Дорожно-транспортное происшествие: понятие, участники, виды

Содержание:

Действия после ДТП

Порядок действий участников ДТП после происшествия определён п. п. 2.6 — 2.6.1 ПДД. В общем случае причастные водители обязаны:

  • прекратить движение и оставить автомобиль в месте остановки;
  • включить аварийную сигнализацию;
  • установить знак аварийной остановки;
  • оставить все предметы, имеющие отношение к ДТП, на своих местах (сохранить осыпь, отлетевшие и выпавшие предметы и пр.).

Если имеются пострадавшие, требуется оказать им первую помощь, вызвать скорую медпомощь и полицию по сотовому номеру 103 и 102 или по единому номеру 112, при необходимости отправить в ближайшее медучреждение с попутным транспортом, а при его отсутствии отвезти самостоятельно и вернуться на место.

Включение аварийной сигнализации и установка знака — первые действия после ДТП

Водители обязаны освободить дорогу после фиксации первоначального месторасположения автомобилей (в т. ч. путём фото- и видеосъёмки):

  • при ранении или гибели людей только в случаях, когда проезд другого транспорта невозможен;
  • при отсутствии пострадавших в случаях, когда проезд другого транспорта затруднён.

При отсутствии пострадавших в ДТП, споров между участниками по обстоятельствам происшествия и по поводу полученных повреждений водители вправе не извещать полицию. По своему выбору они могут:

  • оформить документы на ближайшем посту ДПС или в подразделении полиции, предварительно зафиксировав расположение транспортных средств;
  • оформить документы без вызова сотрудников ГИБДД в случаях, предусмотренных ФЗ от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ «Об ОСАГО»;
  • не оформлять происшествие, если ни один из участников не настаивает на этом.

При отсутствии разногласий ДТП без пострадавших можно оформить на ближайшем посту ДПС

При отсутствии пострадавших, но при наличии разногласий в обстоятельствах происшествия и по поводу полученных повреждений, участники обязаны известить ГИБДД и дожидаться прибытия наряда. При получении указания от ГИБДД происшествие может быть оформлено на ближайшем посту ГИБДД или в подразделении полиции с предварительной фиксацией месторасположения автомобилей.

Профилактика транспортных аварий

Государство старается предупредить возникновение некоторых аварийных ситуаций. В уполномоченных органах неоднократно поднимался вопрос о том, как можно снизить влияние человеческого фактора на возникновения ДТП и уменьшить число аварий. В соответствии с положениями ФЗ №196 от 10.12.1995 года, ИП и юр. лица обязаны допускать к управлению транспортом только водителей, имеющих соответствующую квалификацию. Дополнительно организации должны принимать участие в обеспечении безопасности дорожного движения с целью предотвращения ДТП.

В приказе Минтранса №7 от 15.01.2014 закреплен перечень требований, предъявляемых к профессионализму водителей. Дополнительно утверждена Программа занятий с водителями транспортных компаний. План мероприятий по предупреждению и профилактике аварийности на автотранспорте в обязательном порядке должен включать проведение соответствующих уроков. Итогом обучения становится проведение зачета.

Различные формы и методы профилактики дорожно-транспортного травматизма позволяют существенно уменьшить количество аварий. К их числу относится проведение семинаров и лекций сотрудниками ГИБДД среди взрослых и особенно детей, а также организация оперативно-профилактических мероприятий «Пешеход» и широкомасштабных социальных кампаний.

Основные причины ДТП

В подавляющем большинстве случаев аварии происходят из-за намеренного или случайного нарушения правил дорожного движения. Как со стороны водителей, так и со стороны пешеходов. Это основная причина аварий. Речь идет о самых разнообразных нарушениях — несоблюдение скоростного режима, игнорирование правил проезда или перехода перекрестков, выезд на встречную полосу или проезд на запрещающий сигнал светофора, несоблюдение дистанции, нарушение правил пересечения железнодорожного переезда, не пристегнутый ремень безопасности.

Зачастую нарушения ПДД делаются ненамеренно или провоцируются другими факторами. Причины ДТП:

  • Употребление алкоголя за рулем. По мировой статистике порядка 35% всех аварий происходит с участием нетрезвых водителей транспортных средств. И речь идет только об официально зарегистрированных случаях, часто экспертиза просто не назначается, потому что опьянение внешне никак не проявляется. Алкоголь значительно снижает скорость реакции и маневров, а также приводит к сонливости (особенно в сочетании с усталостью);
  • Общение за рулем. Сейчас существует огромное количество электронных гаджетов, которые могут использовать водители за рулем. И речь идет даже не про общение по мобильному телефону, а про отправку электронных сообщений, просмотр социальных сетей, использование Viber, WatsAPP и других программ. Все это значительно снижает внимательность водителя и приводит к замедлению реакции на опасность. Так, разговоры по мобильному телефону снижают скорость реакции на 15-20%, а печатание электронных сообщений способствует снижению внимательности в 6, а то и в 10 раз;
  • Плохое техническое состояние автомобиля. Техническое состояние ТС не так часто становится причиной ДТП, но может привести к очень серьезным последствиям, вплоть до летального исхода. К примеру, из-за неправильно настроенной тормозной системы автомобиля или из-за несработавшей подушки безопасности;
  • Плохое качество дорожного покрытия. Сюда же можно отнести и неисправность светофора, и неправильное расположение дорожных знаков, игнорирование правил нанесения дорожной разметки. Проблема с дорогами усугубляется еще и тем, что за аварии, спровоцированные рытвинами и ямами на опасных участках дороги, дорожные службы привлекают к ответственности крайне редко;
  • Неправильное поведение на дороге пешеходов. В основном это касается перехода дороги в неположенном месте или перехода через перекресток на красный сигнал светофора. Чаще всего наезды на пешеходов, которые не соблюдают ПДД, делаются в темное время суток. Поэтому во время прогулок по вечерам и ночам стоит позаботиться о наличии светоотражающих элементов на своей одежде;
  • Плохие условия погоды. При езде в туман, в сильный дождь, снег или гололед значительно снижается дальность обзора, уменьшается сцепление шин с дорожным полотном, заметно увеличивается тормозной путь автомобиля. Это лишь часть неблагоприятных погодных факторов, которые являются частой причиной ДТП.

Урок 17Чрезвычайные ситуации техногенного характераПроизводственные аварии и катастрофы

Чрезвычайные ситуации (ЧС) техногенного характера

Чрезвычайные ситуации (ЧС) техногенного характера возникают в результате аварий и катастроф. Наиболее опасны взрывы и пожары, обрушения зданий и
сооружений, аварии на химических предприятиях, атомных энергетических установках, гидротехнических сооружениях, на транспорте, а также на коммунально-энергетических сетях. Рост числа ЧС техногенного характера в последнее десятилетие достиг такого размаха, что начал сказываться на безопасности государства и его
населения. Все чаще аварии принимают катастрофический характер с уничтожением различных промышленных и жилых объектов, гибелью людей
и экологическими последствиями.

Правила поведения и действия при радиационных авариях и радиоактивном загрязнении местности

Чрезвычайные ситуации (ЧС)техногенного характера возникают в результате аварий и катастроф.
Наиболее опасны взрывы и пожары, обрушения зданий и сооружений, аварии
на химических предприятиях, атомных энергетических установках,
гидротехнических сооружениях, на транспорте, а также на
коммунально-энергетических сетях. Рост числа ЧС техногенного характера в
последнее десятилетие достиг такого размаха, что начал сказываться на
безопасности государства и его населения. Все чаще аварии принимают
катастрофический характер с уничтожением различных промышленных и жилых
объектов, гибелью людей и экологическими последствиями.

Рис. 1 Ионизирующее излучение и его составляющие

Радиация (ионизирующее излучение) представляет собой потоки заряженных частиц и электромагнитных излучений. При прохождении
через вещество ионизирующее излучение вызывает в нем ионизацию, т.е.
превращение нейтральных, устойчивых атомов и молекул вещества в
электрически заряженные, возбужденные, неустойчивые частицы.
Различают естественные и искусственные источники ионизирующих
излучений. Главной характеристикой степени опасности ионизирующих
излучений служит доза излучения.

Источники ионизирующих излучений

Рис. 2 Источники ионизирующих излучений

Ионизирующее излучение и его составляющие

Ионизирующее излучение, в частности радиоактивное, занимает особое место среди
многочисленных факторов среды обитания человека, так или иначе
влияющих на его здоровье и жизнь.

Проникающая способность ионизирующих излучений

 Гамма — излучение считают самым опасным для человека. Главной характеристикой
степени опасности ионизирующих излучений служит доза излучения:
количество энергии ионизирующего излучения, поглощаемое 1 г.
вещества. Дозу излучения принято измерять в рентгенах (Р). А для
оценки последствий облучения человека различными видами
излучений применяют специальную единицу измерения дозы облучения — бэр (биологический эквивалент рентгена).

 Все живые организмы на Земле, в том числе и человек, постоянно
подвергаются воздействию ионизирующих излучений. Различают
естественные и искусственные источники ионизирующих излучений.

Виды облучения людей от различных естественных и техногенных источников излучения

 Годовая доза облучения людей естественными источниками составляет примерно 30-100 мбэр (0,03-0,1 бэр).

Рис. 3 Виды облучения людей от различных источников излучения

Рис. 4 Радиоактивное воздействие космического излучения на человека

Внешнее облучение человека

 Внешнее облучение pорганизма создают космические лучи, воздействие природных или искусственных излучателей, находящихся в воздухе, в земле, стенах помещения, или используемых в производственных, научных, медицинских и бытовых целях. Существенную роль играет при этом местонахождение человека. Чем выше он находится над уровнем
моря, тем сильнее его облучение, ибо толщина и плотность воздушного слоя атмосферы по мере подъема уменьшаются, снижая ее защитные свойства.

Презентация на тему: » ТЕХНОГЕННЫЕ АВАРИИ И КАТАСТРОФЫ. Авария – опасное техногенное происшествие, создающее угрозу жизни людей и среде обитания – это разрушение сооружений.» — Транскрипт:

1

ТЕХНОГЕННЫЕ АВАРИИ И КАТАСТРОФЫ

2

Авария – опасное техногенное происшествие, создающее угрозу жизни людей и среде обитания – это разрушение сооружений или технических устройств, применяемых на производственном объекте или же неконтролируемый взрыв и выброс опасных веществ Техногенная авария

4

Техногенной катастрофой называют крупную техногенную аварию, которая влечет за собой массовую гибель людей или даже может привести к экологической катастрофе.

5

Виды техногенных катастроф Энергетические Химические Радиационные Авиационные Железнодорожные Автодорожные Речной и морской флот Производственные Транспортные

6

Основными причинами всех техногенных катастроф являются Человеческий фактор Обученность человека Отношение человека к работе Трудовая дисциплина Любая авария или катастрофа не может произойти по какой-то одной причине. Все аварии — это результат действия нескольких причин и совокупности неблагоприятных факторов.

7

— это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, а также значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности. ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ

10

Меры по предотвращению техногенной катастрофы Меры, которые должно предпринять человечество для предотвращения техногенной катастрофы — прекратить или уменьшить опасное антропогенное влияние на природу — заняться решением экологических проблем — уделять внимание социальной экологии – не превращать человека в заложника информационно-техногенного общества — изыскивать новые средства,ресурсы для своего существования,не связанные с беспощадной эксплуатацией ресурсов Земли — контролировать рождаемость, решить проблему народонаселения, соблюдать баланс между его количеством и качеством

11

— опасные объекты должны быть размещены на удаленном расстоянии от жилых построек и других сооружений — необходимо грамотно разрабатывать, производить и применять промышленные установки. Они должны быть безопасными и надежными — внедрение автоматизированных систем контроля безопасности производства. -повышение надежности систем контроля — замена изношенного оборудования и техники вовремя — соблюдение обслуживающим персоналом правил эксплуатации технического оборудования — совершенствование пожарной защиты и правил пожарной безопасности.. — нужно соблюдать необходимые правила при перевозке и хранении опасных грузов — использовать результаты прогнозов чрезвычайных ситуаций для совершенствования систем безопасности

13

Учитывая, что вся техносфера — это творение рук человека, можно полгать, что эта созданная им сфера не должна причинять вред или таить в себе опасность, но это, увы, не так. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

14

Спасибо за внимание

15

Что такое техногенная катастрофа? Вопросы для самоконтроля Приведите примеры возможных техногенных катастроф в Вашем городе Что Вам известно о Чернобыльской катастрофе?

Что это такое

Стремительное развитие технологии уже в 30-х годах прошлого века привело к ряду происшествий. Неправильная эксплуатация объектов приводила к нарушению экологической обстановки. Последствия аварий могут затрагивать не только целые регионы, но и переходить на соседние государства.

Важно! Для ликвидации производственных аварий привлекают множество специалистов

Катастрофой называют такое происшествие, которое повлекло за собой большое количество жертв

Для оценки учитывают масштабы, человеческие потери, материальный ущерб. Среди ЧС выделяют аварий и катастрофы. К первой группе относят пожары, разрушения строений, уничтожение технических устройств. Происходить они могут по совершенно разным причинам.

Важно! Катастрофами называют такие происшествия, которые повлекли за собой значительные материальные потери и большое количество человеческих жертв

Классификация участников ДТП

Текущий год только наступил. Однако статистика ДТП за 2018 год в России говорит о том, что зафиксировано на данный момент порядка 130 тысяч дорожных аварий. Они произошли как по вине водителей, так и вследствие действий пешеходов. Кроме того, способствует ДТП плохое качество дорог.

Водители, пешеходы – не исчерпывающий круг участников происшествий. Часто дорожные аварии происходят с участием велосипедистов, людей, управляющих мотоциклами, мопедами. Причем, та же статистика говорит о том, что мотоциклисты больше причастны к происшествиям, чем сидящие за рулем обычного транспорта.

Еще в круг участников ДТП с полным правом можно отнести детей. Они мало знакомы с правилами дорожного движения и переходят дорогу в неположенных местах по пути в школу или домой. Поэтому с детьми регулярно проводятся профилактические беседы с участием сотрудников ГИБДД.

Как для многих не покажется странным, в качестве субъекта происшествия могут выступать животные. Например, если сбить на проезжей части домашнюю собаку, это тоже рассматривается как ДТП.

Иногда водители не видят, что животное попадает под колеса, и едут дальше. В таком случае уже появляется судебная практика, которая  подтверждает правомерность привлечения сидевшего за рулем к ответственности за оставление места ДТП.

Дайте пожалуйста полное определение понятиям авария и катастрофа.

Антон довгаль

Ава́рия — разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ
Катастро́фа (от др. -греч. καταστροφή «переворот, ниспровержение; смерть» ) — происшествие, возникшее в результате природной или техногенной чрезвычайной ситуации, повлёкшее за собой гибель людей или какие-либо непоправимые последствия в истории того или иного объекта.

С чистого

«Учительница начальных классов спрашивает Вовочку, -Что такое катастрофа? И привести примеры на эту тему.
Вовочка отвечает, -Шли два барашка через речку по брёвнышку и вдруг брёвнышко сломалось и барашки утонули.
-Нет, Вовочка, это не катастрофа а беда. А катастрофа, к примеру летит правительство на самолёте и самолёт разбивается в месте со всеми пассажирами. Понял?
-Понял. Если самолёт упал с правительством, то это не беда.)))

Виды дорожно-транспортных происшествий

ДТП бывают нескольких видов, каждый из которых закреплен действующим законодательством.

Вот лишь самые распространенные из них:

  1. Столкновение. Машины врезались друг в друга или произошло столкновение ТС и подвижного ж/д состава.
  2. Опрокидывание. В результате аварии транспортное средство потеряло устойчивость.
  3. Столкновение со стоящим ТС. Например, водитель потерял управление и врезался в неподвижный автомобиль.
  4. Столкновение с препятствием. Например, водитель врезался в столб или перегородку.
  5. Наезд на пешехода. Речь идет о ситуации, когда водитель ТС сбил пешехода или последний сам натолкнулся на автомобиль.
  6. Наезд на велосипедиста. Речь идет о ситуации, когда водитель ТС сбил пешехода или последний сам натолкнулся на автомобиль.
  7. Столкновение с гужевым ТС. Под гужевым ТС подразумевается средство передвижения, в котором находятся животные. Если водитель машины сбил животное, то это также будет относиться к данной категории.
  8. Пассажир упал во время того как автомобиль находился в движении.

Тонкости отдельных видов происшествий

Выше мы рассмотрели стандартные довольно простые примеры столкновений транспортных средств. Но есть и более сложные, по которым сложилась неоднозначная судебная практика либо требуется разъяснение некоторых тонкостей. Давайте рассмотрим и такие примеры!

Бесконтактные ДТП

Это достаточно распространённый вид происшествий, когда между виновником и потерпевшим(и) не было прямого контакта. Давайте снова рассмотрим примеры таких столкновений:

  • виновник перестраивался, не уступив дорогу двигавшемуся в целевой полосе автомобилю, в результате чего тот, уворачиваясь, врезается в дерево, элементы дорожных сооружений, опрокидывается или сталкивается на встречной полосе с другим авто – причём, контакта между первоначальными транспортными средствами не было,
  • с таким же результатом виновник не уступает дорогу на перекрёстке или выезжая с прилегающей территории.

Как видим, почти все такие ДТП происходят в разрезе приоритета одного авто перед другим и неуступления дороги последним.

Но самое главное, выше одним из условий является участие транспортного средства в происшествии, чтобы это означало наличие факта ДТП. А в примерах выше непосредственного участия виновник в столкновении не принимал, ведь контакта не было! Но это всё равно считается именно дорожно-транспортным происшествием, потому как речь идёт всё же о взаимодействии и так сложилась судебная практика 2020 года.

Но и здесь, конечно же, под одну гребёнку все дела суды никогда не ровняют. Решения, определения и иные нормативные акты Верховного суда являются обязательным для руководства нижестоящими судами, но выносить абсолютно аналогичные решения последние не обязаны, просто потому что ситуации бывают разные.

Таким образом, вполне возможны и бывают в судебной практике 2020 года решения, когда судьи делают вывод: «нужно было тормозить и бить виновника, а не вертеть рулём». Чаще всего такие заключения встречаются, когда потерпевший в результате ухода от столкновения ушёл на встречную полосу движения и там столкнулся с другим автомобилем. То есть речь идёт о бесконтактных ДТП, когда в результате именно маневрирования последствия печальнее, чем предположительно были бы, если бы потерпевший оттормаживался и бил виновника.

Стоящий автомобиль на парковке

Ещё одна нередко возникающая спорная ситуация – это авария со стоящим автомобилем. С одной стороны, определение ДТП включает в себя непременное условия движения машины. И, казалось бы, логично предположить, что если машина стоит на месте, то это уже просто дорожный инцидент.

С другой же стороны, уже не совсем логичным кажется, когда ТС остановилось на дороге на красный сигнал светофора и планирует на зелёный ехать дальше по своему пути. Но в него открывает дверь рядом стоящее припаркованное авто. По букве Правил это тогда не должно считаться ДТП… Но считается, и вот почему!

Обратите внимание на последне подчёркнутое сочетание. Таким образом, авария будет считаться ДТП, если она произошла в том числе:

  • при остановке на красный сигнал, чтобы пропустить пешехода, перед знаком «Стоп», по требованию сотрудника полиции и так далее по причинам, именуемым в среде автозаконов «технической остановкой»,
  • при посадке и высадке пассажиров,
  • при погрузке и разгрузке груза,
  • и даже в случае припаркованного на стоянке автомобиля.

Так определил Высший Арбитражный суд ещё в далёком 2010 году:

Однако, обратите внимание, что по прошествии более 10 лет в 2020 году суды при рассмотрении дел о стоянке автомобиля всё же больше склоняются к тому, что это не считается ДТП. Следовательно, сотрудники ГИБДД данные инциденты на практике могут и не оформить, а возмещение по ОСАГО не получить

Впрочем, когда речь идёт о парковке на придомовой территории, здесь чаще всего ОСАГО вовсе ни при чём, потому как речь идёт о пешеходах или велосипедистах, ударивших припаркованную машину.

Столкновение с предметами

Как частный случай ДТП со стоящим автомобилем можно рассмотреть ситуации, когда на автомобиль падает снег, сосульки, забор, ворота, кусок крыши, штукатурки или части стены здания и прочие предметы, покрытия и результаты осадков.

Но в данном случае в судебной практике всё немного проще:

  • если автомобиль двигался перед столкновением с предметами, то это по определению ДТП,
  • если же машина стояла припаркованная, то ГИБДД отказываются выезжать на такие происшествия и предлагают вызвать участкового полиции, так как ДТП это не считается.

Категории участников ДТП

К участникам ДТП относят:

  1. Водителя – это лицо, управляющее ТС.
  2. Велосипедиста – лицо, передвигающееся на велосипеде.
  3. Пассажира – это лицо, которое не управляет ТС, но находится в нем.
  4. Пешехода – лицо, не передвигающееся на ТС.

Помимо вышеуказанных понятий, существуют и другие:

  1. Владелец ТС – это лицо, которое имеет право собственности на автомобиль.
  2. Виновник аварии – лицо, по вине которого случилось ДТП.
  3. Виновник ущерба – лицо, по вине которого здоровью людей или машине был причинен вред.
  4. Потерпевший – лицо, получившее материальный ущерб.
  5. Пострадавший – лицо, получившее вред здоровью в результате аварии.

Возмещение ущерба и морального вреда

ДТП неразрывно связано с вопросами возмещения вреда. Обязанность по возмещению ущерба и компенсации морального вреда лежит на виновнике ДТП. Исходя из обстоятельств, может быть установлена обоюдная вина участников события или вина нескольких водителей, если произошло массовое происшествие. При возмещении ущерба в рамках ОСАГО вина нескольких участников признаётся равной, пока не установлено иное, выплата производится пропорционально.

Следует понимать, что ГИБДД не устанавливает вину в причинении ущерба и даже вину в ДТП. Полиция выявляет и определяет нарушения Правил дорожного движения в действиях участников. В общем случае нарушитель ПДД является виновным в причинении ущерба, но в спорных ситуациях установление вины или степени вины возможно только в судебном порядке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector