Нормирование шума в жилых и общественных помещениях. допустимый уровень шума

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 22 октября 2019 г. № 15 “Об утверждении санитарных правил СП 2.1.8.3565-19 «Отдельные санитарно-эпидемиологические требования при оценке шума от пролетов воздушных судов» (не вступило в силу)

31 октября 2019

В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2002, N 1, (ч. I), ст. 2; 2003, N 2, ст. 167; N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; N 52 (ч. I), ст. 5498; 2007, N 1 (ч. I), ст. 21; N 1 (ч. I), ст. 29; N 27, ст. 3213; N 46, ст. 5554; N 49, ст. 6070; 2008, N 29 (ч. I), ст. 3418; N 30 (ч. II), ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17; 2010, N 40, ст. 4969; 2011, N 1, ст. 6; N 30 (ч. I), ст. 4563, ст. 4590, ст. 4591, ст. 4596; N 50, ст. 7359; 2012, N 24, ст. 3069; N 26, ст. 3446; 2013, N 27, ст. 3477; N 30 (ч. I), ст. 4079; N 48, ст. 6165; 2014, N 26 (ч. I), ст. 3366, ст. 3377; 2015, N 1 (ч. I), ст. 11; N 27, ст. 3951, N 29 (ч. I), ст. 4339; N 29 (ч. I), ст. 4359; N 48 (ч. I), ст. 6724; 2016, N 27 (ч. I), ст. 4160; N 27 (ч. II), ст. 4238; 2017, N 27, ст. 3932; N 27, ст. 3938; N 31 (ч. I), ст. 4765; N 31 (ч. I), ст. 4770; 2018, N 17, ст. 2430; N 18, ст. 2571; N 30, ст. 4543; N 32 (ч. II), ст. 5135; 2019, N 30, ст. 4134) и постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554 «Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст. 3295; 2004, N 8, ст. 663; N 47, ст. 4666; 2005, N 39, ст. 3953) постановляю:

Утвердить санитарные правила СП 2.1.8.3565-19 «Отдельные санитарно-эпидемиологические требования при оценке шума от пролетов воздушных судов» ().

 
 
А.Ю. Попова

Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 октября 2019 г.Регистрационный № 56315

Приложение

УТВЕРЖДЕНЫ Главногогосударственного санитарноговрача Российской Федерацииот 22 октября 2019 г. № 15

I. Область применения

1.1. Санитарные правила устанавливают отдельные санитарно- эпидемиологические требования при оценке шума от пролетов воздушных судов (далее — авиационный шум).

1.2. Настоящие санитарные правила применяются при обосновании седьмой подзоны приаэродромной территории и при контроле уровней авиационного шума.

II. Требования при оценке авиационного шума

2.1. Для авиационного шума оценка на соответствие допустимым уровням проводится для территорий по нормативу эквивалентного уровня звука для дневного и ночного времени суток, установленному для территорий, непосредственно прилегающих к жилой застройке.

2.2. Обоснование границы седьмой подзоны приаэродромной территории при расчетах уровней авиационного шума проводится с учетом оценки риска для здоровья.

2.3. Расчет и оценка риска для здоровья населения при воздействии авиационного шума проводится в соответствии с утвержденной в установленном порядке методикой, в том числе с учётом мероприятий по снижению авиационного шума.

——————————

1 Федеральный закон от 01.07.2017 N 135-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 27, ст. 3932).

2 Строка 2 таблицы приложения 3 к СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 N 64, зарегистрированным Минюстом России 15.07.2010, регистрационный N 17833, с изменением, внесенным постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27.12.2010 N 175, зарегистрированным Минюстом России 28.02.2011, регистрационный N 19948.

3 абзац 3 части 2 статьи 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Статистические свойства

Термин
«белый шум» обычно применяется к сигналу, имеющему автокорреляционную
функцию, математически описываемую дельта-функцией Дирака
по всем измерениям многомерного пространства, в котором этот сигнал
рассматривается. Сигналы, обладающие этим свойством, могут
рассматриваться как белый шум. Данное статистическое свойство является
основным для сигналов такого типа.

То, что белый шум некоррелирован по времени (или по другому
аргументу), не определяет его значений во временной (или любой другой
рассматриваемой аргументной) области.
Наборы, принимаемые сигналом, могут быть произвольными с точностью до
главного статистического свойства (однако постоянная составляющая такого
сигнала должна быть равна нулю). К примеру, двоичный сигнал,
который может принимать только значения, равные нулю или единице, будет
являться белым шумом только если последовательность нулей и единиц
будет некоррелирована. Сигналы, имеющие непрерывное распределение (к
примеру, нормальное распределение), также могут быть белым шумом.

Дискретный белый шум — это просто последовательность независимых (то
есть статистически не связанных друг с другом) чисел.

Фликкер-шум , розовый шум

Фликкер-шум (фликкерный шум, 1/f шум, иногда розовый шум в узком прикладном понимании такого термина) — электронный шум,
наблюдаемый практически в любых электронных устройствах; его
источниками могут являться неоднородности в проводящей среде, генерация и
рекомбинация носителей заряда в транзисторах и т. п. Обычно упоминается
в связи с постоянным током.

Фликкерный шум имеет спектр розового шума,
поэтому его иногда так и называют. Однако следует различать розовый
шум, как математическую модель сигнала определённого вида, и фликкерный
шум, как вполне определённое явление в электрических цепях.

Как пользоваться инструментом «Нормирование шума»:

  1. Задайте области нормирования. Области, в которых проводится нормирование, задаются в служебном слое «Области нормирования шума». Чтобы задать новую область нормирования, просто создайте в этом слое фигуру или скопируйте её из другого слоя. Вся область расчёта также может являться зоной нормирования. В ней действуют особые («фоновые») нормы шума.
  2. Задайте нормы шума. Нормы шума для каждой области нормирования содержатся в атрибутивной таблице слоя. Также существуют фоновые нормы шума, действующие по умолчанию на всей области расчёта. Фоновые нормы задаются в пункте меню «Настройки» — «Нормирование акустического загрязнения».
  3. Произведите расчёт шума, если он ещё не был произведён.
  4. Запустите инструмент «Нормирование шума». Нажмите кнопку «Нормирование шума» на панели инструментов. В появившемся диалоге настройте параметры нормирования:

    • Фоновые нормы шума. По умолчанию фоновые нормы не используются, и, таким образом, область расчёта не участвует в процессе нормирования в качестве фоновой зоны. Учёт фоновых норм можно включить, отметив пункт «Использовать фоновые нормы шума».
    • Результаты нормирования. В зависимости от задач нормирования можно выбрать один из следующих вариантов:

      • объединить превышения норм по всем частотам: в результате выполнения процедуры будет получен один слой, на который попадут общие превышения всех заданных нормы;
      • распределить превышения по отдельным частотам: найденные превышения будут распределены по дереву слоёв.

После задания настроек нажмите ОК для выполнения расчёта.

СанПиН 2.2.4.3359-16. Учет неопределенности измерений

Пункт 1.5 СанПиН 2.2.4.3359-16
гласит: «Оценка фактических уровней производственных физических факторов должна проводиться с учетом неопределенности измерений».

Это очень серьёзное изменение, которое, безусловно, вызовет много вопросов.

Во-первых, откуда брать эту неопределенность?
В примечании к СанПиН 2.2.4.3359-16 мы находим ссылку на ГОСТ Р 54500.1-2011/Руководство ИСО/МЭК 98-1:2009 «Неопределенность измерения. Введение в руководство по неопределенности измерения». Это базовый стандарт, который дает только общие определения.. Действующие методические указания по гигиенической оценке физфакторов, за редким исключением, также ничего не говорят о показателях точности измерений.Эксплуатационная документация средств измерений физических факторов, в теории, должна содержать методику прямых измерений и, как следствия, показатели точности. Однако на практике, это не всегда (мягко говоря) так. Недавно принятые стандарты (например, ГОСТ Р ИСО 9612 и ГОСТ 12.1.003) часто только запутывают ситуацию.

Поэтому сегодня на первый план выходит задача скорейшей разработки методических указаний и аттестованных методик измерений для сферы гигиенической оценки физических факторов.

Второй вопрос
, как учитывать неопределенность?
В том же самом примечании к СанПиН мы видим упоминание ГОСТ Р ИСО 10576-1-2006 «Руководство по оценке соответствия установленным требованиям». По этому стандарту решение о соответствии (несоответствии) требованиям принимается в зависимости от того, находится ли весь интервал неопределенности в зоне допустимых (недопустимых) значений.Однако неопределенность может оцениваться для разных значений доверительной вероятности.Какую доверительную вероятность использовать для гигиенической оценки
?Чем ближе этот показатель к единице, тем шире интервал неопределенности, тем больше шансов получить неокончательный результат (об этой очевидной головной боли для специалистов санитарных служб мы здесь не будем много говорить) .

Эта проблема может быть урегулирована только дополнительными документами Роспотребнадзора, например, методическими указаниями или рекомендациями.

Ну, и наконец, третий вопрос: ко всем ли нормируемым параметрам следует применять это требование?
Ведь ряд величин, например ТНС-индекс, Коэффициент естественной освещенности (КЕО), показатель дискомфорта UGR, традиционно рассматриваются как некие расчетные показатели, для которых никогда не разрабатывались методики измерения.

Урегулировать этот вопрос можно с помощью утверждения перечня измерений и обязательных метрологических требований к измерениям, применяемым в целях санитарно-эпидемиологического надзора и производственного контроля.

При выборе средств измерений обращайте внимание на то, чтобы их эксплуатационная документация содержала реальную методику измерений с указанием показателей точности.
По возможности, находите и внедряйте аттестованные методики измерения для эксплуатируемых вами приборов

Продолжение следует: в ближайшее время мы продолжим статью материалами об изменениях в

  • нормировании шума
  • нормировании общей и локальной вибрации
  • нормировании инфразвука и ультразвука.

Кто может помочь?

Есть несколько основательных вариантов, которые могут стать для вас решением.

Для начала вы может вызвать полицию, которая приедете, но даже она в первый раз имеет право сделать лишь замечание. Далее последует заявление в прокуратуру, которая также обязана выяснить этот вопрос с вашими шумными соседями. И только тогда можете попробовать обратиться в суд. Но этот вариант сразу несет разрешение всех соседских отношений и большие конфликты между вами.

И если он не устранит проблему, то дело может даже зайти до вынесения таких неблагопристойных жильцов и продажи их квартиры. А вот деньги после продажи такой недвижимости могут быть распределены между пострадавшими соседями в качестве морального ущерба.

Нормирование шума в жилых и общественных зданиях и на прилегающей к ним территории

Для жилых помещений и помещений в общественных зданиях и учреждениях установлены допустимые уровни шума.

Другими словами такой шум не только не заметен для человека, но и не вызовет абсолютно никаких физиологических эффектов со стороны организма. К такому шуму человеческому организму не приходится адаптироваться, а, значит, он не является стрессорным фактором.

Напомню, что критерий «заметности» шума, т.е. его субъективного восприятия, сам по себе не может определять какие либо нормы шума, поскольку к субъективному восприятию даже достаточно высоких уровней шума человек привыкает, но привыкания к шуму в физиологическом смысле не происходит. Утомление и физиологические эффекты, вызванные шумом, со временем накапливаются и могут вылиться в различные функциональные нарушения и заболевания, именно поэтому способность шума на известных уровнях вызывать появление таких эффектов определяет нормы шума наряду с его субъективным восприятием.

Если допустимый уровень шума не превышается, то это не беспокоит людей, находящихся в такой обстановке, создает комфортную атмосферу для выполнения повседневных дел, не вызывает утомления и способствует активному или спокойному отдыху.

При нормировании шума учитываются и различные состояния человека, как физиологические, так и вызванные различными заболеваниями, например, шум, который незаметен для бодрствующего человека, тем более, если он развлекается или занимается активным отдыхом, будет мешать человеку, который пытается заснуть, а значит, помешает нормальному течению сна и отдыху организма, что чревато для его здоровья. Поэтому для помещений, в которых люди могут находиться круглосуточно, установлены различные нормативы для дневного времени суток (с 7 до 23 ч)  и для времени ночного (с 23 ч до 7ч).

Аналогично, шум, который не мешает здоровому человеку, может послужить причиной дискомфорта для человека больного. Поэтому для жилых помещений, и для помещений, приравненных к ним, нормы шума несколько выше, чем для палат больниц и санаториев.

В учебных помещениях допустимые уровни шума соизмеримы с нормами для жилых помещений, поскольку для того, чтобы сосредоточиться на учебном процессе какие либо отвлекающие факторы совершенно ни к чему.

Для общественных учреждений, в которых люди развлекаются, совершают покупки, получают какие либо услуги номы шума выше, чем для жилых помещений, учебных и лечебно-профилактических учреждений.

Установлены допустимые уровни шума и для общественных территорий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector