Режим труда и отдыха теперь действует для всех водителей грузовиков
Содержание:
- Составление рабочего графика
- Особенности использования тахографа при вождении
- Учет рабочего времени
- Виды и частота перерывов
- Что такое режим труда и отдыха
- Общие правила режима труда и отдыха
- Отхождение от правил
- Инструкция использования тахографа с карточкой водителя
- Заплатить штраф или нанять юриста?
- Режим работы водителя в Европе и его особенности
- Как пользоваться тахографом
Составление рабочего графика
Для того, чтобы правильно составить расписание для перевозчика, следует брать во внимание не только время вождения, но и ряд других факторов. В работе водителя предусмотрено время на следующие пункты:
- пробки на дороге, аварии, заторы, произошедшие произвольно без участия водителя;
- обязательный медосмотр водителя перед поездкой и сразу по ее окончании;
- перерывы для отдыха от вождения, время на разминку глаз;
- осмотр автомобильного или транспортного средства и проверка его технической исправности;
- устранение мелких неполадок, которые можно предотвратить на месте;
- ожидание во время посадки или высадки людей, а также при приеме грузов или же выгрузки багажа;
- время для пересменки водителя на дальних расстояниях. В таких случаях для второго сменного водителя должно быть отведено отдельное место в салоне;
- период сопровождения багажа или его охраны в тех случаях, когда оно является обязательным условием трудового договора, заключенном между перевозчиком и работодателем.
Такие правила установлены и для суммарного учета работы, и для ежедневного. Согласно закону, в договоре с работодателем должно быть прописано необходимо время по каждому из вышеперечисленных пунктов.
Так, на ежедневный медосмотр принято выделять около пятнадцати минут, вождение 4 и 2 часа с обязательным отдыхом между ними, далее предусмотрен 15-минутный отдых и продолжение вождения еще в течение полутора часов. С перерывом на перекус рабочий день перевозчика составляет около 12, но закон не нарушен, поскольку вождению отводится 8 установленных часов.
Особенности использования тахографа при вождении
Тахограф — измерительный прибор, используемый для записи различных данных о перемещении транспорта, а также для отслеживания режимов вождения и перерыва. Этот прибор содержит все указанные водителями данные, и размещает их на персональной Карте Водителя.
Данное устройство является основным показателем того, насколько водитель-дальнобойщик придерживается режима работы и отдыха. Любой представитель полиции может ознакомиться с информацией на тахографе и сделать с него распечатку.
Согласно Директиве ЕС, все водители обязуются правильно пользоваться контрольным прибором, не допуская его поломки или осуществляя его замену и ремонт при необходимости. А также изменение режимов его работы в соответствии с требованиями Директивы Европейского Союза №561.
Перед началом работы, водителю следует поместить персональную Карту Водителя в “Первый слот” тахографа. Режим работы 2-х водителей в Европе подразумевает, что если в экипаже два человека, второму водителю тоже необходимо разместить карту в устройстве, но уже во “Втором слоте”.
Чтобы активировать персональную Карту Водителя, введите в приборе pin-код
Обратите внимание, что карту запрещено размещать неподалеку от объектов, излучающих сильное электромагнитное поле. Это приравнивается к умышленной поломке тахографа и влечет за собой строгое наказание
Учет рабочего времени
Как и трудовой график любого работника, режим труда и отдыха водителей грузовых автомобилей, общественного транспорта и иных транспортных средств регулируется Трудовым кодексом РФ. Но из-за специфики труда он имеет ряд особенностей и ограничений. В этих случаях статья 329 ТК РФ обязывает исполнительную власть разработать отдельное положение о работе и отдыхе водителей, и роль основного закона в этом случае играет Приказ Минтранса № 15 от 20.08.2004. Он регулирует основные требования режима рабочего времени для этой категории работников.
Ежедневный
Продолжительность рабочей смены составляет:
- 8 часов — при пятидневной неделе;
- 7 часов — при шестидневной неделе.
Общая продолжительность рабочей недели по закону не превышает 40 часов.
Суммированный
Если в организации применяется суммированный учет, то положение о труде и отдыхе водителей в 2020 году допускает установку более продолжительной смены. Допускается ее увеличение до 12 часов. Время управления автомобилем должно составлять не более 9 часов. График устанавливается ежемесячно.
Нормативно установлено, какова продолжительность ежедневного отдыха водителей при суммированном учете:
- междусменные перерывы — не менее 12 часов;
- выходные дни — согласно графику сменности, общее число — не менее числа полных недель в месяце;
- обязательные перерывы во время смены применяются в обычном порядке.
Время, проведенное за рулем
Не допускается превышение времени непосредственного управления автомобилем более 9 часов за смену. В определенных условиях труда время за рулем не может превышать 8 часов:
- при работе в горной местности;
- при перевозке пассажиров автобусами более 9,5 м длиной;
- при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и длинномерных грузов.
Ненормированный график
По закону допускается установление ненормированного рабочего дня, но только для водителей легковых автомобилей. Нельзя установить ненормируемый график для такси. Продолжительность рабочих дней при ненормированном дне устанавливается строго с соблюдением нормальной продолжительности рабочей недели. Работнику обязан предоставляться еженедельный отдых на общих основаниях.
Виды и частота перерывов
Отдых является важной и неотъемлемой частью рабочего дня каждого гражданина. Нельзя забирать данное право и у водителей
Существует строго установленная частота перерывов для перевозчиков любых категорий. Водители могут непрерывно вести транспортное средство не более четырех часов. Сам же отдых необходимо разделять на две части – по пол часа в каждый период.
Но следует учитывать и виды отдыха, на которые законом отводятся отдельные часы:
- Предусмотренные выходные дни. Существуют обязательные дни, в которые водитель не должен выходить на работу. По закону они должны составлять минимум 42 часа перед сменой и после нее. Рабочие дни для перевозчиков с нормированным графиком ни в коем случае не должны превышать число выходных.
- Обеденные перерывы. Официально каждый водитель может тратить на прием пищи от 30 минут до 2 часов рабочего дня. Превышать эти стандарты нельзя, но можно разбить перерывы на несколько частей, чтобы отдых был эффективнее. В этом случае перевозчик сам контролирует свою занятость во время рейса.
- Перерывы между рейсами. Этот вид отдыха зависит от графика водителя, установленного работодателем. Отдых между сменами составляет удвоенное время рейса, включая все необходимые перерывы, остановки, перевоз и ожидание багажа. Все это должно быть включено в рабочий день. Если смена водителя составляет 8 часов, то отдыхать между выходом в следующий рейс он должен не менее, чем 16 часов.
Все вышеперечисленные положения установлены законом и охраняются Трудовым кодексом РФ.
Что такое режим труда и отдыха
Режим труда и отдыха – это система, которая предполагает периодичную смену этих двух периодов. Их сроки и порядок чередования регламентированы на государственном уровне.
Важно! Создание нормального режима требуется для поддержания здоровья человека и его трудоспособности. Правильная организация рабочего процесса – трудоемкий процесс
График составляет специалист по охране труда, а также руководство организации
Правильная организация рабочего процесса – трудоемкий процесс. График составляет специалист по охране труда, а также руководство организации.
Перерыв на рабочем месте
Общие правила режима труда и отдыха
Рабочее время – (по определению, указанному в ТК ст. 91) это временной промежуток для исполнения рабочих обязанностей, которые определены договором или в должностной инструкции. К нему дополнительно относятся:
- вынужденный простой;
- пересменка;
- командировка, а также время в пути до пункта назначения;
- обеденный перерыв (если отсутствует возможность покинуть рабочее место);
- перерыв в холодное время для сотрудников, трудящихся на погрузочной зоне.
Стандартная рабочая неделя состоит из 40 часов, однако для отдельных профессий учет часов рассчитывается суммарно за месяц, квартал или год.
Работники разных сфер
Также в ТК РФ указаны категории, для которых определена сокращенная программа:
- для работающих во вредных условиях труда – до 36 часов;
- для работников в сфере медицины и педагогики, ученых – также 36 часов;
- для инвалидов 1 и 2 групп – до 35 часов;
- для подростков 14-15 лет – максимально 24 часа. Для подростков 16-18 лет – 36 часов.
Важно! В отдельных ситуациях руководство привлекает к сверхурочной работе. Для этого требуется письменное согласие трудящегося (кроме экстренных ситуаций, описанных в ТК)
Она не должна быть больше 4 часов за 2 суток с пропорциональной часовой оплатой. В году доступно максимально 120 часов.
Отдых и его нормы тоже описаны в Трудовом Кодексе ст. 106. Это временной промежуток, в течение которого человек освобождается от своих обязанностей, а также имеет право использовать свободное время по своему желанию.
В статье 107 выделены основные периоды отдыха:
- обеденный перерыв, который длится от 30 минут до 2 часов по решению руководства на производстве;
- ежедневный отдых, который длится с момента окончания рабочей смены до начала следующей;
- выходные дни, продолжительность которых не меньше 42 часов. Это непрерывный отдых. В некоторых организациях устанавливают время индивидуально, опираясь на режим труда;
- государственные праздники;
- ежегодный оплачиваемый отпуск (28 календарных дней);
- дни дополнительного отпуска назначаются сотрудникам с ненормированным графиком, трудящихся в ВУТ или в районах крайнего Севера, участникам ликвидации последствий на ЧАЭС.
Отхождение от правил
Любые нарушения режима работы и отдыха считаются допустимыми, если у водителя-дальнобойщика есть на то основательные причины. В их число входят форс-мажорные ситуации, среди которых:
-
возникновение угрозы безопасности дорожного движения;
-
необходимость доехать до автомобильной стоянки по причинам, не позволяющим отложить это действие;
-
для обеспечения безопасности груза, независимо от причины, если водитель имеет объективные доводы и разъяснения по ситуации.
В любой ситуации, когда имели место нарушения Регламента, водитель автотранспорта обязуется:
-
прибыть на обозначенное место, к автомобильной стоянке или завершить поездку иным образом;
-
обозначить повод нарушения режима, если его можно классифицировать как весомый;
-
указать эту причину на листе регистрации, диске с диаграммой, а также в распечатке с тахографа — обязательно во всех трех местах.
Инструкция использования тахографа с карточкой водителя
Важно знать, что тахографы, которые сертифицированы для использования в РФ, имеют схожую конструкцию. В связи с этим, водителям разобраться в нюансах работы большинства устройств проблем не составляет
Однако вопрос: «Как пользоваться картой водителя для цифрового тахографа?» – по-прежнему остаётся актуальным, ведь пункты меню и элементы интерфейса могут сильно различаться в зависимости от модели прибора.
Однако, в общем виде пошаговая инструкция пользования содержит следующие пункты:
- Установка карточки в слот устройства. Карта вставляется до начала работы, т.е. перед тем, как запустить двигатель. Вставляется она чипом вверх, т.е. сторона, содержащая фотографию и личную информацию, должна находиться снизу. Чтобы до конца вставить карту, надо немного на неё надавить, пока не произойдёт щелчок. Однако отдельные модели тахографов устроены таким образом, что в определённый момент начинают забирать карту автоматически (как в банкоматах). А также нужно знать и помнить, что карточка помещается в крайний левый картоприёмник. Если управление автомобилем осуществляют двое человек, то сменный водитель также должен активировать карту. Для этого её также нужно вставить в устройство, но делается это в другой слот.
- Активация карты. Чтобы активировать карту после её вставки в слот, потребуется ввести значение PIN-кода. После того, как будет введён правильный код авторизации, на экране появится изображение имени и фамилии владельца карты, выезжающего в рейс.
- Внесение данных о деятельности водителя до начала работы. Водителю необходимо будет ввести сведения о том, где он был и что делал до начала работы. Как правило, указывается либо «отдых», либо «работа». В некоторых моделях допускается выбрать значение «готовность». Уточнить данные нюансы необходимо для того, чтобы контролировать режим труда и отдыха шофёра. В конце на экране высветится запись «готов к управлению».
- Начало работы. После начала движения на экране устройства появится запись «вождение». При этом находиться на дисплее она будет вплоть до момента остановки автомобиля. Вручную задать данный показатель никак не получится, он включается автоматически. А если вдруг движение будет начато без вставленной карточки, то на дисплее высветится предупреждение —«управление без карты». Подобное будет сопровождаться характерным звуковым сигналом.
- Конец работы. После прекращения движения изменится режима функционирования устройства. На дисплее высветится надпись «отдых». Переход в режим отдыха также будет проведён автоматически.
- Распечатка информации с карты. Распечатать сведения, сохранённые на карте можно будет, если в устройстве имеется бумага для распечатки (её отсутствие приравниваются к неисправности устройства), а также исправлен внутренний термопринтер. Чтобы распечатать нужные сведения придётся действовать в определённой последовательности. Конкретные шаги зависят от модели тахографа, но в общем виде алгоритм действий следующий: в главном меню необходимо выбрать опцию «печать», затем выбрать нужный временной диапазон и согласиться на действие.
- Изъятие карты. Чтобы достать карту из слота, нужно в конце работы, после введения водителем данных о месте нахождения, нажать соответствующую кнопку на устройстве, после чего карта будет выброшена из картоприёмника. Кнопка располагается на лицевой стороне. На ней изображён треугольник с нижним подчёркиванием. Таким же образом из картоприёмника вынимается и карточка сменного водителя.
Несмотря на простоту работы с устройством, иногда в ходе его эксплуатации могут возникать вопросы. Поэтому специалисты настоятельно рекомендуют водителям иметь при себе подробное руководство (инструкцию) по работе прибора. Её наличие будет плюсом для водителя и при остановке его на дороге сотрудниками ГИБДД.
Заплатить штраф или нанять юриста?
Теперь о штрафах. С 1 ноября 2019 года за нарушения, установленные ст. 11.23 КоАП РФ, значительно увеличиваются штрафы на водителя — до 5000 рублей, на должностное лицо (механика) — от 7000 до 10000 рублей и появляются санкции к индивидуальным предпринимателям — до 25000 рублей, а также юридическим лицам — до 50000 рублей. Штраф в 50000 рублей, сопоставим с оплатой услуг профессионального юриста. В связи с этим стоит ожидать всплеск обращений в суды со стороны юридических лиц, связанных с обжалованием постановлений по делам, предусмотренным ст. 11.23 КоАП РФ. Юридические компании уже проявляют интерес к наступающим изменениям в этой сфере.
Также стоит отметить, что с 1 ноября 2019 года нам придется иметь дело с новым понятием «норм времени управления транспортным средством». Данное понятие применимо к водителям, управляющим автомобилями максимальной массы свыше 3,5 тонн и автобусами, зарегистрированными на частные лица. В настоящее время нормы времени управления транспортным средством не утверждены, их утверждение ожидается до 1 ноября 2019 года в виде внесения изменения в Правила Дорожного Движения РФ. Возможно, эти сроки будут сдвинуты.
Режим работы водителя в Европе и его особенности
Если вы осуществляете вождение в ночное время суток, такой вопрос тоже подробно разъяснен в соответствующей Директиве Европейского союза.
Если водитель является перевозчиком-дальнобойщиком, он должен объяснить пассажирам все положения данного Регламента.
Расчет рабочего времени и отдыха осуществляется идентично одному водителю, но если в экипаже находится 2 и более человек, необходимо приобрести тахограф с двумя шайбами или картами.
Если один водитель работает, то другому тоже идут в зачет рабочие часы по тахографу. При этом, второй водитель не может заниматься вождением, но ему разрешено делать любые другие дела, никак не связанные с процедурой работы.
Если водители меняются местами, то шайбы в тахографе также следует поменять — в зависимости от того, какой член экипажа находится за рулем в данный конкретный момент времени.
Как пользоваться тахографом
Итак, оказавшись на месте водителя, необходимо установить карту в тахограф. Сама карта (в большинстве случаев) вставляется контактными площадками чипа вверх.
Далее вводится PIN код, если его ввести неправильно более трех раз, то индивидуальная карта водителя будет заблокирована, до правильного ввода кода PUK, т.е. в целом аналогично SIM карте сотового телефона. Необходимость ввода кода обусловлена защитой от возможного использования карты другим лицом (например, в случае ее хищения).
Видео — инструкция для водителей как работать с тахографом:
После успешного ввода кода, на дисплее устройства отобразятся данные водителя (ФИО). В том, что прибор распознал карту необходимо удостовериться, т.к. отображение данных водителя являются подтверждением успешного опознавания карты.
Если распознавание не произошло – то возможно несколько вариантов:
- Карта вставлена неправильно (должна чётко фиксироваться, с характерным щелчком);
- Карта неисправна;
- Неисправен тахограф.
В случае неисправности необходимо обратиться в соответствующую организацию в течении семи дней.
Затем необходимо выбрать режим работы водителя. Это либо режим отдыха, либо работы. Чаще всего тахограф самостоятельно устанавливает текущие режимы, но необходимо удостовериться в их правильности.
После чего можно приступать к исполнению своих обязанностей – дальнейшая фиксация производится прибором самостоятельно.
Стоит обратить внимание, что при заведенном двигателе тахограф фиксирует режим «работа» (в случае, когда двигатель заведен, а водитель отдыхает – необходимо выставить режим вручную), а при заглушенном – отдых. Текущие режимы отображаются на экране устройства
При начале движения транспортного средства, прибор это событие зафиксирует, что отобразится на экране.
Завершение рабочей смены производится изъятием своей водительской карты. Для этого необходимо нажать соответствующую клавишу на приборе (или комбинацию клавиш), и прибор «отдаст» карту.
Как видно из описания – ничего сложного в использовании тахографа нет, просто необходима внимательность и чёткое соблюдение инструкций. Но ведь на дороге без этих качеств также не обойтись.
Видео — как пользоваться тахографом Штрих: