану или канатоведу-щему шкиву проходят через верхние блоки; в машинном помещении в этом случае устанавливается отводной блок, посредством которого отводятся канаты противовеса в одну плоскость с канатами кабины. При лебедке с канатоведущим шкивом имеют большое распространение установки без отводных блоков по схеме, помещенной на рис. 2.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

При верхнем расположении подъемного механизма у пассажирских лифтов, в большинстве случаев, обходятся без отводных блоков. Канатоведущий шкив или барабан выбирают такого диаметра, чтобы канаты с них вертикально опускались к кабине и противовесу. В случае необходимости применения отводных блоков (при кабине больших размеров), их устанавливают ниже канатоведущего шкива или барабана.

Верхнее расположение подъемного механизма экономически выгоднее нижнего, так как в этом случае можно применять, канаты меньшей длины, не нужно устраивать помещения для верхних блоков и отпадает надобность в отводных блоках. Однако при верхнем расположении лебедки трудно избавиться от шума, вызываемого работающим механизмом.

Каковы размеры машинного и блочного помещений?

Для удобства обслуживания машинное помещение и помещение верхних блоков устраивают высотой не менее 1,8 м.

Расстояние между стенами машинного помещения и деталями механизмов или электроаппаратуры должно быть, по крайней мере, с двух сторон не менее 500 мм, а площадь пола около входа — не менее 1X1 м.

Отверстия в полу машинного помещения для пропуска канатов должны быть такими, чтобы зазор между канатом, находящемся в крайнем рабочем положении, и кромкой отверстия не превышал 50 мм.

Чтобы с пола машинного или блочного помещения в шахту не падали мусор или мелкие предметы, вокруг отверсуий для канатов устраивают бортики высотой не менее 75 мм. Все проходы, ведущие в машинное или блочное помещение, необходимо освещать.

Рис. 1. Общий вид и разрезы пассажирского лифта;
а —с редукторной лебедкой, б — с безредукторной лебедкой.

В машинном помещении и в помещении верхних блоков нельзя хранить огнеопасные материалы и размещать механизмы и приборы, не относящиеся к лифту.

Как устроены машинное и блочное помещения?

Стены машинного и блочного помещений устраивают из огнестойкого материала (кирпича, бетона и т. п.). Двери в эти помещения должны запираться на замок и иметь обшивку, защищающую двери от возгорания.

По размерам блочное помещение так же, как и машинное, должно быть таким, чтобы был свободным проход между частями лифта и стенами. В нем устанавливается специальный выключатель или рубильник для размыкания тока в цепи управления лифта, чтобы обеспечить безопасное обслуживание верхних блоков и ограничителя скорости.

Полы машинного и блочного помещений рассчитывают на равномерно распределенную нагрузку в 500 кг 1м2.

Для борьбы с шумом, возникающим при работе подъемного механизма, стены и перекрытия машинных помещений

(при их расположении над шахтой) должны быть устроены из материалов с хорошей звукоизоляционной способностью.

Во время работы электроаппаратуры лифта иногда происходят значительные радиопомехи. Для борьбы с этими помехами во все стены и перекрытия можно закладывать заземляемую металлическуд сетку (из меди, алюминия и пр.), которая в этом случае служит экраном.

Рис. 2. Пассажирский лифт в лестничной клетке с механизмом под шахтой (планы и разрезы).

Машинное и блочное помещения, как правило, отапливаемы, приборы отопления должны быть рассчитаны так, чтобы в зимнее время температура в них не снижалась более —5 °С, иначе все смазывающие механизмы, устройства и сама смазка не будут обеспечивать надежность работы вращающихся деталей лифта.

Рис. 3. Планы машинного помещения лифтов.

Читать далее: Подъемный механизм лифта

Категория:
Электромеханика лифтов

лифтов в многоквартирном доме что входит – Онлайн юрист

Современные лифты – это обязательный конструктивный элемент многоквартирного жилого дома (в дальнейшем – МКД), обеспечивающий возможность быстрого подъёма на нужный этаж. Для поддержания их в рабочем состоянии должны приниматься специальные меры, включая ремонт и комплексное обслуживание.

Оплата за лифт в МКД

В домах выше 5 этажей обязательно требуется установка лифта для обеспечения комфортных условий для жизни жильцов.

лифта нуждается в определённых затратах, плата за содержание взимается с собственников помещений, находящихся в здании. В последнее время в соответствии с ЖК РФ принцип оплаты несколько изменился.

Если раньше сумма зависела от количества зарегистрированных в квартире людей, то теперь она зависит от общей площади жилья.

Особенности расчёта оплаты

Владельцы квартир согласно положениям Жилищного Кодекса Российской Федерации являются долевыми собственниками общих домовых площадей, не относящихся к числу жилых помещений.

Немного истории

История лифта насчитывает несколько тысячелетий.  Историки и археологи находят много упоминаний и остатков хитроумных подъемных машин времен древнего Египта, древнего Рима и Греции. Более поздние находки свидетельствуют о постепенном распространении подъемных механизмов по всему миру.

В 17-м и 18-м веках лифты проникли во дворцы царственных особ Европы и России. Однако вплоть до 19-го века общим для всех этих устройств было то, что приводились они в движение мускульной силой людей или животных. Только в 1800 году один американский шахтопромышленник применил для работы лифта паровую машину.

В 1845-м был изобретен первый гидравлический лифт, а в 1880 году в Германии —  первый электрический лифт. Скорость лифтов на паровой машине составляла величину порядка 20 сантиметров в секунду, гидравлических — 4 метра в секунду, первых электрических — до 6 метров в секунду.

Двумя последними решающими факторами, сформировавшими окончательную концепцию устройства  современного лифта,  стали изобретенные в 1852 году в Северной Америке  ловители, ставшие основой создания первого безопасного лифта, и в 1878 году —  ограничитель скорости, вызывавший срабатывание ловителей при превышении лифтом допустимой скорости.

Сегодня по способу создания подъемного усилия лифты делятся на электрические, гидравлические и пневматические. В нашем городе в основном используются лифты со скоростью движения от 0,71 до 1,6  метра в секунду.

Само слово «лифт» пришло в современном значении в русский язык в 19-м веке  путем заимствования из английского языка  слова lift, означавшего «поднимать, подъем».

Пожарные лифты / Лифты с режимом перевозки пожарных подразделений

Вопреки бытующему мнению, лифт для перевозки пожарных подразделений предназначен не только для пожарных — это обычный пассажирский лифт с площадью кабины минимум 2100х1100 мм или 1100х2100 мм. В обычном, нормальном режиме, лифт используется как пассажирский и работает как самостоятельная единица, так и может быть в составе группы лифтов. Однако, в случае срабатывания аварийной пожарной сигнализации в здании, в отличие от остальных пассажирских лифтов, он переходит в режим ППП (перевозка пожарных подразделений) и игнорируя все вызовы с этажей и приказы из кабины отправляется на посадочный этаж, где и стоит до приезда сотрудников МЧС. В крупных высотных зданиях обязательно положено помимо обычных пассажирских лифтов
установить пожарные, предназначенные для транспортировки сотрудников
МЧС. Сколько их должно быть? Это зависит от этажности, площади здания
и других параметров — расчет осуществляется в соответствии с ГОСТ
Р 52382−2005, помимо этого следует учитывать требования ГОСТ
Р 53296−2009. Еще для каждого объекта есть СТУ, разработанные с учетом
его характеристик.

  • Панель
    управления — с кнопками нажимного действия, сенсорные модели запрещены.
    После прибытия на этаж двери необходимо открыть путем нажатия
    специальной кнопки.
  • Замедленное движение дверных створок —
    у пожарных есть несколько секунд, чтобы оценить обстановку на этаже
    и степень риска для жизни и здоровья.
  • Огнестойкость дверей шахты у пожарных лифтов — не менее 60 минут.
  • Скорость лифта с режимом ППП должна быть такова, чтобы весь путь от самого верхнего этажа и до самого нижнего, посадочного, кабина преодолела не более чем за 60 секунд.

Зачем нужна установка лифта в пятиэтажке?

Лифт является удобным и комфортным средством передвижения, но не во всех домах его установка предусматривается строительными нормативами. С данной проблемой часто сталкиваются жители пятиэтажек и других малоэтажных домов. При этом установка лифта в пятиэтажке не предусмотрена даже в Программе по капитальному ремонту. Она рассчитана на замену уже имеющихся устаревших лифтовых конструкций в многоквартирных домах.

При этом решение данной проблемы все же есть. Для того, чтобы установить лифт в 5-этажное здание можно обратиться с заявлением в управляющую компанию. Также можно прийти с подобной просьбой в Жилищную инспекцию. Основанием для такой установки лифта будет протокол собрания всех жильцов дома с подписями о согласии на проведение строительных работ. Причем согласных должно быть больше половины всех проживающих в доме.

Если установка лифта в пятиэтажке в Москве выполняется управляющей компанией, жильцы должны будут оплатить все расходы. Они потребуются для покупки оборудования и его последующего монтажа. Все затраты жильцы, проживающие выше первого этажа, должны будут разделить поровну. При этом в квитанции на оплату жилья появится графа расходов на обслуживание лифта. В этом случае устанавливать лифт будет либо сама управляющая компания, либо другая компания по заключенному договору.

Но установка лифта в пятиэтажке может быть бесплатной, если все расходы возьмет на себя власть города. Такое встречается достаточно редко, хотя можно попробовать и этот вариант. Но для жилищной инспекции нужно приготовить очень весомые доказательства. В любом случае нужно решить, каким путем пойти и что будет выгоднее.

Немного статистики

В настоящее время в России находится в эксплуатации около 500 тысяч лифтов. Средний процент лифтов, выработавших срок службы, составляет порядка 35% и продолжает расти.

Рост количества лифтов, выработавших свой ресурс, вызван тем, что наиболее массовый ввод их в эксплуатацию пришелся на 80-е годы прошлого века. Назначенный срок службы лифтов установлен техническим регламентом “О безопасности лифтов”, утвержденным постановлением правительства Российской Федерации 2 октября 2009 г. №782, и составляет 25 лет. По истечении указанного срока проводится оценка соответствия лифта требованиям регламента, на основании которой делается заключение, содержащее выводы об условиях возможного продления срока безопасной эксплуатации лифта и рекомендации по модернизации или замене лифта. Средняя стоимость замены лифта на сегодняшний момент составляет 1,5 млн рублей.

Согласно новому жилищному законодательству, с 1 января 2007 года в приватизированных домах за содержание мест общего пользования, а значит, и за лифты, отвечают собственники жилья. Существовавшие ранее целевые  региональные программы по замене лифтов во многих регионах перестали существовать, растворившись в программах по капитальному ремонту многоквартирного жилья.

Надо сказать, что  средства из федерального и региональных бюджетов на замену лифтов  продолжают все же выделяться и даже растут. Так, за два последних года выделяемые в регионы через  Фонд ЖКХ федеральные средства на замену лифтов увеличились с 4,5 до 10 млрд рублей. Но коренного улучшения положения дел не произойдет. Предложение представителей отрасли о придании программе по замене лифтов статуса федеральной целевой понимания у федеральных чиновников не нашло.

Такая же ситуация сложилась и на региональном уровне. Средства выделяются, но их не достаточно для полного решения проблемы. Позиция государства в этом вопросе однозначна — в ближайшие годы стоит ждать все более настойчивого перекладывания финансовой нагрузки по этой проблеме на плечи собственников жилья. Остается надеяться лишь на большой запас прочности, заложенный в конструкцию лифтов, и совесть обслуживающих их электромехаников.

Надо сказать, что заложенный в прошлом подход к проектированию лифтов с большим запасом прочности и созданная система по обеспечению их безопасной эксплуатации выдержали проверку временем и продолжают сохранять нам жизнь. Несмотря на все сложности последних двух десятков лет, лифты остаются одним из самых безопасных факторов риска в нашей жизни.

Средний показатель смертности составляет 10 человек в год. За такой же период от внешних причин в России гибнет до 220 000 человек, из них от убийств — до 22 000 человек, от самоубийств — до 40 000 человек, в ДТП — до 26 000 человек, от отравления алкоголем — до 22 000 человек, в пожарах — до 15 000 человек, тонет при купании  до 3 000 человек, погибают при обрушении зданий до 40 человек, в техногенных ЧС — до 4 000 человек, в ЧС природного характера — до 21 человека, от травм на производстве — до 5 000 человек (данные по отраслям колеблются от 40 до 700 человек).

Можно ли сделать поездку в лифте абсолютно безопасной? Да, это вполне решаемая проблема. Для этого надо лишь, что бы все заинтересованные стороны наконец повернулись лицом друг к другу и включились в процесс общественного обсуждения этой проблемы.

Особенности лифтов для высотных зданий

  • Аэродинамическая
    форма кабины — предусмотрена при скорости от 6 м/с и выше. Сделано это
    для того, чтобы уменьшить сопротивление воздуха, эффект достигается
    за счет обтекателей, устанавливаемых в верхней и нижней части кабины.
  • Роликовые
    башмаки — они меньше шумят и вибрируют, обладают большей
    износостойкостью, чем башмаки скольжения, их применение оправданно
    в лифтовом оборудовании со скоростью от 2,5 м/с.
  • Усиление деталей, на которые оказывается повышенная нагрузка: направляющих, кронштейнов, дверок.

При
установке группы лифтов существует техническая возможность установки двух кабин, работающих в одной шахте — это пожелание относится к категории скоростного
оборудования (от 4
м/с и выше).

4.3 Полезная площадь кабины грузовых лифтов

Полезная площадь кабины грузовых лифтов категории А для
номинальных грузоподъемностей, предусмотренных настоящим стандартом, должна
соответствовать таблице 1. Ограничение полезной площади имеет целью
предотвратить перегрузку пассажирами кабины лифта.

Таблица 1 Соотношение
номинальной грузоподъемности и площади кабины

Номинальная
грузоподъемность грузового лифта, кг

Максимальная
полезная площадь кабины, м2

500

1,4

630

1,66

1000

2,40

1600

3,56

2000

4,20

2500

5,00

3200

6,12

3500

6,60

5000

9,00

У грузовых лифтов самостоятельного пользования
категории В должны быть предусмотрены:

a)
исключение возможности пуска лифта из кабины или с погрузочной площадки при
нахождении в кабине груза, масса которого превышает номинальную
грузоподъемность лифта на 10%, но менее чем на 75 кг;

b)
оборудование кабины сигнальным устройством о перегрузке (световое и звуковое);

c)
применение средств, препятствующих опусканию кабины за нижнюю границу зоны
отпирания дверей при нахождении в ней груза, масса которого равна полуторной
грузоподъемности лифта, определенной по фактической полезной площади кабины;

d)
обеспечение прочности элементов лифта при размещении в неподвижной кабине
равномерно распределенного по площади ее пола груза, масса которого равна
полуторной грузоподъемности, определенной по фактической полезной площади
кабины;

e)
обеспечение прочности элементов лифта при посадке на буферы и ловители кабины с
грузом, масса которого равна грузоподъемности, определенной по фактической
полезной площади кабины.

У грузовых лифтов (несамостоятельного пользования) категории
В должны быть предусмотрены:

a)
исключение возможности пуска лифта из кабины или с погрузочной площадки при
нахождении в кабине груза, масса которого превышает номинальную
грузоподъемность лифта на 10%, но менее чем на 75 кг;

b)
оборудование кабины сигнальным устройством о перегрузке (световое и звуковое);

c)
загрузка лифтов должна проводиться под контролем обученного и аттестованного
персонала.

Опасен ли лифт?

В последние годы проблема безопасности пользователей лифтами все чаще становится предметом общественного обсуждения. Сначала это были отдельные статьи в прессе, затем эта тема всколыхнула форумы в Интернете и наконец стала предметом обсуждения на центральных каналах телевидения, в один день превратившись из отраслевой в публичную. Рано или поздно это должно было случиться, и это произошло.

Что же стало причиной столь живого интереса к проблеме? Чтобы ответить на этот вопрос, спросим себя, что мы знаем о лифтах? Если не брать во внимание не очень дружелюбные отклики диспетчера на ваши просьбы о помощи и несколько раздраженные советы электромеханика, явно раздосадованного вашей некомпетентностью в этом вопросе, то, пожалуй, единственным официальным источником ваших знаний становится табличка с правилами пользования лифтом, находящаяся в кабине лифта или на основном этаже. Не правда ли, не богатый выбор?

Именно отсутствие достаточной информации стало причиной такого всплеска интереса к этой проблеме. И если раньше вызванный неизвестностью страх многие вымещали на самом лифте — пиная двери, ломая декоративные панели, поджигая кнопки и плафоны, разбивая зеркала и отламывая алюминиевые поручни, — то сейчас, с появлением такого универсального инструмента общения, как Интернет, и  начавшим пробиваться уважением человека к самому себе, все больше людей получили возможность общаться, задавать вопросы и сами планировать среду, в которой они хотели бы жить.

Так что же мы хотим знать о лифтах? Уверен, многие ответят: ВСЕ! Однако немногие смогут выдержать такой рассказ до конца

Поэтому только самое необходимое и самое важное, а если этого будет недостаточно — вы всегда сможете задать свой вопрос. Торопитесь, Интернет пока не запрещен, но как знать

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 8032-84 Предпочтительные числа и ряды предпочтительных чисел

ГОСТ 30471-96/ГОСТ Р 50602-93 Кресла-коляски. Максимальные габаритные размеры

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

Управление лифтами в высотных зданиях

  • При вызове
    кабины пассажир указывает, на какой этаж ему надо — приказная панель
    находится возле площадки ожидания, в кабине она может отсутствовать.
    Упрощенный вариант — указывают только направление(«вверх»
    или «вниз»), а конкретный этаж — только после входа в кабину. Таким
    образом, кабина останавливается только в том случае, если ей по пути и загрузка кабины не превышает 80%.
  • Станции
    управления группами лифтов — позволяют решать многие задачи:
    ограничивать доступ определенным категориям пользователей, устанавливать
    режимы работы оборудования в зависимости от загруженности, времени
    суток и иных параметров. Чаще всего управление лифтами интегрируют
    с автоматизированным комплексом управления объектом. Это решение отлично
    подходит для коммерческих зданий, в частности, бизнес-центров.
  • Интерактивные
    технологии — служат для оповещения пассажиров, выбора оптимального
    варианта движения, информирования о пересадочных этажах.

Больше
всего энергии лифт потребляет в момент старта — благодаря
интеллектуальным решениям число запусков удается существенно сократить.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector