Документация по охране труда

Причина № 2. Не пересмотрели инструкции по охране труда

Работодатели должны разрабатывать и утверждать инструкции по охране труда на основе Правил и требований технической (эксплуатационной) документации организации — изготовителя транспортных средств (п. 4 Правил). Поэтому, если вы еще этого не сделали, проверьте, соответствуют ли Правилам инструкции по охране труда работников, использующих в работе автомобили. Если нет — внесите изменения и ознакомьте работников с обновленными инструкциями. Иначе ГИТ оштрафует компанию. Практика уже есть.

Судебная практика

ГИТ оштрафовала компанию за то, что она не пересмотрела инструкции по охране труда для водителей и слесарей по ремонту автомобилей в связи с вступлением в силу Правил. Компания обжаловала постановление. Суд сделал вывод о том, что работодатель обязан был в день вступления в силу Правил прекратить действие инструкций по охране труда и принять новые. Работодатель этого не сделал, поэтому штраф законен (решение Пензенского областного суда от 28.02.2019 по делу № 7–77/2019).

Аналогичный подход ГИТ высказывала на сайте «онлайнинспекция. Рф». Специалисты Роструда пояснили, что издание нового НПА, в том числе Правил, основание для внесения изменений в ЛНА, с которыми работодатель обязан ознакомить всех под роспись.

Что делать. Проверьте актуальность инструкций по охране труда. Если они не соответствуют Правилам, внесите коррективы.

Причина № 3. Не обучили работников правилам охраны труда на транспорте

На заметку: ГИТ и суды могут привлечь к ответственности за допуск каждого работника к работе без обучения по охране труда или без обязательных медосмотров. Таким образом, за допуск к работе без обучения двух сотрудников можно получить два штрафа. Однако в последнее время появилась положительная для компаний практика: суды иногда назначают один штраф за аналогичные нарушения в отношении нескольких работников.

Правила не говорят о необходимости обучения работников новым требованиям охраны труда. Но это следует из Порядка, утвержденного постановлением Минтруда, Минобразования от 13.01.2003 № 1/29 (далее — Порядок № 1/29). Согласно п. 2.1.6 и 3.3 Порядка № 1/29 внеплановый инструктаж и внеочередную проверку знаний надо проводить, когда изменяются или вводятся в действие новые НПА, содержащие требования охраны труда. При этом проверяется лишь знание этих НПА.

Компании, которые ГИТ проверяла в 2019 году и которые не провели внеплановые инструктажи и внеочередные проверки знаний после введения в действие Правил, привлекли к ответственности (решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 19.03.2019 по делу № 12–174/2019). В некоторых делах суды признавали штраф законным, но с учетом смягчающих обстоятельств и финансового положения компании снижали его размер (решения Городищенского районного суда Пензенской области от 13.03.2019 по делу № 12–7/2019, Канавинского районного суда г. Нижнего Новгорода от 16.07.2019 по делу № 12–313/2019). Прецедентов, когда компаниям удавалось оспорить штраф, мало.

Судебная практика

Инспектор решил, что механика-водителя допустили к работе без обязательного внепланового инструктажа и внеочередной проверки знаний по охране труда в связи с введением в действие Правил. Компанию привлекли к ответственности. Суд установил, что она провела внеочередной инструктаж и внеплановую проверку знаний в мае — июне 2018 года, то есть после официальной публикации Правил, но до введения их в действие. Инструктаж и проверка проводились в том числе по Правилам. Суд пояснил, что закон не содержит прямого запрета на ознакомление в ходе внеочередного инструктажа с не вступившими в силу НПА, а также на последующую проверку их знания. Таким образом, работодатель надлежащим образом провел инструктаж и проверку знаний по новым Правилам. Суд отменил постановление ГИТ (апелляционное определение Архангельского областного суда от 11.09.2019 по делу № 33 а-5601/2019).

***

Эксперты подчеркивают, что законопроект может еще сильно измениться, а поскольку нововведения будут носить рекомендательный характер, все это не сможет кардинально изменить удручающую статистику несчастных случаев. Вместе с тем необходимо отметить, что весь комплекс мер Минтруда России направлен в первую очередь на защиту работника. Например, повсеместное внедрение систем видеонаблюдения на опасных участках производств поможет в расследовании и предупреждении несчастных случаев. «В целом изменения носят позитивный характер, поскольку работник на производстве теперь будет еще больше защищен в случае травм и потери здоровья», – комментирует тенденцию Андрей Фатеев.

______________________________

С текстом доклада «О результатах и основных направлениях деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации на 2015-2017 годы» можно ознакомиться на официальном сайте Министерства труда РФ.

Плюсы и минусы нововведений

Эксперты ждут, что рекомендательный характер норм может ухудшить положение дел на производстве из-за необязательности их исполнения. Но в то же время именно такой порядок ввода нововведений позволит малому бизнесу уйти от необоснованных трат на новое оборудование.

По мнению Елены Проскуровой, применение принципа рекомендаций в будущем может повлечь негативные последствия для безопасности работника на его рабочем месте. «Правила – это нормативный акт, который обязателен для исполнения как работником, так и работодателем, а рекомендации не обязательны к исполнению и могут усугубить положение», – утверждает эксперт.

Марина Антонова считает, что рекомендательный характер, вероятнее всего, будут носить нормы об установке на предприятии видеонаблюдения. «Это справедливо, так как, например, малый бизнес экономически не может оснастить все рабочие места видеонаблюдением», – полагает она. Получается, что подобный характер нормы позволит избежать дополнительных расходов предпринимателей.

А рекомендательный характер использования электронного документооборота, по мнению эксперта, вполне обоснован, он даст возможность организациям выбирать, вести ли электронный оборот документов по вопросам охраны труда и происшествиям на производстве, или нет.

Официальный консультант по трудовым спорам кадрового агентства ProPersonnel Андрей Фатеев считает, что видеозаписи будут служить дополнительным доказательством в случае судебного разбирательства. «Исходя из моей личной практики, у работника не всегда есть возможность доказать причинение вреда. Так, свидетели из числа коллег могут попасть под давление работодателя и отказаться от показаний, а письменные доказательства факта повреждения здоровья также могут быть составлены в пользу работодателя»,– рассказывает эксперт.

В судебной практике изменения могут коснуться только предполагаемого увеличения числа предоставляемых в суды доказательств в электронной форме (например, видео), так как основные положения ТК РФ относительно охраны труда останутся без изменения, предполагает Марина Антонова. При этом установка технических средств видеонаблюдения на опасных участках однозначно позволит ускорить процедуру расследования и внесет ясность относительно соблюдения правил со стороны как работника, так и работодателя. «На практике работодатель должен будет при установлении причин несчастного случая просмотреть камеры видеонаблюдения и отразить эту информацию в акте», – добавляет она.

Однако с данной позицией не согласна Елена Проскурова. «Полагаю, что установка камер на опасных участках производства не решит проблему, поскольку безопасность работника на рабочем месте зависит от конкретных мер по обеспечению охраны труда, и камера позволит зафиксировать сам несчастный случай, но не предотвратить его, – отметила она. – Часто нам приходится сталкиваться с тем, что работодатель недобросовестно относится к требованиям законодательства по охране труда, что впоследствии приводит к несчастным случаям».

Кроме того, по ее мнению, установка камер на опасном производственном участке может повлечь дополнительные расходы для работодателя. Целесообразнее пустить средства не на установку камер, а на усовершенствование мер безопасности – замену устаревшего оборудования, усиление средств защиты, проведение инструктажа и другие, считает эксперт. «Установка камер может послужить основанием для злоупотребления со стороны работодателей в части удаления файлов, если информация явно свидетельствует о вине самого работодателя», – добавляет Марина Антонова.

В тексте законопроекта в числе прочего есть статья о праве работника на получение информации об условиях и охране труда. Также будет изменена статья о количестве работников организации, при которой создается служба охраны труда. Их численность возрастет с 50 до 100 (). В обязательном порядке будет введен учет микроповреждений работников. Работодатель начнет самостоятельно осуществлять учет и рассмотрение обстоятельств и причин, приведших к возникновению микроповреждений – случаев повреждения здоровья, приведших к частичному ограничению трудоспособности пострадавших, включая необходимость их перевода на другую работу в течение одного рабочего дня или смены без оформления листка нетрудоспособности работников. Еще одним нововведением станет создание федеральной информационной системы управления контрольно-надзорной деятельностью в сфере труда, которая будет осуществлять информационно-аналитическое обеспечение государственного надзора за соблюдением трудового законодательства.

Нормативные документы по охране труда списком

Федеральные законы

  • «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (N 125-ФЗ от 24.07.1998)
  • «О специальной оценке условий труда» (№ 426-ФЗ от 28.12.2013)
  • «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»(№ 116-ФЗ от 21.07.1997)

Про федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» можно спокойно забыть — утратил силу. Случилось это осенью 2006 года. Впрочем, его положения были компенсированы недавними изменениями в самом ТК РФ.

Подзаконные акты

Отдельные мероприятия охраны труда требуют отдельного регулирования. Так, составить систему управления охраной труда, выдать средства индивидуальной защиты и организовать службу охраны труда помогают следующие нормативные документы по охране труда:

  • Постановление Правительства РФ от 27.12.2010 № 1160 «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда»
  • Приказ Минтруда России от 24.06.2014 № 412н «Об утверждении Типового положения о комитете (комиссии) по охране труда»
  • Постановление Минтруда России от 08.02.2000 № 14 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы Службы охраны труда в организации»
  • Приказ Минкультуры России от 25.08.2010 № 558 «Об утверждении «Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций с указанием сроков его хранения”
  • Постановление Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников»
  • Постановление Минтруда РФ от 08.04.1994 № 30 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива»
  • Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников»
  • Постановление Минтруда РФ от 17.01.2001 N 7 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда»
  • Приказ Минтруда России от 19.08.2016 N 438н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда»
  • Приказ Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты»

Видео по теме:

https://www.youtube.com/watch

Законодательство в области охраны труда становится все жестче

СанПиНы и СНиПы

Санитарные и строительные нормы и правила, применяемые в различных сферах деятельности, уже насчитывают более сотни документов. Приведем самые часто встречающиеся и обсуждаемые в качестве примера:

  • СанПиН 2.2.0.555-96 “Гигиенические требования к условиям труда женщин. Санитарные правила и нормы» (утв. Постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 28.10.1996 № 32)
  • СанПиН 2.2.3.1384-03 Гигиенические требования к организации строительного производства и строительных работ (утв. Постановлением от 11 июня 2003 года № 141)

Типовые инструкции и регламенты

А когда речь заходит о разработке локальной документации по охране труда, требуется нормативная основа, и здесь Вам помогут типовые инструкции и регламенты. Практически для каждой отрасли разработаны свои типовые документы, в зависимости от их специфики. Как и прежде, приведем пару примеров:

  • ТИ Р М-001-2000. Типовая инструкция по охране труда для рабочих, выполняющих погрузочно-разгрузочные и складские работы» (утв. Минтрудом РФ 17.03.2000)
  • Приказ Минтруда России от 28.03.2014 № 155н «Об утверждении Правил по охране труда при работе на высоте»

Изменились правила кадрового учета на малых предприятиях с 2019 года

Новая глава Трудового кодекса – 48.1– начала действовать в 2017 году. В ней прописаны особенности контролирования труда сотрудников, которые работают в сфере малого предпринимательства или на микропредприятиях.

Организации и ИП вправе отказаться от утверждения/принятия локальных актов.

Например:

  1. Правила внутреннего распорядка и режима на предприятиях.
  2. Положения, в которых прописан порядок оплаты труда.
  3. Приказы о премировании.
  4. График смен и др.

Но, отказавшись от данных актов, бизнесмен должендополнить трудовой или коллективный договорсоответствующим пунктом или разделом.

Кстати, 27 августа 2016 года Правительство утвердили типовую форму трудового договора специально для предпринимателей сферы малого бизнеса или микропредприятий. Указали ее в Постановлении №858.

Изменения в законодательстве по охране труда

Нормативно-правовой акт
В силе с
Какие внесены изменения
Что это значит, что делать
01.01.2018
При проверках Государственной инспекцией труда теперь используются проверочные листы в отношении организаций, чьи профессиональные риски были отнесены к категории умеренных.
Ознакомиться с классификацией рисков, а также с проверочными листами ГИТ. Даже если плановая проверка в текущем году не грозит, проверить, все ли документы по охране труда в порядке.
17.02.2018
Вступают в силу Правила охраны труда для частных охранных организаций, предприятий, занимающиеся защитой объектов и имущества.
Пересмотреть локальную документацию по охране труда, привести её в соответствие с новыми Правилами. Провести внеплановые инструктажи по охране труда на рабочем месте

Провести необходимые мероприятия по охране труда в соответствии с новыми правилами.
18.03.2018
Начинают действовать Правила безопасности подземных хранилищ газа как опасных производственных объектов.
18.03.2018
Теперь водители обязаны носить сигнальные жилеты во время остановки вне населенных пунктов.
Отразить данное требование в соответствующих инструкциях по охране труда, донести до водителей организации новую информацию во время внепланового инструктажа на рабочем месте, а также при специальном обучении по охране труда.
12.06.2018
Трудовой договор теперь не должен содержать норм выдачи смывающих средств, а выдачу мыла сотрудникам, кто занят с легкосмываемыми загрязнениями, можно не фиксировать.
Принять во внимание послабление требований при заключении новых трудовых договоров, не забывая об остальных требованиях. Для работников, связанных с легкосмываемыми загрязнениями упразднить ведение личных карточек учета смывающих средств, отразить изменения в соответствующей процедуре СУОТ.

Запутались?   Запишитесь на экспресс-аудит по охране труда!
Приказ Ростехнадзора от 17 ноября 2017 г

№ 485
23.06.2018
Начинают действовать Правила безопасности при проведении газоопасных‚ огневых и ремонтных работ.
Пересмотреть инструкции по охране труда при проведении соответствующих работ, провести внеплановые инструктажи на рабочем месте, при необходимости провести повторную проверку знаний требований охраны труда.
II кв. 2018
Вносятся изменения в части смывающих и обезвреживающих веществ, которые необходимы для защиты работников от химического воздействия.
Привести в соответствие с новыми требованиями локальные приказы по охране труда, утверждающие нормы выдачи смывающих и обезвреживающих средств, внести изменения в соответствующие процедуры СУОТ.
II кв. 2018
Изменения касаются порядка действий в случае, если по результатам СОУТ не выявлено вредных/опасных условий труда, а также правил заполнения 3его раздела самого отчета СОУТ.
Перед проведением очередной специальной оценки условий труда внимательно ознакомиться с новыми требованиями и проследить за правильностью оформления результирующих документов.
II кв. 2018
Изменений коснется перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры.
Пересмотреть списки профессий и должностей, работники которых подлежат прохождению предварительных и периодических медицинских осмотров.
II кв. 2018
Теперь срок, в который работник должен проходить обязательное обучение по охране труда, увеличивается до 5 лет, а привязка к определенной организации упраздняется.
Пересмотреть и скорректировать процедуру системы управления охраной труда «Подготовка работников по охране труда», проинформировать всех соответствующих руководителей.

Обучение охране труда (40 часов) — дистанционно! 2,5 т.р.   Записаться

Видео по теме:

Как организовать обучение работников по охране труда и не разориться

Что изменилось

Правила стали современными. Вместо топки углем теперь нужно установить автоматические воздушные тепловые завесы (п. 29 Правил). Конкретизировали требования к плану расстановки техники, его нужно будет утверждать приказом работодателя. Ужесточили требования к аккумуляторным (п. 137 Правил). Также изменения коснулись требований охраны труда при работе с инструментом и приспособлениями.

Полностью исключили раздел «Электробезопасность», так как он дублировал Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденные приказом Минэнерго от 13.01.2003 № 6. В приложении утвердили наряд-допуск на работы с повышенной опасностью.

Перечень вредных и опасных производственных факторов. В Правилах дополнили перечень производственных фактов, которые могут воздействовать на работников при эксплуатации транспортных средств. Теперь в него включили физические и нервно-психические перегрузки.

Средства коллективной защиты. В программу инструктажа и инструкции по охране труда нужно будет включить сведения о коллективных средствах защиты согласно Правилам по охране труда при размещении, монтаже, техническом обслуживании и ремонте технологического оборудования (утв. приказом Минтруда от 23.06.2016 № 310н; далее — Правила № 310н).

Периодичность обучения по охране труда. Повторный инструктаж не реже одного раза в три месяца и проверку знаний не реже одного раза в 12 месяцев теперь будут проводить только для сотрудников, которые выполняют работы с повышенными требованиями охраны труда.

Труд водителей связан с повышенной опасностью для окружающих (ст. 1079 ГК). Поэтому работодатель обязан проследить, чтобы водители проходили повторный инструктаж не реже одного раза в три месяца, а проверку знаний — не реже одного раза в 12 месяцев. Срок, который исчисляют месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца (ч. 2 ст. 4.8 КоАП).

Требования к производственной территории. Производственные здания и сооружения, помещения и площадки должны отвечать требованиям Технического регламента о безопасности зданий и сооружений (Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ). Раньше они должны были соответствовать только строительным нормам и правилам.

Требования к санитарно-бытовым помещениям. Из Правил исключили пункт об устройстве мест для курения в производственных помещениях. Убрали требования об оснащении столовой с полуфабрикатами, о создании фельдшерского пункта и медпункта в зависимости от численности работников, о площади комнаты для предрейсового медосмотра и комнаты для отдыха, о гигиенических душах для женщин и отдельных курительных комнат для них. Также исключили требование о передвижных столовых, об оснащении туалетов писсуарами и т. п. Вместо этого указали, что работодатель должен оборудовать санитарно-бытовые помещения по установленным нормам (п. 14 Правил).

Режим труда и отдыха. Такой раздел из Правил исключили. Определили, что режим труда и отдыха устанавливают правила внутреннего трудового распорядка и иные локальные нормативные акты работодателя (п. 13 Правил).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector