Гост р 54999-2012 (ен 13015:2001) лифты. общие требования к инструкции по техническому обслуживанию лифтов
Содержание:
- 5.1 Внутренние размеры кабины пассажирского лифта
- Строй-Техника.ру
- лифтов в многоквартирном доме что входит – Онлайн юрист
- Немного истории
- Пожарные лифты / Лифты с режимом перевозки пожарных подразделений
- Зачем нужна установка лифта в пятиэтажке?
- Немного статистики
- Особенности лифтов для высотных зданий
- 4.3 Полезная площадь кабины грузовых лифтов
- Опасен ли лифт?
- 2 Нормативные ссылки
- Управление лифтами в высотных зданиях
5.1 Внутренние размеры кабины пассажирского лифта
Размеры (полезная площадь) кабины лифтов категории А не
должны превышать величин, установленных в таблице 1 для соответствующих
номинальных грузоподъемностей. Ограничение полезной площади имеет целью
предотвратить перегрузку кабины пассажирского лифта пассажирами.
Таблица 1 — Соотношение
номинальной грузоподъемности и полезной площади кабины пассажирских лифтов
категории А
Номинальная |
Максимальная полезная |
320 |
0,96 |
400 |
1,17 |
450 |
1,30 |
500 |
1,38 |
630 |
1,66 |
800 |
2,00 |
1000 |
2,40 |
1275 |
2,95 |
1600 |
3,56 |
1800 |
4,0 |
2000 |
4,20 |
2500 |
5,00 |
В пассажирских лифтах категории В, полезная
площадь кабины которых превышает указанную в таблице 1 для соответствующих
грузоподъемностей, предусматривается:
a)
исключение возможности пуска лифтов из кабины или с посадочной площадки при
нахождении в кабине груза, масса которого превышает номинальную
грузоподъемность лифтов на 10 %, но не менее чем на 75 кг;
b)
оборудование кабины лифта сигнальным устройством о перегрузке (световое и
звуковое);
c)
применение средств, препятствующих опусканию кабины за нижнюю границу зоны
отпирания дверей при нахождении в кабине груза, масса которого равна полуторной
грузоподъемности лифта, определенной по фактической полезной площади кабины;
d)
обеспечение прочности элементов при размещении в неподвижной кабине равномерно
распределенного по площади ее пола груза, определенной по фактической полезной
площади кабины;
e)
обеспечение прочности элементов при посадке на буфера и на ловители кабины с
грузом, масса которого равна номинальной грузоподъемности лифта, определенной
по фактической полезной площади кабины.
В пассажирских лифтах для лечебно-профилактических
учреждений (больничных лифтов) с внутренней системой управления, полезная
площадь кабины которых превышает указанную в таблице 1 для соответствующих
грузоподъемностей, предусматривается:
a)
внутренняя система управления (с проводником);
b)
исключение возможности пуска лифта из кабины или с посадочной площадки при
нахождении в кабине груза, масса которого превышает номинальную
грузоподъемность лифта на 10 %, но не менее чем на 75 кг;
c)
оборудование кабины лифта сигнальным устройством о перегрузке (световое и
звуковое);
d)
допуск к управлению лифтом обученного и аттестованного персонала.
Размеры кабины лифтов, предназначенных для использования
пожарными во время пожара, должны обеспечивать размещение и транспортирование в
кабине пожарных с оборудованием для борьбы с пожаром и/или для спасения людей.
Размеры кабины лифтов, предназначенных для использования
инвалидами и другими маломобильными группами населения на креслах-колясках,
должны обеспечивать их въезд-выезд, размещение и транспортирование в кабине на
кресле-коляске.
Размеры кабины лифтов для лечебно-профилактических
учреждений (больничных лифтов) должны обеспечивать перевозку пациентов на
средствах горизонтального транспорта (каталках, кроватях) с сопровождающим
персоналом и/или медицинского оборудования.
Размеры кабины пассажирских лифтов приведены в и
и на , , ,
5а,
и .
Строй-Техника.ру
Строительные машины и оборудование, справочник
Категория:
Электромеханика лифтов
Публикация:
Машинное и блочное помещение
Читать далее:
Подъемный механизм лифта
Машинное и блочное помещение
Что называется машинным помещением и где оно располагается?
Помещение, в котором устанавливают подъемный механизм и все пусковые электрические устройства, называется машинным помещением. Оно может быть расположено внизу под шахтой, рядом с ней или вверху, причем в последнем случае балки, на которые устанавливается подъемный механизм (лебедка) опираются на остов шахты или на стены лестничной клетки.
При расположении машинного помещения внизу шахты канаты (тросы) на пути от кабины к барабану или канатоведу-щему шкиву проходят через верхние блоки; в машинном помещении в этом случае устанавливается отводной блок, посредством которого отводятся канаты противовеса в одну плоскость с канатами кабины. При лебедке с канатоведущим шкивом имеют большое распространение установки без отводных блоков по схеме, помещенной на рис. 2.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
При верхнем расположении подъемного механизма у пассажирских лифтов, в большинстве случаев, обходятся без отводных блоков. Канатоведущий шкив или барабан выбирают такого диаметра, чтобы канаты с них вертикально опускались к кабине и противовесу. В случае необходимости применения отводных блоков (при кабине больших размеров), их устанавливают ниже канатоведущего шкива или барабана.
Верхнее расположение подъемного механизма экономически выгоднее нижнего, так как в этом случае можно применять, канаты меньшей длины, не нужно устраивать помещения для верхних блоков и отпадает надобность в отводных блоках. Однако при верхнем расположении лебедки трудно избавиться от шума, вызываемого работающим механизмом.
Каковы размеры машинного и блочного помещений?
Для удобства обслуживания машинное помещение и помещение верхних блоков устраивают высотой не менее 1,8 м.
Расстояние между стенами машинного помещения и деталями механизмов или электроаппаратуры должно быть, по крайней мере, с двух сторон не менее 500 мм, а площадь пола около входа — не менее 1X1 м.
Отверстия в полу машинного помещения для пропуска канатов должны быть такими, чтобы зазор между канатом, находящемся в крайнем рабочем положении, и кромкой отверстия не превышал 50 мм.
Чтобы с пола машинного или блочного помещения в шахту не падали мусор или мелкие предметы, вокруг отверсуий для канатов устраивают бортики высотой не менее 75 мм. Все проходы, ведущие в машинное или блочное помещение, необходимо освещать.
Рис. 1. Общий вид и разрезы пассажирского лифта;
а —с редукторной лебедкой, б — с безредукторной лебедкой.
В машинном помещении и в помещении верхних блоков нельзя хранить огнеопасные материалы и размещать механизмы и приборы, не относящиеся к лифту.
Как устроены машинное и блочное помещения?
Стены машинного и блочного помещений устраивают из огнестойкого материала (кирпича, бетона и т. п.). Двери в эти помещения должны запираться на замок и иметь обшивку, защищающую двери от возгорания.
По размерам блочное помещение так же, как и машинное, должно быть таким, чтобы был свободным проход между частями лифта и стенами. В нем устанавливается специальный выключатель или рубильник для размыкания тока в цепи управления лифта, чтобы обеспечить безопасное обслуживание верхних блоков и ограничителя скорости.
Полы машинного и блочного помещений рассчитывают на равномерно распределенную нагрузку в 500 кг 1м2.
Для борьбы с шумом, возникающим при работе подъемного механизма, стены и перекрытия машинных помещений
(при их расположении над шахтой) должны быть устроены из материалов с хорошей звукоизоляционной способностью.
Во время работы электроаппаратуры лифта иногда происходят значительные радиопомехи. Для борьбы с этими помехами во все стены и перекрытия можно закладывать заземляемую металлическуд сетку (из меди, алюминия и пр.), которая в этом случае служит экраном.
Рис. 2. Пассажирский лифт в лестничной клетке с механизмом под шахтой (планы и разрезы).
Машинное и блочное помещения, как правило, отапливаемы, приборы отопления должны быть рассчитаны так, чтобы в зимнее время температура в них не снижалась более —5 °С, иначе все смазывающие механизмы, устройства и сама смазка не будут обеспечивать надежность работы вращающихся деталей лифта.
Рис. 3. Планы машинного помещения лифтов.
Читать далее: Подъемный механизм лифта
Категория: —
Электромеханика лифтов
лифтов в многоквартирном доме что входит – Онлайн юрист
Современные лифты – это обязательный конструктивный элемент многоквартирного жилого дома (в дальнейшем – МКД), обеспечивающий возможность быстрого подъёма на нужный этаж. Для поддержания их в рабочем состоянии должны приниматься специальные меры, включая ремонт и комплексное обслуживание.
Оплата за лифт в МКД
В домах выше 5 этажей обязательно требуется установка лифта для обеспечения комфортных условий для жизни жильцов.
лифта нуждается в определённых затратах, плата за содержание взимается с собственников помещений, находящихся в здании. В последнее время в соответствии с ЖК РФ принцип оплаты несколько изменился.
Если раньше сумма зависела от количества зарегистрированных в квартире людей, то теперь она зависит от общей площади жилья.
Особенности расчёта оплаты
Владельцы квартир согласно положениям Жилищного Кодекса Российской Федерации являются долевыми собственниками общих домовых площадей, не относящихся к числу жилых помещений.
Немного истории
История лифта насчитывает несколько тысячелетий. Историки и археологи находят много упоминаний и остатков хитроумных подъемных машин времен древнего Египта, древнего Рима и Греции. Более поздние находки свидетельствуют о постепенном распространении подъемных механизмов по всему миру.
В 17-м и 18-м веках лифты проникли во дворцы царственных особ Европы и России. Однако вплоть до 19-го века общим для всех этих устройств было то, что приводились они в движение мускульной силой людей или животных. Только в 1800 году один американский шахтопромышленник применил для работы лифта паровую машину.
В 1845-м был изобретен первый гидравлический лифт, а в 1880 году в Германии — первый электрический лифт. Скорость лифтов на паровой машине составляла величину порядка 20 сантиметров в секунду, гидравлических — 4 метра в секунду, первых электрических — до 6 метров в секунду.
Двумя последними решающими факторами, сформировавшими окончательную концепцию устройства современного лифта, стали изобретенные в 1852 году в Северной Америке ловители, ставшие основой создания первого безопасного лифта, и в 1878 году — ограничитель скорости, вызывавший срабатывание ловителей при превышении лифтом допустимой скорости.
Сегодня по способу создания подъемного усилия лифты делятся на электрические, гидравлические и пневматические. В нашем городе в основном используются лифты со скоростью движения от 0,71 до 1,6 метра в секунду.
Само слово «лифт» пришло в современном значении в русский язык в 19-м веке путем заимствования из английского языка слова lift, означавшего «поднимать, подъем».
Пожарные лифты / Лифты с режимом перевозки пожарных подразделений
Вопреки бытующему мнению, лифт для перевозки пожарных подразделений предназначен не только для пожарных — это обычный пассажирский лифт с площадью кабины минимум 2100х1100 мм или 1100х2100 мм. В обычном, нормальном режиме, лифт используется как пассажирский и работает как самостоятельная единица, так и может быть в составе группы лифтов. Однако, в случае срабатывания аварийной пожарной сигнализации в здании, в отличие от остальных пассажирских лифтов, он переходит в режим ППП (перевозка пожарных подразделений) и игнорируя все вызовы с этажей и приказы из кабины отправляется на посадочный этаж, где и стоит до приезда сотрудников МЧС. В крупных высотных зданиях обязательно положено помимо обычных пассажирских лифтов
установить пожарные, предназначенные для транспортировки сотрудников
МЧС. Сколько их должно быть? Это зависит от этажности, площади здания
и других параметров — расчет осуществляется в соответствии с ГОСТ
Р 52382−2005, помимо этого следует учитывать требования ГОСТ
Р 53296−2009. Еще для каждого объекта есть СТУ, разработанные с учетом
его характеристик.
- Панель
управления — с кнопками нажимного действия, сенсорные модели запрещены.
После прибытия на этаж двери необходимо открыть путем нажатия
специальной кнопки. - Замедленное движение дверных створок —
у пожарных есть несколько секунд, чтобы оценить обстановку на этаже
и степень риска для жизни и здоровья. - Огнестойкость дверей шахты у пожарных лифтов — не менее 60 минут.
- Скорость лифта с режимом ППП должна быть такова, чтобы весь путь от самого верхнего этажа и до самого нижнего, посадочного, кабина преодолела не более чем за 60 секунд.
Зачем нужна установка лифта в пятиэтажке?
Лифт является удобным и комфортным средством передвижения, но не во всех домах его установка предусматривается строительными нормативами. С данной проблемой часто сталкиваются жители пятиэтажек и других малоэтажных домов. При этом установка лифта в пятиэтажке не предусмотрена даже в Программе по капитальному ремонту. Она рассчитана на замену уже имеющихся устаревших лифтовых конструкций в многоквартирных домах.
При этом решение данной проблемы все же есть. Для того, чтобы установить лифт в 5-этажное здание можно обратиться с заявлением в управляющую компанию. Также можно прийти с подобной просьбой в Жилищную инспекцию. Основанием для такой установки лифта будет протокол собрания всех жильцов дома с подписями о согласии на проведение строительных работ. Причем согласных должно быть больше половины всех проживающих в доме.
Если установка лифта в пятиэтажке в Москве выполняется управляющей компанией, жильцы должны будут оплатить все расходы. Они потребуются для покупки оборудования и его последующего монтажа. Все затраты жильцы, проживающие выше первого этажа, должны будут разделить поровну. При этом в квитанции на оплату жилья появится графа расходов на обслуживание лифта. В этом случае устанавливать лифт будет либо сама управляющая компания, либо другая компания по заключенному договору.
Но установка лифта в пятиэтажке может быть бесплатной, если все расходы возьмет на себя власть города. Такое встречается достаточно редко, хотя можно попробовать и этот вариант. Но для жилищной инспекции нужно приготовить очень весомые доказательства. В любом случае нужно решить, каким путем пойти и что будет выгоднее.
Немного статистики
В настоящее время в России находится в эксплуатации около 500 тысяч лифтов. Средний процент лифтов, выработавших срок службы, составляет порядка 35% и продолжает расти.
Рост количества лифтов, выработавших свой ресурс, вызван тем, что наиболее массовый ввод их в эксплуатацию пришелся на 80-е годы прошлого века. Назначенный срок службы лифтов установлен техническим регламентом “О безопасности лифтов”, утвержденным постановлением правительства Российской Федерации 2 октября 2009 г. №782, и составляет 25 лет. По истечении указанного срока проводится оценка соответствия лифта требованиям регламента, на основании которой делается заключение, содержащее выводы об условиях возможного продления срока безопасной эксплуатации лифта и рекомендации по модернизации или замене лифта. Средняя стоимость замены лифта на сегодняшний момент составляет 1,5 млн рублей.
Согласно новому жилищному законодательству, с 1 января 2007 года в приватизированных домах за содержание мест общего пользования, а значит, и за лифты, отвечают собственники жилья. Существовавшие ранее целевые региональные программы по замене лифтов во многих регионах перестали существовать, растворившись в программах по капитальному ремонту многоквартирного жилья.
Надо сказать, что средства из федерального и региональных бюджетов на замену лифтов продолжают все же выделяться и даже растут. Так, за два последних года выделяемые в регионы через Фонд ЖКХ федеральные средства на замену лифтов увеличились с 4,5 до 10 млрд рублей. Но коренного улучшения положения дел не произойдет. Предложение представителей отрасли о придании программе по замене лифтов статуса федеральной целевой понимания у федеральных чиновников не нашло.
Такая же ситуация сложилась и на региональном уровне. Средства выделяются, но их не достаточно для полного решения проблемы. Позиция государства в этом вопросе однозначна — в ближайшие годы стоит ждать все более настойчивого перекладывания финансовой нагрузки по этой проблеме на плечи собственников жилья. Остается надеяться лишь на большой запас прочности, заложенный в конструкцию лифтов, и совесть обслуживающих их электромехаников.
Надо сказать, что заложенный в прошлом подход к проектированию лифтов с большим запасом прочности и созданная система по обеспечению их безопасной эксплуатации выдержали проверку временем и продолжают сохранять нам жизнь. Несмотря на все сложности последних двух десятков лет, лифты остаются одним из самых безопасных факторов риска в нашей жизни.
Средний показатель смертности составляет 10 человек в год. За такой же период от внешних причин в России гибнет до 220 000 человек, из них от убийств — до 22 000 человек, от самоубийств — до 40 000 человек, в ДТП — до 26 000 человек, от отравления алкоголем — до 22 000 человек, в пожарах — до 15 000 человек, тонет при купании до 3 000 человек, погибают при обрушении зданий до 40 человек, в техногенных ЧС — до 4 000 человек, в ЧС природного характера — до 21 человека, от травм на производстве — до 5 000 человек (данные по отраслям колеблются от 40 до 700 человек).
Можно ли сделать поездку в лифте абсолютно безопасной? Да, это вполне решаемая проблема. Для этого надо лишь, что бы все заинтересованные стороны наконец повернулись лицом друг к другу и включились в процесс общественного обсуждения этой проблемы.
Особенности лифтов для высотных зданий
- Аэродинамическая
форма кабины — предусмотрена при скорости от 6 м/с и выше. Сделано это
для того, чтобы уменьшить сопротивление воздуха, эффект достигается
за счет обтекателей, устанавливаемых в верхней и нижней части кабины. - Роликовые
башмаки — они меньше шумят и вибрируют, обладают большей
износостойкостью, чем башмаки скольжения, их применение оправданно
в лифтовом оборудовании со скоростью от 2,5 м/с. - Усиление деталей, на которые оказывается повышенная нагрузка: направляющих, кронштейнов, дверок.
При
установке группы лифтов существует техническая возможность установки двух кабин, работающих в одной шахте — это пожелание относится к категории скоростного
оборудования (от 4
м/с и выше).
4.3 Полезная площадь кабины грузовых лифтов
Полезная площадь кабины грузовых лифтов категории А для
номинальных грузоподъемностей, предусмотренных настоящим стандартом, должна
соответствовать таблице 1. Ограничение полезной площади имеет целью
предотвратить перегрузку пассажирами кабины лифта.
Таблица 1 — Соотношение
номинальной грузоподъемности и площади кабины
Номинальная |
Максимальная |
500 |
1,4 |
630 |
1,66 |
1000 |
2,40 |
1600 |
3,56 |
2000 |
4,20 |
2500 |
5,00 |
3200 |
6,12 |
3500 |
6,60 |
5000 |
9,00 |
У грузовых лифтов самостоятельного пользования
категории В должны быть предусмотрены:
a)
исключение возможности пуска лифта из кабины или с погрузочной площадки при
нахождении в кабине груза, масса которого превышает номинальную
грузоподъемность лифта на 10%, но менее чем на 75 кг;
b)
оборудование кабины сигнальным устройством о перегрузке (световое и звуковое);
c)
применение средств, препятствующих опусканию кабины за нижнюю границу зоны
отпирания дверей при нахождении в ней груза, масса которого равна полуторной
грузоподъемности лифта, определенной по фактической полезной площади кабины;
d)
обеспечение прочности элементов лифта при размещении в неподвижной кабине
равномерно распределенного по площади ее пола груза, масса которого равна
полуторной грузоподъемности, определенной по фактической полезной площади
кабины;
e)
обеспечение прочности элементов лифта при посадке на буферы и ловители кабины с
грузом, масса которого равна грузоподъемности, определенной по фактической
полезной площади кабины.
У грузовых лифтов (несамостоятельного пользования) категории
В должны быть предусмотрены:
a)
исключение возможности пуска лифта из кабины или с погрузочной площадки при
нахождении в кабине груза, масса которого превышает номинальную
грузоподъемность лифта на 10%, но менее чем на 75 кг;
b)
оборудование кабины сигнальным устройством о перегрузке (световое и звуковое);
c)
загрузка лифтов должна проводиться под контролем обученного и аттестованного
персонала.
Опасен ли лифт?
В последние годы проблема безопасности пользователей лифтами все чаще становится предметом общественного обсуждения. Сначала это были отдельные статьи в прессе, затем эта тема всколыхнула форумы в Интернете и наконец стала предметом обсуждения на центральных каналах телевидения, в один день превратившись из отраслевой в публичную. Рано или поздно это должно было случиться, и это произошло.
Что же стало причиной столь живого интереса к проблеме? Чтобы ответить на этот вопрос, спросим себя, что мы знаем о лифтах? Если не брать во внимание не очень дружелюбные отклики диспетчера на ваши просьбы о помощи и несколько раздраженные советы электромеханика, явно раздосадованного вашей некомпетентностью в этом вопросе, то, пожалуй, единственным официальным источником ваших знаний становится табличка с правилами пользования лифтом, находящаяся в кабине лифта или на основном этаже. Не правда ли, не богатый выбор?
Именно отсутствие достаточной информации стало причиной такого всплеска интереса к этой проблеме. И если раньше вызванный неизвестностью страх многие вымещали на самом лифте — пиная двери, ломая декоративные панели, поджигая кнопки и плафоны, разбивая зеркала и отламывая алюминиевые поручни, — то сейчас, с появлением такого универсального инструмента общения, как Интернет, и начавшим пробиваться уважением человека к самому себе, все больше людей получили возможность общаться, задавать вопросы и сами планировать среду, в которой они хотели бы жить.
Так что же мы хотим знать о лифтах? Уверен, многие ответят: ВСЕ! Однако немногие смогут выдержать такой рассказ до конца
Поэтому только самое необходимое и самое важное, а если этого будет недостаточно — вы всегда сможете задать свой вопрос. Торопитесь, Интернет пока не запрещен, но как знать
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 8032-84 Предпочтительные числа и ряды предпочтительных чисел
ГОСТ 30471-96/ГОСТ Р 50602-93 Кресла-коляски. Максимальные габаритные размеры
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
Управление лифтами в высотных зданиях
- При вызове
кабины пассажир указывает, на какой этаж ему надо — приказная панель
находится возле площадки ожидания, в кабине она может отсутствовать.
Упрощенный вариант — указывают только направление(«вверх»
или «вниз»), а конкретный этаж — только после входа в кабину. Таким
образом, кабина останавливается только в том случае, если ей по пути и загрузка кабины не превышает 80%. - Станции
управления группами лифтов — позволяют решать многие задачи:
ограничивать доступ определенным категориям пользователей, устанавливать
режимы работы оборудования в зависимости от загруженности, времени
суток и иных параметров. Чаще всего управление лифтами интегрируют
с автоматизированным комплексом управления объектом. Это решение отлично
подходит для коммерческих зданий, в частности, бизнес-центров. - Интерактивные
технологии — служат для оповещения пассажиров, выбора оптимального
варианта движения, информирования о пересадочных этажах.
Больше
всего энергии лифт потребляет в момент старта — благодаря
интеллектуальным решениям число запусков удается существенно сократить.