Статья 8.32. коап рф. нарушение правил пожарной безопасности в лесах

Другой комментарий к статье 20.4 КоАП РФ

1. Объектом административного правонарушения в сфере обеспечения пожарной безопасности выступает совокупность общественных отношений, охраняемых противопожарными правилами, нормами и стандартами и направленных на обеспечение государственных мер борьбы с огнем.

Под пожарной безопасностью следует понимать состояние объекта защиты, характеризуемое возможностью предотвращения возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара.

Требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения устанавливаются Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.

Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре.

Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.

Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:

— в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ, и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных указанным Федеральным законом;

— в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ, и нормативными документами по пожарной безопасности.

При выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ, и требований нормативных документов по пожарной безопасности, а также для объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию или проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, расчет пожарного риска не требуется.

Пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.

Объективная сторона правонарушения заключается в нарушении или невыполнении должностным лицом, гражданином или юридическим лицом правил, норм и стандартов пожарной безопасности. Противоправное деяние виновного лица не связывается правовой нормой с обязательным наступлением вредных последствий.

Административная ответственность по ч. 3 комментируемой статьи наступает в случае возникновения вследствие нарушения требований стандартов, норм и правил пожарной безопасности пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека либо без наступления иных тяжких последствий.

2

С субъективной стороны рассматриваемый состав административного правонарушения характеризуется неосторожной и умышленной формами вины

В качестве субъекта административной ответственности выступают граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица и должностные лица.

Статья 20.4 КоАП РФ. Нарушение требований пожарной безопасности

1. Нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 — 8 настоящей статьи, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

2. Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, —

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

3. Нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

4. Нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

5. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 или 4 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

6. Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей.

6.1. Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека, —

влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

7. Неисполнение производителем (поставщиком) обязанности по включению в техническую документацию на вещества, материалы, изделия и оборудование информации о показателях пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования или информации о мерах пожарной безопасности при обращении с ними, если предоставление такой информации обязательно, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от девяноста тысяч до ста тысяч рублей.

8. Нарушение требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от семи тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста двадцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

Требования противопожарной безопасности, которые должны соблюдаться

Диспозиция статьи КоАП по вопросам противопожарной безопасности является бланкетной. Это означает, что для привлечения виновных к ответственности нужно установить, какие требования были нарушены или не выполнены.

Можно выделить следующие требования противопожарной безопасности, которые нужно соблюдать собственникам и арендаторам помещений:

  1. Ознакомление с правилами противопожарной безопасности персонала, обеспечение его осведомленности и обучения.
  2. Требования к эксплуатационным характеристикам помещения, которые могли бы минимизировать риски причинения ущерба пожаром.
  3. Оснащение всех объектов средствами пожаротушения, сигнализации, локализации возгораний.
  4. Безопасное выполнение работ, предполагающих применение открытого огня и нагрев поверхностей.
  5. Исполнение законных предписаний надзорных органов.

В первую группу входят те, которые связаны с работой зданий и не требующих внесения изменений в конструктивную часть. Соответственно, их проще устранить. Примерами организационных нарушений может являться загромождение эвакуационных путей, допуск к работе лиц без инструктажа, ненадлежащий учет систем пожаротушения и пр.

Нарушения нережимного характера более существенные, на их устранение нужно потратить немало финансовых и временных затрат. В данную группу, например, входят: отсутствие необходимого количества эвакуационных выходов, превышение допустимой площади пожарного отсека, отсутствие систем автоматической защиты от пожара.

Статистика в области привлечения к административной ответственности показывает, что чаще всего выявляются следующие нарушения в области противопожарной безопасности:

  • загромождение эвакуационных путей и выходов;
  • неисправность пожарной сигнализации, систем пожаротушения, противопожарных дверей и пр. (в задачи ответственного лица входит необходимость регулярной проверки указанных систем на работоспособность);
  • перепланировка помещения, в результате которой был затруднен доступ к системам первичного пожаротушения и пр.

Хотя на практике реальные причины пожаров другие: неисправность электропроводки, неосторожное обращение с огнем (в том числе, курение), использование мощных электроприборов без заземления

Ответственность за нарушения ППБ

Ответственность за нарушение противопожарной безопасности, может быть уголовной или административной:

  1. После установления факта несоблюдения требований пожарной безопасности, нарушителя привлекают к ответственности не сразу. Для начала инспектором выписывается предписание, в котором он указывает несоответствие требованиям пожарной безопасности и мероприятия по их устранению
  2. Для выполнения определенных мероприятий устанавливаются сроки их реализации, которые не могут превышать одного года. По истечении установленной даты происходит контрольный аудит по выполнению мероприятий.
  3. Если во время проверки исполнения мероприятий, будет выявлено игнорирование или не исполнение установленных мероприятий, возможны два варианта:
  • Наложение административного штрафа;
  • Приостановление эксплуатации объекта в судебном порядке.

Особенность нарушения правил пожарной безопасности является возможность одновременного привлечения нарушителей к уголовной и административной ответственности.

Ответственность административная

Меры ответственности за нарушения ППБ в соответствии с КоАП статья 20.4, может носить предупредительный характер или штрафные санкции, в следующих объемах:

  • От одной до пяти тысяч рублей для физических лиц.
  • От шести до пятидесяти тысяч рублей для назначенных приказом лиц за поддержание противопожарной безопасности на объекте и ИП.
  • От пятнадцати тысяч до одного миллион рублей для организаций.

Если инспектор надзорного органа выявит неисполнение выписанных им предписаний по устранению выявленных замечаний, штрафные санкции будут определены в следующем объеме:

  • От полутора до пяти рублей для физических лиц.
  • От двух до трех тысяч рублей для ИП и руководителей.
  • От семидесяти до двухсот рублей для юридических лиц.

Назначенным за поддержание соответствующего состояния объекта лицам, которые не выполняли требования надзорных органов или выписанные предписания, в качестве наказания может быть назначено принудительно отстранение от занимаемой должности на срок до трех месяцев.

Ответственность уголовная

Самая строгая ответственность за нарушение правил противопожарной безопасности назначает в соответствии с Уголовным кодексом РФ статья № 219, дифференцированно, в зависимости от тяжести последствий. В случае причинение тяжкого вреда здоровья ответственность наступает по первой части статьи 219 и предусматривает следующие меры:

  • Наложение штрафа на сумму не более 80 000 рублей или удержание дохода, полученным преступником за 6 месяцев.
  • На срок до трех лет ограничение свободы.
  • Принудительное привлечение к работам на период не более трех лет.
  • Запрет занимать определенные судом должности и работы на срок до трех лет.

Если в результате несоблюдения установленных требований ППБ произошел летальный исход, то к виновнику будут применяться более жесткие карательные меры, среди которых:

  • Срок увеличивается до пяти лет.
  • Пять лет изоляции преступника от общества в исправительных учреждениях.

Причинение смерти двум и более лицам будет караться заключением под стражу на период до семи лет.

Уголовно-правовая характеристика

Само по себе несоблюдение ПБ является видом проступка.

А вот уголовным преступлением оно становится, если следствием этого нарушения стал пожар, если человек получит вред средней тяжести или выше, или же умрет.

Это деяние можно совершить двумя способами – действием и бездействием.

Пример: действие – поджечь лес, бездействие – увидеть занимающийся пожар и никому об этом не сообщить и не принять мер по его тушению самолично.

Состав преступления

Объективная и субъективная сторона.

Если несоблюдение ПБ было признано соответствующими органами преступлением, его объективной стороной считается нарушение ППБ, которое повлекло за собой тяжкий или же средней тяжести урон человеческому здоровью, в крайнем случае смерть человека.

Умышленное нарушение (несоблюдение) ППБ, осознанно направленное непосредственно на причинение вреда человеку, характеризуется как умышленное преступление, направленное против личности.

Субъективной стороной в этом же случае (признание проступка преступлением) является обдуманное или неумышленное нарушение ППБ.

То есть если кто-либо случайно подожжет дом (не следуя ППБ), не имея информации о находящихся внутри людях, то это будет квалифицироваться как ст. 219 УК РФ.

А вот если он не будет соблюдать ППБ, зная, что внутри находятся люди, и осознанно подвергая их здоровье опасности, то в случае нанесения вреда людям посредством пожара его действия будут считаться преступлением против личности.

Рассматривая стороны несоблюдения ППБ, объектом этого преступления считается ПБ, иными словами, состояние, в котором защищено имущество, человеческое здоровье, жизнь и прочее от пожара.

А вот субъектом преступления считается лицо, за которым законодательно закреплена обязанность соблюдать ПБ, равно как производить контроль, чтобы не давать другим не соблюдать ПБ.

Нарушение правил пожарной безопасности

ППБ содержит в себе большое количество обязательных к исполнению требований, которые позволяют предотвратить неконтролируемое распространение огня. При исполнении методических требований стоит различать типы индивидуальных объектов, на которые они действуют. Особенно серьезные установлены на предприятиях, содержащих в оборудовании или коммуникациях вещества, которые могут самостоятельно воспламеняться или поддерживать процесс горения.

Тяжкий вред здоровью может быть нанесен и при пренебрежении элементарными правилами безопасности на рабочем месте или дома. За такого рода ожоги виновное лицо может понести суровое наказание, вплоть до уголовного. При умышленном инициировании возгорания в законодательстве существует отдельная статья. Поджог в рассматриваемом вопросе будет наиболее тяжким преступлением, поскольку в таком случае пострадавшие физически не могли предусмотреть случившегося.

Важно! Отличием от самовозгорания будет то, что инициатор пожара будет очевиден

Административная ответственность

В КоАП Российской Федерации закреплена административная ответственность не только физического, но и юридического лица. Такого вида наказание находит свою реализацию через предупреждение или денежное взыскание, при этом штраф будет определяться по отклонению от ТПБ, уровню пожара, а также должности виновного лица. Так, ст. 20.4 сулит виновнику-гражданину только штраф в размере от 2000 до 3000 руб.*, а вот уже должностному лицу придется потратиться на сумму от 6000 до 15 тыс. руб. Штраф за пожар на предприятии будет от 20 тыс. до 30 тыс. руб. Юридические лица в этом плане в наиболее невыигрышной обстановке, их траты составят до 200 тыс. руб. при минимально возможном штрафе в 150 тыс. руб.

Такие суммы к наказанию установлены только первой частью указанной статьи. Вторая часть применяется, когда те же самые нарушения были допущены после введения особого противопожарного режима. И штрафы по ним будут значительно выше. Так, максимальные суммы по категориям лиц составят:

  • для гражданина — до 4000 руб.;
  • на должностное лицо — 30 тыс. руб.;
  • для предпринимателя — 40 тыс. руб.;
  • на юридическое лицо — 400 тыс. руб.

Ответственность

Оценку соответствия помещений и продукции на пожарную безопасность проводят в соответствии с техническим регламентом о ТПБ. При вынесении экспертом в ходе исполнения своих обязанностей и проведения мероприятий по независимой оценке ложного заключения он подлежит штрафу или дисквалификации на срок до трех лет. К нему могут быть также применены штрафные санкции в сумме до 20 тыс. руб.

Уголовная ответственность

УК РФ также содержит наказания за несоблюдение ТПБ. Они установлены ст. 219. При этом, как и в иных статьях УК, данная содержит квалификацию по тяжести с подразделением на пункты

При совершении нарушающих действий по неосторожности будет применен п. 1 и назначен штраф в сумме 80 тыс. руб

или полугодовая зарплата. На усмотрение суда возможно также ограничить свободу или лишить ее вовсе. Совместно с лишением свободы будет применен запрет на занимание определенных должностей.

Вторым пунктом рассматривается пожар, унесший по неосторожности чью-то жизнь. Срок лишения свободы при этом будет составлять пять лет

Третий пункт тоже сопряжен с гибелью, но по нему смерть должна наступить у двух и более лиц. Санкция — лишение свободы, срок при этом до семи лет.

Обратите внимание! Сроки лишения свободы по данной статье увеличиваются вместе с количеством погибших при пожаре

Что такое правила пожарной безопасности: понятие

Правила пожарной безопасности представляют собой документальные нормы, которые должны выполнять учреждения, организации и граждане в целях профилактики возникновения пожаров.

Они регулируют как правила строительства, так и санитарную и гигиеническую работу на производстве.

Разработкой этих документов занимается Министерство Российской Федерации по чрезвычайным ситуациям.

На базе этого ведомства трудятся научные сотрудники, а также анализируется опыт по ликвидации и предупреждению пожаров. Разработанные меры передаются на рассмотрение правительству Российской Федерации.

В 1994 году был принят Закон о пожарной безопасности, в котором освещены основные вопросы по предупреждению и ликвидации пожаров. Более детально режим противопожарной работы описан в Правилах противопожарного режима в Российской Федерации.

В нем рассматриваются основные права и обязанности по обеспечению режима, а также требования ко всем объектам и субъектам, в том числе гражданам в быту.

На предприятии, в университете и в любых других общественных объектах имеются документы, которыми руководствуются при обеспечении противопожарной безопасности. К ним относятся:

  • журнал регистрации проведения противопожарных инструктажей;
  • распоряжения, приказы и инструкции об установлении противопожарного режима;
  • схемы и планы эвакуации;
  • правила противопожарной безопасности, утвержденные Министерством;
  • правила по эксплуатации оборудования.

Все эти нормативные акты разрабатываются органами местного самоуправления, однако не противоречат существующим Указам и Постановлениям Правительства. Таким образом осуществляется взаимосвязь разработанных нормативов и конкретных объектов, где они применяются.

Что грозит за воровство одежды или продуктов в магазине? Ответ узнайте прямо сейчас.

Кто несет ответственность за нарушение правил пожарной безопасности

Как мы уже сказали выше, штраф за нарушение пожарной безопасности могут нести любые субъекты. Это и организации, и физические лица, и должностные лица. Отдельно отметим штрафы на должностное лицо. За пожарную безопасность уполномоченный орган может привлечь к административной ответственности как руководителя организации, так и работника, ответственного за пожарную безопасность. Именно эти лица, во-первых, являются должностными. А во-вторых, они обязаны организовать и обеспечить выполнение организацией правил пожарной безопасности. Правила противопожарного режима законодатель нередко формулирует через обязанность руководителя. Именно руководитель, к примеру, обязан обеспечить исправное состояние знаков пожарной безопасности. Руководитель при расстановке в помещениях оборудования обеспечивает наличие проходов к путям эвакуации и эвакуационным выходам. Поэтому в данном случае штраф за нарушение пожарной безопасности правильно возложить на него.

И, как правило, в случае привлечения к ответственность должностного лица, штраф применяют и к организации. 

Статья 1073 ГК РФ. Ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними в возрасте до четырнадцати лет

1. За вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет (малолетним), отвечают его родители (усыновители) или опекуны, если не докажут, что вред возник не по их вине.

2. Если малолетний гражданин, оставшийся без попечения родителей, был помещен под надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 155.1 Семейного кодекса Российской Федерации), эта организация обязана возместить вред, причиненный малолетним гражданином, если не докажет, что вред возник не по ее вине.

3. Если малолетний гражданин причинил вред во время, когда он временно находился под надзором образовательной организации, медицинской организации или иной организации, обязанных осуществлять за ним надзор, либо лица, осуществлявшего надзор над ним на основании договора, эта организация либо это лицо отвечает за причиненный вред, если не докажет, что вред возник не по их вине при осуществлении надзора.

4. Обязанность родителей (усыновителей), опекунов, образовательных, медицинских организаций или иных организаций по возмещению вреда, причиненного малолетним, не прекращается с достижением малолетним совершеннолетия или получением им имущества, достаточного для возмещения вреда.

Если родители (усыновители), опекуны либо другие граждане, указанные в пункте 3 настоящей статьи, умерли или не имеют достаточных средств для возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего, а сам причинитель вреда, ставший полностью дееспособным, обладает такими средствами, суд с учетом имущественного положения потерпевшего и причинителя вреда, а также других обстоятельств вправе принять решение о возмещении вреда полностью или частично за счет самого причинителя вреда.

Формы вины

Основными из них в сфере пожарной безопасности являются умысел и неосторожность. Такие административные правонарушения практически все совершаются с косвенным злоумышлением или из-за халатного отношения к обязанностям

Такие административные правонарушения практически все совершаются с косвенным злоумышлением или из-за халатного отношения к обязанностям.

Например, ответственное за безопасность лицо осознает общественную угрозу своих бездействий касательно подготовки эвакуационных выходов, предвидит вероятность наступления негативных последствий, (при этом не желает возможного возгорания), но относится к ним безразлично. Такой подход является косвенным умыслом. Или же человек видит возможность наступления опасных последствий этих бездействий, но самонадеянно рассчитывает на их предотвращение (легкомыслие).

В сфере уголовной ответственности наряду с неосторожностью распространена и такая форма вины как прямой умысел. К примеру, обычный поджог, который может привести к уничтожению всего имущества или даже смерти людей

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector