Полоса отвода железной дороги: нормативы, назначение, указатели

Особенности проектирования

Ширина участков, выделенных для полосы отвода, определяется в проекте, если глубина выемок и высота насыпей больше стандартных, а конфигурация полотна имеет отличия от поперечных (типовых) профилей. Аналогичное правило действует и в случае, когда рельеф горный или холмистый, грунты слабые и залегают в основании насыпи, а также при прочих особых условиях. Ширина участков, выделяемых для расположения полотна на перегонах, определяется в документации при проектировании на местности:

  1. Где глубина выемки и высота насыпи больше 12 м.
  2. При крутизне откосов, отличающейся от типовых параметров.
  3. При расположении насыпи на косогоре круче 1:5 и выемки на косогоре круче 1:3. Если последние располагаются на оползневых и неустойчивых косогорах, ширина участка определяется вне зависимости от крутизны.
  4. При пересечении подтопляемыми/затопляемыми насыпями, фильтрующими в том числе, речных пойм, глубоких оврагов, мелких озер.
  5. При расположении насыпи на слабом основании, а также возведении ее с запасом на осадку.
  6. При устройстве выемки, глубина которой больше 2 м, в глинистом грунте, пылеватых и мелких песках, быстровыветривающихся скальных грунтах.
  7. При расположении насыпи на болотистой местности, на мокром основании с выходами ключей.
  8. При расположении полотна на участках с развитием (в том числе возможным) осыпей, обвалов, лавин, карстовых полостей, селей, каменных россыпей, пучин, оврагов.
  9. При устройстве выемок в переувлажненном грунте и вскрывающих водоносный горизонт.
  10. При разработке выемки и возведении насыпи методом гидромеханизации.
  11. При устройстве полотна на вечной мерзлоте, в сейсмической местности, в районе, где распространены подвижные пески.
  12. При разработке выемки взрывами на выброс.
  13. При устройстве в массивах с пластами осадочных пород или отдельных слоев изверженных пород при уклоне в сторону пути более 1:3.

Ширина полосы может определяться с использованием компьютерной программы, учитывающей конфигурацию полотна, особенности рельефа и природных условий, а также экономические факторы.

Дополнительные факторы

При проектировании новых ж/д сооружений, в том числе линейных объектов, усиления действующих дорог, производственных сооружений, населенных пунктов и пр. на территориях ведения сельскохозяйственной деятельности учитываются:

  1. Стоимость участков.
  2. Ставка налога.

При принятии решения о выделении земли для железнодорожного транспорта необходимо обеспечить максимальную экономию территории сельхозугодий. Размещение ж/д инфраструктуры на особо ценных участках допускается в исключительных случаях. К таким территориям относят осушенные и орошаемые площади, пашни, наделы, занятые многолетними плодовыми растениями и виноградниками и пр. В исключительных случаях допускается прокладка ж/д полотна на особо охраняемых участках, имеющих культурно-историческое, рекреационное, оздоровительное значение.

Обзор документа

Правительство планирует утвердить положение о придорожных полосах автомобильных дорог. Это не будет касаться дорог общего пользования, расположенных в границах населенных пунктов.

Заявление об установлении, изменении, прекращении существования придорожных полос будет подаваться заинтересованными лицами в уполномоченные органы госвласти или МСУ. Установят состав сведений заявления и перечень прилагаемых к нему документов. Решение будет направлено в течение 30 дней с даты регистрации заявления.

Ширина придорожной полосы будет зависеть от класса и категории дорог. Владельцы автодорог должны будут обозначать границы придорожных полос информационными щитами. Они должны будут отражать расстояние от границы полосы отвода до придорожной полосы.

В пределах придорожных полос будет запрещено строительство объектов капстроительства за рядом исключений. Определят особенности размещения объектов дорожного сервиса и инженерных коммуникаций в придорожных полосах.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Главные размеры

Давайте рассмотрим те параметры, согласно которым происходит проектирование вышеуказанной полосы отвода для участка автодороги. Границы данной территории устанавливают в зависимости от ряда нормализованных параметров, с помощью которых возможна планировка будущего участка. Площадь объекта принимается шириной, зависящей напрямую от того, к какой категории принадлежит проектируемый путь. Каковы же эти значения?

  • Для дорог 5-й категории ширина составляет 25 м.
  • Полоса отвода автомобильной дороги 4 категории, как и 3-й, имеет размер 50 м.
  • Наиболее широкой является полоса автодороги, принадлежащей к 1-й либо 2-й категории. Значение этого параметра в данном случае равно 75 м.

В отдельных случаях принятые значения могут быть подвержены корректировке. Например, если автомобильная дорога связывает между собой федеральные центры, подъездная ширина полосы отвода ее принимается равной 100 метрам.

Таким же данный параметр принимается и тогда, когда речь идет о полосе отвода автомобильной дороги федерального значения или функция ее — организация объездной траектории города, численность населения которого — до 250000 человек. В том случае, если число жителей превышает указанную цифру, габаритный размер принимается равным 150 м.

Иногда задают вопрос — сколько метров полоса отвода автомобильной дороги в населенном пункте? Но уже из определения видно, что в городах и селах устройства ее не требуется. Согласно нормам проектирования полоса отвода автомобильной дороги в населенном пункте не предусмотрена.

А кто может этим заниматься?

Придорожная территория – это не то место, которое может обустраивать кто угодно. К работам допускаются только настоящие профессионалы, ведь от этого зависит, насколько безопасной и надежной будет трасса.

В работе должны быть задействованы инженеры-проектировщики, инженеры-строители, имеющие специализацию, предполагающую именно строительство автомобильных дорог. Нет строгих критериев отбора конкретных работников, исполняющих указания прорабов, но предпочтение стоит отдавать тем, кто уже имел дело с созданием трасс. Задачи сложные, требуют применения специальной техники, поэтому обучиться с нуля откровенно непросто.

Нормативы для частного домостроения

            Справочник СН
456-73 рассматривает только магистральные линии и коллекторы. Он не относится к
участкам, выделенным под ИЖС. Выполнить требования СН 456-73 и соблюсти нормы отвода канализации
и водопровода в условиях частного домостроения невозможно, поскольку размеры
полос под магистрали слишком велики. Кроме того, величина участков зависит от
нескольких факторов:

  • регион, в котором производится строительство;
  • плотность застройки;
  • наличие санитарных или охранных зон;
  • грунтовые условия.

Кроме этого, учитываются другие факторы:

  • спрос на участки;
  • количество свободных земель;
  • порядок заселения площадей;
  • общее развитие региона, потребности, уровень
    жизни населения.

Исходя из этих факторов, размеры участков принимаются органами местного самоуправления. Поэтому, стандарта в этом вопросе не существует. Минимальный размер — 3 сотки, максимум может достигать нескольких десятков гектаров. Использовать в таких условиях один и тот же нормативный документ невозможно. Нормы отвода земли для локальной канализации невозможно определить, поскольку вся система расположена на площади участка, за его пределы не выходит. Поэтому, в таких случаях рассматриваются лишь допустимые расстояния до построек, объектов подачи питьевой воды, других сооружений или элементов инфраструктуры. По местным линиям подачи воды нормативы более мягкие, но к системам водоотведения или утилизации предъявляются весьма жесткие требования. Это обусловлено спецификой работы автономных очистных сооружений, их потенциальной опасностью для питьевых скважин или колодцев. При этом, строительство частных систем ведется в рамках одного участка, поэтому использование стандартных нормативов становится нецелесообразным. Единственным условием становится соблюдение расстояний до объектов, сооружений, а также правильный монтаж емкостей, труб.

Как ограничивается использование данной территории

В пределах зарезервированной под полосу отвода территории запрещается осуществлять ряд действий, а именно:

1. Организовывать и проводить любой вид деятельности, не имеющий непосредственного отношения к ведению дорожных работ.

2. Располагать любые здания, предназначение которых не связано с дорожным обслуживанием.

3. Распахивать землю.

4. Валить деревья.

5. Производить выпас животных.

6. Монтировать любые рекламные конструкции без оформления специального на то разрешения.

7. Устанавливать указатели, несущие второстепенную информативную функцию.

В случае обладания нормативными цифрами параметров каждой полосы отвода процесс проектирования новой дороги происходит значительно проще и быстрее. Но не следует забывать о том, что данный стандарт не распространяет свои требования на определённые участки. К таковым можно отнести места подходов к мостам и тоннелям, путь, проложенный по гористой местности или в дорожно-климатической зоне.

Размеры полосы отвода

Существуют определённые правила установление границ полос отвода. Они содержатся в Приказе Минтранса РФ от 06.08.2008 N 126 «Об утверждении Норм отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода железных дорог, а также норм расчета охранных зон железных дорог». Подробно остановимся на этом вопросе.

По-разному ширина полос отвода определяется для земельных участков:

  • С высотой насыпи до 12 м;
  • С выемкой глубиной до 12 м;
  • С особыми природными условиями местности.

Для первых двух пунктов ширина полосы отвода устанавливается на основе таблиц, в которых основными параметрами, влияющими на ширину, являются категория железнодорожного пути, уклон местности, высота насыпи/ глубина выемки. Категория железнодорожной линии определяется исходя из её назначения, объёма перевозок груза, скорости движения пассажирских составов и т.д. Какие есть категории и как они определяются, в то числе фигурирующие в приказе Минтранса I – IV категории, можно посмотреть в «СП 119.13330.2017 Железные дороги колеи 1520 мм». Так, для ж/д дороги III категории при поперечном уклоне местности 1:7 и высоте насыпи 6 м ширина полосы отвода будет составлять 37 м. Зная параметры, по таблице определить ширину зоны отвода довольно просто. Но есть некоторые нюансы в зависимости от особенностей железной дороги. Так, для размещения насыпей из некоторых видов грунта (скального, дренирующих песков) ширина полос отвода может быть уменьшена на 1 метр. Если ж/д пути I и II категорий размещаются на землях, не пригодных для сельского хозяйства, то к ширине из таблицы прибавляется ещё 10 м.

Чтобы определить ширину полосы отвода на земельных участках, отличающихся различными природными особенностями (например, находящиеся в районах вечной мерзлоты, в болотистых местностях, рядом с водоёмами, на оползнях и пр.), нужно посмотреть в таблицу 3 приказа Минтранса. В ней ширина полосы отвода зависит от того, насколько часто происходят неблагоприятно влияющие на ж/д инфраструктуру природные явления. Если по таблице 3 ширина полосы отвода будет больше, чем установленная в двух рассмотренных ранее таблицах, то дополнительная часть полосы (то есть та, которая превышает размер, установленный в таблицах 1 и 2) выделяется в охранную зону железной дороги (о который вы можете почитать в нашем самостоятельном материале). Поясним на примере. Допустим, железная дорога пролегает по местности, в которой частота образования оврагов составляет 1 раз в 10 лет. При такой частоте ширина полосы отвода составляет 60 м. При этом у железнодорожного пути II категории высота насыпи равна 3 метрам при поперечном уклоне местности 1:10. По таблице 1 ширина полосы отвода составит 27 м. Поскольку полоса отвода с учётом природных особенностей участка на 33 м больше, то эта часть территории должна считаться уже охранной зоной, а не полосой отвода. По специальной формуле рассчитывается ширина полосы отвода, если на ней располагается лесные насаждения, препятствующие схождению снега. Если железная дорога пролегает по территории покрытой печками, то полосы отвода в таком случае буду фиксированными: не менее 200 м — в пустынных и полупустынных районах; не менее 100 м — в остальных районах.

При этом необходимо учитывать нормы не только установленные в рассмотренном Приказе Минтранса, но  и нормы землеустроительной, градостроительной и проектной документации, генеральные схемы развития железнодорожных линий, узлов и станций и пр.

Для чего нужны нормы отвода

            Сети водоснабжения и водоотведения представляют собой систему трубопроводов, по которым происходит подача воды и удаление стоков. Укладка этих линий производится в траншеи, для чего во время строительства приходится производить объемные земляные работы. Площадь участка оказывается занята вынутым грунтом и самими гнездами под трубы и сооружения (колодцы, камеры переключения водопроводных линий). Каждая полоса отвода для строительства канализации или водопровода устанавливает место‚ на которой будут производиться работы.

Перед началом работ надо распределить
площадь участка. Следует определить контуры траншей, места временного
складирования грунта, других материалов. Для перемещения кранов требуется
монтаж рельсов. Если не распределить площадку наиболее рациональным способом,
упадет скорость и эффективность строительства. Нельзя препятствовать подходу
строительной техники, подвозу материалов, укладке коммуникаций. В противном
случае строительство окажется парализованным — выполнение одни действий
будет препятствовать другим работам.

            Необходимо
учесть, что ширина полосы
отвода для канализации или водоводов не является расчетной величиной.
Это табличное значение‚ принимаемое в соответствии с действующими правилами. Размеры
полос зависят от количества и размеров труб, глубины укладки

Помимо этого,
учитывается материал каналов, принимается во внимание назначение земель, на
которых ведутся работы. Например, для участков С/Х назначения ширина полос
больше, чем для земель, непригодных к выращиванию растений

Это различие вызвано
необходимостью снятия и последующего восстановления плодородного слоя. Придется
задействовать землеройную технику, что требует дополнительных площадей.

Практические аспекты

Составляет проект полосы отвода заинтересованное лицо. В некоторых случаях это оформляется в рамках государственного контракта, если речь идет о дороге, которая затем будет в собственности государства. При необходимости обустройства частной трассы задачи проекта берет на себя собственник.

Сделать проект «на коленке» не получится, придется обратиться к специалистам. Проектировщики разработают полный пакет сопроводительной документации, на основании которого уполномоченный орган местной власти принимает решение о согласовании либо отправляет на доработку. Лишь после полного оформления пакета документов и получения виз всех заинтересованных сторон можно будет приступать к работам. Заплатить за все придется, очевидно, собственнику.

Дороги и термины

Под придорожной полосой принято понимать такую территорию, которая с двух сторон непосредственно примыкает к месту, предназначенному для движения автотранспорта. В границах придорожной территории действует специальный строгий режим использования каждого квадратного сантиметра площади. Необходимо обустроить участки таким образом, чтобы перемещение на автомобиле было по возможности безопасным. Кроме того, полоса отвода устраивается с расчетом на предстоящую реконструкцию и даже капитальный ремонт. Участок создаётся таким образом, чтобы упростить задачи обслуживания трассы, гарантировать максимально длительную сохранность дороги. Профессиональный подход к отведению земельного участка обязательно учитывает развитие шоссе в будущем, оценивая все возможные перспективы.

Основные элементы

В пределах рассматриваемых участков размещаются:

  1. Защитные лесонасаждения.
  2. Земляное полотно с водоотводными, искусственными сооружениями.
  3. Снегозащитные заборы.
  4. Ограждающие конструкции. Они служат для предотвращения выхода животных и людей на рельсовое полотно.
  5. Ограждающие устройства и конструкции на участках высокоскоростного движения составов.
  6. Путевые и прочие здания, линии энергоснабжения и связи, иные ж/д сооружения и установки.

Границы полосы отвода обозначаются специальными знаками. Их устанавливают по внешнему периметру на:

  • Поворотных участках.
  • Прямых отрезках пути не дальше 250 м друг от друга, на кривых – при радиусе 600 м и больше – через 1/10 радиуса, менее 600 – через 50 м.

Начальная и конечная точки кривых отрезков границ закрепляются граничными знаками.

СИМБИРСК ЭКСПЕРТИЗА

СН 452-73 Нормы отвода земель для магистральных трубопроводов

НОРМЫ ОТВОДА ЗЕМЕЛЬ для магистральных трубопроводов

Постановлением Госстроя СССР от 30 марта 1973 г. N 45 утверждены и с 30 марта 1973 г. введены в действие разработанные Всесоюзным научно-исследовательским институтом по строительству магистральных трубопроводов Миннефтегазстроя, представленные Мингазпромом и согласованные с Минсельхозом СССР и Гослесхозом СССР, приведенные ниже Нормы отвода земель для магистральных трубопроводов.

1. Настоящие нормы устанавливают ширину полос земель для магистральных подземных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов) и размеры земельных участков для размещения запорной арматуры указанных трубопроводов.

Примечания: 1. Полосы земель для магистральных трубопроводов необходимы для временного краткосрочного пользования на период их строительства, а земельные участки для размещения запорной арматуры – для бессрочного (постоянного) пользования.

2. Ширина полос земель для магистральных надземных трубопроводов определяется проектом, утвержденным в установленном порядке.

3. Полосы земель для магистральных трубопроводов следует отводить участками в соответствии с очередностью строительства, предусмотренной проектом.

2. При выборе, отводе и использовании земель для магистральных трубопроводов следует соблюдать требования Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик, Основных положений по восстановлению земель, нарушенных при разработке месторождений полезных ископаемых, проведении геологоразведочных, строительных и иных работ, а также соответствующих общесоюзных нормативных документов, утвержденных или согласованных Госстроем ССР.

3.Ширину полосы земель, отводимых во временное краткосрочное пользование на период строительства одного магистрального подземного трубопровода, надлежит устанавливать по табл. 1.

Диаметр трубопровода в мм

Ширина полосы земель для одного подземного трубопровода в м

на землях несельскохозяйственного назначения, или непригодных для сельского хозяйства, и землях государственного лесного фонда

на землях сельскохозяйственного назначения худшего качества (при снятии и восстановлении плодородного слоя)

1. До 426 включительно

2. Более 426 до 720 включительно

3. Более 720 до 1020 включительно

4. Более 1020 до 1220 включительно

5. Более 1220 до 1420 включительно

Примечания: 1. Предоставление для магистральных трубопроводов земель государственного лесного фонда производится преимущественно за счет не покрытых лесом площадей или площадей, занятых кустарниками и малоценными насаждениями. При необходимости предоставления для указанных целей в исключительных случаях земель государственного лесного фонда, покрытых лесом, ширина полос земель для магистральных трубопроводов устанавливается по согласованию с Гослесхозом СССР, но не более ширины, указанной в графе 2 табл. 1 для трубопроводов соответствующих диаметров.

2. Предоставление в пользование и изъятие земель для магистральных трубопроводов производится в соответствии со статьями 10 и 16 Основ земельного законодательства Союза СССР и союзных республик.

3. Ширина полос земель для магистральных подземных трубопроводов диаметром более 1420 мм и трубопроводов, строящихся в труднопроходимой местности (в болотах, тундре, пустынях, горных условиях и т.п.), а также размеры земельных участков для противопожарных и противоаварийных сооружений (обвалований, канав и емкостей для нефти и нефтепродуктов), станций катодной защиты трубопроводов, узлов подключения насосных и компрессорных станций, устройств очистки трубопроводов и для строительства переходов через естественные и искусственные препятствия определяются проектом, утвержденным в установленном порядке.

4. Ширина и длина полос земель, отводимых во временное пользование для капитального ремонта магистральных трубопроводов, определяются проектом, утвержденным в установленном порядке, при этом ширина указанных полос не должна превышать ширины, предусмотренной табл.1 для трубопроводов соответствующих диаметров.

4.Ширину полосы земель, отводимых во временное краткосрочное пользование на период строительства двух и более параллельных магистральных подземных трубопроводов, следует принимать равной ширине полосы земель для одного трубопровода (приведенной в табл. 1 настоящих норм) плюс расстояние между осями крайних трубопроводов. Расстояние между осями смежных трубопроводов надлежит принимать по нормам, приведенным в табл. 2.

Диаметр трубопровода в мм

Расстояние между осями смежных магистральных трубопроводов в м

Деятельность в полосе отвода

Полоса отвода необходима, чтобы обеспечить хорошую работу ж/д инфраструктуры, а также обеспечить безопасность. Для осуществления этих целей на полосе отвода устанавливается особый режим, предъявляются особые требования к тому, что там делать можно, а чего категорически нельзя. Эти вопросы регулируются уже упомянутым нами ранее Постановлением Правительства РФ от 12.10.2006 N 611.

Что запрещено в полосе отвода?

  • Рядом с с/х угодьями не допускается разрастание сорняков (сорных травы, кустов, деревьев);
  • Рядом с лесами не допускается скопления горючих материалов (сухостоя, валежника, щепок и пр.). Также лес от полосы отвода должна отделять распаханная или минерализованная полоса шириной более 3 м;
  • Нельзя размещать капитальные здания и сооружения, многолетние насаждения и другие объекты, ухудшающие видимость железной дороги;
  • В местах расположения инженерных коммуникаций стоить здания и сооружения нельзя, если это угрожает безопасности движения;
  • В местах расположения канализаций и водопроводов запрещается проводить сельскохозяйственные работы.

Что разрешено делать в полосе отвода?

  • Можно размещать объекты капитального строительства, инженерных коммуникаций (если они не ухудшают видимость и не угрожают безопасности), линии электропередач, связи, магистральных газо-, нефтепроводов, но только по согласованию с заинтересованной организацией, то есть владельцем ж/д пути или объекта инфраструктуры.
  • Допускается размещать на заборах, строениях и других объектах наружную рекламу, если это не угрожает безопасности движения.

Ж/д пути необщего использования

К этим объектам законодательство предъявляет особые требования. В частности, конструкция и состояние агрегатов и сооружений, находящихся на таких путях, должны соответствовать СНиП и обеспечивать пропуск составов с допустимой нагрузкой, локомотивов, используемых для обслуживания инфраструктуры. На каждый железнодорожный путь необщего пользования должен быть техпаспорт, план, продольный профиль и чертежи объектов. Примыкание восстановленных, строящихся или новых сооружений производится по правилам, установленным Правительством. Порядок утвержден Постановлением №233. Согласно Правилам, для примыкания реконструируемых, строящихся либо восстановленных ж/д путей к существующим дорогам общего пользования необходимо получить разрешение. Для этого владелец объекта обращается в Росжелдор. Данная структура уполномочена принимать решения по вопросам, относящимся к сфере железнодорожного строительства и эксплуатации ж/д объектов, на основании полномочий, установленных нормативными актами РФ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector