Особенности и функции страховочных систем

Испытание страховочных привязей

Как любое СИЗ, страховочная привязь должна эксплуатироваться в строгом соответствии с ГОСТами. Это касается регулярного использования и периодичности плановых проверок. Перед испытанием СП нужно изучить прилагаемую к ней инструкцию от производителя. В ней описывается порядок подготовки, проверки, применения изделия.

Вкратце общие правила испытаний выглядят так:

  • перед каждым использованием СП нужно внимательно осмотреть на предмет повреждений или ослабления узлов;
  • при надевании нужно следить, чтобы пояс находился на талии, ножные, плечевые лямки – на своих местах;
  • следует отрегулировать спинную точку, затянуть плечевые лямки;
  • далее плечевые лямки нужно соединить с поясом при помощи пряжек и карабинов.

После этого можно проводить испытания на прочность, соблюдая условия, установленные производителем, то есть в рекомендованном температурном режиме, вдали от химически активных веществ, колюще-режущих предметов. Изделие испытывается на статическую, динамическую нагрузки на специальных стендах с использованием стального манекена, который имитирует человека.

Хранение СП осуществляется по правилам: в сухом помещении, защищенном от прямых солнечных лучей. Нельзя хранить экипировку рядом с отопительными приборами, горючими или химически агрессивными веществами. После очистки возможна только естественная сушка изделия.

Важно помнить, что при любом повреждении или ослаблении конструкции использовать привязь нельзя, а по завершении гарантийного срока экипировку следует вывести из эксплуатации и уничтожить. К эксплуатации и хранению монтажных поясов применимы похожие стандарты, а вот детали испытаний отличаются

Раз в 6 месяцев пояса нужно тестировать на статическую нагрузку в 4 000Н

К эксплуатации и хранению монтажных поясов применимы похожие стандарты, а вот детали испытаний отличаются. Раз в 6 месяцев пояса нужно тестировать на статическую нагрузку в 4 000Н.

Это делается двумя способами:

  • пояс для работы на высоте крепится пряжкой на жесткой цилиндрической балке, а к кольцу на поясном ремне на 5 минут подвешивается груз, дающий нагрузку 4 000Н;
  • после закрепления пояса на балке кольцо на поясном страховочном ремне присоединяется к лебедке, развивающей нагрузку 4 000Н в течение 5 минут.

Если после тестирования металлические детали не деформировались, ткани и нити не разорвались, не появились другие дефекты, то испытание страховочного пояса считается успешно пройденным.

Какого бы уровня профессионализма ни был человек, использующий страховочную систему, перед непосредственным применением страховочной привязи следует изучить инструкцию от производителя, произвести тщательный осмотр снаряжения, проверить характеристики, провести практические испытания.

Периодичность плановой проверки страховочной привязи регламентируется требованиями ГОСТ, перед каждым использованием она должна проходить визуальный осмотр. При наличии повреждённых участков, несовместимости узлов и элементов конструкции, потенциальной возможности саморазблокировки любой из пряжек эксплуатация страховочной привязи запрещена.

К каждой единице страховочного изделия обязательно прилагается инструкция, определяющая порядок подготовки, проверки и использования привязи. Общие правила таковы:

Перед использованием привязь надевается: пояс располагается на талии, ножные обхваты и плечевые лямки – на соответствующих участках тела. Выполняется регулировка положения спинной точки и затягивание ремня плечевых лямок. Плечевые лямки с помощью пряжек и карабинов подсоединяются к поясу

Испытание страховочной привязи производится в указанных производителем условиях: важно соблюдать рекомендуемые температурные режимы и исключить возможность повреждения отдельных узлов и элементов химически агрессивными веществами и колюще-режущими предметами

Хранение страховочной экипировки осуществляется в сухих, защищённых от попадания прямых солнечных лучей помещениях с неагрессивным по составу и без явных пылевых загрязнений воздухом. При хранении следует исключить нахождение привязей вблизи отопительных приборов, горючих и химически агрессивных веществ (бензина, керосина, кислот и т.д.

Безопасные работы на высоте

Термины и определения:

  • Строп – обязательный атрибут страховочной системы, предназначенный для фиксации человека к точке крепления. Состоит из фала и карабинов. Бывает съемный или пришитый к поясу.
  • Фал – эластичный компонент стропа, позволяющий соединить предохранительный пояс с карабином. Фал изготовляется из металлического, синтетического каната, цепи или текстильной ленты.
  • Амортизатор – изделие из текстильных материалов, которое снижает значение динамической нагрузки на позвоночник человека в случае его падения с высоты.
  • Карабин – соединительный узел для фиксации компонентов страховки и позиционирования.

Высотные работы связаны с огромными рисками. С их помощью решаются различные производственные, строительные и разноплановые задачи, например:

  • промышленный альпинизм (покраска или утепление фасадов многоэтажек);
  • монтажные работы (установка металлоконструкций, систем вентиляции зданий и сооружений);
  • строительство (возведение стропил, кровли, мачт, дымоходов);
  • спортивный альпинизм (покорение горных вершин, спуск в пещеры и т.д.).

В зависимости от сферы деятельности, разноплановости задач и условий, способы обеспечения безопасности работников во время высотных работ также могут быть разными.

Классификация систем безопасности:

  • удержания и позиционирования;
  • эвакуации и спасения;
  • страховки и канатный доступ.

Подбор необходимых средств происходит в зависимости от задач, сложности и геометрии строительных конструкций, архитектурных особенностей строения, наличия опорных элементов под анкерный крепеж, длительности выполняемых работ.

Об устройстве ФЭСТ

Согласно информации Всемирной организации здравоохранения, применение удерживающих систем в автомобилях понижает детскую смертность в авариях на 54 %, снижает риски того, что они получат травмы, на 75 %, а вероятность тяжелой травмы снижается на 91 %.

«ФЭСТ» используется только для лиц весом 15-25 кг. Удерживающее устройство для детей данного типа применяют только для одного ребенка с одним ремнем безопасности. «ФЭСТ» обеспечивает комфорт при транспортировке детей. Его ставят на штатные автомобильные ремни, при этом оно не мешает их работе. Устройство достаточно простое в установке и снятии.

Ни в коем случае не подвергают конструкции механическим воздействиям, следят, чтобы в них не попала влага. «ФЭСТ» производится из экологически чистых материалов. Приспособление прошло соответствующие испытания, отвечает всем требованиям ГОСТ 41.44 2005. Оно стало чрезвычайно популярным на территории России.

Результаты испытаний являются ярким свидетельством того, что ребенок, пристегнутый «ФЭСТ», обеспечивается практически такой же безопасностью, как и тот, кто находится в детском автокресле. Согласно отзывам, «ФЭСТ» нередко даже лучше справляется с этой задачей.

Благодаря устройству можно перевозить детей на переднем сидении. Также оно отличается компактностью, не нужно заботиться о том, чтобы постоянно обеспечивать его неподвижность в отсутствии в салоне детей, как в случае с автокреслом, которое может представлять опасность для взрослых. «ФЭСТ» же можно хранить даже в бардачках. Использовать его просто.

Страховочные системы

Страховочное оборудование для высотных работ применяется при нахождении персонала на высоте от 1,2 метра и выше. Такая норма регулируется правилами Охраны Труда и требованиями стандартов безопасности. Страховочное оборудование обязано не просто упреждать падение (асфальтированная дорога ведь тоже неплохо с этим справляется), а делать это бережно, не нанося вред монтажнику.

Важно! Допустимое значение уровня динамического усилия (силы торможения), воздействующего на человека при остановке падения, не должно превышать 6000 Н. Кроме страховочного инвентаря, нужно также приобрести предохранительные пояса (привязь), которые бывают разных видов

Для высотных работ используются лямочные пояса. Приспособления, предотвращающие падения, фиксируются к поясу посредством точек крепления, находящихся в нагрудных или наспинных узлах, в зависимости от модели и конструкции пояса

Кроме страховочного инвентаря, нужно также приобрести предохранительные пояса (привязь), которые бывают разных видов. Для высотных работ используются лямочные пояса. Приспособления, предотвращающие падения, фиксируются к поясу посредством точек крепления, находящихся в нагрудных или наспинных узлах, в зависимости от модели и конструкции пояса.

Для поглощения лишней энергии и уменьшения усилий на тело работника до безопасных параметров (6000 Н), страховочные стропы дополнительно укомплектовывают амортизаторами из текстильной ленты

Здесь важно рассчитать резерв свободного пространства между точкой нахождения работника до нулевой отметки (площадки, этажного перекрытия), так как амортизатор после срабатывания удлиняется. В случае недостаточного запаса по высоте, сотрудник может травмироваться о твердое покрытие

Как правильно выбрать

Для того чтобы система безопасности выполняла свое назначение в качестве страхующего и удерживающего устройства и обеспечивала правильное позиционирование в рабочем положении, необходимо обратить внимание на ряд критериев. Конструкция должна работать таким образом, чтобы исполнитель не испытывал какого-либо дискомфорта, если необходимо выполнять длительную по времени работу

Поэтому к страховочным привязям предъявляются жесткие требования

Конструкция должна работать таким образом, чтобы исполнитель не испытывал какого-либо дискомфорта, если необходимо выполнять длительную по времени работу. Поэтому к страховочным привязям предъявляются жесткие требования.

Модель соответствует требованиям, если:

  • Материал, из которого изготовлена страховочная привязь, может выдерживать вес, значительно превышающий вес человека (хорошо зарекомендовали себя системы из полиамида);
  • Привязь имеет небольшой вес;
  • Система является простой и удобной в процессе эксплуатации;
  • Размер соответствует индивидуальным особенностям работника;
  • Пояс-кушак поддерживает спину, уменьшая при этом степень утомляемости;
  • Плечевые лямки располагаются на достаточном расстоянии друг от друга, что позволит предотвратить любые травмы шеи;
  • Пряжки самоблокирующиеся, не допускающие произвольного расстегивания ремней или лямок в процессе работы;
  • Все характеристики страховочной привязи находятся в полном соответствии с требованиями ГОСТа.

Периодичность осмотра страховочных привязей должна осуществляться в соответствии с требованиями ГОСТа. Правильно подобранная, изготовленная из высококачественных материалов страховочная привязь, должна проходить постоянную проверку перед каждым применением.

Прежде всего, снаряжение осматривают на предмет наличия поврежденных участков, правильной совместимости компонентов, отсутствия механических или химических повреждений, а также возможной вероятности самопроизвольного раскрытия пряжек.

Если присутствует хотя бы одна из указанных неполадок, страховочную привязь применять категорически запрещается.

Вы здесь

Главная  / Допустимо ли применение узлов при работе на высоте?

Допустимо ли применение узлов при работе на высоте?

В связи с вступлением в силу Приказа Минтруда России №155н от 28.03.2014 г. «Об утверждении Правил по охране труда при работе на высоте» у многих работников и работодателей, осуществляющих работы на высоте, возникают вопросы по правомерности использования узлов.  Давайте попробуем разобраться вместе.

Стоит сразу оговориться, что мы не будем рассматривать причины и логику введения  в правила тех или иных требований, а будем исходить из межостаслевого принципа «Разрешено все, что не запрещено».

           Пункт 121 Правил по охране труда при работе на высоте гласит: «Использование узлов для крепления соединительной подсистемы к анкерному устройствув системах канатного доступа недопустимо. Узлы, используемые для подвешивания инструмента, инвентаря, приспособлений и материалов, а также применяемые на канатах оттяжки, должны быть указаны в ППР на высоте и не должны непреднамеренно распускаться или развязываться».

              Прежде всего, в каких системах ограничено применение узлов? – В СИСТЕМАХ КАНАТНОГО ДОСТУПА. Следует отметить, что определения систем канатного доступа в Правилах по охране труда при работе на высоте и в ГОСТ Р ЕН 12841-2012 «ССБТ. Средства индивидуальной защиты от падения с высоты. Системы канатного. Устройства позиционирования на канатах» не совпадают. Если ГОСТ Р ЕН 12841-2012 включает в систему канатного доступа  рабочий (нагружаемый в безопорном пространстве) и страховочный канаты, то Правила по охране труда  включают в систему канатного доступа только рабочий (нагружаемый) канат, а страховочный канат рассматривается как часть отдельной страховочной системы, которая  должна применяться совместно с системой канатного доступа (рабочим канатом). Таким образом, согласно Правил охраны труда при работе на высоте, применение узлов ограничено только для рабочего (штатно нагружаемого каната в безопорном пространстве).

Теперь разберемся, что означает фраза :«Использование узлов  для крепления соединительной подсистемы к анкерному устройству».

Анкерное устройство – это одна или несколько точек крепления, соединенных между собой  анкерным стропом ( текстильным или стальным канатом, ленточной петлей или цепью).

Соединительная подсистема – это все компоненты системы,  находящиеся между привязью работника и анкерным устройством. Для системы канатного доступа необходимо соединить рабочий (нагружаемый) канат с анкерным устройством.

Узлы для крепления (каната к опоре) – узлы, которыми канат может быть непосредственно закреплен к опоре без использования дополнительных устройств или соединительных элементов (на пример «Булинь», «Штык», «Удавка», «Восьмерка одним концом» и т.д.)

Таким образом, первое предложение п.121 Правил по охране труда при работе на высоте означает следующее:

Крепление рабочего (нагружаемого в безопорном пространстве) каната к точке крепления каким-либо  узлом не допустимо, а должно осуществляться соединительным элементом (например карабином либо охватом опоры канатом и соединением концевой и срединной петель карабином). При этом допустимо использование узлов на рабочем и страховочном канатах для формирования концевой или срединной петли (на пример «Восьмерка», «Двойной проводник», «Срединный проводник», «Стремя» и т.д.) а также крепление узлами (на пример «Булинь», «Штык», «Удавка», «Восьмерка одним концом» и т.д.) страховочного каната к точкам крепления  для работы в опорном и безопорном пространстве.

Кроме того, в дополнение требований второго предложения п.121 Приказа №155н, все используемые узлы следует указать в ППР, а работники должны пройти обучение завязыванию указанных узлов.

Обзор видов

Виды страховочных систем подразделяют на стационарную и индивидуальную. Индивидуальные системы защиты от падения надеваются на себя и предназначаются для распределения динамического усилия, возникающего от рывка при падении с высоты.

Стационарные системы представляют собой анкерные устройства и анкерные линии разных модификаций. С их помощью пользователь может перемещаться по горизонтали, вертикально или работать с наклонной поверхностью. Полная стационарная система охватывает собой весь рабочий участок, при этом протяженности анкерных линий бывают до 12 м. В отличие от мобильных систем стационарные конструкции закреплены на своем постоянном месте.

Грудная обвязка

Выполнена из широкого поясного ремня, к которому закрепляются 2 наплечные лямки. Использование одной только грудной обвязки без использования лямок для ног создает возможность травмы, так как при долгом подвешенном состоянии, возникшем при падении, она сильно давит на область груди, тем самым провоцируя смертельное удушье. По этой причине обвязка груди без применения обвязки ног в раздельном виде не применяется.

Различают разные типы обвязки области груди.

  • Восьмиобразная – грудная обвязка выполняется в виде цифры «8». Есть возможность регулирования под требуемый размер с помощью пряжек, но встречаются и нерегулируемые модели в готовом размерном исполнении.
  • В виде майки – выполнена из обхвата по линии груди, к которому присоединены 2 лямки для плеч. Это распространенный вариант обвязки, так как он может регулироваться под любой размер, а кроме того, имеет дополнительные петли для снаряжения.

Поясная беседка

Удобная и практичная модель, которая имеет множество форм исполнения.

  • Пояс – обхват талии с помощью стропы, закрепленной на подкладочную ткань. Обеспечивает фиксацию и надежность во время падения, которые зависят от количества удерживающих пряжек. Расположение пряжек бывает симметричное (справа и слева) или асимметричное (1 пряжка). Наиболее удобен для регулировки размера симметричный вариант.
  • Обхваты для ног – бывают без возможности регуляции по размеру ноги или регулируемыми с помощью силовых пряжек.
  • Петля силовая – этот элемент из прошитой стропы соединяет ножные обхваты с поясом, а также служит средством для подсоединения устройств страховки.
  • Пряжки силовые – служат для регулировки и фиксации ремней. Фиксация бывает с противоходом, применяемым для длительного выполнения работ, а также есть вариант Doubleback, позволяющий быстро затягивать все элементы креплений под свой размер.
  • Петли разгрузочные – бывают выполнены из пластмассы или прошитой стропы. Они нужны для навешивания дополнительного снаряжения, для страховки их не применяют.

Поясная беседка считается простым и удобным в использовании страховочным приспособлением.

Комбинированные

Конструкция является объединением верхней и нижней обвязок. Она считается наиболее надежной и применяется для сложного альпинизма и скалолазания. Нередко этот тип позиционируется как пятиточечная система крепления, которая надежно удерживает даже детей, обеспечивая максимальные условия безопасности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector