Особенности крановых рельс (кр 70, 80, 100, 120, 140): размеры, вес 1 метра, марки стали по госту 4121 96

Нормативные ссылки

Регламентирующий условия выпуска всех рассматриваемых элементов ВСП (например, крановых рельсов КР-100) ГОСТ 4121-96, в свою очередь, опирается на ряд межгосударственных стандартизаций, а именно следующих:

  • Р 51685-200 – общие ТУ производства металлоконструкций;
  • ИСО 6892-82 (аналог – 1497-84) – для испытательных операций, проверяющих прочность на растяжение;
  • ИСО 377-2-89 (7565-81) – отбор проб, с помощью анализа которых определяется химический состав;
  • Р 8.563-2009 – актуальные и сегодня измерения согласно госсистеме единого стандарта;
  • 7502-98 – ТУ к измерительным рулеткам;
  • 7566-94 – правила приемки и нескольких вариантов нанесения обозначений, хранения и перевозки готовой металлопродукции;
  • 18895-97 – нормативы для проведения фотоэлектрического спектрального анализа;
  • ИСО 6506-81 и 410-82 (9012-59) – определение твердости по шкале Бриннеля;
  • 22536.0-87 – критерии, ставящие целью проанализировать состав нелегированного чугуна и углеродистой стали.

При выпуске рельсовых металлоконструкций для кранов, ГОСТ 4121-96 ссылается на ряд стандартов серии 22536, задающих методику выявления процентного содержания фосфора, графита, кремния, серы, никеля, марганца, мышьяка, меди в составе сплава марки К63.

Соответствие нормативов удобно проверять по всеобщей базе, представленной на сайте Федерального агентства, цель которого – метрологические исследования. Еще один надежный источник – «Национальные стандарты» – периодический справочник, в котором собирается вся информация по состоянию на 1й день первого квартала. Если же была выполнена замена (обновление, корректировке) положений, следует руководствоваться следует самой поздней из их версий.

Использование на промышленных зонах

Обязаны сохранять свои заводские характеристики в течение всего времени эксплуатации на таких ответственных объектах, как:

  • предприятия металлургической и строительной сферы, а также смежных отраслей – заводы и фабрики, характеризующиеся большими объемами и/или широкой номенклатурой производства;
  • транспортные развязки и крупные складские помещения – с постоянными потоковыми операциями погрузки-разгрузки;
  • а также для перемещения функциональных узлов крупногабаритных и других предметов, требующих специфического подхода и применения техники с особенным захватным механизмом;
  • и для ввода новых или модернизированных промышленных объектов в эксплуатацию – с организацией технологических процессов.

Паспорт кранового пути: понятие и особенности

Паспорт кранового пути подтверждает соответствие системы государственным нормам, стандартам и требованиям, которые предъявляться к такому типу оборудования.

Крановые пути получают паспорт на заводе, который занимается их изготовлением. В результате эксплуатации часто приходится модернизировать или восстанавливать такие пути, что требует разработки нового технического паспорта.

Паспорт кранового пути изготавливается профильной компанией, которая занимается разработкой самой системы и имеет соответствующие лицензии Ростехнадзора.

Инженерно-технический центр «ЛЕКС» занимается широким спектром работ в сфере кранового оборудования и предлагает проектирование, монтаж, ремонт, а также разработку паспортов крановых путей.

Мы располагаем лицензиями Ростехнадзора на проведение такого типа работ, большим штатом опытных специалистов и собственной современной технической базой для предоставления профессиональных услуг в данном сегменте рынка.

Разработка паспорта крановых путей

Паспорт такого типа является основным документом оборудования и содержит все сведения о производителе, технические характеристики оборудования и данные о соответствии государственным нормам и стандартам. Также, в такой паспорт вносятся все данные о проведенных ремонтных работах, модернизациях и фактическом времени эксплуатации.

Разработка паспорта подкрановых путей может осуществляться непосредственно компанией производителей, а также специализированными компаниями, что имеет необходимые лицензии для проведения таких работ.

Разработка или изготовление дубликата такого документа может быть необходима в целом ряде случаев.

Среди наиболее распространенных случаев, когда необходима разработка такого документа, выделяют:

  • Утеря или уничтожение основного паспорта, который шел в комплекте с оборудованием с завода-производителя;
  • Приведение документов старых образцов к современным требованиям контролирующих органов. Такой момент актуален для устаревшей техники и путей, что были выпущены еще во времена СССР или прошли, как минимум, 5 обследований по графику.
  • Проведение различных манипуляций по модернизации, реконструкции, восстановлению или ремонту крановых путей при отсутствии паспорта. Также разработка нового паспорта перед такими действиями необходимо, когда старый паспорт требует замены по сроку давности.

Разработка паспортов крановых путей

Разработка паспортов крановых путей производится нашими специалистами с учетом всех государственных требований, поэтому паспорта нашей компании полностью состоятельны с юридической точки зрения и могут использоваться для регистрации в техники и путей в Ростехнадзоре, а также для их продажи или передачи в аренду.

Классический паспорт кранового пути содержит общие технические сведения, информацию о владельце, месте установки, а также исчерпывающие данные о проводимых ремонтах и модернизациях. 

Особенности кранового оборудования

В общем виде машины данного типа включают мостовую конструкцию, размещенную на опорах и наделенную способностью передвигаться по специально проложенным рельсам. Внешне схожи с монтажными козлами, отчего получили своеобразное название.

На основной балке устроена мобильная тележка с грузозахватным механизмом. Основания включают одну или две стойки, оборудованы мощной ходовой частью. Схема размещения рельсовых путей козловых кранов заранее продумывается и выстраивается в зависимости от потребностей производства.

Простое и неприхотливое мостовое устройство  позволяет работать с тяжелыми (до 60 т) массами, покрывать пролет размером более 34 метров. Конструкторы предусмотрели для машин этого вида выполнение трех операций с грузами:

  • поднимание и опускание;
  • перемещение вдоль несущей;
  • передвижение по наземным направляющим.

Особенностью этих подъемников с длинными пролетными строениями (свыше 12 м) является исполнение стоек. Одна представляет собой жесткую конструкцию, другая – гибкую. Сделано это для того, чтобы исключить опасность заклинивания или перекосов ног при температурных расширениях металлических частей, непредвиденной трансформации наземных опорных элементов.

При эксплуатации необходимо учитывать, что КК (козловые краны) имеют большую наветренную площадь и поэтому испытывают серьезную ветровую нагрузку, направленную поперек пролетной фермы.

Конструктивные элементы подкранового пути

По своей роли (но не по степени важности, внимание) они подразделяются на основные и вспомогательные. Вторые помогают обеспечить надежность, а также длительность и безопасность эксплуатации первых – все взаимосвязано

Рельсовое полотно

Крепится к опорам – сварным, двутавровым балкам, швеллерам и так далее – и формирует маршрут, по которому грузовая тележка перемещается в пространстве. Профили для его обустройства выбираются в зависимости от необходимой грузоподъемности оборудования:

  • до 10 т подойдут Р18 или Р24;
  • до 30 т потребуются уже Р38;
  • свыше этого показателя – нужны Р50 или Р65.


В отдельную категорию входят направляющие из серии КР, предназначенные для крановых механизмов. Они так и маркируются, получая в конце обозначения цифру, которая говорит о ширине головки рельса. Например, у КР-100 она 100 мм, у КР-120 – 120 и так далее.

Стальные вертикальные костыли

А вместе с ними – пружины, прокладки, низкомодульные устройства и прочие элементы крепежа и вспомогательные составляющие. Они призваны решать одну или сразу несколько из следующих задач:

  • поддерживать надежность монтажа полотна;
  • обеспечивать должный уровень фиксации рабочих инструментов тележки;
  • равномерно распределять нагрузки и компенсировать излишние напряжения.

ГОСТ 25546-82

Данный межгосударственный стандарт регламентирует требования к крановым путям мостовых кранов, а они достаточно жесткие. Почему? Потому что направляющие активно используются в условиях интенсивных и постоянных нагрузок, а также обязаны в течение длительного времени сохранять неизменность своей геометрии, даже если проложены в напряженных зонах, под которыми понимают строительные площадки с высокой интенсивностью работ.

Также внимания заслуживают крупные транспортные развязки (узлы) и складские комплексы с большими объемами погрузки-разгрузки, металлургические, химические и другие значительные заводы с фабриками. Отдельной строкой идут масштабные промышленные предприятия, только вводимые в эксплуатацию, а также объекты, на которых перемещаются крупногабаритные и сверхтяжелые предметы.

Подразумевается, что проектированием направляющих как типовых, так и индивидуальных, должны заниматься сотрудники специализированных бюро и других профильных организаций, обладающие не только необходимым опытом, но и всеми актуальными разрешениями. Это нужно, чтобы потом не возникало проблем с монтажом, чтобы разработанные чертежи без проблем утвердили все контрольные инстанции. Кроме того, профессиональное решение вопроса – залог рациональности предложенных мер, учета отклонений и прочих технических особенностей, действующих в конкретном случае.

Виды соединений

Обратите внимание, крепление рельса Р43 (Р24 и др) к подкрановой балке, по ГОСТ 24741-81, может быть одного из двух вариантов:

  • либо допускающее выправку (рихтовку);

  • либо неподвижное.

Рассмотрим каждое из них.

Подвижное

Упомянутое ранее сборно-разборное – яркий его представитель

Помимо очевидного преимущества – высокой степени ремонтопригодности, – оно обладает одной важной особенностью: его просто необходимо тщательно отладить в процессе установки. Иначе, при неплотном прилегании накладки или стальной планки, неизбежно образуется зазор, а при слишком сильном затягивании болтов – точка концентрации избыточного напряжения

Все эти проблемы достаточно быстро приведут к возникновению повреждений, а когда те начнут распространяться по профилю, это обернется выходом участка транспортной колеи из строя.

Неподвижное

Оно сварное, и актуально только в том случае, когда оборудование, предположительно, будет функционировать лишь в легком режиме. В других ситуациях каждый шов будет опасным участком, способным спровоцировать аварию.

Интересный альтернативный крепеж рельсов подкрановых путей – с помощью крюков: их нужно размещать через каждые 500-700 мм, причем направляя друг от друга.

Если же выбранные направляющие брусковые, то перед привариванием следует провести их рихтовку, причем очень тщательную.

Такой монтаж предполагает выстругивание пазов и использование планок со специальными овальными отверстиями под болты. В таком случае необходимо не доводить подкладку до профиля, оставляя зазор миллиметров в 10-20, чтобы впоследствии можно было осуществить выправку. Сделав ее и вставив рейки, следует проводить приваривание.

При этом крайне не рекомендуется упрощать технологию и выполнять соединение «напрямую», то есть без пазов. Если так поступить, получите слишком слабые швы, легко разрушаемые под значительными, непрерывными и ударными нагрузками. Чтобы вскорости не пришлось тратиться на дорогой ремонт транспортного полотна, лучше сразу решить вопрос качественно.

Важно

  • 4.1.8.1 Расстояние между выступающими частями крана и строениями, штабелями грузов и другими предметами, расположенными на высоте не более 2000 мм от уровня головки рельса, ДОЛЖНО быть не менее 700 мм, а на высоте более 2000 мм — не менее 400 мм. …
  • 5.1.4 Отступления от решений, принятых в ПД, без согласования с организациями, разработавшими и утвердившими ее, НЕ ДОПУСКАЮТСЯ. …
  • Применение изолированных проводов для заземляющих проводников и перемычек НЕ ДОПУСКАЕТСЯ. …
  • 5.1.6 До начала работ по устройству верхнего строения кранового пути заезд посторонних машин и механизмов на подготовленное земляное полотно ЗАПРЕЩАЕТСЯ. …
  • Заземляющие проводники ЗАПРЕЩАЕТСЯ использовать: из чугунных трубопроводов; трубопроводов, временно проложенных на строительных площадках, а также из труб с горючими жидкостями и газом. …
  • 5.1.3 Устройство кранового пути по неутвержденному ППР ЗАПРЕЩАЕТСЯ. …
  • 5.2.2 ЗАПРЕЩАЕТСЯ применять насыпной грунт: …
  • 5.3.14 ЗАПРЕЩАЕТСЯ использование старогодных железнодорожных рельсов для кранового пути. …
  • 5.3.13 ЗАПРЕЩАЕТСЯ прикреплять рельсы к деревянным полушпалам шурупами без установки прижимов, прожигать отверстия в рельсах с помощью электросварки и приваривать рельс к закладным деталям железобетонных опорных элементов. …
  • НЕ ДОПУСКАЕТСЯ применение секций с деформированными элементами, связывающими полушпалы (искривление ДОЛЖНО быть не более 20 мм на 1000 мм длины). …
  • Болты устанавливают таким образом, чтобы гайки поочередно были направлены внутрь и наружу колеи пути. Конструкция и размеры болтовых соединений ДОЛЖНЫ исключать ослабление затяжки и соприкосновение с конструктивными элементами противоугонного устройства крана. …
  • 5.3.15 Отклонение ширины колеи кранового пути ДОЛЖНО не превышать 10 мм. …
  • 6.2.5 Плотность грунта земляного полотна ДОЛЖНА быть не менее: …
  • 6.4.2 На одной из рельсовых нитей пути перед тупиковыми упорами ДОЛЖНЫ быть установлены отключающие устройства, конструкция которых зависит от типа концевого выключателя, установленного на кране. …
  • — «Входить на крановый путь посторонним ЗАПРЕЩАЕТСЯ«; …
  • 6.4.4 Ограждение кранового пути ДОЛЖНО быть выполнено в соответствии с требованиями ГОСТ 23407. …
  • 7.7 При превышении предельно допустимых значений планово-высотного положения рельсовых нитей или упругой просадки ДОЛЖНЫ быть произведены необходимые выправочно-подбивочные и рихтовочные работы. …
  • 8.3.4 При превышении параметров рельсов, опорных элементов и кранового пути от проектного положения в плане и профиле от предельных величин, приведенных в ГОСТ Р 51248, и , эксплуатация кранового пути ЗАПРЕЩАЕТСЯ при выявлении следующих дефектов: …
  • 8.2.1 Приборы и аппаратура, применяемые при проведении контроля и испытания, эксплуатируют в соответствии с документом, подтверждающим их поверку и испытания, требования к оформлению которого приведены в и . Все нестандартизированные средства измерения ОБЯЗАНЫ проходить метрологическую аттестацию. …
  • Все члены комиссии ДОЛЖНЫ быть аттестованы в объеме программ, утвержденных государственными органами, и иметь на руках удостоверение специалиста по обследованию крановых путей 1-го уровня. …
  • 2 Разрешение на эксплуатацию кранового пути ДОЛЖНО быть получено в …
  • 1 Паспорт ДОЛЖЕН постоянно находиться у владельца кранового пути. …
  • заключение о качестве сварки ДОЛЖНЫ хранить наравне с паспортом. …
  • (допускается или НЕ ДОПУСКАЕТСЯ к эксплуатации) …
  • 1 Крановый путь ДОЛЖЕН быть оснащен путевым оборудованием, заземляющим …
  • Маркировка тупикового упора. На боковой стороне упора ДОЛЖНО быть …
  • колеса или буферные поверхности крана ДОЛЖНЫ одновременно касаться …
  • На поверхности шурупов НЕ ДОПУСКАЮТСЯ: …
  • В деревянных шпалах (полушпалах) не ДОЛЖНО быть: …
  • В железобетонных шпалах, плитах, балках не ДОЛЖНО быть: …
  • На поверхности костылей не ДОЛЖНО быть: …

Виды грузовых тележек

Конструктивно данные устройства подразделяют на:

  • Монорельсовые. Передвигаются по опорному элементу, расположенному на ригеле, в нижнем его поясе. Как показала практика, это не самый лучший способ размещения механизма. Он держится очень неустойчиво, отчего быстро изнашивается.
  • Двухрельсовые. Они наиболее распространены. Могут передвигаться как по верхней части, так и по направляющим, устроенным в нижнем поясе моста.


По размещению привода различают:

  • Канатные. Применяются в подъемниках облегченного режима работы. Вследствие быстрого износа канатной тяги не очень востребованы.
  • Самоходные. Имеют отдельный привод и перемещаются по направляющим.

Область применения

Рельсы крановые КР-70 (ГОСТ 4121-96) и другие, выпущенные по нему же, используются для создания путей, по которым будут перемещаться краны различных моделей. Изготавливают их из высокоуглеродистой стали (марки К63) методом горячего проката.


Они укладываются на подготовленные опорные элементы (шпалы) и фиксируются на них с помощью нераздельных, раздельных или смешанных скреплений. Между собой стыкуются электродуговой сваркой или посредством накладок. Также допустимо проделывать в них технологические отверстия и проводить монтаж с использованием машиностроительных болтов, плоских шайб и гаек.

Объекты, на которых наиболее часто применяются – это:

  • крупные строительные площадки;
  • промышленные предприятия с большими производственными площадями;
  • морские порты с внушительными прилегающими территориями;
  • сырьевые базы.

Укладка рассматриваемых металлоконструкций актуальна везде, где требуется регулярно применять подъемную габаритную спецтехнику. Главное, чтобы выбранные прокатные изделия соответствовали предъявляемым техническим требованиям и могли в течение длительного времени выдерживать сравнительно высокие нагрузки, сохраняя свой прочностной потенциал, равномерно распределяя воздействия и обеспечивая надежность сцепления полотна с подвижными частями проезжающих машин.

Ростехнадзор разъясняет: Ведение паспортов крановых путей, планово-высотная съемка

Вопрос:

Прошу разъяснить, требуется ли при проведении плановой проверки состояния рельсовых путей спе­циалистом, ответственным за осуществление про­изводственного контроля при эксплуатации подъ­емных сооружений, делать запись о результате в па­спорта на крановый путь? В.Ф. Ежак, гл. инженер ОАО «Новосибирский стрелочный завод»

На вопрос читателя отвечает заместитель начальника Управ­ления государственного строи­тельного надзора Ростехнадзора В.В. Чернышёв.

С 7 марта 2014 г на территории Российской Феде­рации действуют Федеральные нормы и правила в об­ласти промышленной безопасности «Правила безопас­ности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденные приказом Ростехнадзора от 12 ноября 2013 г № 533, зарегистрированным Минюстом России 31 декабря 2013 г, регистрационный № 30992.

В них не установ­лены обязательные требования по наличию и ведению паспортов на крановые пути.

Вопрос от 14.01.2016г.:

Какие разрешающие (или вообще документы) должен иметь специалист, проводящий ежегодную (согласно ФНП утв. приказом № 533 от 12.11.2015 г.) планово-высотную съемку рельсовых путей подъемного сооружения?

Ответ: На данный вопрос ответ дан специалистами отдела по надзору за подъемными сооружениями Управления Ростехнадзора.

В соответствии с , плановая проверка состояния рельсовых путей проводится не реже одного раза в один год специалистом, ответственным за осуществление производственного контроля при эксплуатации подъемных сооружений.

Вышеуказанный специалист должен иметь выданное в установленном порядке удостоверение на право самостоятельной работы по соответствующему виду деятельности и должностную инструкцию.

Вопрос от 10.04.2017г.:

В управление поступило обращение по вопросам эксплуатации рельсовых путей подъемных сооружений, с просьбой разъяснить, для каких ГПМ необходим паспорт на подкрановые пути, необходима планово-высотная съемка, необходимо делать периодическую планово-высотную съемку и т.д.

Ответ: Требования к процессу эксплуатации, проверке состояния и дефектации рельсовых путей подъемных сооружений установлены .

Так, ФНП не устанавливают обязательных требований по наличию паспортов на рельсовые пути и тупиковые упоры.

Проведение планово-высотной съемки входит в объем плановой проверки рельсового пути, которая в соответствии с пунктом 213 ФНП проводится не реже одного раза в год под руководством специалиста, ответственного за осуществление производственного контроля при эксплуатации подъемных сооружений (далее — ПС), и устанавливает соответствие контролируемых параметров рельсовых путей требованиям руководства (инструкции) по эксплуатации ПС, проектной и конструкторской документации и подтверждает, что состояние рельсовых путей обеспечивает безопасную работу ПС. Таким образом, планово-высотная съемка рельсового пути должна проводиться периодически при проведении его плановой проверки. Также в соответствии с пунктом 215 ФНП планово-высотная съемка должна проводиться при внеочередной проверке наземных рельсовых путей, которая проводится в объеме плановой проверки после продолжительных ливней или зимних оттепелей, отрицательно влияющих на состояние земляного полотна и балластного слоя.

Согласно пункту 216 ФНП предусмотрено также проведение периодического комплексного обследования рельсовых путей специализированными организациями, которое должно проводиться не реже одного раза в три года, а также после подтоплений, наводнений, землетрясений, селей, произошедших на территории нахождения ПС, при котором также предусмотрено проведение планово-высотной съемки рельсового пути. Пунктом 207 ФНП установлено, что готовность рельсового пути к эксплуатации, в том числе после ремонта (реконструкции), должна быть подтверждена актом сдачи-приемки (с прилагаемыми к нему результатами планово-высотной съемки). Таким образом, при вводе в эксплуатацию ПС, в том числе и не подлежащих учету в органах Ростехнадзора, готовность рельсового пути к эксплуатации должна быть подтверждена актом сдачи-приемки с прилагаемыми к нему результатами планово-высотной съемки. При этом требования ФНП к процессу эксплуатации, проверке состояния и дефектации рельсовых путей распространяются, в том числе, и на ПС, не подлежащих учету в органах Ростехнадзора.

Технические характеристики

Основные показатели:

  • грузоподъемность – до 32 т у стандартных, до 900 т у мощных;
  • вес – до 60 т;
  • высота подъема– 9 м;
  • величина пролетной части – до 32 м;
  • скорость хода манипулятора – 0,2 м/сек., движения загруженной тележки – 37 м/мин., крана – до 75 м/ мин.

Свои параметры есть у двигателей, тормозных систем.

Определенные допуски существуют для подкрановых путей козлового крана. Они должны прокладываться на песчаном (для легких) или щебеночном балластном основании. Его толщина нормируется: от 25 см для слабых машин и от 40 см – для стандартных. Рельсы должны применяться конкретных типов (Р38, Р43). Шпалы предусмотрены длиной не менее 1,35 метра. Укладываются они на расстоянии между собой 50-70 см исходя из мощности КК.

Книги

Нормативные правовые актыОбщественные и гуманитарные наукиРелигия. Оккультизм. ЭзотерикаОхрана труда, обеспечение безопасностиСанПины, СП, МУ, МР, ГНПодарочные книгиПутешествия. Отдых. Хобби. СпортНаука. Техника. МедицинаКосмосРостехнадзорДругоеИскусство. Культура. ФилологияКниги издательства «Комсомольская правда»Книги в электронном видеКомпьютеры и интернетБукинистическая литератураСНиП, СП, СО,СТО, РД, НП, ПБ, МДК, МДС, ВСНГОСТы, ОСТыЭнциклопедии, справочники, словариДомашний кругДетская литератураУчебный годСборники рецептур блюд для предприятий общественного питанияЭкономическая литератураХудожественная литература

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector