Гост р 1.6-2013 стандартизация в российской федерации. проекты стандартов. правила организации и проведения экспертизы (с изменением n 1)

Предисловие

     Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»       

   Сведения о стандарте     

     1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации (ФГУП ВНИИстандарт)     

     2 ВНЕСЕН Управлением технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии     

     3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2004 г. N 157-ст     

     4 В настоящем стандарте реализованы положения статьи 14 (п.1), статьи 15 (п.2), статей 18-20, статьи 21 (п.1), статьи 22 Федерального закона «О техническом регулировании»     

     5 ВЗАМЕН ГОСТ Р 1.9-95               Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет          

Схемы сертификации ГОСТ Р

Всего существует 14 схем, однако, как мы уже говорили, большинство из них — парные, поэтому и рассматривать мы их будем попарно.

Заявителем при сертификации также может быть юрлицо или ИП, являющийся официальным представителем производителя.

Здесь, при описании схем сертификации, мы для краткости будем писать «проведение испытаний», подразумевая при этом, что испытания при сертификации могут проводиться ТОЛЬКО в аккредитованных испытательных лабораториях (в отличие от некоторых схем декларирования, когда заявитель может проводить испытания в собственной лаборатории).

Как получить такой сертификат?


Чтобы получить требуемый сертификат соответствия ГОСТ Р, существует три варианта-схемы:

  • Если сертификат нужно получить на контракт, то, согласно закону, проводятся обязательные испытания. Получаемый после всех проверок документ несет в себе информацию о том, кто является изготовителем и получателем готового продукта, фиксируется дата контракта и присвоенный номер, вписывается схема, согласно которой шло оформление. Имея на руках подтверждающий соответствие официальный документ, заказчик может ровно год (именно на этот период выдается сертификат соответствия) делать неограниченные поставки товара. Задействовать такую схему выгодно в том случае, если количество поставок будет не разовым, а многократным.
  • Вторая схема получения документа разработана для партии товара и может не предусматривать наличие протокола испытаний, обойтись без заключений экспертов. Но сертификат соответствия ГОСТ Р должен иметь ссылку на номер и дату инвойса. Схема применяется в том случае, если планируется ввоз какой-либо тестовой (конкретной) партии, товаров, необходимых для последующего подтверждения качества оборудования или для оборудования, ввозимого небольшим количеством экземпляров.
  • Третий вариант-схема применяется в случае необходимости выдать сертификат соответствия для серийного выпуска продукции как импортного, так и отечественного производства. Чтобы получить сертификат, заявителю придется пройти все мероприятия, связанные с испытанием и проверкой товара. Получить документ по данной схеме может любой производитель (отечественный/зарубежный), а потому такая система универсальна. В сертификат соответствия должен быть вписан номер протокола исследований. Выдается официальный сертификат сроком от одного года до трех лет.

Хронология событий

Сама по себе «Система сертификации ГОСТ Р» была утверждена
от 17 марта 1998 года.

Данное Постановление было принято в соответствии с действовавшим тогда ещё Законом РФ 5151-1 «О сертификации продукции и услуг» от 10 июня 1993 года (прекратил действие 1 июля 2003 года).

В целом, данная система отвечала своим требованиям в конце девяностых и начале нулевых, поэтому активно использовалась. Но к началу десятых, с развитием евразийского экономического пространства, возникла необходимость актуализации подхода.

И это было отражено в
от 1 декабря 2009 года (действующем до сих пор). Оно устанавливало перечни продукции, подлежащей обязательной сертификации и декларированию, но самое главное — оно было написано с учётом будущего вступления в силу технических регламентов Таможенного союза.

Т.е. законодательно была предусмотрена возможность плавного перехода уже к надгосударственному (евразийскому) техническому регулированию, но при этом не отменялось действие национального.

Со временем, когда в силу вступали новые технические регламенты, обязательная сертификация продукции в системе ГОСТ Р по бОльшему количеству видов продукции была заменена обязательной сертификацией уже в рамках законодательства ЕАЭС.

Но некоторые виды продукции (достаточно узкоспециализированные, как правило) по-прежнему подлежат обязательной оценке соответствия в рамках именно национального технического регулирования (вышеупомянутое Постановление №982).

Однако, в рамках «Системы сертификации ГОСТ Р» проходила также и национальная добровольная сертификация. Нюанс в том, что в техрегламентах ЕАЭС нет понятия «добровольный сертификат» (заявитель может только иногда изменить форму и схему обязательной процедуры), поэтому добровольная сертификация по-прежнему регулируется российским законодательством.

Но вот сами законодательные акты претерпели изменения. Поддерживать «Систему ГОСТ Р» в текущем виде не стали, и Министерство промышленности и торговли своим Приказом №3358 от 22 сентября 2016 года отменило Постановление Госстандарта №11 (и ряд сопутствующих актов), которым была утверждена «Система ГОСТ Р».

А 29 декабря 2016 года,
была создана (и 9 января уже зарегистрирована) «Национальная система сертификации» (НСС), как одна из систем добровольной сертификации (
).

5 Типовой состав схем декларирования соответствия

5.1 Общий состав (набор) схем декларирования соответствия приведен в таблице 1.

Таблица 1

Обозначение схемы

Содержание схемы и ее исполнители

Заявитель

Приводит собственные доказательстве соответствия Принимает декларацию о соответствии

Аккредитованная испытательная лаборатория Проводит испытания типового образца продукции Заявитель

Приводит собственные доказательства соответствия Принимает декларацию о соответствии

за

Орган по сертификации

Сертифицирует систему качества на стадии производства Аккредитованная испытательная лаборатория Проводит испытания типового образца продукции Заявитель

Приводит собственные доказательстве соответствия Принимвет декларацию о соответствии Оргвн по сертификации

Осуществляет инспекционный контроль зе системой качества

Орган по сертификации

Сертифицирует систему качества на этапах контроля и испытаний Аккредитованная испытательная лаборатория Проводит испытания типового образца продукции Заявитель

Приводит собственные доказательства соответствия Принимает декларацию о соответствии Орган по сертификации

Осуществляет инспекционный контроль за системой качества

Аккредитованная испытательная лаборвтория

Проводит выборочные испытания партии выпускаемой продукции

Заявитель

Приводит собственные доказательстве соответствия Принимает декларацию о соответствии

ба

Аккредитованная испытательная лаборатория Проводит испытания каждой единицы продукции Заявитель

Приводит собственные доказательства соответствия Принимает декларацию о соответствии

Орган по сертификации

Сертифицирует систему качества на стадиях проектирования и производства Заявитель

Приводит собственные доказательства соответствия Проводит испытания образце продукции Принимает декларацию о соответствии Орган по сертификации

Осуществляет инспекционный контроль за системой качества

3

ГОСТ Р 54008—2010

5.2 В качестве доказательственных материалов используются техническая документация, результаты собственных исследований (испытаний) и измерений и (или) другие документы, послужившие мотивированным основанием для подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов. Общие требования к доказательственным материалам приведены в приложении А.

5.3 На основе представленных основных схем декларирования соответствия в технических регламентах при необходимости могут устанавливаться отдельные модификации основных схем, отражающие особенности декларирования соответствия отдельных видов продукции.

Приложение Г (обязательное). Форма разрешения на право применения знака соответствия национальным стандартам

Приложение Г(обязательное)

               Лицевая сторона разрешения

РАЗРЕШЕНИЕ*на право применения знака соответствия национальным стандартам

Регистрационный номер

от «

» 20

г.

наименование органа, выдавшего разрешение

______________

     * Оригинал должен иметь сетку голубого цвета и защиту от подделок.     

предоставляет право на применение знака соответствия национальным стандартам для маркирования продукции

наименование, код ОКП,

, выпускаемой

вид, марка

серийно, партия

по

наименование и реквизиты технической документации изготовителя

и соответствующей национальному стандарту (стандартам)

обозначение

,

и наименование национального стандарта

и использование его в рекламе, проспектах, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках в связи со ссылкой на право маркирования этой продукции знаком соответствия национальным стандартам.     

Разрешение выдано

полное и сокращенное наименование юридического лица или

индивидуального предпринимателя (держателя лицензии)

Юридический адрес

Телефон

Факс

Телекс

Электронная почта

Срок действия разрешения до

20

г.

Руководитель (заместитель руководителя) органа, выдавшего разрешение

Личная подпись

Расшифровка подписи      

Дата      

М.П.     

Разрешение продлено до »

» 20

г.

Личная подпись      

Расшифровка подписи

Дата      

М.П.

     Оборотная сторона разрешенияРазрешение выдано на основании

Номер сертификата, протокол испытаний, дата регистрации (утверждения)

Наименование органа, проводившего сертификацию, испытания

Регистрационный номер органа по сертификации, испытательной лаборатории

          Держатель разрешения обязан:     

     1 Применять знак соответствия национальным стандартам в соответствии с ГОСТ Р 1.9-2004.     

     2 Обеспечить соответствие реализуемой продукции всем требованиям национального стандарта (национальных стандартов) на эту продукцию.     

     3 Маркировать продукцию знаком соответствия национальным стандартам только при фактическом соответствии ее всем требованиям национального стандарта.          Немедленно прекратить маркирование этим знаком в случае приостановления действия или аннулирования разрешения, приостановления или аннулирования сертификатов соответствия по результатам обязательной (если она проводилась) и (или) добровольной сертификации на соответствие национальным стандартам.     

     4 Обеспечить беспрепятственный доступ к объектам контроля лиц, уполномоченных на проведение инспекционного контроля за продукцией, маркированной знаком соответствия национальным стандартам, и создать необходимые условия для инспекционного контроля, обеспечить его оплату в соответствии с установленным порядком.     

     5 Предпринимать необходимые меры по защите знака соответствия национальным стандартам и разрешения от несанкционированного использования.     

     6 Незамедлительно извещать орган, выдавший разрешение, о конструктивных и технологических изменениях продукции в процессе ее производства, а также изменениях юридического адреса и платежных реквизитов.          В случае ненадлежащего исполнения указанных в настоящем разрешении обязанностей, а также в случае приостановления действия или аннулирования сертификатов соответствия по результатам обязательной сертификации и (или) добровольной сертификации на соответствие национальным стандартам действие разрешения приостанавливается или разрешение аннулируется в установленном порядке национальным органом по стандартизации.     

Держатель разрешения      

должность

Личная подпись

Расшифровка подписи      

Дата

М.П.

4 Основные принципы

4.1 Общие положения

Настоящий стандарт содержит положения, которые должны применяться органами по сертификации при разработке их собственных документированных процедур для определения времени, необходимого для проверки организаций различной величины и разной степени сложности, занятых в различных сферах деятельности.

Органы по сертификации должны определять продолжительность проведения первого и второго этапов сертификации, инспекционных контролей и ресертификаций по каждому заказчику и держателю сертификата. Последовательность проведения сертификации систем менеджмента качества (СМК) и систем экологического менеджмента (СЭМ) установлена в ГОСТ Р ИСО/МЭК17021 (раздел 9).

Примечание — Регулярное возникновение у органа по сертификации расхождений с требованиями настоящего стандарта может трактоваться как несоблюдение требований ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021 на том основании, что орган по сертификации не может гврантироевть предоставление своим комиссиям по аудиту времени, достаточного для проведения проверки.

4.2 Продолжительность аудитов

Продолжительность аудита включает время, проведенное непосредственно в проверяемой организации. и время, проведенное вне проверяемой организации и затраченное на планирование, анализ документации, общение с персоналом заказчика и составление отчетов.

Продолжительность проведения аудита на месте при сертификации СМК и СЭМ не должна быть менее 80 % величины (аудитодень). указанной в приложении А (таблица А.1) и приложении Б (таблица Б.1). При планировании времени, необходимого для проведения инспекционных контролей и ресертификации. также следует соблюдать пропорцию: не менее 80 % времени от общей продолжительности аудита должно приходиться на проверку непосредственно в организации и не более 20 % времени должно выделяться для таких работ, каксоставление планов проверок, актов и т. д. В тех случаях, когда для планирования и/или составления письменного отчета и/или акта требуется дополнительное время, это не должно служить основанием для сокращения продолжительности аудита на месте (непосредственно в проверяемой организации).

4.3 Аудитодни

Продолжительность аудитов рассчитывается в аудитоднях в соответствии с приложением А (таблица А. 1) и приложением Б (таблица Б.1) на основе 8-часового рабочего дня. Количество аудигодней. выделенных на проведение сертификации, инспекционного контроля и ресертификации, нельзя сокращать за счет увеличения продолжительности рабочего дня.

4.4 Фактическая численность персонала

Фактическая численность персонала проверяемой организации используется в качестве основы для расчета продолжительности аудитов.

Численность персонала с частичной занятостью может быть сокращена с целью ее конвертации в эквивалентную численность персонала с полной занятостью. Подобное сокращение должно касаться и временного неквалифицированного персонала, если таковой нанимается в значительном количестве вследствие низкого уровня научно-технического развития или низкого уровня автоматизации проверяемой организации. Соответствующее сокращение численности персонала должно быть также проведено в тех случаях, когда значительная доля работников выполняет одни и те же простые функции, например транспортировку, работу на конвейере, сборку и т. п.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector