Идентификация экологических аспектов по методике «действие
Содержание:
- Текст из документа «Методические указания по идентификации и определению значительности экологических аспектов деятельности»
- Назначение документа
- Нормативные ссылки
- Определения и сокращения
- Другие категории ООПТ
- Объекты исследований экологии
- Где и кому нужна экология?
- Среда обитания
- Методика идентификации
- 1.5.Методика оценки экологических аспектов
- Диплом
- Как предупреждаются и решаются проблемы экологии
- Основы науки
- Значение экосистем для человека
- Специфика систематизации
- Экологический аспект — деятельность
- Описание предмета: «Экономика природопользования»
- Методы исследований
Текст из документа «Методические указания по идентификации и определению значительности экологических аспектов деятельности»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Методические указания по идентификации и определению значительности экологических аспектов деятельности
2004
1. Назначение документа 4
2. Область применения 4
3. Нормативные ссылки 4
4. Определения и сокращения 5
5. Идентификация всех возможных экологических аспектов 5
5.1. Последовательность идентификации экологических аспектов 5
5.2. Идентификация видов деятельности, процессов, источников загрязнения, продукции, услуг. 6
5.3. Идентификация экологических аспектов 7
5.4. Идентификация видов воздействия экологических аспектов на окружающую среду 8
6. Определение значительности воздействий экологических аспектов на окружающую среду 9
6.1. Методика оценки экологических аспектов 9
Оценка масштаба воздействия 9
Характеристика регулируемости воздействия 10
Затраты на снижение (ликвидацию) воздействия 11
Степень срочности снижения уровня воздействия 12
6.2. Оценка значительности экологических аспектов по суммарному количеству баллов 12
7. Последовательность формирования реестров экологических аспектов 13
8. Ссылки 15
9. Приложения 15
Error: Reference source not found
Error: Reference source not found |
Введён впервые |
УТВЕРЖДАЮ:
Главный инженер — первый заместитель генерального директора
_______________________ Р.Р. Ильясов
«____» ____________________ 20___ г.
Назначение документа
Настоящие методические указания разработаны с целью обеспечения в Обществе единого методического подхода к идентификации экологических аспектов деятельности, продукции и услуг, осуществляемой в соответствии с требованиями международного стандарта ISO 14001:1996 (ГОСТ Р ИСО 14001-98).
Нормативные ссылки
Следующие стандарты и нормативные документы содержат требования и положения, на основе которых разработан данный стандарт:
-
ГОСТ Р ИСО 14001-98 Системы управления окружающей средой. Требования и руководство к применению.
-
ГОСТ Р ИСО 14004-98 Системы управления окружающей средой. Общие руководящие указания по принципам, системам и средствам обеспечения функционирования.
-
ГОСТ Р ИСО 14050-98 Управление окружающей средой. Словарь.
Определения и сокращения
В настоящих методических указаниях используются следующие определения и термины:
Экологический аспект |
Элемент деятельности Общества, его продукции или услуг, свидетельствующий о взаимодействии с окружающей средой. |
Значительный (приоритетный) экологический аспект |
экологический аспект, который оказывает или может оказать значительное воздействие на окружающую среду. |
Воздействие на ОС |
любое отрицательное или положительное изменение в окружающей среде, полностью или частично являющееся результатом деятельности Общества, его продукции, услуг. |
Реестр экологических аспектов |
Систематизированный перечень экологических аспектов деятельности Общества, его продукции, услуг, включающий их характеристики и относительные приоритеты. |
Реестр значительных экологических аспектов |
Свод экологических аспектов деятельности Общества, ранжированных и выделенных на основе их приоритетности. |
Другие категории ООПТ
Помимо рассмотренных выше пяти категорий ООПТ, для которых характерна сравнительно высокая сохранность естественной природной среды, федеральный закон дает право считать таковыми и некоторые другие учреждения природоохранного и лечебно-рекреационного профиля, имеющие в своих границах не только чисто природные, но и антропогенно измененные или даже полностью искусственно созданные экосистемы. Закон содержит их расширенное определение, режим особой охраны и особенности финансирования.
Заключение
На современном этапе развития человеческого общества, когда в результате научно-технической революции усилилось его воздействие на биосферу, практическое значение экологии необычайно возросло. Экология должна служить научной базой любых мероприятий по использованию и охране природных ресурсов, по сохранению среды в благоприятном для обитания человека состоянии. Познание основных принципов трансформации вещества и энергии в природных экосистемах создает теоретическую основу для разработки практических мероприятий по увеличению количества и качества пищевых продуктов, производимых в биосфере. Исследования природных механизмов регуляции численности популяций служат основой планирования и разработки систем мероприятий по управлению численностью экономически важных видов.
Сейчас у человечества две важнейших проблемы: предотвращение ядерной войны и экологические катастрофы. Сопоставление не случайно: антропогенное давление на природную среду грозит тем же что и применение атомного оружия, — уничтожением жизни на Земле.
Особенностью нашего времени является интенсивное и глобальное воздействие человека на окружающую среду, что сопровождается интенсивными и глобальными негативными последствиями. Противоречия между человеком и природой способны обостряться, помимо прочего, из-за того, что не существует предела росту материальных потребностей человека, в то время как способность природной среды удовлетворить их – ограничена.
Система малонарушенных природных территорий в России представляется довольно развитой и сравнительно гибкой.
Причем, густота сети этих территорий и гибкость системы охраны в последние годы растет. Хотя эта система (как и вся страна в целом) переживает сейчас существенные экономические трудности, прогноз ее развития в общем благоприятен. Основным недостатком сети ООПТ России является ее неравномерность и, особенно, малая густота в наиболее подверженной антропогенной трансформации степной зоне. В европейской степи есть заповедники, но они (по масштабам России) микроскопические, в западносибирской же степи нет ни заповедников, ни национальных природных парков. Создание здесь в 1994 г
трех водно-болотных угодий международного значения можно рассматривать лишь как первый и довольно робкий шаг в деле налаживания охраны природных территорий этого крайне важного региона. В то же время основные площади особо охраняемых территорий сконцентрированы в малотрансформированных тундре и тайге
Россия в этом отношении уподобляется человеку, который «ищет потерянную монету не там, где ее потерял, а там, где светло».
Список литературы
1. Об особо охраняемых природных территориях Российской Федерации. Федеральный закон от 14 марта 1995 г. // Сборник руководящих документов по заповедному делу- М.: Изд-во Центра охраны дикой природы, 2000.
2. Бродский А.К. Общая экология
УЧЕБ. ДЛЯ СТУД. ВУЗов.- М.: Проспект, 2008.
3. Человек и природа: экологическая история / Под ред. Д. Александрова.- СПб.: Алетейя, 2008.
4. Павлов А.Н. Экология —
Рациональное природопользование и безопасность жизнедеятельности. –
М., 2008.
5. Горелов А.А. Экология. Конспект лекций. — М., 2008.
6. Ясвин В.А. Формирование экологической культуры: пособие по региональной экологической политике. — Москва: Акрополь: Центр экологической политики России, 2004.
7.
Андреева Н.Д., В.П. Соломин, Т.В. Васильева. Теория и методика обучения экологии: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050100 — Естественно-научное образование — М.: Академия, 2009.
Объекты исследований экологии
- Биосфера, рассматривающая стремительное распространение живых организмов на территории планеты;
- Популяция, где изучается количество видов организмов на определенных областях планеты;
- Экосистема, где изучают совокупности организмов на определенных площадях.
Человек и природа неразрывно связаны между собой, люди должны осознавать свое место и роль на планете, так как они наделены разумом. Человечество всегда хотело найти собственную роль во вселенной. Так как человек является частью природы, то его место обитания – это созданные людьми цивилизации.
Объекты исследований экологии
Путь развития людей вступает в противоречие с природой, он пагубно отражается на ее общем состоянии. Уровень развития человечества на данный момент привел к тому, что мы стали осознавать, что натворили за многие годы. Существование живых организмов, включая человечество находится в постоянной опасности.
Экология всегда ищет пути решения таких проблем. Общепланетарные масштабы неприятностей приводят к необходимости экологизации, которая представляет собой рассмотрение и принятие мер по сохранению живой природы всеми областями человеческого познания. Экология создает мост между наукой и природой, стараясь сохранить хрупкую стену, отделяющую человечество от катастрофы.
Где и кому нужна экология?
В настоящий момент экология изучается во многих школах, университетах и колледжах. Это происходит вне зависимости от основного профиля обучения. Об экологических проблемах должен знать каждый, однако на том же факультете экологии о ней будут знать намного больше, нежели на архитектурном или экономическом.
Проблемы экологии в России
Предмет экология был введен государством в учебные программы далеко не случайным образом. Люди должны знать некие основы, которые позволят сохранить природу в целости. С экологическими вопросами люди сталкиваются ежедневно, они могут как улучшать, так и ухудшать состояние планеты своими действиями. Каждый должен знать о правильном распределении мусора, которое минимизирует влияние вредных отходов на здоровье всех живых организмов. Даже выкуренная сигарета наносит вред не только самому курильщику, но и среде вокруг него.
В настоящий момент каждое предприятие включает в себя отдельные подразделения, занимающиеся изучением экологических вопросов. Служба по экологической безопасности есть в каждом населенном пункте. Размышляют о проблемах не только ученые, но и простые люди со своими увлечениями и образом жизни. Экология очень интересна, разнообразна и требует тщательного внимания со стороны каждого жителя планеты.
Среда обитания
Среда обитания
Все вокруг нас является окружающей средой. Она может быть личной для каждого – объекты, которые окружают человека индивидуально. Основная часть природы остается неизменной, в нее могут добавляться лишь отдельные, постоянно меняющиеся детали. Индивидуальная окружающая среда – все видимые и невидимые объекты.
Человеческое тело можно считать окружающей средой для различных микроорганизмов. Для того, чтобы увидеть тесную связь между средой и живыми организмами, нужно тщательно ее исследовать. На многих природных объектах Земли обитают существа, характерные только для данных областей. В другой обстановке живые организмы попросту не получат необходимых для них веществ.
Водные резервы можно считать первым местом обитания живых объектов. Именно там, зародилась жизнь на планете, которая в последствие начала изучать природу вокруг.
Среда организма представляет собой убежище для микроорганизмов, паразитов и симбионтов. Из-а разнообразных условий жизни каждый организм имеет свои индивидуальные особенности, присущие именно ему и отличающие его от прочих.
Методика идентификации
Для выявления аспектов экологических проблем в организации можно использовать самые разные подходы. Между тем, как показывает практика, максимальной эффективности можно достичь при комплексном их использовании.
Среди наиболее популярных подходов следует отметить:
- Анализ работы, услуг/продукции предприятия и идентификация экологических аспектов в качестве элементов деятельности, взаимодействующих с внешней средой.
- Оценку состояния среды в зоне деятельности предприятия, факторов воздействия (поступление веществ в среду), выявление аспектов, определяющих их.
- Анализ энергетических потоков/материального баланса, определение возможных потерь и связанных с ними экологических аспектов.
- Изучение мнения заинтересованных лиц, определение факторов, вызывающих их озабоченность.
- Исследование и анализ нормативных, законодательных предписаний, определение видов деятельности, товаров/услуг, для которых установлены специальные требования. Выявление аспектов, связанных с данными требованиями.
1.5.Методика оценки экологических аспектов
При выделении важнейших экологических аспектов предприятия каждый из идентифицированных экологических аспектов оценивается исходя из составляющих (критериев) масштабности, регулируемости, затратности и срочности.
Для оценки каждой из составляющих необходимо оценить приведённые ниже показатели. Из списка приведённых значений показателей по каждой составляющей необходимо выбрать один из трёх предлагаемых вариантов, наиболее близко характеризующих оцениваемый аспект. Бальная оценка, соответствующая выбранному варианту, будет являться оценкой величины, определяющей значимость аспекта по данному показателю.
Полученные значения показателей суммируются для каждой составляющей, в результате чего определяется значимость аспекта по данному критерию его воздействия на ОС.
По результатам суммарного значения каждого критерия (составляющей) аспекту присваивается символ, определяющий степень воздействия аспекта на ОС: (М) – малое воздействие; (С) – среднее воздействие; (Б) – существенное воздействие.
Таким образом, у каждого аспекта может быть разный набор символов, определяющих его уровни воздействия на ОС.
Оценка интегральной (суммарной) приоритетности аспекта, характеризующегося разным набором символов, определяющих его уровни масштабности, регулируемости, затратности и степени срочности должна проводиться путем экспертного ранжирования.
При этом наиболее важными параметрами для сопоставления являются значения приоритетов по степени регулируемости (т.е. по степени соответствия природоохранным требованиям) аспекта и по степени затратности на снижение (ликвидацию) воздействия этого аспекта на ОС.
Выбор символа, характеризующего уровень интегрального воздействия на ОС должен осуществляться на основе практического опыта с привлечением квалифицированных специалистов.
Оценка масштаба воздействия
-
Какова величина масштаба воздействия на ОС и здоровье населения?
1
2
3
-
Валовые объемы образования загрязняющих веществ
1
2
3
-
Уровень опасности загрязняющих веществ
1
2
3
-
Доля платежей в общей структуре платежей за загрязнение окружающей среды
1
2
3
-
Степень нагрузки на территорию (определяется по процентному соотношению площади занятой технологическим оборудованием к общей площади производственного объекта)
1 |
|
2 |
|
3 |
Характеристика регулируемости воздействия
-
Наличие разрешительной документации (ПДВ, ПДС, нормативы образования, лимиты размещения отходов)
1
2
3
-
Уровень отклонения рассматриваемого аспекта от установленных нормативов
1
3
-
Соответствие требованиям природоохранительного законодательства
1
3
-
Возможность обнаружения воздействия при визуальной, натурной оценке
1
2
3
-
Продолжительность воздействия по времени
1 |
|
2 |
|
3 |
Затраты на снижение (ликвидацию) воздействия
-
Средства, затраченные на возмещение ущерба ОС
1
2
3
-
Затраты на проведение исследований по воздействию
1
2
3
-
Затраты на применение более совершенных технологий для ликвидации воздействия, снижения негативного влияния
1
2
3
-
Затраты на возмещение вреда здоровью людей
1
2
3
-
Затраты на проведение комплекса работ по восстановлению ОС до фонового состояния
1 |
|
2 |
|
3 |
Степень срочности снижения уровня воздействия
-
Фоновое состояние окружающей среды
1
2
3
-
Жалобы со стороны населения, общественности
1
2
3
-
Требования контролирующих органов
1
2
3
-
Требования персонала структурного подразделения из-за оказания влияния на технологическое оборудование, процессы, здоровье людей
1
2
3
-
Состояние технологического оборудования
1 |
|
2 |
|
3 |
Диплом
Диплом на
заказ предоставляет огромное поле
для творчества. Обычно подразумевается,
что к диплому студент тем или иным
образом готовится на протяжении всего
обучения в ВУЗе. Дипломная работа
является выпускной квалификационной
работой, требующей особенно ответственного
подхода. Опыт и профессионализм в
выполнение дипломов на заказ дают
возможность команде авторов «Студенточки»
индивидуально подходить к выполнению
каждой дипломной работы и успешно
оправдывать доверие студентов,
поручивших нам выполнение диплома на
заказ.
Для нас выполнение дипломов
представляет наибольший интерес,
поскольку основные силы идут на
полноценное самостоятельное интересное
исследование.
Как предупреждаются и решаются проблемы экологии
Ученые рассматривают экологические проблемы и ищут способы их решения. Сейчас существует множество экологических организаций, привлекающих волонтеров для очищения водных объектов, пляжей и лесов от человеческого мусора.
Все популярнее становятся системы мусоропереработки и сортировки, позволяющие повторно использовать пластик, стекло и резину. Появился метод использования пластика в качестве тканей, биоразлагаемые пакеты, что можно считать настоящим переворотом в области экологии. Существуют так называемые отделения экологической полиции, которые оценивают обстановку на данных территориях и решают возникшие проблемы.
Основы науки
Изучение экологических взаимодействий живых и неживых объектов является основой всеобщих экологических исследований. Общая экология подразделяется на разные разделы.
Демэкология
Демэкология, рассматривающая популяцию живых организмов, механизмы природного воздействия, которые сильно влияют на количество и плотность представителей живой природы. Она изучает возможность изъятия из природы различных видов.
Синэкология
Синэкология рассматривает экологические сообщества организмов, экосистемы и популяции, а также их воздействие на природу, ее механизмы и структуру.
Таким образом, экологию можно рассматривать в качестве науки, которая рассматривает взаимодействия между представителями живой и неживой природы. Она не изучает отдельные организмы, ее интересуют целые системы.
Значение экосистем для человека
Удовлетворение человеческих потребностей немыслимо без эксплуатации природных ресурсов. Человек, как и любой биологический вид, представляет собой часть единой природной системы. Вместе с тем человек как социальное существо, как член человеческого общества вынужден эксплуатировать природную систему в целях производства материальных благ для своего существования. Такое противоречивое положение, в котором оказывается человек по отношению к природе, мешает его правильному поведению в биосфере, правильному осознанию своей роли в ней.
На современном уровне развития общества природа рассматривается как источник самых разнообразных ресурсов: производственных, сельскохозяйственных, здравоохранительных, рекреационных (обеспечивающих лечение и отдых людей), эстетических, научных, территориальных, экологических и др. Все эти ресурсы в разных уголках Земли предоставляют людям естественные и искусственные экосистемы.
Одной из причин кризиса, сложившегося в отношениях человеческого общества с природой, является укоренившееся в сознании людей потребительское отношение к природным богатствам. Человек с давних времен привык постоянно брать из природы все, что ему необходимо. Он вырубал леса, собирал плоды, древесину и корни растений, охотился на зверя, ловил рыбу, использовал естественное плодородие почвы, расходовал пресную воду и тем нарушал равновесие в экосистемах. Природа с помощью своих механизмов поддержания устойчивости восстанавливала структуру и равновесие биогеоценозов. Это породило у человека представление о безграничных возможностях природы, из которой можно брать сколько угодно богатств, ничего не возвращая. Такая беспечность человека, его неразумное и хищническое отношение к ценностям биосферы обернулось, подобно бумерангу, угрозой существованию человечества и всего живого на Земле.
Особенно губительным оказалось воздействие человека на растительность. Вся история человечества — это история его воздействия на леса. Ныне леса по всему миру оказались под угрозой исчезновения в результате их неконтролируемого использования человеком по разным назначениям.
К началу XX века резко возросло освоение степных экосистем. В настоящее время пахотные земли в степной зоне занимают более 70 % территории, остальные 30 % заняты под пастбищное скотоводство, постройку городов и промышленных предприятий. Естественных коренных экосистем фактически нет. Распаханность степей вызывает пыльные бури, которые, сдувая плодородный гумусовый слой, истощают почвы.
С хозяйственной деятельностью человека связаны изменения во всех без исключения биогеоценозах, и эти изменения в преобладающем большинстве ведут к ухудшению состояния природных сообществ в любых природных зонах на территории всей планеты.
В этих условиях сохранение живого покрова Земли стало насущной задачей человечества. В разных местах земного шара были созданы продные заповедники, научные заказники, национальные парки, памятники природы и другие охраняемые объекты и природные территории. В нашей стране в 90-х годах XX века насчитывалось 75 заповедников (1,25 % территории России), более 1,5 тыс. заказников (3 % территории), несколько тысяч памятников природы и 22 национальных парка.
Заказник по охране лотоса (Хабаровский край)
Однако созданием заповедников и других типов охраняемых территорий нельзя остановить деградацию природы. Интенсивность вредного воздействия человека на природу вышла за пределы возможностей биологического саморегулирования живых систем. Нарушения экологического равновесия в окружающей среде самым непосредственным образом вызывают ухудшение здоровья людей. Пути выхода из сложившегося кризисного состояния природы дает наука экология, которая исследует зависимость существования живых систем от изменяющихся условий окружающей среды, определяет реальные пути и способы рационального природопользования.
Экология как область знаний о взаимосвязях и зависимостях в природе показала конкретные пути выхода из сложившегося кризисного состояния.
Специфика систематизации
Как показывает практика, из приведенного выше перечня наиболее эффективным является первый подход. Все остальные выступают как дополнение к нему: они служат для обнаружения и гарантии учета аспектов, имеющих значение с разных точек зрения.
Основная проблема при идентификации экологических аспектов связана с систематизацией и анализом процессов, происходящих на предприятии. Как правило, документально фиксируются и описываются ключевые производственные операции, схемы взаимодействия организации с поставщиками. Эксперты рекомендуют проанализировать не только основные, но и дополнительные (побочные и вспомогательные) виды деятельности, риски при нештатных, аварийных ситуациях, в ходе обращения с товаров и пр. Для этого следует изучить:
- Документацию, отражающую процессы, происходящие на предприятии.
- Отчетность, разрешения, связанные с охраной окружающей среды.
- Документы о закупках материалов и сырья, о хранении и потреблении ресурсов предприятием.
- Договоры с подрядчиками, поставщиками.
- Сообщения и предложения заинтересованных лиц.
Кроме того, необходимо:
- Составить схему энергопотоков и материальный баланс. Они могут быть как укрупненными, так и упрощенными.
- Вести мониторинг процессов.
Собранная информация используется для составления схематических описаний процессов, протекающих на предприятии, а также внештатных ситуаций.
Экологический аспект — деятельность
Экологический аспект деятельности — элемент деятельности организации, ее продукции или услуг, связанный с взаимодействием с окружающей средой.
Процесс определения экологических аспектов деятельности организации, имеющих важные последствия для окружающей среды и считающихся в рамках системы управления окружающей средой первоочередными, должен учитывать стоимость и сроки выполнения анализа, обеспечивать наличие надежных данных. Возможно использование информации, применяемой для разработки нормативных требований или в других целях.
Планирование природоохранной деятельности осуществляется исходя из выделенных приоритетных экологических аспектов деятельности при формировании долгосрочных, средне — и краткосрочных Программ и планов природоохранной деятельности для ОАО ЛУКОЙЛ и дочерних Обществ.
Члены экспертной комиссии изучают материалы, представленные на государственную экологическую экспертизу; в случае поступления анализируют заключения общественной экологической экспертизы, аргументированные предложения ( по экологическим аспектам эксперти-руемой деятельности) органов местного самоуправления, общественных организаций ( объединений) и граждан; подготавливают индивидуальные экспертные заключения.
В соответствии с требованиями стандарта ГОСТ Р ИСО 14001 — 98 организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии процедуры идентификации требований законодательных актов и других требований и получения доступа к тем требованиям, которые применимы к экологическим аспектам деятельности организации, выпуску продукции или оказанию услуг. Для этого необходимо ведение реестра законодательных и других требований, что предполагает наличие процедуры регистрации данных требований.
Таким образом, проблема экологической безопасности локализации РАО в России приобрела в настоящее время особую актуальность и общемировую экологическую значимость, что обусловлено большими количествами накопленных и образующихся отходов, серьезным беспокойством населения и государства в связи с потенциальной радиационной опасностью хранилищ и могильников РАО для человека и окружающей среды, а также активным и все возрастающим влиянием общественности на все вопросы, связанные с экологическими аспектами деятельности предприятий атомной энергетики.
Практически не развит аудит экологической оценки результатов выполнения проектов. Этот вид аудита1 ( послепроектный анализ) экологических аспектов деятельности предприятия, проводимый, например, органами государственной власти, подразумевает систематический анализ эффективности системы ОВОС, в том числе анализ соответствия реального воздействия деятельности на окружающую среду предсказанному в ходе ЭО проекта. Он позволяет скорректировать ее и может внести существенный вклад в развитие и улучшение практики экологической экспертизы, обеспечивая обратную связь ЭО. В результате такого аудита могут быть обнаружены существенные недостатки в проведенной ОВОС, а также выработаны рекомендации по их устранению при проведении экспертизы будущих проектов. Кроме того, на основе новых данных могут быть пересмотрены представления о значимости воздействий, сформированные в процессе проведения ОВОС.
Учебник включает 13 глав по истории микробиологии, систематике, морфологии, культивированию и росту клеток, действию физико-химических факторов на микроорганизмы, метаболизму и его регуляции, биосинтезу и генетике. В нем рассмотрены методы, используемые при изучении экологических аспектов деятельности и практического применения микроорганизмов. Книгу завершает систематический обзор филогенетических и физиологических групп прокариот, удовлетворяющий современному уровню знаний в этой области.
В случае поступления они анализируют заключения ОЭЭ, аргументированные предложения органов местного самоуправления по экологическим аспектам планируемой деятельности, а также мнения общественных организаций, объединений и граждан; подготавливают индивидуальные экспертные заключения.
Для создания маркетинговой системы важно, чтобы экологический аудит рассматривался в качестве особого управленческого инструмента и составной части систем экоуправления. Итоги проверки могут быть весьма неожиданными: высокие штрафы или временное принудительное закрытие
Результаты экологического аудита могут служить источником маркетинговой информации об экологических аспектах деятельности компании, причем эта информация исключительно важна для принятия последующих управленческих решений.
Описание предмета: «Экономика природопользования»
Природопользование как наука рассматривает проблемы охраны окружающей среды, экологии и экономики
природопользования. Целью курса является изучение экономического механизма природопользования; основных
направлений комплексного и рационального использования ресурсов; решение проблем по охране окружающей среды; а
также приобретение практических навыков экономических расчетов по: оценке ущербов, эффективности средозащитных
затрат и эффективности инвестиций в природопользование.Главным направлением комплексного и рационального природопользования следует считать финансирование мер и
программ по нахождению новых месторождений, их выработке и решению проблем по охране окружающей среды, а также
использование выделенных денежных средств по целевому назначению.Основными принципами организации рационального природопользования являются: оценка и выбор мест экономически
выгодной концентрации природных ресурсов; осуществление комплексного использования ресурсов; охрана и
восстановление земельных, водных и лесных массивов после изъятия природных богатств.2. Задачи курса:
— раскрытие общих закономерностей взаимодействия общества и природы и отражение международного опыта в решении
эколого-экономических проблем;
— изучение экономического механизма природопользования, включающего систему экологического налогообложения и
платежей за использование ресурсов и загрязнение среды; источники финансирования мер по охране окружающей среды
и использованию ресурсов, а также порядок распределения денежных средств экологических фондов;
— изучение методики оценки эффективности капитальных вложений в природопользование и инвестиционных проблем;
определение ущерба от загрязнения окружающей среды;
— изучение эколого-экономических проблем рационального использования природно-сырьевых ресурсов и охраны
окружающей среды;
— анализ круга проблем, связанных с состоянием экологии регионов и отдельных видов природных ресурсов;
совершенствование методов их оценки, системы управления и правового регулирования природоохранной деятельности
на современном этапе;
— изучение проблем социальной сферы как фактора формирования экологической культуры; анализ экологических
проблем и здоровья человека.Основными направлениями рационального использования природных ресурсов являются:
— совершенствование системы управления природопользованием в стране (в регионах);
— ликвидация устаревших технологий, внедрение новых, модернизация производства;
— переработка отходов производства;
— комплексная утилизация первичных исходных материалов и отходов производства;
— внедрение разработанных программ по сбалансированному развитию и ликвидации противоречий между
топливно-энергетической отраслью и другими отраслями народного хозяйства по поводу использования земельных,
водных, лесных и трудовых ресурсов.http://www.econ.asu.ru/index.php?id_html=128&fr=5&id=17
досье |
|
Образование:Волгоградский Государственный Университет, мировая экономика. Современная Гуманитарная Академия, психология. Консультирую взрослых, психокоррекция: http://yagaya-baba.ru |
Методологические основы системы внутрифирменного обучения и повышения квалификации кадров Управление персоналом
Диплом 109 стр.
Методологические основы системы внутрифирменного обучения и повышения квалификации кадров Управление персоналом
Диплом 112 стр.
Организация маркетинговой деятельности Маркетинг
Диплом 99 стр.
Очная ставка Криминалистика
Диплом 104 стр.
Пожарная сигнализация нефтегазовых объектов Безопасность жизнедеятельности
Диплом 111 стр.
Упаковочные материалы (предмет): упаковочные материалы и тара для различных молочных продуктов Коммерческая деятельность
Курсовая работа 22 стр.
Формирование на предприятии эффективной системы внутрифирменного обучения и повышения квалификации кадров Управление персоналом
Диплом 51 стр.
досье | |
Образование: Испанская школа № 148 г. Ленинграда , серебряная медаль, Санкт-Петербургский Электротехнический Университет, красный диплом. Физик. |
Экологическая обстановка города Орла.
Факторы и механизмы формирования
Регионалистика
Курсовая работа 26 стр.
Экологические аспекты Сибирского региона
Экономическая география
Курсовая работа 28 стр.
Методы исследований
Экологические исследования
Экологические исследования проводятся исключительно в естественных условиях и тесно связываются с живыми организмами. Методы познания делят на лабораторные и полевые. Те, в свою очередь, также делятся на такие виды:
- Стационарные, то есть за объектом исследований не только наблюдают, но и замеряют, описывают и дают характеристики.
- Описательные, представляющие собой начальные исследования, знакомство с объектом изучения.
-
Лабораторные, когда все необходимые исследования проводятся опытным путем.
Экспериментальные – проведение химических исследований, опытов и экспериментов. В конце выставляется качественная оценка.