Удерживающая система: назначение, функции и технические требования
Содержание:
- Страховочная система
- Классификация детских автокресел
- Категории средств
- Виды привязей
- Соматическая нервная система и автономная нервная система
- Требования безопасности к канатам, стропам грузоподъемных механизмов
- Периодические проверки
- Обзор видов
- ГОСТ Р 58194-2018/EN 813:2008 «Привязи для положения сидя»
- Перевозка
Страховочная система
Разительные отличия есть у страховочных систем. Они предназначаются для безопасной остановки падающего работника. Максимальная динамическая нагрузка, которую выдерживает человеческое тело – 6 кН. И устройства данного типа должны соблюдать это условие. В составе их всегда находится несколько амортизаторов, которые поглощают энергию в ходе падения. Выделяют ряд способов, организующих подобные системы.
Так, применяют СИЗ втягивающего вида. Тогда их прикрепляют к опорам, а стропы и тросы – к привязи. В процессе перемещений они втягиваются, а когда происходит падение – тормозят.
Помимо этого, применяют страховочные устройства ползункового вида. Они дают свободу перемещения по анкерным линиям, когда человек падает – работают автоматическим образом. Чаще всего их применяют в процессе работы на наклонной плоскости.
Третий способ заключается в использовании страховочных строп. В такой системе привязи соединяют с анкерными устройствами. На страховочном стропе крепят амортизатор, чтобы понизить динамическую нагрузку на тело.
Классификация детских автокресел
Из всех перечисленных устройств автокресла являются наиболее удобными и надежными. В зависимости от роста, веса и возраста ребенка принято выделять несколько основных групп детских автокресел.
- Группа 0 – автомобильные люльки, предназначенные для новорожденных детей до 6 месяцев. В таких устройствах могут перевозиться грудные дети, вес которых не превышает 10 кг.
- Группа 0+. В эту группу также входят автолюльки для перевозки младенцев. Допустимый максимальный вес увеличен до 13 кг, а возраст – до одного года.
- Группа 1 включает в себя автокресла, в которых можно перевозить детей в возрасте до 4 лет. Максимально допустимый вес ребенка – 18 кг.
- Группа 2 – автокресла с ограничениями по весу от 15 до 25 кг. Возрастная категория – до 7 лет.
- Группа 3 предназначена для более взрослых детей в возрасте от 7 до 12 лет. Максимальная нагрузка на такое устройство составляет 36 кг.
Также существуют дополнительные категории, рассчитанные на более широкие возрастные рамки.
- Группа 0+/1. Допускает транспортировку детей в возрасте от 6 месяцев до 3,5 лет. Ограничения по весу ребенка – от 0 до 18 кг.
- Группа 1-2-3. Данные ДУУ предназначаются для маленьких пассажиров от 1 года до 12 лет, вес которых составляет от 9 до 36 кг.
- Группа 2-3. В таких устройствах перевозят детей от 3,5 до 12 лет. Ограничения по весу – от 15 до 36 кг.
Каркасные и бескаркасные кресла
Еще одну классификацию автокресел можно выделить в зависимости от их конструкции. Существуют каркасные (классические) и бескаркасные ДУУ.
В классических вариантах автокресел присутствует жесткий каркас, обеспечивающий поддержку позвоночника. В случае аварии каркас частично погашает силу удара. Единственным минусом каркасных устройств является их габариты и вес: если у родителей нет своей машины, а кресло они приобретают для периодической транспортировки ребенка в чужих автомобилях, постоянно снимать и устанавливать устройство довольно проблематично.
Бескаркасные варианты решают эту проблему. Их легко брать с собой для перевозки в автомобилях друзей, арендованных машинах или в такси. Также бескаркасное кресло легко адаптируется под рост ребенка, поэтому может служить долгие годы. Однако по сравнению с классическими вариантами автокресел, бескаркасные устройства обладают меньшей степенью защиты ребенка (например, у них отсутствует защита от боковых ударов).
Бустер – устройство, помогающее более безопасно фиксировать ребенка с помощью штатного ремня безопасности
Категории средств
То, какие системы будут применены, зависит от условий конкретной работы. Но чаще всего применяют удерживающую систему, систему позиционирования, страховку. Последняя предотвращает удар о поверхности, когда падение уже состоялось. Удерживающая система и система позиционирования используются, чтобы предотвратить падение. Также они фиксируют человека в одном положении.
К удерживающей системе относится ряд средств, которые предотвращают попадание в зоны риска, в частности: анкерные устройства, удерживающая привязь, соединительный элемент (строп).
К категории рабочего позиционирования относят ряд устройств, которые держат рабочего в необходимом положении, в том числе: анкерные устройства, страховочная привязь с поясом, соединительный элемент (стропы с амортизаторами).
Анкерные устройства крепят соединительные элементы. Они бывают постоянными – к примеру, горизонтальными тросовыми либо рельсовыми линиями, анкерными точками, а также временными – к ним относятся стальные, тканые петли, мобильные анкерные линии.
Привязи удерживают сотрудника в случаях срывов, предохраняют его от падений. Привязи бывают нескольких разновидностей. В частности, страховочными – это привязки с лямками на бедрах и плечах, которые служат единственным допустимым средством остановки падений.
Никогда нельзя применять удерживающий пояс с целью остановок падений. Привязи для позиционирования обеспечивают рабочим поддержку, которая предотвращает падения. Используются и привязи для положения сидя.
Соединительно-амортизирующая подсистема служит промежуточным элементом, которые соединяет анкерное устройство и привязь (страховочные стропы с амортизаторами, блокирующие устройства втягивающего типа, ползункового и так далее).
Они также бывают нескольких разновидностей. Во-первых, они бывают удерживающими, то есть не позволяющими рабочему оказаться в зоне риска падения. Во-вторых, есть страховочный вид, который помогает проводить работу в опасных зонах, защищая рабочего в случае падений.
Широко применяются удерживающие системы «УС». Они прекрасно предохраняют рабочих от падений. Чаще всего удерживающие системы «УС» используют в строительной, монтажной, ремонтной работе
Они требуют соблюдения мер предосторожности, учитывая наличие острых кромок, режущего, климатического фактора
Виды привязей
Страховочные привязи
Страховочная привязь – элемент страховочной системы, защищающий рабочего от падения с высоты путем удержания его тела обхватывающими лямками, то есть непредвиденный срыв с использованием страховочной привязи становится для работника относительно безопасным.
Все страховочные привязи имеют в своем составе наплечные и набедренные лямки, которые охватывают ноги и грудную часть соответственно. Кроме лямок, в конструкцию входит элемент крепления, находящийся в районе грудной клетки спереди или сзади, в зависимости от назначения привязи и вида проводимых работ.
Если страховочная привязь используется для позиционирования на рабочем месте, то в ее конструкцию дополнительно должен входить поясной кушак, к которому крепится страховочный строп.
Привязь для позиционирования
Привязь для позиционирование рабочего в фиксированном состоянии обычно представляет собой поясной страховочный ремень, снабженный прочными элементами крепления к страховочному стропу и пряжку для подгонки размера. Ремень имеет широкую подкладку для более комфортного использования. Такие привязи нельзя использовать при имеющемся риске срыва рабочего с высоты, так как одного поясного элемента недостаточно для безопасной остановки падения.
Удерживающие привязи
Удерживающая привязь (или страховочный пояс) предназначена для ограничения передвижения рабочего с целью предотвращения его попадания в опасную зону, может использоваться в качестве позиционирования и запрещена к применению в виде страховки от падения с высоты.
Основной элемент удерживающей привязи – широкий пояс с пряжкой, позволяющей регулировать его размер, и подкладкой (кушаком). Пояс с помощью двух элементов крепления надежно соединяется со страховочным стропом. Также, удерживающая привязь может иметь в своем составе наплечные и набедренные лямки.
Привязи для положения сидя
Привязи для положения сидя – это элементы, которые применяются для удобства работы в сидячей позиции в том числе в безопорном пространстве, а также для удобства работ в удерживающих системах с низкой точкой крепления. Такого рода привязи могут быть дополнены интегрированным сиденьем для более комфортной работы в режиме длительного зависания. Данная конструкция может иметь грудные лямки и быть частью страховочной привязи, но не является самостоятельным компонентом страховочной системы.
Специализированные привязи
В сложных и опасных условиях труда применяются специализированные страховочные привязи, которые имеют отличительные свойства, направленные для работы в конкретных условиях.
Огнеупорные страховочные привязи изготавливаются из ленты, стойкой к термическому воздействию и предназначены для работ в непосредственной близости от источника воспламенения, открытого огня, раскаленных брызг или искр. Такие модели могут использоваться при сварочных, электромонтажных работах, в металлургической отрасли и т.д. Некоторые модели могут иметь удлинитель страховочного элемента на спине, необходимый для использования совместно с привязью защитной экипировки.
Еще один пример специализированной привязи – искробезопасная страховочная привязь, применяющаяся при работе во взрывоопасных средах. Привязь пропитывается специальным масло-бензостойким раствором, предотвращающим возгорание. Такие привязи используются как на высоте, так и в замкнутых пространствах, и могут применяться в нефтяной, газовой, горнодобывающей промышленности.
Соматическая нервная система и автономная нервная система
Согласно классификации по функциональному признаку нервная система подразделяется на соматическую НС и автономную (вегетативную). Как соматическая, так и автономная НС включают в себя центральный и периферический отделы.
Соматическая нервная система включает отделы нервной системы, регулирующие работу скелетных мышц. Отвечает за связь организма с внешней средой, обеспечивает чувствительность и движение, вызывая сокращение скелетной мускулатуры. Она регулирует преимущественно функции произвольного движения. Ее нейроны находятся в передних рогах спинного мозга, а их аксоны через передние корешки спинного мозга направляются к скелетным (поперечно-полосатым) мышцам.
Автономная (вегетативная) нервная система — это совокупность нервов и нервных узлов, посредством которых регулируются сердце, кровеносные сосуды, внутренние органы, железы и т.д. Внутренние органы получают двойную иннервацию (снабжение органов и тканей нервами, что обеспечивает их связь с ЦНС) — от симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы. Эти два отдела оказывают возбуждающие и тормозные влияния, определяя уровень активности органов.
Вегетативная НС обеспечивает обмен веществ, дыхание, выделение. Влияя на активность обмена веществ в различных органах и тканях в соответствии с меняющимися условиями их функционирования и внешней среды, она осуществляет адаптационно-профическую функцию.
Вегетативная нервная система иннервирует гладкую мускулатуру, ее еще называют висцеральной НС. Деление периферической нервной системы на соматическую и вегетативную достаточно условно, поскольку в ЦНС существует значительное перекрытие проекций той и другой, и соматические и вегетативные реакции являются равноправными компонентами любой поведенческой реакции.
В автономной нервной системе выделяют 2 отдела, являющихся функциональными антагонистами симпатический и парасимпатический. Они различаются локализацией центров в мозге и периферических узлов, а также характером влияния на внутренние органы.
Отличия симпатической и парасимпатической НС:
1. Волокна симпатической нервной системы выходят из грудного и поясничного отделов спинного мозга, где лежит первый симпатический нейрон. Затем они сходятся к симпатическим ганглиям, расположенным вдоль позвоночника, где находится второй симпатический нейрон. Волокна парасимпатической нервной системы начинаются в спинном мозге выше или ниже места выхода симпатических нервов (пара — около, лат.) из черепного и крестцового отдела, а затем сходятся в ганглиях, расположенных не вдоль позвоночного столба, а вблизи от иннервируемого органа.
2. Особенности расположения ганглиев этих двух систем предполагают различие оказываемого ими эффекта. Действие симпатической нервной системы более диффузно, а парасимпатической — более специфично, поскольку связано только с изменениями в органе, рядом с которым находится ганглий.
3. Эти системы различаются и медиаторами, участвующими в синаптической передаче. Основным медиатором для симпатической нервной системы является адреналин, а для парасимпатической — ацетилхолин.
4. Результаты активности этих двух систем во многом противоположны. Если основная функция симпатической нервной системы состоит в мобилизации организма на борьбу или бегство, то парасимпатическая нервная система преимущественно обеспечивает поддержание гомеостаза.
5. Активация симпатической нервной системы лежит в основе поведения человека, рвущегося в бой. Возбуждение парасимпатической нервной системы обеспечивает пищеварение у человека, лежащего на диване после сытного обеда.
Симпатическая нервная система возбуждает, а парасимпатическая — тормозит деятельность сердца, первая ослабляет двигательную активность кишечника, вторая ее усиливает. В то же время они могут действовать и заодно: вместе увеличивают двигательную активность слюнных и желудочных желез, хотя состав секретируемого сока в зависимости от доли участия каждой системы меняется.
Требования безопасности к канатам, стропам грузоподъемных механизмов
Требования безопасности к канатам, стропам грузоподъемных механизмов:
- канаты, стропы должны соответствовать установленным требованиям;
- при работе необходимо следить за тем, чтобы канат не касался других канатов, острых краев груза, частей оборудования, не имел чрезмерных перегибов, в том числе на блоках и барабанах малого диаметра;
- крепление каната непосредственно к проушинам, серьгам и рамам без коушей не допускается;
- применение канатов, имеющих переломы, узлы, обрыв нитей (для синтетических) или проволок (для стальных) и износ более допустимого, не допускается;
- сращивание (счаливание) грузовых канатов не допускается. Другие канаты можно счаливать только на участке, где исключается возможность набегания каната на блок или барабан;
- петли стропов должны быть выполнены с применением коушей путем заплетки свободного конца каната, установки зажимов, другим проверенным способом по установленным требованиям.
НЕ ДОПУСКАЕТСЯ!
Работать с канатами без СИЗ рук не допускается.
Стальные канаты, которыми оснащены грузоподъемные механизмы, проходят технические освидетельствования, включая испытания под нагрузкой, совместно с этими механизмами.
Канаты и стропы подлежат осмотру до и после использования, а также проведению обслуживания и периодических проверок в соответствии с эксплуатационной документацией.
Хранить синтетические канаты и стропы следует в закрытых сухих помещениях, защищенных от прямых солнечных лучей, масла, бензина, керосина и других растворителей, в подвешенном состоянии или на деревянных стеллажах на расстоянии не менее 1 м от отопительных приборов.
Требования безопасности к цепям:
- пластинчатые, сварные и штампованные цепи, используемые как грузовые и для изготовления стропов, должны соответствовать установленным требованиям;
- коэффициент запаса прочности пластинчатых цепей, применяемых в грузоподъемных машинах, должен быть не менее 5 при машинном приводе и не менее 3 — при ручном;
- коэффициент запаса прочности сварных и штампованных грузовых цепей и цепей для стропов должен быть не меньше указанного в документации;
- сращивание цепей допускается путем электро- или кузнечно-горновой сварки новых вставленных звеньев или с помощью специальных соединительных звеньев; после сращивания цепь осматривается и испытывается нагрузкой в соответствии с документацией.
Периодические проверки
До применения удерживающих систем, а также в процессе эксплуатации в обязательном порядке каждые полгода осуществляют тщательную ее проверку. Обязательно проводят испытание на статические нагрузки, равные 4 кН.
Испытаниям подвергают каждый компонент в креплении по очереди. Считается, что система прошла проверку, если не было выявлено повреждений, а несущие способности были сохранены в полной мере. У каждого устройства всегда имеется свой паспорт, в который и заносят дату проведения проверки.
В ряде случаев устройства изымают из эксплуатации. Так, необходимость в этом возникает, если появляются сомнения насчет условий безопасной эксплуатации средств
Также важно сделать это, если его уже использовали для остановки падения. После данного случая нельзя эксплуатировать систему до момента, когда будет издано письменное подтверждение специалиста о том, что она снова пригодна для применения
Обзор видов
Каждая страховочная привязь имеет свою заводскую маркировку и подробное описание по эксплуатации. В зависимости от сложности модели, снаряжение состоит из определенных составных компонентов.
Плечевые лямки – расположены на плечах, охватывая грудь и спину, прочно закрепляясь на широком поясе.
Страховочные привязи различаются по целям их применения – это может быть защита от неожиданного падения, что выполняется с применением амортизатора, а также существует снаряжение, которое дает работнику возможность осуществлять длительное выполнение работ в сидячем положении на большой высоте. По своему конструктиву, связанному с количеством точек фиксации тела, страховочная оснастка подразделяется на следующие варианты.
Одноточечные
Страховочная удерживающая привязь с одноточечным креплением подразумевает конструкцию ползункового типа, состоящую из страховочной привязи, ползунка, амортизатора и анкерного линейного механизма. При таком виде крепления страховочная система движется по анкерной линии, следуя за движениями человека. В случае внезапного падения система автоматически фиксируется и останавливает процесс движения.
Точка крепления страховочной системы находится на спине или в области груди. Набедренные и наплечные лямки в этом случае не предусмотрены. Такой тип страховочного устройства применяют при подъемах на лестнице к определенной точке высоты, для выполнения кровельных работ на небольших высотах, а также для работы с поверхностями, имеющими небольшой угол наклона.
Двухточечные
Это более надежный тип страховочной удерживающей привязи, которая дает возможность закрепления любого типа конструкции, служащей для остановки процесса резкого падения вниз – с этой целью используют стропы с амортизационной системой, индивидуальные средства втягивающего типа, зажимы ползункового типа и так далее.
Страховочные конструкции всегда имеют наплечные ремни и ремни, для охвата ног.
Трехточечные
Удерживающая привязь имеет три элемента крепления строп. Существует два вида трехточечной привязи. В одном случае крепления представляют собой ремень и наплечные элементы с расположенными элементами крепления на поясе. Во втором случае привязь предназначена для арбористики и выглядит как ремень с набедренными лямками. Оба вида привязи выполняют функцию по ограничению перемещения работника, защищая его от риска падения с высоты. Привязи используют в сочетании с анкерной системой, что и обеспечивает остановку во время падения.
Четырехточечные
Этот тип конструкции относят к страховочной привязи. Четырехточечная конструкция может быть как с одним элементом для крепления стропа, так и с двумя такими элементами. Конструкция имеет наплечные и набедренные лямки, на спине и на груди расположен крепеж для стропа страховки и удержания от падения. В конструкции с двумя элементами крепления предусмотрено наличие элемента крепления стропа, которое состоит из двух дополнительных петель.
Пятиточечные
Это самый надежный вариант страховочной привязи, применяемый для страховки от падения работника с большой высоты.
В ее состав входят пояс, наплечные и набедренные лямки, имеется 2 элемента крепления стропа для страховки и удержания, а также элемент крепления строп, предназначенный для устройства подъемно-спускового назначения. Пятиточечное снаряжение применяется для узкого сегмента работ в сфере промышленного альпинизма.
ГОСТ Р 58194-2018/EN 813:2008 «Привязи для положения сидя»
- Изменено отношение к испытательной массе манекена при определении динамических характеристик — теперь она составляет минимум 100 кг. Испытание привязи происходит с заявленной изготовителем максимальной номинальной нагрузкой.
- Для статических испытаний введен коэффициент запаса прочности (хоть сама такая формулировка не введена). Теперь при испытании на статическую прочность необходимо давать 10-кратную от номинальной нагрузку, но не менее 15 кН.
- Включены требования к спинной опоре, доступности осмотра и коррозионной устойчивости.
- Вводится целый цикл натурных испытаний пользователем. Во время таких испытаний испытываемую привязь надо надеть на человека, а затем подвесить его за передний элемент крепления привязи. Данные испытания проводятся для проверки эргономики изделия.
Перевозка
Перевозят удерживающую систему, соблюдая ряд требований. Так, нельзя допускать намокания или воздействия на приспособления агрессивных внешних факторов. Хранят их только в сухих помещениях, влажность не должна превышать 70 %. Запрещается держать систему на протяжении долгого времени под прямыми солнечными лучами. До начала хранения обязательно сушат изделия, а затем протирают компоненты из металлов.
Гарантийные сроки эксплуатации составляют 2 года с момента производства средств. Служат они в течение 5 лет. На протяжении 2 первых лет эксплуатации за владельцем сохраняется право заменить сломанную систему за счет производителя
Однако при этом важно, чтобы соблюдались правила эксплуатации
Гарантию не предоставляют, если было доказано, что повреждения были спровоцированы естественным износом, внесением корректив в оригинальную конструкцию, были нарушены правила хранения, уход был оказан плохо.
Производитель не заменяет средства, если им был нанесен прямой, косвенный или иной ущерб из-за того, что система была применена неправильно.