Прокладка газопровода в футляре через стену: специфика устройства узла ввода в дом трубы для газа
Содержание:
Согласно разделу 5 СП 62.13330.2011:
Согласно п.5.1.1 при прокладке газопроводов на расстоянии менее 50 м от железных дорог общей сети и внешних железнодорожных подъездных путей предприятий на участке сближения и на расстоянии 5 м в каждую сторону глубину заложения рекомендуется принимать не менее 2,0 м. Стыковые сварные соединения, за исключением выполненных на сварочной технике высокой степени автоматизации, или соединенные деталями с ЗН подлежат 100%-ному контролю физическими методами. При этом рекомендуется применять из ПЭ 100/ПЭ 100-RC. Коэффициенты запаса прочности рекомендуется применять в соответствии с 5.2.4*. Толщину стенки стальных труб рекомендуется принимать на 2-3 мм больше расчетной.
5.5.5* Толщина стенок труб стального газопровода при пересечении им железнодорожных путей общего пользования и внешних железнодорожных подъездных путей предприятия должна на 2-3 мм превышать расчетную, но не менее 5 мм на расстояниях 50 м в каждую сторону от подошвы откоса насыпи или оси крайнего рельса на нулевых отметках.
Для полиэтиленовых газопроводов на этих участках и пересечениях автомобильных дорог категорий I-III, магистральных улиц и дорог должны применяться трубы и соединительные детали с SDR не более SDR 11 с коэффициентом запаса прочности не менее 3,2 для газопроводов, прокладываемых на территориях городов и сельских населенных пунктов. Для межпоселковых газопроводов давлением свыше 0,3 до 0,6 МПа должны применяться трубы из ПЭ 80 и ПЭ 100 или из ПЭ 100/ПЭ 100-RC с коэффициентом запаса прочности не менее 2,5, для межпоселковых газопроводов давлением свыше 0,6 до 1,2 МПа должны применяться трубы из ПЭ 100 или из ПЭ 100/ПЭ 100-RC с коэффициентом запаса прочности не менее 2,0.
5.4.3 На подводных переходах независимо от способа прокладки следует применять:
- стальные трубы с толщиной стенки на 2 мм больше расчетной, но не менее 5 мм;
- полиэтиленовые трубы и соединительные детали из ПЭ 100, имеющие SDR не более SDR 11.
При прокладке полиэтиленового газопровода давлением свыше 0,6 до 1,2 МПа методом наклонно-направленного бурения во всех случаях следует применять полиэтиленовые трубы из ПЭ 100 или ПЭ 100/ПЭ 100-RC с коэффициентом запаса прочности не менее 2,0, а при давлении газа до 0,6 МПа кроме труб из полиэтилена ПЭ 100 разрешается применение труб из ПЭ 80 с SDR не более SDR 11.
На подводных переходах шириной до 25 м при меженном горизонте, находящихся вне поселений, и при прокладке газопровода давлением до 0,6 МПа допускается применение труб из ПЭ 80 с SDR 11 в защитной оболочке, а при прокладке газопровода давлением свыше 0,6 до 1,2 МПа методом наклонно-направленного бурения во всех случаях следует применять полиэтиленовые трубы из ПЭ 100 в защитной оболочке или из ПЭ 100/ПЭ 100-RC с коэффициентом запаса прочности не менее 2,0.
5.6.6 При сейсмичности площадки строительства более 6 баллов, на подрабатываемых и закарстованных территориях, в районах многолетнемерзлых грунтов для полиэтиленовых газопроводов должны применяться: трубы и соединительные детали с SDR не более SDR 11 из ПЭ 100 или из ПЭ 100/ПЭ 100-RC с коэффициентом запаса прочности не менее 3,2 для газопроводов, прокладываемых на территориях городов и сельских населенных пунктов, и не менее 2,0 — для межпоселковых газопроводов.
При давлении газа в газопроводах давлением до 0,3 МПа следует применять полиэтиленовые трубы и соединительные детали из ПЭ 80, ПЭ 100 или ПЭ 100/ПЭ 100-RC с SDR не более SDR 11.
Размещение газопроводной трубы в футляре
Как только закончилась проверка газопроводных труб, их можно помещать в защитные футляры, внутри которых находятся специальные диэлектрические подставки. Именно на них размещают газопроводные трубы, после чего, происходит герметизация конструкции с обеих сторон. Кроме того, устанавливаются специальные сальники, а также происходит заделка битумной смесью.
Затем, на одном из концов конструкции, на расстоянии 750 мм от края, просверливается отверстие. Затем в нее монтируется контрольная трубка, конец которой, при монтаже конструкции, будет выведен наружу, т.е. на поверхность земли. Там будет располагаться специальное устройство — ковер, в которое и будет втыкаться контрольная трубка.
Это нужно для того, чтобы узнать о наличии или отсутствии газа в футляре, а контрольная трубка является неким проводником. Согласно нормативным документам, трубка, диаметр которой должен составлять не менее 32 мм, является обязательной составляющей данной конструкции.
Прокладка трубы с защитным футляром через дорогу будет осуществляться ровно тем же способом, что и обычная заделка труб в землю. Непосредственно, они могут вскрываться снаружи, но это приведет к временной остановке всего транспортного движения.
В таких случаях, приходится организовывать дополнительные объезды, что само по себе очень невыгодно в плане финансов. Кроме того, такая возможность может и вовсе отсутствовать в некоторых населенных пунктах, а прокладка через железнодорожные пути вообще категорически запрещена. В данном случае приходится прибегать к поиску иных решений, способных помочь решить проблему с минимальными финансовыми затратами.
Если отсутствует возможность укладки через дорожное полотно, применяется способ закрытого характера. Смысл его в том, что под автодорогами или ж/д путями проделывается отверстие, диаметр которого будет зависеть от габаритов газопроводных труб.
Есть несколько способов реализации этого метода:
- Горизонтальное бурение. Данный метод применяется довольно редко, ведь он довольно агрессивен и может нанести вред дорожному покрытию.
- Продавливание или прокалывание земли. Данный метод более предпочтителен, ведь здесь используется, в основном, ручной труд, что само по себе более аккуратно и точечно, чем с применением техники. Остатки земли здесь не утрамбовываются, а выбрасываются наружу.
Вообще, есть специальные указания, согласно которым осуществляется разработка земли. Здесь учитывается и диаметр самих труб, и некоторые свойства самой земли на конкретном участке. Но, как показывает практика, применяется тот способ и та техника, которая есть в распоряжении у того подрядчика, осуществляющего прокладку труб.
Защитные футляры играют важную роль в процессе газификации территории. В первую очередь, это обеспечение безопасности человека, ведь утечка газа через стену трубы может вызвать непоправимые последствия. Человек, зачастую, и сам является причиной этих событий, производя земельные работы вблизи или через пересечение газопроводных труб.
[su_youtube url=»https://www.youtube.com/embed/_ZsZ2L8C35o»]
Такая безответственность может привезти к катастрофическим последствиям, но защитные футляры существенно снижают данные риски.
Предназначение защитного футляра
Применение футляра обусловлено не только защитой самого газопровода от воздействия агрессивной среды и различных повреждений, но и для обеспечения безопасности для окружающих. Всем известно, что утечка газа очень опасное явление, поэтому дополнительная защита, в данном случае, не роскошь, а необходимое условие.
Прокладка труб с использованием защитного футляра строго регламентирована, в соответствии с нормативными документами — СНиП 42-01 и СНиП 32-01. Согласно требованиям, указанным в последнем документе, регламентирован не только сам процесс укладки труб, но и то расстояние, на котором должны располагаться концы защитного футляра.
В частности, если речь идет о железнодорожных путях, то защитный футляр должен проходить через них и иметь протяженность не менее 50 метров от выхода. Такое большое значение оправдано тем, что природный газ очень взрывоопасен, а железнодорожные составы имеют очень высокую массу. Что касается автодорог, то футляры должны выступать из выхода на 3,5 метра от них. Кроме того, есть точные указания и по глубине укладки трубопровода, которая составляет порядка полутора метров.
Изготовление футляра
В соответствии с теми же нормативными актами, футляры должны быть изготовлены из стальных труб. Диаметр может быть разным, ведь все зависит от параметров поперечника трубы газопровода, но, в целом, диаметр будет не сильно различаться, разброс будет в границах 10 см.