Гост 4121-96 рельсы крановые. технические условия

6 Технические требования

6.1 Рельсы изготавливают в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологическому регламенту, утвержденному в установленном порядке.

6.2 Требования и рекомендации к технологии производства

6.2.1 Для производства рельсов используют непрерывно-литые заготовки из стали кислородно-конвертерного или электропечного производства, подвергнутой внепечной обработке и вакуумированию.

6.2.2 Коэффициент вытяжки при прокатке рельсов должен быть не менее 8,0.

6.2.3 Технология производства должна обеспечивать отсутствие флокенов в рельсах.

6.3 Химический состав стали по ковшевой пробе должен соответствовать составу, указанному в таблице 4.Таблица 4

Марка стали

Массовая доля элементов, %

углерод

марганец

кремний

хром

ванадий

никель

медь

сера

фосфор

не более

Э76К76

0,71-0,82

0,74-1,05

0,18-0,40

0,30

0,30

0,30

0,025

0,025

Э72Г К72Г

0,62-0,80

0,70-1,20

0,15-0,58

Э76ХФ К76ХФ

0,71-0,82

0,75-1,25

0,25-0,60

0,25-0,60

0,03-0,15

Допускается изготовление рельсов из стали марок по ГОСТ Р 51685.

6.4 Предельные отклонения по массовой доле элементов в готовых рельсах от норм, указанных в таблице 4, не должны превышать, %:

углерод

+0,03;-0,02

марганец

±0,03;

кремний

+0,03;

фосфор

-0,02+0,005;

сера

+0,005.

6.5 Массовая доля водорода в жидкой стали в промежуточном ковше не должна превышать 0,00025% (2,5 ppm).При массовой доле водорода свыше 0,00025% (2,5 ppm) до 0,0003% (3 ppm) включительно допускается проводить противофлокенную обработку заготовок или рельсов.

6.6 Механические свойства и твердость нетермоупрочненных рельсов (НТ) и рельсов с термически упрочненной поверхностью катания и желоба (Т) должны соответствовать показателям, указанным в таблице 5.Таблица 5

Марка стали

Вид термического упрочнения

Временное сопротивление, , Н/мм

Относительное удлинение, , %

Твердость, НВ

на поверхности катания

в точке 1

в точке 2

не менее

Э76, К76

НТ

820

6,0

260

Э76ХФ К76ХФ

НТ

980

8,0

300

Э72Г, К72Г

Т

1180

8,0

340-390

320

300

6.7 В макроструктуре рельсов не допускаются расслоения и флокены.

6.8 На поверхности рельсов не допускаются трещины, поперечные риски и царапины, прокатные плены, рванины и раскатанные загрязнения.

6.9 На поверхности рельсов допускаются:- одиночные раскатанные пузыри, отпечатки и закаты глубиной не более 1 мм, а в средней трети подошвы рельса — глубиной не более 0,5 мм:- продольные риски и царапины — глубиной не более 0,5 мм.Поверхностные дефекты глубиной не более 1,0 мм допускается подвергать пологой зачистке. Отпечатки на боковой грани подошвы должны быть полого зачищены.

6.10 На шейке рельса допускаются выпуклые отпечатки высотой не более 5,0 мм. Выпуклые отпечатки в пределах прилегания накладок должны быть удалены абразивной зачисткой при условии соблюдения установленных размеров рельсов и их предельных отклонений.

6.11 Концы рельсов должны быть ровно обрезаны.На торцах рельсов не допускаются заусенцы, расслоения и трещины.

6.12 Поверхность болтовых отверстий должна быть без рванин, расслоений, трещин и заусенцев.

6.13 Маркировка

6.13.1 На средней части шейки с одной стороны каждого рельса в горячем состоянии выкатывают выпуклую маркировку, содержащую:- обозначение предприятия-изготовителя;- месяц (римскими цифрами) и последние две цифры года изготовления (арабскими цифрами);- тип рельса;- обозначение направления прокатки стрелкой (острие стрелки указывает на передний конец рельса по ходу прокатки).Маркировочные знаки должны быть высотой от 20 до 25 мм и выступать на 0,6-1,3 мм с плавным переходом к поверхности шейки.

6.13.2 На средней части шейки каждого рельса со стороны, противоположной выпуклой маркировке, в горячем состоянии клеймением наносят номер плавки.Маркировку наносят на расстоянии более 1 м от торцов рельса. Маркировочные знаки должны быть высотой около 16 мм, глубиной от 0,5 до 1,5 мм с углом наклона около 10° к вертикальной оси рельса. Знаки должны быть четкими, без острых очертаний контуров и вершин.

6.13.3 На торец каждого рельса в холодном состоянии клеймением наносят:- номер плавки на подошве;- длину рельса в метрах (при ее отличии от 12,5 м) и приемочное клеймо на головке рельса, подтверждающее приемку продукции службой технического контроля предприятия-изготовителя.

6.13.4 На каждом принятом рельсе контур головки обводят несмываемой краской:- на рельсах типа РТ58 и РТ62 класса А — белого, класса В — красного цвета;- на рельсах типа РТ60Е и РТ62Е класса А — голубого, класса В — желтого цвета.

Приложение Б (справочное). Расчетные параметры конструкции рельсов

Приложение Б(справочное)

Б.1 Расчетные параметры рельсов приведены в таблице А.1.Таблица Б.1

Наименование параметра

Тип рельса

РТ58

РТ60Е

РТ62

РТ62Е

Площадь поперечного сечения рельса, мм

7336,67

7718,70

7910,62

7945,36

Расстояние от центра тяжести, мм:

до низа подошвы

93,5

94,34

98,4

97,31

до верха головки

87,3

85,66

82,4

82,69

Момент инерции по оси , см

3282,17

3352,9

3546,91

3535,5

Момент инерции по оси , см

928,56

1041,9

Момент сопротивления, см:

по низу подошвы

351,06

355,4

360,34

363,3

по верху головки

379,41

391,4

434,85

427,6

Момент сопротивления, см:

по наружной грани головки

95,6

105,3

по наружной грани губы

112,0

128,5

Линейная масса 1 м рельса, кг

57,59

60,59

62,10

62,37

Теоретическая масса рельса длиной 12,5 м без болтовых отверстий, кг

719,91

757,40

776,23

779,64

Теоретическая масса рельса длиной 12,5 м с болтовыми отверстиями, кг

719,64

757,13

775,96

779,37

Примечание — Площадь поперечного сечения рельса и справочные величины вычислены по номинальным размерам. При расчете массы рельса плотность стали принята равной 7850 кг/м.

Библиография

EN 14811:2006+A1:2009

Железные дороги — Верхнее строение пути — Специальные рельсы — Желобчатые рельсы и сопутствующие конструкционные профили

__________________________________________________________________________УДК 621.87.07:006.354 ОКС 45.080 ОКП 09 2200Ключевые слова: рельсы трамвайные желобчатые, типы, размеры, прямолинейность, качество поверхности, качество торцов, химический состав, механические свойства, твердость, приемка, методы контроля, транспортирование, хранение__________________________________________________________________________Электронный текст документа и сверен по:официальное изданиеМ.: Стандартинформ, 2014

Редакция документа с учетомизменений и дополнений подготовлена

3 Определения

В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 плавка: Объем стали, выплавляемой единовременно в сталеплавильном агрегате (мартеновской печи, кислородном конвертере или электропечи). При выплавке стали в печах большой емкости и ее разливке в два или более ковшей, каждый ковш считают самостоятельной плавкой. Отдельные ковши одной плавки называются смежными плавками.

3.2 серия плавок: Ряд плавок стали одной марки, разливаемых непрерывно через один промежуточный ковш способом «плавка на плавку».

3.3 партия: Рельсы одного типа, одной или нескольких плавок, одного режима термической обработки (для термоупрочненных рельсов), одновременно предъявляемые к приемке в количестве не более 100 шт.

3.4 контрольный рельс: Рельс, отбираемый для приемосдаточных испытаний. Контрольными являются рельсы, прокатанные из слитков, соответствующие подусадочной (головной) и донной части слитков, и рельсы, прокатанные из непрерывно-литых заготовок, соответствующие началу и концу разливки одной или серии плавок. Обозначение и маркировка контрольных рельсов по 6.19.2.2. Остальные термины, применяемые в настоящем стандарте, и их определения установлены ГОСТ Р 50542.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:ГОСТ Р 8.563-96 ГСИ. Методики выполнения измеренийГОСТ Р 50542-93 Изделия из черных металлов для верхнего строения рельсовых путей. Термины и определенияГОСТ Р 51685-2013 Рельсы железнодорожные. Общие технические условияГОСТ 1497-84 Металлы. Методы испытаний на растяжениеГОСТ 2789-73 Шероховатость поверхности. Параметры и характеристикиГОСТ 7502-98 Рулетки измерительные металлические. Технические условияГОСТ 7565-81 Чугун, сталь и сплавы. Метод отбора проб для определения химического составаГОСТ 7566-94 Металлопродукция. Приемка, маркировка, транспортирование и хранениеГОСТ 9012-59 Металлы. Метод измерения твердости по БринеллюГОСТ 18895-97 Сталь. Метод фотоэлектрического спектрального анализаГОСТ 21014-88 Прокат черных металлов. Термины и определения дефектов поверхностиГОСТ 22536.0-87 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Общие требования к методам анализаГОСТ 22536.1-88 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения общего углерода и графитаГОСТ 22536.2-87 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определенияГОСТ 22536.3-88 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения фосфораГОСТ 22536.4-88 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения кремнияГОСТ 22536.5-87 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения марганцаГОСТ 22536.7-88 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения хромаГОСТ 22536.8-87 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения медиГОСТ 22536.9-88 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения никеляГОСТ 22536.12-88 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения ванадияПримечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

6 Технические требования

6.1 Рельсы изготовляют в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологическому регламенту, утвержденному в установленном порядке.

6.2 Рельсы изготовляют из спокойной стали мартеновского, конверторного или электропечного производства, подвергнутой внепечной обработке и вакуумированию. Химический состав стали, определяемый по ковшевой пробе, должен соответствовать указанному в таблице 6. Таблица 6 — Химический состав стали

Тип рельса

Марка стали

Массовая доля элементов, %

Углерод

Марганец

Кремний

Ванадий

Титан

Хром

Фосфор

Сера

Алюминий

не более

Р50, Р65, Р75

К78ХСФ Э78ХСФ

0,74-0,82

0,75-1,15

0,40-0,80

0,05-0,15

0,40-0,60

0,025

0,025

0,005

М76Ф

0,71-0,82

0,25-0,60

0,03-0,15

0,035

0,040

0,020

К76Ф

0,025

0,025

Э76Ф

0,025

0,025

М76Т

0,007-0,025

0,035

0,040

К76Т

0,025

0,025

Э76Т

0,025

0,025

М76

0,035

0,040

0,025

К76

0,025

0,025

Э76

0,025

0,025

Р65К

К86Ф Э86Ф

0,83-0,90

0,03-0,15

Не более 0,30

0,025

0,025

0,010

Примечания 1 В марках стали буквы М, К и Э обозначают способ выплавки стали, цифры — среднюю массовую долю углерода, буквы Ф, С, X, Т — легирование стали ванадием, кремнием, хромом и титаном соответственно. 2 В марках стали, где хром, никель и медь являются остаточными элементами, массовая доля каждого из них не должна быть более 0,20%, а суммарная массовая доля этих элементов — более 0,50%. Суммарная массовая доля никеля и меди в стали марок К78ХСФ, Э78ХСФ, К86Ф и Э86Ф не должна быть более 0,35%.

(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).

6.3 В готовых рельсах допускаются отклонения по массовой доле элементов от норм, указанных в таблице 6, %:

углерода

±0,02

марганца

±0,05

кремния

±0,02

фосфора

+0,005

серы

+0,005

алюминия

+0,005

ванадия

+0,02

титана

+0,005

хрома

±0,005.

6.4 Массовая доля кислорода не должна превышать: 0,002% (20 ppm) — в рельсах категории В; 0,004% (40 ppm) — в рельсах категорий T1, T2 и Н из конвертерной и электростали. Примечание — Норма массовой доли кислорода для рельсов категорий T1, T2 и Н факультативна.

6.5 В рельсах категории В не допускаются неметаллические включения в виде вытянутых вдоль направления прокатки строчек глинозема и нитридов титана, а также глинозема, сцементированного силикатами. В рельсах категорий T1, T2 и Н длина строчек указанных включений не должна превышать 0,5 мм. Длина строчек хрупкоразрушенных сложных окислов (алюминатов, силикатов, шпинелей и других) не должна превышать, мм: 0,5 — для рельсов категории В; 2,0 — для рельсов категории Т1 из конвертерной и электростали; 4,0 — для рельсов категории Т1 из мартеновской стали; 8,0 — для рельсов категорий Т2 и Н. (Измененная редакция, Изм. N 1).

6.6 Технология производства должна обеспечивать отсутствие флокенов в рельсах. При массовой доле водорода в жидкой стали в промежуточном ковше: — до 0,00020% (2,0 ppm) включительно допускается не проводить противофлокенную обработку заготовок и рельсов; — свыше 0,00020% (2,0 ppm) до 0,00025% (2,5 ppm) включительно проведение противофлокенной обработки заготовок или рельсов обязательно; — свыше 0,00025% (2,5 ppm) сталь не назначают для производства рельсов. (Измененная редакция, Изм. N 2).

6.7 В рельсах не допускаются расслоения (остатки усадочной раковины и подусадочной рыхлости), внутренние трещины, пятнистая ликвация, темные и светлые корочки, инородные металлические и шлаковые включения. Место расположения, размер и характер других дефектов макроструктуры должны соответствовать нормам, установленным шкалами макроструктуры рельсов, согласованным с потребителем.

6.8 В термоупрочненных рельсах не допускаются внутренние дефекты, выявляемые при ультразвуковом контроле, превышающие размеры, эквивалентные согласованным с МПС РФ.

6.9 Общая вытяжка при прокатке рельсов должна быть не менее: 35 — при прокатке из слитков; 9,6 — при прокатке из непрерывно-литых заготовок. Примечание — При прокатке рельсов типа Р75 из непрерывно-литых заготовок общая вытяжка должна быть не менее 7,6.

6.10 Поверхность рельса должна быть без раскатанных загрязнений, трещин, рванин, скворечников, плен, закатов, раковин от окалины, рябизны, подрезов и вмятин, поперечных рисок и царапин. Вид и максимальное значение параметров допускаемых дефектов поверхности в зависимости от места их расположения и категории рельса приведены в таблице 7. Таблица 7

Место расположения дефекта и категория рельса

Вид дефекта

Наименование параметра дефекта

Поверхность катания

Средняя треть основания подошвы

Остальные элементы профиля

В

T1, T2, H

В

T1, T2, H

В

T1, T2, H

Раскатанные пузыри, волосовины, морщины

Глубина, мм

0,4

1,0

0,3

0,5

1,0

Длина, м

0,5

1,0

0,5

1,0

0,5

1,0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector