Сведения (отчет) об организации производственного контроля
Содержание:
- Какие сведения необходимо предоставить?
- Образец программы производственного экологического контроля
- Что такое производственный экологический контроль
- Порядок проведения производственного контроля в области обращения с отходами
- Как правильно заполнить отчет по промышленной безопасности
- Ответ 2
- Цели и задачи производственного контроля
- Осуществление производственного экологического контроля
- О порядке подачи и рассмотрения электронных обращений
Какие сведения необходимо предоставить?
- план мероприятий по обеспечению промышленной безопасности за отчетный год;
- организация системы управления промышленной безопасностью;
- фамилии работников, ответственных за осуществление производственного контроля и за организацию, их должности, образование, стаж работы по специальности, дата последней аттестации по промышленной безопасности;
- результаты проверок, устранение нарушений, выполнение предписаний Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и соответствующих федеральных органов исполнительной власти;
- готовность к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте;
- копии полисов обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного производственного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном производственном объекте;
- состояние технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте;
- инциденты и несчастные случаи, происшедшие на опасных производственных объектах;
- подготовка и аттестация руководителей, специалистов и других работников, занятых на опасных производственных объектах, в области промышленной безопасности.
Образец программы производственного экологического контроля
УТВЕРЖДАЮГенеральный директор ООО «Пример»
_______________ И.И. Иванов
«____» ______________ 2018 г.
М.П.
ПРОГРАММА
производственного экологического контроля (ПЭК)
Общество с ограниченной ответственностью «Пример» Филиал №1
г. Краснодар
2018 г.
1. Общие положения
Полное наименование юридического лица: |
Общество с ограниченной ответственностью «Пример» |
Сокращенное наименование: |
ООО «Пример» |
Организационно-правовая форма: |
Общество с ограниченной ответственностью |
Юридический адрес: |
350072, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Виноградная, 10-130 |
Фактический почтовый адрес: |
350000, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Красная, 10 |
Наименование обособленного подразделения: |
Филиал №1 |
Адрес обособленного подразделения: |
352300, Краснодарский край, Усть-Лабинский р-н, г. Усть-Лабинск, ул. Озерная, 40 |
ИНН: |
2312000045 |
ОГРН: |
1022303450000 |
Наименование объекта НВОС: |
Производственная территория филиала №1 ООО «Пример» |
Код объекта НВОС: |
03-0111-001111-П |
Категория объекта НВОС: |
III категория |
Местонахождение объекта НВОС: |
352300, Краснодарский край, Усть-Лабинский р-н, г. Усть-Лабинск, ул. Озерная, 40 |
Наименование уполномоченного органа, в который направляется отчет об организации и о результатах осуществления ПЭК: |
Министерство природных ресурсов Краснодарского края |
Директор филиала, Сидоров Иван Степанович тел.: (861) 654-22-00, факс: (861) 654-22-00 |
|
Дата утверждения программы ПЭК: |
15.06.2018 |
Последняя инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников была проведена в октябре 2017 года при постановке объекта НВОС на учет. С тех пор корректировка не проводилась.
Источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух:
Номер и наименование источника |
Тип источника |
Вид источника |
Географические координаты (WGS) |
Геометрические параметры |
Термодинамические характеристики ГВС |
||||
широта |
долгота |
высота, м |
диаметр или длина и ширина, см |
температура, °С |
скорость выхода, м/с |
расход, м3/с |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
0001, Котельная |
Организованный |
Точечный |
60,027996 |
30,620534 |
12 |
40 |
110 |
0,89 |
0,11 |
0002, Аккумуляторная |
Организованный |
Точечный |
60,028055 |
30,620859 |
12 |
12 |
20 |
4,7 |
0,05 |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
6001, Грузовой двор |
Неорганизован. |
Площадной |
60,028225 |
30,621097 |
2 |
4600х1000 |
|||
6003, Автостоянка |
Неорганизован. |
Площадной |
60,027484 |
30,619316 |
2 |
13600х4500 |
|||
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
Список веществ, загрязняющих атмосферный воздух: |
Группы веществ с эффектом комбинированного воздействия: |
||
Код |
Наименование |
Код группа |
Список кодов загрязняющих веществ, входящих в группу |
0301 |
Азота диоксид |
6041 |
Серы диоксид и кислота серная |
0304 |
Азота оксид |
6204 |
Азота диоксид, серы диоксид |
0322 |
Кислота серная |
… |
… |
0328 |
Сажа |
||
0330 |
Сера диоксид (Ангидрид сернистый) |
||
0337 |
Углерода окись (углерода оксид) |
||
0703 |
Бенз(а)пирен (3,4-бензпирен) |
||
2704 |
Бензин (нефтяной, малосернистый в пересчете на углерод) |
||
2732 |
Керосин |
||
… |
… |
Суммарный валовый выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух составляет 6,315297000000 т/год.
2.2. Показатель суммарной массы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух
Показатель суммарной массы выбросов загрязняющих веществ в разрезе их источников:
Загрязняющее вещество |
Масса выброса |
||
код |
наименование |
г/с |
т/год |
1 |
2 |
3 |
4 |
0001, Котельная |
|||
0301 |
Азота диоксид |
0,068394800000 |
1,078344000000 |
0304 |
Азота оксид |
0,011114200000 |
0,175230000000 |
0337 |
Углерода окись (углерода оксид) |
0,172363800000 |
2,717600000000 |
0703 |
Бенз(а)пирен (3,4-бензпирен) |
0,000000066000 |
0,000001000000 |
… |
… |
… |
… |
Всего по источнику 0001: |
0,282612866000 |
4,292255000000 |
|
0002, Аккумуляторная |
|||
… |
… |
… |
… |
Всего по источнику 0002: |
0,000002500000 |
0,000033000000 |
|
… |
… |
… |
… |
ИТОГО по объекту в целом: |
0,292612866000 |
6,315297000000 |
Показатель суммарной массы выбросов загрязняющих веществ по объекту в целом:
Загрязняющее вещество |
Масса выброса |
||
код |
наименование |
г/с |
т/год |
1 |
2 |
3 |
4 |
0301 |
Азота диоксид |
0,069655800000 |
1,117971000000 |
0304 |
Азота оксид |
0,011319200000 |
0,181670000000 |
0337 |
Углерода окись (углерода оксид) |
0,200695800000 |
3,820182000000 |
0703 |
Бенз(а)пирен (3,4-бензпирен) |
0,000000066000 |
0,000001000000 |
… |
… |
… |
… |
ИТОГО по объекту в целом: |
0,292612866000 |
6,315297000000 |
Инвентаризация выбросов и их стационарных источников проводится не менее одного раза в 5 лет, а также при смене условий производства (наращивание или сужение объемов производства) и замене (капитальном ремонте) устаревшего оборудования.
Корректировка данных инвентаризации должна проводиться при обнаружении несоответствия объемов фактических выбросов с данными последней инвентаризации более чем на 10%.
Что такое производственный экологический контроль
Надзор за экологией на производстве является одним из наиболее важных мероприятий для промышленного учреждения. В результате этого процесса определяется уровень влияния учреждения на окружающую природу, и степень соответствия учреждения нормативам РФ.
Закон РФ № 89-ФЗ от 24.06.1998 г в п. 1 ст. 26. «Об отходах…» (изменения от 25.11.2013 г.) обязывает юридические лица осуществлять необходимые меры по выбросу вредных веществ, организовывать и обеспечивать наблюдение за выполнением требований отображенных в законодательстве РФ в данном сегменте.
С 1.01.2015 года на основании ФЗ № 7 от 01.01.2015 года (п. 2 ст. 67) и ФЗ № 219 с изменениями от 28.12.2017 года учреждениями и ИП, занимающимися хозяйственным функционированием на объектах I, II и III категорий, обязательно оформляются планы ПЭК.
План ПЭК представляет собой подробное отображение производственных процессов промышленного учреждения с целью обнаружения негатива, оказываемого на природу.
При оформлении плана ПЭК необходимо отобразить:
- Информацию об учреждении с отображением структурных подразделений, производственных и админ-зданий, гаражей, с размещенным транспортом, амбаров, складов и т. д.
- Отходы, образуемые в учреждении.
- Территории, на которых сохраняются отходы до их утилизации или вывозу.
- Обязанности и зоны наблюдения инженером-экологом учреждения.
- План проверок всех зданий в учреждении.
- Предпринимаемые учреждением меры для недопущения аварий и ликвидация последствий аварий, в случае их состава.
- Ответственность учреждения за сверхнормативные выбросы отходов, данные о прочих природоохранных документах (планы СЗЗ, ПДВ, измерения выбросов на границах с жилыми массивами и т. д.).
Для полного знакомства со структурой оформления программы ПЭК, можно скачать пример.
Ориентировочные изменения, которые начнут действовать с 1.01.2020 года:
- Существенных корректировок в программе ПЭК не планируется. К нормативам, на базе которых разрабатывается ПЭК, относятся:
- ГОСТ Р 56062-2014.
- ГОСТ Р 56061-2014.
- К более значительным изменениям подвергнутся объекты 1-й категории, которые являются наиболее опасными по загрязнению экологии. К ним относятся:
- Металлургические предприятия.
- Текстильные учреждения.
- Кожевенное производство
- Энергетические объекты
- Мясокомбинаты
- Предприятия химической отрасли и т. д.
Для них вводятся новые нормативы, требующие оснащения автоматическими измерительными приборами, определяющими количество выбрасываемых отходов.
Кем и когда разрабатываются
ПЭК выполняется службой, созданной руководством учреждения во главе с главным инженером. Программа ПЭК разрабатывается ежегодно и утверждается руководителем учреждения.
В программе обязаны содержаться следующие разделы:
- Инвентаризация выбросов отходов в атмосферу и их источники.
- Инвентаризация сбросов отходов наружу и их источники.
- Инвентаризация отходов от производства и место их вывоза.
- Работники, отвечающие за соблюдением ПЭК.
- Наличие исследовательских лабораторий, соответствующих законодательству РФ.
- Периодичность, способы и места взятия проб и виды замеров.
Требования к программе
Росприроднадзор, своим письмом № ВС-03-01-32/14309 с 01.01.2015 года отменил процедуру согласования составленного плана ПЭК с федеральными исполкомами власти РФ.
При этом, необходимо помнить, что ст. 26 ФЗ № 89 регламентирует, что учреждения, работающие с выбросами, формируют контрольное подразделение, являющееся частью производственного процесса за соблюдением экологии.
Кроме того, ст. 67 ФЗ № 7 обязывает учреждения и ИП, которые работают с выбросами на объектах I, II и III категорий, создавать план ПЭК и отчитываются перед соответствующими службами РФ об итогах выполнения ПЭК.
Согласно Положению о ФС, осуществляющей надзор в области природопользования, принятого Правительством РФ № 400, в п. 5.5.8 говорится, что отчетность об итогах выполнения ПЭК принимает Росприроднадзор.
Основные правила к разработке плана ПЭК, наблюдению за выбросами, сбросами отходов, документов, отображающих информацию об итогах выполнения ПЭК, определены ст. 67 ФЗ № 7.
Порядок проведения производственного контроля в области обращения с отходами
Надзорные мероприятия осуществляются в несколько этапов:
осмотр локаций временного нахождения отходов – здесь внимание уделяется физическому состоянию этих точек (проверяют герметичность мусорных контейнеров, целостность покрытия площадок размещения отходов, наличие огнетушителей вблизи пунктов хранения легковоспламеняющихся отходов и т.д.), срокам вывоза загрязнений, соблюдению нормативных актов касающихся отходов, их сортировке и классификации;
оформление выводов по итогам проверки (если выявляются нарушения – составляются предписания для их устранения в скором будущем);
информирование (устно или письменно) руководства об итогах проверки.
Также на каждом предприятии целесообразно установить периодичность плановых генеральных проверок. Частота их может варьироваться в зависимости от количества находящихся на балансе опасных элементов и их особенностей. Оптимальный вариант – раз в 2-3 месяца.
При этом время от времени в организации должны быть инициированы внеплановые проверки (с целью получения информации об исполнении предписаний, например). И, конечно, осмотр отдельных элементов «опасных» объектов проводится регулярно и по мере необходимости.
Как правильно заполнить отчет по промышленной безопасности
Существует рекомендованная форма информирования о проведенном ПК. Она приведена в приложении к . Все эксплуатирующие организации обязаны с 11 июля 2014 года подавать информацию по данной форме. Эта форма содержит обязательный минимум сведений о , но расширение блоков отчетности допустимо. Отчет подается в виде экселевских таблиц в электронном виде, подписанный цифровой подписью.
Если нет какой-либо информации, то данные строки в документе не заполняются. К примеру, если на ОПО , то поле остается не заполненным. Нельзя в полях ставить разные знаки типа нуля или дефиса, запрещено удалять «ненужные» строки, писать в них «нет», «отсутствует», «не требуется», «не нужно», «информации нет» и т.п.
Номер ОПО должен быть указан корректно. Информация загружается по полному совпадению всех реквизитов. Если отсутствует реквизит, то загрузка будет затруднена. В первом разделе данные заполняются по отчетному году. Следовательно, если отчет подается в апреле 2019 года, то в разделе публикуется , по которому и подают сведения. Данные о фактическом выполнении плана нужно указать в формате «да» или «нет».
Если в план не включено какое-либо мероприятие, нужно внести его в отчетный документ. Если организация не проводит мероприятия по рекомендованным образцам, то вносить их в отчетность не нужно, так как рекомендации были универсальными, .
В разделе 1.2. укажите сведения о наличии СУПБ. Для тех ОПО, где СУПБ не требуется, заполнять раздел не нужно. Если же отчет предоставляется на бумаге, то заверенных копий делать также не требуется.
В разделе 1.3. нужно перечислить даты проверок. Давать информацию по каждой проверке следует отдельно. Подавать даты разных проверок вместе, т.е. через запятую, запрещено. Если отчет направляется в электронном виде, то к разделу 1.4 прилагают скан полиса страхования. Если же отчет подается на бумаге, то заверять копию полиса не нужно.
Важным является правильное заполнение раздела 2.1. со сведениями. Численность работников на ОПО складывается из штатного персонала, занятого при его эксплуатации. Сюда не нужно включать обслуживающий и вспомогательный персонал, не участвующий в непосредственной эксплуатации – например, бухгалтеров, юристов, экономистов, секретаря и т.п.
Если организация привлекала к эксплуатации подрядчиков, то указывают и их. Нужно поставить общее количество работников, которые были заняты .
В разделе 2.2 необходимо предоставить в электронном виде скан титульной страницы ПЛА. На листе должна быть отметка о согласовании с руководством профессиональных АСФ, с которыми заключены договоры, а также с территориальными органами Ростехнадзора и региональными органами МЧС России (если ОПО относятся к гидротехническим сооружениям I, II и III класса). Если копия подается в бумажном виде, не требуется заверение копии. Если план составлен на несколько ОПО, то можно предоставить его электронную версию, с обязательным заполнением всей информации в отчете.
В разделе 3.1 подаются сведения о состоянии ТУ (основных устройств). Нужно указать , исходя из нормативного срока службы и даты ввода в эксплуатацию. Продление срока должно быть обосновано экспертизой. В поле «процент износа» указывают только числовое значение, знак процента вписывать нельзя.
Раздел 4 отчета заполняется в произвольной форме. Сведения нужно взять из положения о производственном контроле, а также из должностной инструкции ответственного за ПК. В стаже работы не нужно указывать общий трудовой стаж, достаточно стажа работы по специальности. Например, если с 1991 по 1998 год ответственный за ПК служил в армии радиотелефонистом, а затем с 1998 по 2019 год работал последовательно техником, инженером, главным специалистом, главным инженером по эксплуатации сосудов под избыточным давлением, то засчитывается стаж только на ОПО, т.е. с 1998 года.
Ответ 2
В соответствии с приказом Минприроды России от 28.02.2018 № 74:
9.1.1. В План-график контроля должны включаться загрязняющие вещества, в том числе маркерные, которые присутствуют в выбросах стационарных источников и в отношении которых установлены технологические нормативы, предельно допустимые выбросы, временно согласованные выбросы с указанием используемых методов контроля (расчетные и инструментальные) показателей загрязняющих веществ в выбросах стационарных источников, а также периодичность проведения контроля (расчетными и инструментальными методами контроля) в отношении каждого стационарного источника выбросов и выбрасываемого им загрязняющего вещества, включая случаи работы технологического оборудования в измененном режиме более 3-х месяцев или перевода его на новый постоянный режим работы и завершения капитального ремонта или реконструкции установки.
9.1.2. В План — график контроля не включаются источники, выброс от которых по результатам рассеивания не превышает 0,1 ПДКмр загрязняющих веществ на границе предприятия.
Таким образом, План-график контроля, включенный в программу ПЭК, имеет много общего с планом-графиком из проекта ПДВ, однако имеются и различия. Во-первых, в план-график ПЭК не включаются вещества, имеющие менее 0,1 ПДК на границе предприятия. Во-вторых, в программу ПЭК не включаются нестационарные источники выбросов, тогда как в ПДВ они до недавнего времени включались, и иногда включаются и в настоящее время. Кроме того, в перечень веществ, контролируемых в рамках ПЭК, включаются только вещества из Перечня, установленного распоряжением Правительства РФ № 1316-р. Соответственно, пользоваться Планом-графиком из проекта ПДВ в рамках ПЭК можно только после внесения корректировок. В идеале нужно провести расчет рассеивания ЗВ заново с другими условиями и сформировать план-график.
Далее, приказом Минприроды России от 28.02.2018 № 74 установлено, в каких случаях необходим контроль расчетным методом, а в каких — инструментальным:
9.1.3. Расчетные методы контроля используются для определения показателей загрязняющих веществ в выбросах стационарных источников в следующих случаях:
- отсутствие аттестованных в установленном законодательством Российской Федерации о единстве измерений порядке методик измерения загрязняющего вещества;
- отсутствие практической возможности проведения инструментальных измерений выбросов, в том числе высокая температура газовоздушной смеси, высокая скорость потока отходящих газов, сверхнизкое или сверхвысокое давление внутри газохода, отсутствие доступа к источнику выбросов;
- выбросы данного источника по результатам последней инвентаризации выбросов формируют приземные концентрации загрязняющих веществ или групп суммации в атмосферном воздухе на границе территории объекта менее 0,1 доли предельно допустимых концентраций.
9.1.4. План-график контроля должен содержать периодичность проведения контроля (расчетными и инструментальными методами контроля) в отношении каждого стационарного источника выбросов и выбрасываемого им загрязняющего вещества.
Резюмируя — для осуществления контроля выбросов ЗВ выбор метода контроля определяется заново, независимо от предлагаемых в проекте ПДВ методов.
Что касается пункта 7 приказа Минприроды России от 16.10.2018 № 522 «Об утверждении методических рекомендаций по заполнению формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью» — налицо очевидное упущение составителей данных методических рекомендаций. Так как приказом Минприроды России от 28.02.2018 № 74, а также федеральным законодательством установлена возможность проведения ПЭК расчетным методом, форма отчета по программе ПЭК согласно приказу от 14.06.2018 № 261 не содержит уточнений по методам контроля, соответственно, в данную таблицу отчета рекомендуем вносить показатели выбросов по результатам расчетного контроля.
Мария Ламихова,эксперт сайта ecovopros.ru
Цели и задачи производственного контроля
Ключевая цель ПЭК прописана в 67 статье федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 года. Это обеспечение исполнения правовых актов, касающихся грамотного отношения к экосистеме участниками производственного процесса в ходе своей работы. Речь идет о природоохранных мерах, продуманной эксплуатации и возобновлении ресурсов природы, постоянной обработке оперативных сведений о влиянии на экологическую обстановку, своевременном информировании уполномоченных лиц о фактах нарушения правовых норм в области природоохранной активности и т.д. Среди главных задач ПЭК можно выделить:
регулярную проверку соблюдения норм права в области использования ресурсов природы и охраны среды от негативного влияния, оказываемого функционированием конкретного корпоративного объекта;
постоянный мониторинг соблюдения норм допустимого влияния на природу, которые прописаны в официальных документах: законах, договорах, лицензиях, соглашениях и т.д.;
осуществление предупреждающих мероприятий, которые предотвращают нанесение ущерба экосистеме;
наблюдение за деятельностью должностных лиц, отвечающих за проведение ПЭК;
обеспечение бесперебойной и качественной работы оборудования, которое призвано минимизировать вредное воздействие на природу;
предоставление уполномоченным гос.контролёрам как оперативной важной информации, так и периодической отчетности в положенные сроки.
Осуществление производственного экологического контроля
Раздел «Сведения о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений» должен содержать: подраздел «Производственный контроль в области охраны атмосферного воздуха»; подраздел «Производственный контроль в области охраны и использования водных объектов»; подраздел «Производственный контроль в области обращения с отходами».
Рассмотрим таблицу
Наименование подраздела | |
Производственный контроль в области охраны атмосферного воздуха | План-график контроля стационарных источников выбросов с указанием номера и наименования структурного подразделения, номера и наименования источников выбросов, загрязняющих веществ, периодичности проведения контроля, мест и методов отбора проб, используемых методов и методик измерений, методов контроля (расчетные и инструментальные) загрязняющих веществ в источниках выбросов. В План-график контроля не включаются источники, выброс от которых по результатам рассеивания не превышает 0,1 ПДК загрязняющих веществ на границе предприятия.
План-график проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха с указанием измеряемых загрязняющих веществ, периодичности, мест и методов отбора проб, используемых методов и методик измерений (Для объектов, включенных в перечень, предусмотренных пунктом 3 статьи 23 Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». Перечень нормативных документов, стандартов организации, регламентирующих требования к методам производственного контроля в области охраны атмосферного воздуха. |
Производственный контроль в области охраны и использования водных объектов | Мероприятия по учету объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов*.
Программа проведения измерений качества сточных и (или) дренажных вод*. Программа должна содержать перечень определяемых загрязняющих веществ и показателей, соответствующий нормативам допустимого сброса, временным разрешенным сбросам, периодичность отбора и анализа проб сточных вод, места отбора проб, указание аттестованных методик (методов) измерений. См. Порядок ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества (Приказ Минприроды России от 8 июля 2009 г. N 205). План-график проведения проверок работы очистных сооружений, включая мероприятия по технологическому контролю эффективности работы очистных сооружений на всех этапах и стадиях очистки сточных вод и обработки осадков. Периодичность — не реже двух раз в год. Программа ведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной, разработанную в соответствии с типовой формой решения о предоставлении водного объекта в пользование. Программа содержит перечень определяемых загрязняющих веществ и показателей, соответствующий нормативам допустимого сброса, временным разрешенным сбросам, периодичность отбора и анализа проб поверхностных вод, места отбора проб, указание аттестованных методик (методов) измерений, использованных при проведении наблюдений за водным объектом. Перечень нормативных документов, стандартов организации, регламентирующих требования к методам производственного контроля в области охраны и использования водных объектов. |
Производственный контроль в области обращения с отходами | Программа мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду (Приказ Минприроды России от 4 марта 2016 г. N 66).
Сроки обобщения данных по учету в области обращения с отходами. |
О порядке подачи и рассмотрения электронных обращений
Электронные обращения граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей (далее — граждане), и юридических лиц в адрес ГУ «Белавтострада» направляются и рассматриваются в соответствии с требованиями
В соответствии с электронное обращение излагается на белорусском или русском языках.
Электронное обращение гражданина в обязательном порядке должно содержать:
- фамилию, собственное имя, отчество либо инициалы гражданина;
- адрес места жительства (места пребывания) гражданина;
- изложение сути обращения;
- адрес электронной почты гражданина.
Электронное обращение юридического лица в обязательном порядке должно содержать:
- полное наименование юридического лица;
- место нахождения юридического лица;
- изложение сути обращения;
- фамилию, собственное имя, отчество лица, уполномоченного подписывать обращения;
- адрес электронной почты юридического лица.
Электронные обращения должны быть рассмотрены не позднее 15 дней, а требующие дополнительного изучения и проверки — не позднее 1 месяца.
Ответы на электронные обращения направляются в электронном виде на адрес электронной почты, указанный в электронном обращении, либо в письменном виде по месту жительства (месту пребывания) гражданина или месту нахождения юридического лица в случаях, установленных .
В случае, если поступающие электронные обращения аналогичного содержания от разных заявителей носят массовый характер (более 10 обращений), ответы на такие обращения могут размещаться на официальном сайте в глобальной компьютерной сети Интернет без направления ответов (уведомлений) заявителям (часть вторая подпункта 1.2 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 18 октября 2007 г. № 498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц»).
Оставляются без рассмотрения по существу обращения, которые (по которым):
- изложены не на белорусском или русском языке;
- не содержат фамилии, собственного имени, отчества, адреса места жительства (места пребывания) гражданина;
- не содержат полного наименования юридического лица и адреса его места нахождения, фамилии, собственного имени, отчества руководителя или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать обращения (для юридических лиц);
- содержат текст, не поддающийся прочтению;
- содержат нецензурные либо оскорбительные слова или выражения;
- подлежат рассмотрению в соответствии с законодательством о конституционном судопроизводстве, гражданским, гражданским процессуальным, хозяйственным процессуальным, уголовно- процессуальным законодательством, законодательством, определяющим порядок административного процесса, законодательством об административных процедурах;
- в соответствии с законодательными актами установлен иной порядок подачи и рассмотрения таких обращений;
- пропущен без уважительной причины срок подачи жалобы;
- подано повторное обращение, если оно уже было рассмотрено по существу и в нем не содержатся новые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения обращения по существу;
- с заявителем прекращена переписка.