Кадастр отходов: отчет

Возможные проблемы

С портала можно скачать только общие Правила паспортизации, поэтому у предпринимателей возникает множество вопросов по выполнению требований. В связи с этим Министерство природы и Природнадзор выпустили несколько писем, которые помогают самостоятельно распределить отходы по соответствующим классам.

Во время проведения паспортизации юридические лица могут столкнуться с рядом проблем:

  • необходимость подтверждения состава вторичного сырья, а также товаров, которые утратили свои потребительские свойства;
  • обязательное определение физических и химических свойств отходов;
  • отсутствие правил по распределению мусора по классам опасности и инструкция заполнения веб-формы паспорта.

Компонентный состав

В Правилах паспортизации не числятся конкретные требования к определению компонентного состава отходов, к которым относят утратившие потребительские свойства товары, указанные в Модуле ГКО 9090 и ФККО-2014. Поэтому предпринимателям непонятно, есть ли необходимость проводить исследования в лабораторных условиях на территории компании.

К примеру, большинство отработанной компьютерной техники относится к четвёртому классу. Законодательство требует изучения каждой мыши, а стоимость этой процедуры составляет около 1 тыс. рублей. Так как во многих организациях такой вид отходов ежегодно образуется в огромном количестве, то на лабораторные исследования приходится тратить крупные суммы.

Перед тем как включить вторсырье в паспорт, необходимо определить его состав и класс опасности. После этого сотрудники Росприроднадзора рассматривают предоставленные материалы и принимают решение о включении конкретного вида отходов в ФККО, присваивают им подходящий тип опасности. Это позволяет юридическим лицам не проводить исследований самостоятельно, а доверить эту работу специалистам.

Свойства вторсырья

Класс степени опасности согласно третьему пункту Правил паспортизации устанавливается на основе свойств вторичного сырья, а также в зависимости от степени вредного влияния на окружающую среду. В госконтроле не используется понятие опасных функций, а данные о химическом составе мусора не вносятся в документацию. В 2002 году Министерство природы РФ установило 13-значный код типа отходов, в котором 11 и 12 цифра указывали на степень опасности:

  • 0 — нет данных;
  • 1 — токсичность;
  • 2 — взрывоопасность;
  • 3 — воспламеняемость;
  • 4 — высокая способность реакции;
  • 5 — содержание вирусов инфекционных болезней;
  • 99 — нет опасных свойств.

Остальные цифры заключают сочетание других показателей. В ФККО не предусмотрено такого обозначения. Специалисты утверждают, что законодательство зря устранило эти коды, так как именно класс опасности определяет способы транспортировки, хранения и утилизации отходов. Если вторсырье высокотоксично, то склад, где его содержат, должен хорошо проветриваться. Пожароопасный мусор хранят вдали от легковоспламеняющихся предметов и источников огня, а также располагают рядом с ним огнетушители.

Отсутствие образца

Часто при заполнении паспорта у юридических лиц возникают вопросы о необходимой информации, ведь чёткой инструкции нет. В ФККО есть конкретные типы вторсырья, их наименование, классификация и кодовая 11-значная система. Эту информацию нужно указывать в первой строке документа, который находится в государственном ПТК.

Затем следуют данные о свойствах и агрегатном состоянии отходов. В коде девятая и десятая цифры отвечают именно за эту информацию:

  • 00 — нет данных;
  • 01 — твёрдый мусор;
  • 02 — жидкое состояние;
  • 03 — пастообразное;
  • 04 — шлам;
  • 05 — коллоид или гель;
  • 06 — эмульсия;
  • 07 — суспензия;
  • 08 — сыпучий материал;
  • 09 — гранулированные отходы;
  • 10 — порошок;
  • 11 — пыль;
  • 12 — волокна;
  • 13 — готовый товар, утративший потребительские свойства;
  • 99 — прочая информация.

Формы отчета по кадастру

Такие формы отчета в каждом субъекте России утверждаются региональным представительством Минэкологии. Обычно отчет имеет следующую структуру:

  1. Сопроводительное письмо с указанием всех прилагаемых к нему частей отчета.
  2. Документ об утверждении норм и лимитов для юридического лица: какое количество отходов допускается, сколько можно хранить и т.п. Уведомление об объемах образовавшегося ультсырья.
  3. Документ, подтверждающий, что в отчетном периоде предприятие не изменяло производственный процесс ни в используемых технологиях, ни в объемах производства.
  4. Расчет стоимости размещения отходов.
  5. Отчет по форме 2-ТП (отходы): статистика, сколько образуется, как обрабатываются, транспортируются и утилизируются остатки рабочей деятельности юрлица.

Каждый документ заверяется юрлицом и сопровождается отметкой уполномоченного федерального органа исполнительной власти о его принятии.

Например, для Москвы эти функции выполняет Департамент природопользования и охраны окружающей среды (ДПиООС) города Москвы, для Московской области (50 регион) — это Министерство экологии и природопользования МО, для Тульской области (71 регион) – Министерство природных ресурсов и экологии Тульской области и т.п.

Дополнительная информация на видео: учет отходов и контроль природопользователей Подмосковья

Сроки подачи сведений за прошедший период, а также особые требования, также могут отличаться в разных субъектах РФ. К примеру, в некоторых регионах подобные сведения сдаются ежеквартально, а в других – ежегодно, в части субъектов федерации от сдачи сведений в сводный кадастр отходов освобождены предприятия мелкого и среднего бизнеса и т.п.

Поэтому природопользователям нужно ориентироваться на постановления местных законодательных органов, которые устанавливают, каким именно образом сведения должны подаваться в контролирующие органы: например, для Башкортостана это Постановление «О порядке ведения республиканского кадастра отходов производства и потребления», для Тюмени – Постановление «О порядке ведения регионального кадастра отходов Тюменской области» и т.д.

Статистические и информационные данные федерального и региональных кадастров отходов используются для принятия необходимых стратегических и управленческих решений в сфере охраны окружающей среды. Контроль со стороны властей помогает сберечь полезные ресурсы и защитить биосферу, сохранив ее для будущих поколений и дальнейшего экономического использования.

Данные, которые они содержат

Информация, включенная в кадастр отходов, разделена на несколько основных направлений:

  • описание мусора с присвоением класса, учитывающим степень опасности для окружающей среды. Классификатор состоит из информации, включающей кодовые обозначения из 13 цифр, каждая из которых связана с одним из видов данных об отходе: происхождение (первые 8 цифр), агрегатное состояние (9-10), признаки и последствия отрицательного воздействия (11-12), класс опасности (13).

  • сведения о полигонах и других местах скопления мусора: расположение, допустимые для приема виды сырья.

  • применяемые технологии для обработки мусора: при сборе, перевозке, хранении, уничтожении, переработке, обезвреживании.
  • мусороперерабатывающие организации: расположение, специализация на определенных видах отходов, возможности производства.

Форма и заполнение 2 ТП отходы

Последняя утвержденная форма отчетности в вордовском формате будет закреплена в ВК под соответствующей статьей.

Рекомендую ознакомится с новой статьей — о том, что модуль природопользователя больше не будет обновляться.

Через модуль природопользователя за 2019 год отчет 2-ТП (отходы) сдавать не надо! Так как в отчетность были внесены изменения, а в модуль природопользователя изменения уже внесены не будут.

В личном кабинете природопользователя есть возможность сдачи отчета 2-ТП (отходы). С 2020 года придется сдавать этот отчет через личный кабинет.

Заполняем табличку по данным учета в области обращения с отходами, а именного из годовой формы:

  • наличие на начало отчетного года — какое количество отходов накопилось на территории предприятия на 01.01.года;
  • образование отходов за отчетный год- количество образования отходов за год. Изначально по данным актов приема-передач отходов, другой первичной бухгалтерской документации, вы заполнять должны из данных учета в области обращения с отходами;
  • поступление отходов от других организаций ( всего и из них по импорту)- количество принятых отходов всего и в том числе импортируемых, также по данным актов приема-передачи отходов;
  • обработано отходов — заполняют специализированные организации, занимающиеся сортировкой, обработкой отходов;
  • утилизировано отходов (для повторного применения, предварительно прошедших обработку) — заполняют специализированные организации, если занимаются использованием отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация);
  • обезврежено отходов — заполняют также специализированные организации, занимающиеся обезвреживанием отходов, в результате которого происходит уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;
  • передача твердых коммунальных отходов региональному оператору — цифры должны соответствовать полученным от рег. оператора счет-фактурам;
  • передача отходов ( за исключением ТКО) другим хозяйствующим субъектам: для обработки (предварительной подготовки отходов к дальнейшей утилизации, включая проведение сортировки, разборки, очистки); утилизации, обезвреживания ( какие действия относятся к утилизации и обезвреживанию) написано выше); хранения ( складирования отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения); захоронения ( изоляции отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду);
  • размещено отходов на эксплуатируемых объектах для хранения и захоронения — заполняют специализированные объекты хранения и захоронения отходов;
  • наличие на конец отчетного года — это разница между суммой количества отходов образованных и накопленных на начало года и количества отходов обезвреженных, утилизированных, размещенных самостоятельно либо с привлечением сторонних организаций.

Заполнение таблиц региональными операторами аналогично.

Заполнение формы 2 тп отходы — новое с 2019 года

В указаниях по заполнению формы федерального статистического наблюдения есть фраза:

Что это значит? Разъяснений нет, поэтому я думаю:

Проверка предоставления 2-ТП (отходы) будет по всем ЮЛ и ИП, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, проверить это можно здесь.

По субъектам, относящимся к МСП, выборочно: в чем эта выборочность заключается ? Проверка предоставления 2-ТП (отходы) будет только по тем МСП, которые занимаются специализированной деятельностью по обращению с отходами. Как правило, эти организации имеют лицензию по обращению с отходами. Информация по всем лицензиатам есть у РПН, следовательно: если вы имеете лицензию по обращению с отходами, вам обязательно надо сдать отчетность 2-ТП (отходы).

Региональный кадастр отходов

Прежде чем понять, что такое региональный кадастр отходов,
необходимо сказать, что сбор, накопление, а также систематизация
сведений о ТБО и промышленном мусоре осуществляется по всем регионам
России.

В едином кадастре имеются сведения о происхождении, структурном
составе, объеме, классе опасности и свойствах отработок от каждого
субъекта хозяйственной деятельности.

Региональный кадастр отходов – это свод регулярно обновляемых, а
также систематизированных данных, которые требуются для управления
обращением отходами производства и их потребления на территории
определенного региона.

Сведения для регионального кадастра отходов дают органы местного
самоуправления, а в том числе юридические лица, ведущие деятельность в
сфере обращения с отходами. Данные сведения должны иметь полную
достоверность и полностью соответствовать сведениям, которые имеются в
государственном кадастре отходов.

Данные сведения применяются для принятия управленческих решений, к
примеру, для решения о рекультивации объектов размещения отходов,
исчерпавших свой ресурс, а также с целью определения мест для
определения наиболее выгодного места для строительства
мусороперерабатывающих комплексов и полигонов.

Региональный орган собирает, копит и систематизирует информационные
данные в области обращения с отходами и потребления на территории
конкретного региона. Также он анализирует состояние в сфере обращения с
отходами потребления и производства, в ходе него находит закономерности в
целях принятия управленческих решений. Их эффективность оценивается при
сборе, анализе получаемых сведений в ведении кадастра. Данная
информация является открытой, ее вполне могут получить организации,
граждане и местные органы власти.

Специальный уполномоченный региональный орган по ведению кадастра
кроме сбора и формирования сведений оформляет ежегодные отчеты об
обращении с отходами потребления и производства на территории области.
Также по запросам заинтересованных лиц он предоставляет необходимую
информацию. Сведения для создания регионального кадастра отходов
обновляются и собираются на базе проектно-изыскательских,
научно-исследовательских и инвентаризационных материалов, итогов
специальных обследований, в том числе иных источников информации,
включающих данные об отходах.

К примеру, этому могут быть данные мониторинга влияния конкретных
объектов размещения отходов в регионе на окружающую среду. В
региональном реестре размещения отходов учитываются все объекты
размещения отходов, которые имеются в регионе, в том числе места
временного накопления отходов.

Типы загрязнений

Отходы классифицируются по степени опасности. Их разделяют на четыре вида:

  • параметрические;
  • ингредиентные;
  • биоценотические;
  • стациально-деструкционные.

Ингредиентное загрязнение окружающей среды делится на минеральное и органическое. К первому типу относят продукты сгорания различного топлива, химические отходы предприятий, терриконы и отвалы шахт, нефтедобычу, аварийные сбросы, ядовитые химикаты и удобрения, вторичное металлургическое сырьё. Органические отходы включают бытовой мусор и стоки, биологические препараты с содержанием микробов и вирусов, продукты пищевой и животноводческой промышленности.

Дистракционный вид включает вырубку лесов и посадок, эрозию плодородных слоёв почв, заболачивание и загрязнение искусственных и природных водоёмов, осушение земель. К этой группе относятся также появление карьеров для добычи полезных ископаемых, урбанизация зелёных территорий и застройка бывших полей и пастбищ, прокладка новых дорог в малочисленных регионах, периодические пожары в степях и лесах, вызванные природными катаклизмами и человеческой деятельностью. Все факторы, которые вызывают разрушение экологических систем, содержатся именно в этом классе.

Предприятия, работа которых образует отходы, относящиеся к нескольким или одной группе загрязнений, обязательно должны регулярно сдавать отчёты для кадастров. Информационные данные и статистика используются учреждениями для принятия и внедрения в жизнь управленческих решений для охраны окружающей среды и экологии.

Пакет необходимых документов

1. Вид отходов: паспорт отходов I–IV классов опасности, классификатор отходов.

2. Объём отходов:

2.1. Форма федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления».

2.2. Сведения из первичной документации — при заключении договора с мусоровывозящей компанией, реализовывая передачу отходов, ИП/юр. лицу представляют акт, содержащий объем отходов. Суммируя данные объемы отходов по итогам года представляется возможным подать сведения в кадастр отходов.

Примечание. В случае отсутствия договора с мусоровывозящей компанией возможно вы являетесь арендатором помещения и пользуетесь близлежащей площадкой для ТБО (мусорные баки)? В данной ситуации в договоре аренды изучите раздел расчета арендной платы за коммунальные услуги, где фиксируется рассчитанный объем отходов для арендатора, за который он осуществляет оплату (включенную в арендную стоимость).

3. Сопроводительное письмо по кадастру, которое необходимо подать после принятия пакета сведений.

Из чего состоит

Сводный кадастр отходов включает в себя следующие данные:

  • Данные о технологиях использования и обезвреживания мусора, классифицированные по областям промышленности.
  • Общий российский каталог мусора (ФККО).
  • Сведения о методах уничтожения, захоронения, переработки и обезвреживания остатков.
  • Реестр свалок и полигонов, на которых захоронен мусор (ГРОРО).
  • Данные о происхождении, количестве, морфологическом составе и категории опасности отходов от каждой компании, подающей сведения в кадастр.
  • Сведения о размещении сырьевых остатков и материалов, ТКО, а также схемы перевозки и переработки.
  • Банк данных, содержащий информацию об отходах и технологиях использования их полезных составляющих.

ФККО

Федеральный классификационный каталог отходов — это место, где содержатся все виды мусора, которые находятся в обращении в России.

ФККО содержит группы классификации, расположенные в убывающем порядке:

  1. Сырье, которое привело к образованию отработки, и её принадлежность к отрасли производства и техпроцессу. Отображается в виде блока, типа, подтипа и группы.
  2. Подробный состав отхода (химический и морфологический). Разделяется на подгруппы.
  3. Форма и агрегатное состояние. Разделяется на позиции.

Каждый вид мусора имеет свой одиннадцатизначный код, в котором указывается номер блока, позиции и т.д.

Наличие данного каталога позволяет в краткие сроки узнать подробную информацию о каждом виде мусора (опасность для человека и природы, способ получения и т.д.)

ГРОРО

Госреестр точек размещения отходов — это своеобразный каталог разрешенных и эксплуатируемых в данный момент свалок, полигонов и бункеров, на которых хранятся ТКО.

Каждый объект, заносящийся в ГРОРО, классифицируется по таким признакам:

  1. Название объекта, на котором размещаются остатки.
  2. Для чего предназначается объект (хранение, захоронение и т.д.)
  3. Где объект находится. Должен иметься код по ОКАТО и название ближайшего города либо н.п.
  4. Информация о негативном влиянии на экосистему.
  5. Порядковый номер, который присваивается Росприроднадзором в течение 15 суток.
  6. Информация об ООО либо ИП, которые эксплуатируют данный объект.

Данный документ считается важным составляющим кадастра, т.к. позволяет быстро установить легальность свалки либо накопителя, а также её срок действия.

Банк данных

Банк данных тесно связан с ФККО. Он содержит наиболее детальную информацию о каждом виде отработки, которые присутствуют в ФККО.

В банке также содержатся сведения о методах и принципах, которые применяются в обезвреживании и переработке мусора.

Раздел банка данных, содержащий информацию о методах утилизации отходов, формируется в результате отчетов владельцев и создателей технологий утилизации и обезвреживания. Достоверность информации подтверждается экологической экспертизой, которая проверяет новые технологии на предмет вреда для экосистемы.

Региональный кадастр

На основе единого кадастра, каждый регион России ведет свой региональный кадастр, в котором находятся обновляемые и систематизированные данные. Они позволяют эффективно управлять возникновением и потреблением отходов производства в каждом конкретном регионе страны.

В региональном кадастре содержатся ФККО и ГРОРО актуальные для данного региона страны, а также сведения о переработке вторсырья и всех производствах, связанных с образованием и утилизацией мусора.

Благодаря региональному кадастру осуществляется надзор за промышленностью и коммунальным хозяйством, уровнем производимого мусора и экологической обстановкой в каждом регионе.

Для чего нужна разработка кадастра отходов

Основная цель документа – не допускать неправомерной утилизации мусора, который впоследствии может привести к экологической катастрофе. Для утилизации отходов разработана технология, не позволяющая им в течение длительного времени проникнуть в недра, загрязнить почву, водоемы, лесные массивы.

Проанализировав данные кадастра, надзорные органы могут прийти к выводу о том, что какой-либо полигон или хранилище переполнено. Ими выносится постановление о временном прекращении деятельности полигона, направлении туда комиссии. Её предстоит вынести решение о закрытии свалки или о привлечении дополнительного финансирования с целью увеличения её вместительности. В случае закрытия старого полигона необходимо определить место для введения в эксплуатацию нового.

Создание кадастра позволяет отслеживать статистику воспроизводства и утилизации различных видов отходов. На основании этих данных уместно провести анализ ситуации, определить перечень необходимых природоохранных мероприятий.

Согласно данным кадастра можно оценить эффективность всех этапов утилизации и вторичной переработки мусора, а также определить следующие шаги по их усовершенствованию.

Формы отчета по кадастру

Такие формы отчета в каждом субъекте России утверждаются региональным представительством Минэкологии. Обычно отчет имеет следующую структуру:

  1. Сопроводительное письмо с указанием всех прилагаемых к нему частей отчета.
  2. Документ об утверждении норм и лимитов для юридического лица: какое количество отходов допускается, сколько можно хранить и т.п. Уведомление об объемах образовавшегося ультсырья.
  3. Документ, подтверждающий, что в отчетном периоде предприятие не изменяло производственный процесс ни в используемых технологиях, ни в объемах производства.
  4. Расчет стоимости размещения отходов.
  5. Отчет по форме 2-ТП (отходы): статистика, сколько образуется, как обрабатываются, транспортируются и утилизируются остатки рабочей деятельности юрлица.

Каждый документ заверяется юрлицом и сопровождается отметкой уполномоченного федерального органа исполнительной власти о его принятии.

Например, для Москвы эти функции выполняет Департамент природопользования и охраны окружающей среды (ДПиООС) города Москвы, для Московской области (50 регион) — это Министерство экологии и природопользования МО, для Тульской области (71 регион) – Министерство природных ресурсов и экологии Тульской области и т.п.

Дополнительная информация на видео: учет отходов и контроль природопользователей Подмосковья

Сроки подачи сведений за прошедший период, а также особые требования, также могут отличаться в разных субъектах РФ. К примеру, в некоторых регионах подобные сведения сдаются ежеквартально, а в других – ежегодно, в части субъектов федерации от сдачи сведений в сводный кадастр отходов освобождены предприятия мелкого и среднего бизнеса и т.п.

Поэтому природопользователям нужно ориентироваться на постановления местных законодательных органов, которые устанавливают, каким именно образом сведения должны подаваться в контролирующие органы: например, для Башкортостана это Постановление «О порядке ведения республиканского кадастра отходов производства и потребления», для Тюмени – Постановление «О порядке ведения регионального кадастра отходов Тюменской области» и т.д.

Статистические и информационные данные федерального и региональных кадастров отходов используются для принятия необходимых стратегических и управленческих решений в сфере охраны окружающей среды. Контроль со стороны властей помогает сберечь полезные ресурсы и защитить биосферу, сохранив ее для будущих поколений и дальнейшего экономического использования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector