Трелевка леса

Устройства для трелевки леса

Главный трелевочный механизм сегодня – это трактор. В нашем государстве используются главным образом гусеничные тракторы, а за границей, к примеру, в США, Канаде, Швеции, Финляндии, — колесные. Тракторы разных видов – это единственное средство трелевки в равнинной и пересеченной местности. Тракторы осуществляют перевозку леса и в горах. Согласно правилам техники безопасности гусеничные трелевочные тракторы используются на склонах крутизной до 25 градусов, а в зимний период и в сырую погоду летом — до 15 градусов. 

Колесные тракторы используются, если подъем составляет не более 7 градусов, для спуска в сухую погоду летом — допускается до 17 градусов, зимой и в сырую погоду летом — до 13 градусов. Чаще всего трелевка осуществляется в полупогруженном положении, т. е. один конец пачки загружен на трелевочный механизм, а второй конец волочится по земле или снегу. Трелевку леса в полностью загруженном положении можно осуществлять на транспортных средствах, имеющих прицепы или специальные платформы.

Методы трелевки

Результатом трелевки является концентрация древесины в определенных участках у лесовозных дорог, что дает возможность использовать в лесу новейшие технические средства: автомобили и узкоколейный железнодорожный транспорт на вывозке, челюстные погрузчики на погрузке, сучкорезные машины на обрезке сучьев. Таким образом, без трелевки все эти операции невозможно было бы механизировать.

Существует несколько средств и способов трелевки. Их классифицируют следующим образом:

  • по тиру перемещаемого леса — трелевка деревьев, хлыстов, сортиментов
  • по методу трелевки — комлями или вершинами вперед
  • по техническим средствам — трелевка тракторами, колесными тягачами, лебедками, при помощи воздушно-трелевочных установок и гравитационных устройств
  • иногда трелевку осуществляют лошадьми
  • технически возможна трелевка при помощи вертолетов и аэростатных систем
  • по методу перемещения груза — трелевка волоком, в полупогруженном, погруженном, полуподвешенном и подвешенном состоянии.

Различие в типах трелевочных устройств вызвано колоссальным разнообразием производственных условий, в которых осуществляются заготовки леса.

Трелевочные лебедки применяют на лесосеках со слабыми грунтами.

На сегодняшний день свыше 90% всего объема работ по трелевке леса осуществляется при помощи тракторов.

Последовательность работ

Трелевка тракторами, которые имеют чекер для трелевки, включает следующие этапы:

  • приезд не загруженного трактора на место сбора пачки
  • разворот и осаживание трактора
  • оттаскивание тягового каната и чокеров
  • чокеровка хлыстов (деревьев)
  • сбор пачки
  • движение трактора с грузом на погрузочную площадку
  • отцепка пачки
  • выравнивание комлей. 

Существует несколько видов чекеров:

  • стандартный чекер
  • с плавающим крюком
  • с клиновым (съемным) креплением
  • из переплетенного каната
  • с крюком ”восьмеркой”.

К месту работы трактор двигается на 3—4-й передачах. Около места сбора, на расстоянии 5—15 м, трактористу нужно развернуть трактор и подать его назад к комлям (вершинам) срубленных деревьев или хлыстов. Тяговый канат трактора должен оттянуть работник (чокеровщик). Канат нужно оттянуть примерно на 10—15 м. Если расстояние будет больше, то стоит собирать пачку двумя приемами с заездом трактора на пасеку. Осуществляется чокеровка деревьев за комель примерно 0,5—0,7 м от торца.

Чтобы отвести комель дерева из-за пня крюк чокера нужно зацепить с противоположной движению стороны дерева, с целью поворота его при натяжении каната. Чокеровка за вершину осуществляется на расстоянии 0,7 — 1,2 м от торца. Небольшие деревья, которые лежат на близком расстоянии, зацепляют одним чокером. Чтобы уменьшить износ тягового каната нужно, чтобы разбег комлей (вершин), а именно расстояние между ними по длине ствола, не превышал 6—8 м.

В процессе сбора пачки внимательно следите, чтобы не случилось саморасцепки чокеров, упора деревьев в пни, а также заклинивания их между пнями. Если это все же случится, нужно срочно выключить тракторную лебедку и исправить ошибку. Чтобы сохранить маневренность трактора собирать пачку нужно с поднятым щитом, и опускать его только для того, чтобы затащить сформированную пачку.

С грузом трактор должен передвигаться на 2—3-й передачах. На сложных участках транспортировка леса осуществляется следующим образом:

  • трактор сбрасывает пачку со щита
  • проезжает сложный участок пустым
  • подтаскивает пачку лебедкой снова на щит. 

Главный недостаток тракторов с чокерным оборудование заключается в том, что им необходимо выполнение ручных приемов (оттаскивание каната, чокеровка, отцепка пачки). Этого недостатка можно избежать используя бесчокерную трелевку.

Требования безопасности во время работы

3.1. Работа трелевочного трактора разрешается на подготовленных трелевочных волоках. Подготовленным считается волок, у которого на всей его ширине и длине:

убраны деревья, подрост, кустарник, валежник, камни;

засыпаны ямы, заболоченные участки застелены жердями, сучьями; срезаны заподлицо с землей пни и кочки.

Ширина трелевочных волоков для трактора (класс тяги 30-60 кН) должна быть не менее 5 м, волоки, проложенные по косогору, устанавливаются шириной 7 м. Для трактора с классом тяги 6-29 кН — максимальная ширина трактора плюс 1 м (но не менее 3-х м).

Трелевка деревьев от валочных и валочно-пакетирующих машин проводится по неподготовленному волоку. В этом случае трелевочным волоком условно считается след валочной или валочно-пакетирующей машины.

3.2. Не разрешается производить набор пачки леса трактором и его прохождение с пачкой ближе 50 м (60 м — в горных условиях) от места валки леса, цеплять трактор за деревья и пни для его самовывешивания при спадании гусениц.

Если вальщик леса одновременно осуществляет чокеровку, тракторист не имеет права заезжать в опасную зону валки леса без разрешения вальщика. В этом случае тракторист обязан остановить трактор у границы опасной зоны, подать вальщику леса сигнал и только по получении от него разрешающего сигнала заезжать в опасную зону валки леса к месту прицепки. При отсутствии двусторонней сигнализации работа указанным способом не допускается. Тракторист в любом случае не имеет права заезжать в опасную зону при валке деревьев.

3.3. Для подтаскивания долготья трактор необходимо устанавливать на волоке так, чтобы его продольная ось совпадала с направлением движения пачки (допускается отклонение не более 15 градусов). В любом случае древесина трелюется в полуподвешенном положении.

Для набора пачки тракторист должен опустить щит, подать трактор назад, чтобы щит врезался в грунт, а после этого затормозить трактор.

При подтаскивании хлыстов тракторист должен внимательно следить за их движением и сигналами чокеровщика.

3.4. С целью обеспечения устойчивости трелевочного трактора не допускается:

трелевка леса гусеничными тракторами при крутизне волока в продольном направлении зимой и в дождливую погоду летом — более 15 градусов, в сухую погоду летом — более 25 градусов;

трелевка леса колесными тракторами на подъем при крутизне волока в продольном направлении — более 7 градусов, на спуск — более 17 градусов в сухую погоду летом и более 13 градусов зимой и в сырую погоду летом; разворот колесного трактора с грузом на склоне и крутой поворот в сторону подъема. Не допускается переключать передачи при движении трактора под уклон.

Волоки, проложенные поперек склона горы, в поперечном сечении должны быть горизонтальными.

3.5. Чокеровку долготья за комель необходимо производить на расстоянии 0,5-0,7 м от комлевого торца, а за вершину — на расстоянии 0,9-1,2 м от среза. При прицепке чокера чокеровщик должен отойти от пачки и каната лебедки на безопасное расстояние (10 м) и подать трактористу сигнал, разрешающий формирование пачки (включение лебедки).

3.6. При подтаскивании пачки и натаскивании на щит тракторист должен следить за движением пачки и сигналами чокеровщика.

3.7. При трелевке леса тракторами чокеровщику или лицу, выполняющему его функции, не разрешается:

переходить через натянутый или движущийся канат; поправлять чокера, отцеплять и прицеплять хлысты во время движения каната или трактора; находиться в опасной зоне разворачиваемых хлыстов; находиться ближе 10 м от хлыстов при наборе пачки, ближе 10 мот конца пачки при движении трактора с пачкой хлыстов или сбоку; чокеровать к тяговому канату хлысты, лежащие под другими хлыстами или зажатыми между пнями; освобождать зажатые между пнями хлысты во время движения трактора или при натянутом тяговом канате лебедки; находиться с подгорной стороны хлыстов во время их чокеровки; ездить вне кабины трактора и на трелюемой пачке; садиться на трактор, сходить с него и высовываться из кабины во время движения; производить отцепку хлыстов до сброса пачки на землю и ослабления тягового каната лебедки трактора; находиться сбоку от пачки хлыстов во время ее отцепки; производить ремонт и обслуживание трактора при работающем двигателе; в любом случае трогать трактор без подачи звукового сигнала.

Применение пачковых захватов

Когда трактор ЛТ-154 приближается к пачке на расстояние 5—8 м технологическое оснащение из транспортного положения переходит в рабочее. Чтобы это произошло, растормаживается барабан лебедки, а захват, который подтянут к стреле канатом для порожнего переезда, высвобождается, стрела отклоняется назад. В результате этого, захват раскрывается на ширину, которая нужна для взятия пачки. Данные мероприятия можно выполнять как последовательно, так и одновременно. Отметим, что единственное обязательное условие – это растормаживание барабана лебедки и ослабление каната, перед тем, как включить цилиндры захвата и стрелу.

Чтобы погрузить пачку используется прием подъездa трактора под пачку. Пачка стрелой поднимается вверх, в это же время трактор двигается назад. Деревья, которые примерзли к земле или занесенные снегом, заранее, перед захватом нужно сдвинуть с места толкателем. Чтобы сдвинуть пачку трактор подъезжает к пачке сбоку, примерно на 5—7 м от комлевого торца. После того, как пачку и элементы технологического оснащения полностью подготовят для грузового хода, стрелу нужно уложить на упоры на корпусе лебедки, пачку зажать в захвате и затянуть канатом. При этом комлевую часть пачки для сохранения маневренности трактора нужно держать на весу, не допуская касания стрелы.

В процессе погрузки, трелевки и разгрузки пачек стрелу и лебедку нужно применять по их конструктивному предназначению. Стрела необходима, чтобы поднимать и опускать пачку. Не стоит тянуть пачку с помощью стрелы, в особенности, если пачка расположена под углом к трактору, к примеру, на поворотах.

Также не стоит забывать, что верхняя часть стрелы (кронштейн) совершенно не предназначен для передачи тяговых усилий. Она нужна только в качестве опоры для навешивания захвата и «накидывания» его на пачку. Стрелу можно использовать и для подъема пачки в процессе погрузке.

Бесчокерная трелевка леса

Бесчокерная трелевка леса – это обязательное звено технологического процесса, который проводится на лесосеках при помощи современных устройств. Такие машины полностью исключают ручной труд. Этот процесс демонстрирует высокую эффективность и при обычных методах лесосечных работ с валкой деревьев пилами. Бесчокерная трелевка осуществляется гусеничными или колесными трелевочными тракторами, которые оборудованы специальным технологическим оборудованием для автоматического создания или захвата пачки, ее удержания при трелевке и разгрузке в назначенном участке.

Сегодня для бесчокерной трелевки используют такое технологическое оборудование:

  • гидроманипуляторы и зажимные коники на гусеничных тракторах (ТБ-1)
  • гидроманипуляторы и трососъемники (ЛП-18А)
  • пачковые захваты на колесных тракторах (ЛТ-157)
  • пачковые захваты на гусеничных тракторах (ЛТ-154). 

Манипуляторы осуществляют поштучный сбор деревьев и создание из них пачки в конике трелевочного трактора. Пачковый захват для трелевки предназначен для работы с заблаговременно сформированной пачкой. Следовательно, принципиальная разница между манипулятором и пачковым захватом состоит в принципе формирования пачки: в первом случае пачку формирует сами трелевочный трактор, во втором — еще одной, чаще всего, валочно-пакетирующей машиной. Бесчокерная трелевка выполняется также валочно-трелевочными машиными, на которые для этого устанавливают гидроманипуляторы с захватно-срезающей машиной и зажимным коником (ЛП-17, ЛП-49) или погрузочным рычагом и зажимным, коником (ВМ-4А).

Трактор для трелевки леса ЛТ-157 или ЛТ-154 рекомендуют применять вместе с валочно-пакетирующими устройствами ЛП-19 и валочно-трелевочными устройствами ЛП-49. Тракторы ТБ-1 применяют вместе с валочно-трелевочными машинами ЛП-17, которые работают в режиме валочных или валочно-пакетирующих, а также с бензопилами.

Валочно-пакетирующие машины ЛП-19 обладают способностью класть пачки под любым углом к направлению своего движения. Технологические схемы предопределяют два метода укладки пачек:

  • «под углом» 
  • «за собой». 

Метод укладки влияет на деятельность трелевочных тракторов.

Валка леса при помощи пил на трелевке тракторов с гидроманипуляторами осуществляется с таким расчетом, чтобы гарантировать трактору, двигающемуся при сборе пачки вдоль группы поваленных деревьев, поочередный и беспрепятственный сбор их и укладку в коник.

Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. Прекратить натаскивание древесины на трактор, если она уперлась в технологическое оборудование, дерево, пень, иное препятствие, выключить лебедку, ослабить трос и освободить зацепившуюся древесину.

4.2. Работа должна быть прекращена во время ливневого дождя, при грозе, сильном снегопаде и густом тумане (видимость менее 50 м).

4.3. О несчастном случае пострадавший или очевидец должен известить мастера или другого ответственного руководителя работ, оказав первую доврачебную помощь. При необходимости доставить пострадавшего в медицинское учреждение. По возможности сохранить обстановку происшествия.

4.4. При обнаружении пожара приступить к тушению с помощью имеющихся средств, соблюдая безопасность. Сообщить о пожаре мастеру, в лесхоз, лесничество, при любой угрозе жизни — покинуть опасную зону. При необходимости — вызвать пожарную службу.

4.5. Во время грозы лесосечные работы прекращаются, металлические предметы и механизмы размещаются в стороне от людей, а люди, если возможно, должны укрыться в помещении или занять безопасное место на поляне, участке молодняка, в небольших складках местности на склоне холмов, между деревьями, растущими в 20-25 м друг от друга.

Запрещается во время грозы прятаться под деревьями, прислоняться к их стволам, находиться возле и под ЛЭП, подходить ближе 10 м к отдельно стоящим деревьям, вышкам, столбам, молниеотводам, высоким камням и т.п., находиться на вершине возвышенности, а также ближе 10 м от машин, механизмов.

Трелевка в два этапа

Адаптация к современным техническим возможностям старых, сделанных еще в СССР научных разработок по оптимизации вывозки леса способна снизить затраты лесозаготовителей.

Известно, что трелевка является самой энергоемкой и экологически вредной операцией лесосечных работ. Вкупе с погрузочно-разгрузочными работами и вывозкой заготовленной древесины, трелевка является транспортной технологической операцией лесозаготовительного производства, а транспортные операции составляют бóльшую часть конечной себестоимости продукции лесозаготовителей.

 Для оптимизации работы лесовозного транспорта часто применяется так называемая двухэтапная вывозка древесины, когда по лесовозным усам и веткам лесоматериалы вывозятся к магистральным дорогам или промежуточным складам (терминалам) при помощи автолесовозов малой и средней грузоподъемности, а дальнейшую вывозку выполняют уже при помощи мощных тягачей большой грузоподъемности. Например, на первом этапе задействованы отечественные Уралы и КамАЗы, а при вывозке по трассам используются автопоезда на базе импортных тягачей – Volvo, MAN, Scania. 

Значительную долю в стоимости вывозки лесоматериалов играют расходы на строительство лесовозных дорог, которые могут значительно варьироваться в зависимости от покрытия.

 Очевидно, что уменьшение объемов строительства и эксплуатации лесовозных дорог, при прочих равных условиях, может значительно снизить себестоимость заготовляемой древесины, а значит и повысить рентабельность лесозаготовительного производства, снижая процент низкотоварной древесины.

 НЕТ? И НЕ НАДО!Для уменьшения потребности в лесовозных дорогах, при прочих равных условиях, еще в СССР была предложена технология двухэтапной трелевки, примерно по такому же принципу, как и при двухэтапной вывозке. Правда, широкого распространения эта технология тогда не получила, но с учетом все более дефрагментированного лесосечного фонда на многих лесозаготовительных предприятиях, требующего больших объемов строительства новых лесовозных дорог, а также с появлением новых лесных машин и технологий, ее применение сейчас становится актуальным.

СЧИТАЕМ И УЧИТЫВАЕМ

СУТЬ ПРОЦЕССАСчитается, что термин «трелевка» произошел от английского глагола to trail («тащить», «волочить»), который хорошо описывает физическую сущность большинства способов трелевки. В зависимости от применяемого оборудования различают следующие виды трелевки: гужевая, тракторная, канатная и воздушная, которая, в свою очередь, подразделяется на вертолетную и аэростатную.

Трелевки различаются и по способу крепления лесоматериалов:

  •  в непогруженном положении (трактор общего назначения);

  • в полупогруженном положении (чокерный и бесчокерный трелевочные тракторы, валочно-трелевочная и валочно-трелевочно-процессорная машины);

  •  в полуподвешенном положении (трактор с пачковым захватом, полуподвесная канатная трелевочная установка);

  •  в полностью погруженном положении (форвардер);

  •  в полностью подвешенном положении (подвесная канатная трелевочная установка, вертолет, аэростат).

3БЕЗ ВОЛОЧЕНИЯ

   
   Рис. 1.

Схема разработки лесосеки комплексом машин ВТПМ + форвардер

1 – лесовозный ус;

2 – погрузочная площадка;

3 – штабели сортиментов;

4 – форвардер;

5 – перевалочный пункт;

6 – пень;

7 – пасечный волок;

8 – граница разрабатываемой ленты;

9 – ВТПМ;

10 – рубительная машина;

11 – лесосечные отходы;

12 – малоразмерные штабели;

13 – магистральный волок;

14 – контейнер для щепы

 

Рис. 2.

Схема трелевочной машины для трелевки деревьев
и хлыстов в полностью погруженном положении 

       Рис. 3.  
     Испытания трелевочной машины для трелевки деревьев
     и хлыстов в полностью погруженном положении
   

Рис. 4.

Трелевка деревьев в полностью погруженном положении

Игорь Григорьев, д. т. н.,профессор каф. Природообустройство ЯГСХАОльга Григорьева , к. с.-х. н., доцент

Требования безопасности перед началом работы

2.1. Уточнить у мастера особенности выполнения чокеровки и трелевки древесины на данной лесосеке, опасные зоны и иные требования безопасности, обозначенные в технологической карте рубок леса, с которой бригада знакомится до начала работ.

2.2. Без разрешения мастера самовольно не изменять установленный порядок выполнения работ.

2.3. Проверить комплектность, исправность, одеть предусмотренную нормами спецодежду, спецобувь, предохранительные приспособления и постоянно использовать их в работе.

2.4. Проверить исправность трелевочного трактора, тросов и чокеров

Особое внимание обратить на узлы обеспечения безопасности: трелевочную лебедку и ее тормоз, звуковую сигнализацию, качество главного троса, собирающих тросов и чокеров

2.5. Чокеровщику согласовать с трактористом обменную сигнализацию, проверить качество трелевочных волоков, отсутствие опасных деревьев в лесосеке.

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВЫХ ИНСТРУКЦИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ ОСНОВНЫХ ПРОФЕССИЙ И ВИДОВ РАБОТ В ЛЕСНОМ ХОЗЯЙСТВЕ

     В связи с принятием межотраслевых Правил по охране труда в лесозаготовительном, деревообрабатывающем производствах и при проведении лесохозяйственных работ, утвержденных Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 21.03.97 N 15, и в соответствии с о порядке разработки и утверждения правил и инструкций по охране труда и по разработке правил и инструкций по охране труда, утвержденными Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 01.07.93 N 129, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 13.07.93, регистрационный N 302, приказываю:     1. Утвердить согласованные с Центральным комитетом профсоюза работников лесных отраслей Российской Федерации прилагаемые Типовые инструкции по охране труда для основных профессий и видов работ в лесном хозяйстве:     общие требования безопасности для профессий и видов работ, выполняемых в полевых условиях;     для лесника при выполнении работ на территории лесного фонда;     обработка почвы;     посев и посадка леса;     работа в лесных питомниках;     работа в теплицах;     сбор лесных семян, плодов и шишек;     эксплуатация и обслуживание шишкосушилок;     заготовка луба и мочальное производство;     тушение лесных пожаров;     подготовка лесосек в рубку;     для вальщика леса и лесоруба;     рубки ухода за лесом и выборочные санитарные рубки (комплексная);     разработка ветровально — буреломных лесосек;     обрубка (обрезка) сучьев;     чокеровка и трелевка древесины тракторами;     погрузка древесины челюстными погрузчиками;     погрузка древесины погрузчиками типа «Фискарс»;     вывозка древесины автолесовозами;     уход за лошадьми и транспортные работы;     перевозка людей автотранспортом;     очистка лесосек;     для сторожевой охраны.     2. Ввести в действие указанные в пункте 1 настоящего Приказа Типовые инструкции с 1 января 1999 года.     3. Управлению кадров (Мякишев В.А.) организовать издание и распространение указанных Типовых инструкций по охране труда и установить контроль за их соблюдением.     4. Органам управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации и организациям непосредственного подчинения организовать разработку новых и пересмотр действующих инструкций по охране труда для работников.  

Руководитель Федеральной службы В.А.ШУБИН

УТВЕРЖДЕНА Приказом Рослесхоза от 23 декабря 1998 г. N 213

СОГЛАСОВАНА письмом ЦК профсоюза работников лесных отраслей Российской Федерации от 23 сентября 1998 г. N 3-11

Вводится в действие с 1 января 1999 года

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector