Гост 25607-2009. смеси щебеночно-гравийно-песчаныедля покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов. технические условия

Проверяемые параметры

Испытательная лаборатория оснащена современным высокоточным оборудованием, с помощью которого определяют следующие величины:

  1. Отбор проб
  2. Определение гранулометрического состава
  3. Определение содержания дробленых частиц в щебне
  4. Определение содержания зерен слабых пород в щебне
  5. Определение содержания глины в комках
  6. Определение содержания пылевидных и глинистых частиц
  7. Определение содержания зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы.
  8. Определение дробимости
  9. Определение морозостойкости
  10. Определение истиной плотности
  11. Определение средней плотности
  12. Определение пористости
  13. Определение насыпной плотности
  14. Определение пустотности
  15. Определение водопоглощения
  16. Определение влажности
  17. Определение истираемости

В отдельных случаях требуется провести дополнительные испытания, например, определение прочности — способности материала противостоять нагрузкам, возникающим в процессе эксплуатации. Контроль этой характеристики осуществляется на специальном прессе при постепенно возрастающей нагрузке. Итоговый параметр рассчитывается как среднее арифметическое полученных величин. Определение зернового состава устанавливается с помощью сит с различной величиной ячеек. Фракция – одна из характеристик, определяющих область использования материала. Зерна 0-5 мм применяются для отсыпки дорожек, 5-40 мм – для изготовления бетонов, в дорожном строительстве и при устройстве дренажных систем. Крупнофракционный материал востребован при сооружении подпорных стен, устройстве ограждений и отделке водоемов.

При определении морозостойкости проводится измерение массы после нескольких циклов замораживания-оттаивания. Морозостойкость равна количеству циклов, предшествующих критической потере массы, регламентируемой ГОСТом.

6 Транспортирование и хранение

6.1 Щебень и готовые смеси транспортируют в открытых железнодорожных вагонах и судах, а также в автомобилях согласно утвержденным в установленном порядке правилам перевозок грузов соответствующим видом транспорта, и хранят раздельно: щебень по фракциям, смеси — по номерам, предохраняя их от смешивания и загрязнения.

При перевозке железнодорожным транспортом должно быть обеспечено выполнение требований технических условий погрузки, перевозки и крепления грузов, действующих на этом виде транспорта.

При транспортировании готовых смесей на объект строительства промежуточные погрузочно-разгрузочные операции проводить не допускается.

6.2 При отгрузке и хранении щебня и готовых смесей в зимнее время должны быть приняты меры по предотвращению их смерзаемости (перелопачивание, обработка специальными растворами и т.п.).

Конец документа

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1

щебень из горных пород (щебень): Неорганический сыпучий каменный материал в виде зерен крупностью более 4 мм. получаемый дроблением и рассевом продуктов дробления горных пород, гравия и валунов, а также попутно добываемых пород или некондиционных отходов горных предприятий по переработке руд и неметаллических ископаемых других отраслей промышленности.

(ГОСТ 32703—2014, пункт 3.1]

3.2

гравий из горных пород (гравий): Неорганический сыпучий природный каменный материал, состоящий из окатанных зерен крупностью более 4 мм.

[ГОСТ 32703—2014, пункт 3.2)

3.3

дробленый песок: Неорганический сыпучий материал с крупностью зерен до 4 мм. полученный из отсева дробления горных пород при производстве щебня и отходов металлургической и других видов промышленности, а также при дроблении горных пород и гравия с использованием специального дробильно-размольного оборудования.

(ГОСТ 32730—2014, пункт 3.1]

3.4

природный песок: Неорганический сыпучий материал с крупностью зерен до 4 мм, образовавшийся в результате естественного разрушения горных пород и получаемый при разработке песчаных и песчано-гравийных месторождений.

(ГОСТ 32824—2014, пункт 3.1]

  • 3.5 партия: Количество готовой смеси, произведенное в течение суток и/или отгружаемое одному потребителю в течение суток, но не более 3000 мэ.

  • 3.6 готовая щебеночно-гравийно-песчаная смесь: Искусственно приготовленная смесь из щебня и песка (щебеночно-песчаная смесь), гравия и песка (гравийно-песчаная смесь) или щебня, гравия и леска (щебеночно-гравийно-песчаная смесь).

Свойства

Первым, важнейшим свойством ПГС является процентное соотношение гравия и песка. И если с природной смесью в данном случае все ясно, то с обогащенной все не так просто.

Выделяют пять категорий обогащенной ПГС по содержанию гравия:

  • 15–25 %
  • 25–35 %
  • 35–50 %
  • 50–65 %
  • 65–75 %

Каждая из перечисленных категорий нашла свое применение в строительстве.

Морозостойкость

С морозостойкостью у ПГС все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Этот показатель определяет количество циклов заморозки-разморозки, после которых масса гравия все еще будет сохраняться в пределах заданных значений. При этом потери массы не должны составлять более 5–10 %.

Содержание посторонних частиц

В частности, в ПГС могут встречаться пылевидные и глинистые частицы. Для разных категорий гравия (М400, М600, М800, М1000) существуют свои показатели содержания примесей. В среднем, общее количество примесей не должно быть больше 1–3 %.

5 Технические требования

Готовые смеси должны соответствовать требованиям настоящего стандарта и изготовляться по технологическому регламенту, утвержденному предприятием изготовителем.

5.1 Определение гранулометрического состава готовых смесей осуществляется на ситах с квадратными ячейками*.

Готовые смеси в зависимости от гранулометрического состава делятся на категории и марки.

5.1.1 Категория готовой смеси определяется при ее рассеве в зависимости от проходов через контрольные сита с размерами ячеек D. 1. 4D и 2D (где D — это размер ячеек сита, соответствующий наибольшему размеру зерен в смеси).

Требования к проходам на контрольных ситах для каждой категории приведены в таблице 1. Если размер ячеек контрольного сита не совпадает с размером ячеек используемых сит*, то вместо кон* трольного сита используют ближайшее по размеру ячеек сито.

Таблица 1

Проходы через сито. % масс., с размером ячеек

Категория по гранулометрическому с&сгаву

2D

1.40

D

Не нормируют

100

90—100

К90

Не нормируют

100

85—100

К65

100

90—100*

80—100

К80

100

65—100*

75—100

К75

* Если наибольший размер зерен а смеси О составляет 63 мм и более, то требования на сите 1.4D не нормируют.

5.1.2 Марку готовой смеси определяют при ее рассеве в зависимости от проходов через контрольные сита А. В. С. Е, F. G.

Проходы на контрольных ситах А. В. С. Е, F. G должны соответствовать требованиям, приведенным в таблице 2.

Таблица 2

Проход через сию. % масс., на контрольных ситах

Марка по гранулометрическому составу

А

В

С

Е

F

G

63—77

43—57

30—42

22—33

15—30

5—15

М1

63—77

43—60

30—52

23—40

14—35

10—30

М2

61—79

41—64

31—49

22—36

13—30

10—20

М3

58—70

39—51

26—38

17—28

11—21

5—15

М4

54—72

33—52

21—38

14—27

9—20

Не нормируют

М5

Размеры ячеек контрольных сит А. В. С. Е. F. G принимают в зависимости от типа готовой смеси в соответствии с таблицей 3.

Таблица 3

Обозначение типа смеси

Сито А

Сито В

Сито С

Сито Е

Сито F

ChtoG

0/8

4

2

1

0.5

0/11.2

5.6

4

2

1

0.5

0/16

8

4

2

1

0.5

0/22.4

11.2

5.6

2

1

0.5

0/31.5

16

8

4

2

1

0.5

0/45

22.4

11.2

5.6

2

1

0.5

0/63

31.5

16

8

4

2

1

0/90

45

22.4

11.2

5.6

2

1

Рекомендации по применению готовых щебеночно-гравийно-песчаных смесей в конструктивных слоях автомобильных дорог приведены в приложении А.

5.2 В зависимости от содержания частиц размером менее 0.063 мм (пылевидных и глинистых) готовые смеси подразделяют на шесть марок в соответствии с требованиями, приведенными в таблице 4.

Таблица 4

Марка по содержанию пылевидных и глинистых частиц

Содержание частиц размером менее 0.083 мм. % масс.

Пэ

$3

П5

£5

Пу

S7

Пв

S9

П12

$ 12

П.5

$ 15

  • 5.3 Содержание в готовых смесях глины в комках должно быть не более 2 % масс.

  • 5.4 Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой форм в щебне и в гравии не должно превышать 40 %.

Примечание — Допускается по согласованию изготовителя с потребителем содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой форы в щебне и гравии свыше 40 %. но не более 50 %.

  • 5.5 Группа по содержанию дробленых зерен в щебне из гравия должна быть не ниже пятой в соответствии с требованиями ГОСТ 32703.

  • 5.6 Водостойкость щебня и гравия, входящих в состав готовых смесей, должна соответствовать требованиям таблицы 5.

Таблица 5

Марка по водостойкости

Потеря массы при испытании. %

До 1

В2

Св. 1 ДО 3

Водостойкость щебня из изверженных и метаморфических пород и щебня из гравия марки М600 и выше, а также щебня из осадочных пород марки М800 и выше не определяют и относят к марке В,.

  • 5.7 Щебень и гравий, входящие в состав готовых смесей, по дробимости. морозостойкости и устойчивости структуры против распадов должны соответствовать требованиям ГОСТ 32703.

  • 5.8 Допускается применение в готовых смесях щебня из двух и более разновидностей горных пород.

  • 5.9 Область применения готовых смесей определяют в зависимости от значений суммарной удельной эффективной активности естественных радионуклидов в соответствии с таблицей 6.

Таблица б

Суммарная удельная эффективная активность естественных радионуклидов Вк’кг

Область применения смесей

До 740

Для дорожного строительства в пределах территории населенных пунктов и зон перспективной застройки

До 1500

В дорожном строительстве вне населенных пунктов

Примечание — В соответствии с национальным! нормами. действующими на территории государства, значения удельной эффективной активности естественных радионуклидов могут быть изменены 8 пределах норм, указанных выше.

Советы и рекомендации

Приобретая песчано-гравийный сыпучий строительный материал, необходимо потребовать у продавца сертификаты качества продукции и внимательно изучить следующие параметры и свойства:

  • диаметр всех элементов состава;
  • пропорции всех компонентов;
  • количественный уровень глины, ила и других загрязняющих элементов;
  • показатели плотности;
  • свойства песчаных элементов и осадочного щебня.

Для качественного выполнения работ необходимо приобретать неорганические горные породы, соответствующие всем стандартам качества.

Строительные компании, занимающиеся добычей и продажей ПГС, обязаны иметь документы для каждой партии материала с указанием следующих данных:

  • название организации и ее юридическое местонахождение;
  • регистрационные сведения;
  • серия партии и объем строительного материала;
  • тип ПГС;
  • состав и свойства ПГС;
  • пропорции всех компонентов;
  • максимальный диаметр гравия;
  • процент глинистых элементов;
  • тип по дробности;
  • тип по устойчивости к низким температурам;
  • номер стандарта качества.

Для самостоятельного изготовления бетонного раствора с добавлением осадочных природных ископаемых опытные строители советуют подготовить набор инвентаря и строительных компонентов:

  • цементную смесь запланированного типа и в требуемом количестве;
  • ПГС;
  • вода;
  • строительную тару;
  • лопата (миксер).

Для получения высококачественного бетонного раствора надо соблюдать процентное содержание всех компонентов.

Бетон с обогащенной ПГС имеет следующие пропорции:

  • горная смесь – 8 частей;
  • цемент – 1 часть.

Объем воды зависит от процента влажности всех компонентов. Размер гравия не должен превышать 8 мм.

Перед началом самостоятельного изготовления раствора с применением ПГС необходимо учитывать конечный тип бетонного смеси, применяемую марку цементной смеси, количество песка и гравия.

ГОСТ 25607-94 Смеси щебеночно-гравийно-песчаные для покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия

  • 91. Стройматериалы и строительство
  • 91.100. Строительные материалы
  • 91.100.15 Минеральные материалы и изделия *включая землю, песок, глину, шифер, камень и т. Д.
Статус документа:
заменен, введён в действие 01.01.1995
Название на английском языке:
Crushed stone-gravel-sandy mixtures for road and airfield surfacings and bases. Specifications
Дата актуализации информации по стандарту:
14.09.2019, в 18:04 (менее года назад)
Вид стандарта:
Стандарты на продукцию (услуги)
Дата начала действия ГОСТа:
1995-01-01
Срок действия ограничен:
01.01.2011
Дата последнего издания документа:
2007-04-01

Коды документа ГОСТ 25607-94:

Код ОКП:
571130
Код КГС:
Ж18
Код ОКСТУ:
5711
Число страниц:
12
Назначение ГОСТ 25607-94:
Настоящий стандарт распространяется на готовые щебеночно-песчаные, гравийно-песчаные и щебеночно-гравийно-песчаные смеси, применяемые для устройства покрытий, оснований и дополнительных слоев оснований автомобильных дорог и оснований аэродромов и укрепления обочин автомобильных дорог, а также на щебень, применяемый для устройства покрытий и оснований по способу заклинки.
Стандарт не распространяется на заполнители для тяжелого и мелкозернистого бетона, на заполнители для асфальтовых смесей, на готовые смеси для оснований и покрытий, обработанные неорганическими и органическими вяжущими материалами
ГРНТИ индекс(ы):
670929
Документ разработан орг-ей:
Госстрой России
Документ принят орг-ей:
Межгосударственная научно-техническая комиссия по стандартизации техническому нормированию и сертификации в строительстве (МНТКС)
Ключевые слова документа:
автомобильные дороги, аэродромы, готовые смеси, гравий, дополнительные слои, основания, покрытия, щебень

Нормативные ссылки из текста ГОСТ 25607-94:

Ссылки на ГОСТы:
ГОСТ 3344-83 ГОСТ 5180-84 ГОСТ 6613-86 ГОСТ 8267-93 ГОСТ 8269.0-97 ГОСТ 8735-88 ГОСТ 22733-2002 ГОСТ 24104-2001 ГОСТ 25584-90 ГОСТ 26633-91 ГОСТ 28622-90 ГОСТ 29329-92 ГОСТ 30108-94
Ссылки на прочие:
ТУ 16-681032-84

Виды материала

Щебёночно-песчаная смесь, являясь продуктом дробления, имеет разные по размеру зёрна, что и обуславливает её фракцию. От этого параметра зависит область применения материала.

ЩПС С1 – смесь, имеющая размер зерна 40 мм. На самом деле, продукт может включать фракции от 5 до 10 мм, которые занимают большую часть объёма, самые крупные присутствуют в количестве 10% от общего числа, в составе также допускается наличие 10% пылевидных микрочастиц. Главной сферой применения смеси С1 считается обустройство дорожных покрытий, в частности, когда требуется получить идеально ровную, гладкую поверхность. С помощью материала можно возводить даже не асфальтированные дороги. В основном это посадочные полосы аэродромов.

  • ЩПС С4 включает просеянный карьерный песок и гранулы щебня фракцией 80 мм. Смесь применяется для жилого строительства, так как радиационные показатели изделия не превышают 300 Бк/кг. Это качественный материал, удобный для хранения и перевозки, работать с ним можно в любых климатических условиях. Применяется для создания автомобильных дорожных покрытий, балластной призмы железнодорожных и трамвайных путей, укрепления дорожных обочин.
  • Смесь С5 обладает фракцией от 40 до 80 мм. Это высококачественное насыпное изделие, пользующееся повышенным спросом, основной объём которого составляют частицы размером 40-60 мм при количестве пылевидных добавок не более 4%. Сфера использования изделия аналогична применению С4, также его задействуют при возведении жилых и производственных построек, дорожных покрытий, для бетонных работ, в качестве укрепительных слоёв обочин.
  • Изделия С7 и С8 в основном служат при закладке нижнего слоя автомобильных дорог и отличаются мелкой фракцией – 10 и 5 мм. Укрепление цементом материала С7 делает смесь более устойчивой к низким температурам и исключает появление трещин на покрытии во время эксплуатации.
  • Смесь С9 имеет размер гранул 80 мм, помимо дорожных покрытий, используется для строительства стоянок, площадей, тротуаров и просёлочных дорог.
  • На начальных этапах постройки дорог допускается использование С10 с частицами 20 мм, в составе её присутствуют до 30% карьерного песка и 20% глины и пыли.

В следующем видеоролике можно узнать, как получают ЩПС С5 и каковы ее главные преимущества.

Классификация щебеночно-гравийно-песчаных смесей по зерновому составу

Области применения ЩПС во многом зависят от зернового состава. В соответствии с этим параметром их разделяют на несколько групп.

Материалы для покрытий:

  • С1. Самая крупная фракция, которая присутствует в этой смеси, – 40 мм. Ее количество не превышает 10 %. Основная область применения – устройство покрытий, которые должны иметь идеально гладкую поверхность, например посадочных полос аэродромов.
  • С2. Максимальный размер зерен – 20 мм. В состав входит щебень с высокой морозостойкостью. Материал используется для создания дорожных покрытий I-III категории, устройства посадочных полос, при благоустройстве ландшафта на частных территориях. Покрытие, полученное с использованием ЩПС С2, отличается устойчивостью к воздействию воды, механических нагрузок, температурных перепадов.

Смеси для оснований (непрерывная гранулометрия):

  • С3. Максимальный размер зерна – 120 мм. Основная цель применения этого материала – создание дополнительных слоев основания дороги. Применение ЩПС С3 позволяет сэкономить бетон и асфальтобетон.
  • С4. Наибольший размер зерна – 80 мм. Содержание крупной фракции не должно превышать 10 %. Материал, содержащий щебень с радиационным показателем не более 300 Бк/кг, может использоваться в жилом строительстве. Также он востребован при устройстве автодорог, укрепления обочин, создание балластной призмы трамвайных и ЖД путей.
  • С5. Максимальный размер зерна – 40 мм. Смесь применяется при строительстве зданий жилого и производственного назначения, устройстве автодорог, для укрепления обочин.
  • С6. Наибольшая фракция – 20 мм. Используется практически во всех областях жилого, промышленного, дорожного строительства.
  • С7 и С8. Эти мелкофракционные материалы применяются для создания нижнего слоя автодорог.

Материалы для основания (прерывистая гранулометрия):

  • С9. Крупнофракционная смесь содержит крупные гранулы до 80 мм. Применяется при строительстве автодорог, автостоянок, площадей, укреплении обочин.
  • С10. Максимальный размер зерен – 40 мм. Этот сыпучий материал востребован на начальном этапе строительства автодорог.
  • С11. Наибольшая фракция – 20 мм. Основная область применения – дорожное строительство.

Общие характеристики

В целом стройматериал представляет собой образующиеся при добыче и переработке отходы горных пород гранита и известняка, которые содержат обломки щебня и карьерный песок.

При дроблении на сортировочной фабрике смесь проходит просеивание, измельчение до ходовых фракций, очистку от мелкого мусора, в итоге получаются разные виды стройматериала исходя из размера зёрен щебня.

В случае наличия в составе 4 и более процентов глины и пыли изделие не может соответствовать стандартам ГОСТа 25607-94. Помимо этого, требуется, чтобы радиоактивный фон находился в пределах 300 Бк/кг, что считается безопасным и позволяет применять смесь в строительстве жилых зданий.

Основные характеристики, которые нужно знать при укладке и транспортировке:

  • объёмный вес;
  • насыпная плотность.

Получается, что важен не только зерновой состав, но и плотность, то есть коэффициент уплотнения щебня, характеризующий изменение его объёма при трамбовке, а также усадке и перевозке. Один из самых востребованных размеров фракции – 20-40 мм, это смесь С6 с объёмным весом 1.35 т/м3. При более крупной фракции трамбовка менее эффективна.

Это интересно: Все секреты изготовления вагонки — разбираем все нюансы

Технические характеристики

При приобретении песчано-гравийной смеси необходимо обращать внимание на такие технические показатели:

  • зерновой состав;
  • объем содержания в смеси песка и гравия;
  • размер зерен;
  • содержание примесей;
  • плотность;
  • характеристики песка и гравия.

Технические характеристики песчано-гравийных смесей должны соответствовать принятым государственным стандартам.

Общие сведения о песчано-гравийных смесях можно узнать из ГОСТ 23735-79, но также существуют и другие нормативные документы, регламентирующие технические характеристики песка и гравия, например, ГОСТ 8736-93 и ГОСТ 8267-93.

Минимальный размер фракций песка в ПГС составляет 0,16 мм, а гравия – 5 мм. Максимальное значение для песка согласно стандартам составляет 5 мм, а для гравия это значение равняется 70 мм.

Также существует возможность заказать смесь с размером гравия 150 мм, но не более этого значения.

Содержание зерен гравия в природной песчано-гравийной смеси примерно составляет 10-20% – это среднее значение. Максимальное количество достигает 90%, а минимальное – 10%.

  Размеры дверных проемов

Количество содержания различных примесей (частичек ила, водорослей и других элементов) в природной ПГС должно составлять не более 5%, а в обогащенной – не более 3%.

В обогащенной ПГС количество содержания гравия в среднем составляет 65%, содержание глины минимально – 0,5%.

По проценту содержания гравия в обогащенной ПГС материалы классифицируются на такие виды:

  • 15-25%;
  • 35-50%;
  • 50-65%;
  • 65-75%.

Важными характеристиками материала также являются показатели прочности и морозоустойчивости. В среднем ПГС должна выдерживать 300-400 циклов заморозки-разморозки. Также песчано-гравийный состав не может потерять от своей массы более 10%. На прочность материала влияет количество слабых элементов в составе.

Гравий подразделяется на категории по прочности:

  • М400;
  • М600;
  • М800;
  • М1000.

Гравий категории М400 отличается слабой прочностью, а М1000 – высокой прочностью. Средний уровень прочности присутствует у гравия категорий М600 и М800. Также количество слабых элементов в гравии категории М1000 должно содержаться не более 5%, а во всех остальных – не более 10%.

Плотность ПГС определяется для того, чтобы выяснить, какой компонент в составе содержится в большем количестве, и определиться со сферой использования материала. В среднем удельный вес 1 м3 должен составлять приблизительно 1,65 тонны.

Имеет большое значение не только размер песка, но и его минералогический состав, а также модуль крупности.

Средний коэффициент уплотнения ПГС составляет 1,2. Этот параметр может меняться в зависимости от количества содержания гравия и метода утрамбовки материала.

Не последнюю роль играет коэффициент Аэфф. Он расшифровывается как коэффициент суммарной удельной эффективности активности естественных радионуклидов и имеется у обогащенной ПГС. Этот коэффициент означает норму радиоактивности.

Песчано-гравийные смеси подразделяются на три класса безопасности:

  • менее, чем 370 Бк/кг;
  • от 371 Бк/кг до 740 Бк/кг;
  • от 741 Бк/кг до 1500 Бк/кг.

От класса безопасности также зависит, к какой сфере применения подходит та или иная ПГС:

  1. Первый класс применяется для небольших строительных действий, например, изготовления изделий или ремонта здания.
  2. Второй класс применяется при строительстве автомобильных покрытий в городах и селах, а также для строительства домов.
  3. Третий класс безопасности участвует в строительстве различных площадок с высокой нагрузкой (к ним относятся спортивные и детские площадки) и больших автомагистралей.

Обогащенная песчано-гравийная смесь практически не подвержена деформации.

Предисловие

  • 1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью «Центр метрологии, испытаний и стандартизации» (ООО «ЦМИиС»)

  • 2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 418 «Дорожное хозяйство»

  • 3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства ло техническому регулированию и метрологии от 16 мая 2019 г. № 16-пнст

Правила применения настоящего стандарта и проведения его мониторинга установлены в ГОСТ Р 1.16—2011 (разделы 5 и 6).

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии собирает сведения о практическом применении настоящего стандарта. Данные сведения, а также замечания и предложения по содержанию стандарта можно направить не позднее чем за 4 мес до истечения срока его действия разработчику настоящего стандарта по адресу: tk418@bk.ru в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии ло адресу: 109074 Москва. Китайгородский проезд, д. 7. стр. 1.

В случае отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты» и также будет размещена на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.fu)

Стзндартинформ. оформление. 2019

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и рас* пространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническо* му регулированию и метрологии

6 Транспортирование и хранение

6.1 Щебень и готовые смеси транспортируют в открытых железнодорожных вагонах и судах, а также в автомобилях согласно утвержденным в установленном порядке правилам перевозок грузов соответствующим видом транспорта и хранят раздельно (щебень — по фракциям, смеси — по номерам), предохраняя их от смешивания и загрязнения.

При перевозке железнодорожным транспортом должно быть обеспечено выполнение требований технических условий погрузки, перевозки и крепления грузов, действующих на этом виде транспорта.

При транспортировании готовых смесей на объект строительства промежуточные погрузочно-разгрузочные операции проводить не допускается.

6.2 При отгрузке и хранении щебня и готовых смесей в зимнее время должны быть приняты меры по предотвращению их смерзаемости (перелопачивание, обработка специальными растворами и т.п.).

Ключевые слова: щебень, гравий, готовые смеси, основания, дополнительные слои, покрытия, автомобильные дороги, аэродромы

Основные характеристики ЩПС

При выборе ЩПС, помимо зернового состава, учитывают следующие характеристики:

  • Морозостойкость. Показывает, сколько циклов замораживания/оттаивания может выдержать материал. Морозостойкость обозначается буквой F.
  • Марка прочности щебня, присутствующего в ЩПС. Слабой прочности – до М600, средней прочности – до М800, прочный – до М1200, высокопрочный – до М1400.
  • Коэффициент фильтрации ЩПС. Характеризует глубину, на которую влага за сутки проникает в материал.
  • Содержание глинистых и пылевидных частиц. Смеси, используемые для строительства оснований, могут содержать не более 20 % таких частиц, для покрытий – не более 10 %.
  • Насыпная плотность ЩПС (насыпной объемный вес). Средний показатель насыпной плотности для ЩПС составляет 1,7 т/м3. В зависимости от вида щебня и гранулометрического состава смеси, эта характеристика изменяется в большую или меньшую сторону от среднего показателя. Ее определяют лабораторным путем и указывают в паспорте на партию материала. При транспортировке сыпучий продукт уплотняется. Коэффициент уплотнения ЩПС находится в пределах 1,1-1,5.

Преимущества использования щебеночно-песчаных смесей

Щебеночно-песчаные смеси популярны в строительстве, благодаря комплексу ценных характеристик, среди которых:

  • Низкая себестоимость, поскольку ЩПС являются побочным продуктом добычи щебня.
  • Простота транспортировки – можно перевозить в любом грузовом транспорте.
  • Бесконечный срок хранения и неприхотливость к условиям хранения.

Для повышения степени уплотнения и недопущения слишком высокого увлажнения ЩПС обрабатывают жидкими стабилизаторами – растворимыми эмульсиями на базе сульфированного масла, органическими материалами, содержащими протеин или серную и буферную кислоты. Стабилизаторы снижают набухание, усадку, пылеобразование, толщину конструктивных слоев. Они повышают плотность материала, несущую способность, водонепроницаемость.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector