Гост 31015-2002 смеси асфальтобетонные и асфальтобетон щебеночно-мастичные. технические условия (с поправкой)

Характеристики в соответствии с государственными стандартами

Горячие смеси должны быть устойчивы к расслаиванию, в том числе при хранении и транспортировке. Подобная устойчивость к отслоению обеспечивается стабилизирующими добавками, а оценку этого качества нужно осуществлять по ГОСТ 31015.

Показатель стекания не должен превышать 0,3 % по массе. Когда осуществляется подбор состава смеси, рекомендуется, чтобы показатель стекания вяжущего был равен пределу от 0,1 до 0,2 % по массе. Что касается цвета асфальта, то смесь должна иметь однородный блестящий черный цвет, ей должна быть свойственна однородность, которая оценивается по ГОСТ 12801. Вариация показателя не должно быть больше 0,18 % при температуре в 50 ˚С.

Технология асфальтирования с применением щебеночно-мастичных смесей

Эксплуатационные характеристики и долговечность дорожного покрытия из ЩМА в значительной степени зависят от соблюдения правил и требований по транспортировке щебеночно-мастичного асфальта к объекту проведения работ, его укладке и качеству уплотнения.

  1. Транспортировка ЩМА на объект. Доставка горячей щебеночно-мастичной асфальтобетонной смеси на объект должна проводиться самосвалами (по возможности, оборудованными системой подогрева кузова) с защитным водонепроницаемым тентом, препятствующим быстрому остыванию смеси и попаданию влаги.
  2. Подготовка нижележащего слоя. Перед укладкой щебеночно-мастичного асфальта, поверхность нижележащего слоя очищают от пыли и грязи, после чего обрабатывают жидким битумом или битумной эмульсией (с помощью гудронатора). Если нижний слой асфальтированного покрытия имеет существенные дефекты, то перед укладкой ЩМА выполняется его фрезерование и укладывается выравнивающий слой асфальтобетонной смеси методом сплошного асфальтирования. При незначительных повреждениях проводится ямочный ремонт.
  3. Укладка ЩМА. Работы по асфальтированию с применением щебеночно-мастичной асфальтобетонной смеси необходимо проводить в сухую погоду, при температуре воздуха не ниже 5 °С весной, и не ниже 10 °С — осенью. Толщина слоя и расход ЩМА при устройстве верхних слоев дорожных покрытий следующие:

    • ЩМА-20 — толщина — 4–6 см, расход смеси — 100–150 кг/м2
    • ЩМА-15 — толщина —3–5 см, расход смеси — 75–125 кг/м2
    • ЩМА-10 — толщина — 2–4 см, расход смеси — 50–100 кг/м2

    Асфальтировать рекомендуется с помощью гусеничных асфальтоукладчиков оборудованных автоматической системой обеспечения ровности и поперечного уклона. Укладку щебеночно-мастичного асфальта желательно проводить на всю ширину проезжей части. Для получения максимально ровного покрытия, следует обеспечить непрерывность укладки ЩМА (с помощью мобильных перегружателей). Скорость укладки щебеночно-мастичной смеси должна быть не менее 2–3 метров в минуту.

  4. Уплотнение ЩМА. На начальном этапе уплотнение щебеночно-мастичной смеси производится тяжелыми статическими гладковальцовыми катками с линейной нагрузкой от 22 до 30 кг/см2. Не рекомендуется применять вибрационные катки из-за высокой чувствительности щебеночно-мастичного асфальта к переуплотнению. Процедура уплотнения должна проводиться при как можно более высокой температуре смеси. Легкие и средние асфальтовые катки на начальном этапе уплотнения не применяются. Из-за высокой вероятности налипания смеси, исключается применение пневмоколесных катков.

Возможные дефекты связанные с нарушением технологии укладки ЩМА

Несоблюдение и нарушение правил транспортировки, укладки и уплотнения щебеночно-мастичной смеси, может приводить к появлению следующих дефектов:

  • Выступание битумного вяжущего на поверхности асфальтированного покрытия. Возникает в результате превышения нормы розлива битумной эмульсии или жидкого битума при подгрунтовке нижележащего слоя.
  • Появление мелких дугообразных трещин. Происходит вследствие низкой температуры смеси при ее уплотнении.
  • Появление широких трещин. Возникает из-за недостаточного прогрева выглаживающей плиты укладчика.
  • Недостаточная сдвигоустойчивость асфальтобетона. Возникает при использовании геосетки с неправильно подобранным размером ячеек.

Рекомендации по проектированию щебеночно-мастичного асфальтобетона

Б.1 Щебеночно-мастичный асфальтобетон ЩМА-10

Таблица Б.1 — Потребность в материалах для приготовления смеси

Материал

Потребность в материале, % по массе

Щебень фракций, мм:

5-10

60-70

10-15

15-20

Песок из отсевов дробления

10-30

Минеральный порошок

10-20

Битум или ПБВ

6,5-7,5

Стабилизирующая добавка

0,2-0,5

Таблица Б.2 — Применяемые битумные вяжущие

Дорожно-климатическая зона

I

II-III

IV-V

Глубина проникания иглы, 0,1 мм, при температуре 25 °С

90-200

60-130

40-90

Примечание — Более вязкие битумы и ПБВ рекомендуется применять на дорогах с более высокой интенсивностью движения.

Таблица Б.3 — Зерновой состав минеральной части ЩМА-10

Содержание минеральных зерен, %, мельче данного размера, мм

20

15

10

5

2,5

1,25

0,63

0,315

0,16

0,071

100

100

90-100

30-40

19-29

16-26

13-22

11-20

10-17

10-15

Рисунок Б.1 — Зерновой состав минеральной части ЩМА-10

Таблица Б.4 — Устройство верхних слоев дорожных покрытий из ЩМА-10

Рекомендуемая толщина слоя, см

Расход смеси, кг/м2

2,0-4,0

50-100

Б.2 Щебеночно-мастичный асфальтобетон ЩМА-15

Таблица Б.5 — Потребность в материалах для приготовления смеси

Материал

Потребность о материале, % по массе

Щебень фракций, мм:

5-10

15-25

10-15

40-60

15-20

Песок из отсевов дробления

5-20

Минеральный порошок

10-20

Битум или ПБВ

6,0-7,0

Стабилизирующая добавка

0,2-0,5

Таблица Б.6 — Применяемые битумные вяжущие

Дорожно-климатическая зона

I

II-III

IV-V

Глубина проникания иглы, 0,1 мм, при температуре 25 °С

90-200

60-130

40-90

Примечание — Более вязкие битумы и ПБВ рекомендуется применять на дорогах с более высокой интенсивностью движения.

Таблица Б.7 — Зерновой состав минеральной части ЩМА-15

Содержание минеральных зерен, %, мельче данного размера, мм

20

15

10

5

2,5

1,25

0,63

0,315

0,16

0,071

100

90-100

40-60

25-35

18-28

15-25

12-22

10-20

9-16

9-14

Рисунок Б.2 — Зерновой состав минеральной части ЩМА-15

Таблица Б.8 — Устройство верхних слоев дорожных покрытий из ЩМА-15

Рекомендуемая толщина слоя, см

Расход смеси, кг/м2

3,0-5,0

75-125

Б.3 Щебеночно-мастичный асфальтобетон ЩМА-20

Таблица Б.9 — Потребность в материалах для приготовления смеси

Материал

Потребность в материале, % по массе

Щебень фракций, мм:

5-10

10-15

10-15

20-30

15-20

30-50

Песок из отсевов дробления

5-15

Минеральный порошок

10-20

Битум или ПБВ

5,5-6,0

Стабилизирующая добавка

0,2-0,5

Таблица Б.10 — Применяемые битумные вяжущие

Дорожно-климатическая зона

I

II-III

IV-V

Глубина проникания иглы, 0,1 мм, при температуре 25 °С

90-200

60-130

40-90

Примечание — Более вязкие битумы и ПБВ рекомендуется применять на дорогах с более высокой интенсивностью движения.

Таблица Б.11 — Зерновой состав минеральной части ЩМА-20

Содержание минеральных зерен, %, мельче данного размера, мм

20

15

10

5

2,5

1,25

0,63

0,315

0,16

0,071

90-100

50-70

25-42

20-30

15-25

13-24

11-21

9-19

8-15

8-13

Рисунок Б.3 — Зерновой состав минеральной части ЩМА-20

Таблица Б.12 — Устройство верхних слоев дорожных покрытий из ЩМА-20

Рекомендуемая толщина слоя, см

Расход смеси, кг/м2

4,0-6,0

100-150

6 Правила приемки

6.1 Смеси должны быть приняты техническим контролем предприятия-изготовителя.

6.2 Приемку смесей производят партиями. При приемке партией считают количество смеси одного вида и состава, выпускаемое предприятием на одной смесительной установке в течение смены, но не более 1200 т.

При отгрузке партией считают количество смеси, отгружаемое одному потребителю в течение смены.

6.3 Для проверки соответствия качества смеси требованиям настоящего стандарта проводят приемосдаточные и периодические испытания.

6.4. Для проведения приемосдаточных испытаний отбирают в соответствии с ГОСТ 12801 две пробы от партии, при этом отбор проб осуществляют из расчета получения одной объединенной пробы не более чем от 600 т смеси, и определяют температуру смеси, содержание вяжущего и зерновой состав минеральной части.

Если сменный выпуск смеси не превышает 600 т, то для отобранной пробы дополнительно определяют устойчивость к расслаиванию по показателю стекания вяжущего, водонасыщение и предел прочности при сжатии при температуре 50 °С.

Если сменный выпуск смеси превышает 600 т, то для первой и второй, а затем для каждой второй пробы определяют устойчивость к расслаиванию по показателю стекания вяжущего, водонасыщение и предел прочности при сжатии при температуре 50 °С.

6.5 Периодический контроль качества смеси осуществляют не реже одного раза в месяц и при каждом изменении материалов, используемых для приготовления смеси.

6.6 При периодическом контроле качества и подборе состава смеси определяют пористость минеральной части, остаточную пористость, предел прочности при сжатии при 20 °С, водостойкость при длительном водонасыщении, коэффициент внутреннего трения и сцепление при сдвиге при температуре 50 °С, предел прочности на растяжение при расколе при температуре 0 °С, сцепление битума с минеральной частью смеси. При периодическом контроле также рассчитывают показатель однородности смеси.

Удельную эффективную активность естественных радионуклидов принимают по максимальной величине удельной эффективной активности естественных радионуклидов в применяемых минеральных материалах. Эти данные указывает в документе о качестве предприятие-поставщик.

В случае отсутствия данных о содержании естественных радионуклидов предприятие-изготовитель смеси силами специализированной лаборатории осуществляет входной контроль материалов в соответствии с ГОСТ 30108.

6.7 На каждую партию отгружаемой смеси потребителю выдают документ о качестве, в котором указывают результаты приемосдаточных и периодических испытаний, в том числе:

— наименование предприятия-изготовителя и его адрес;

— номер и дату выдачи документа;

— наименование и адрес потребителя;

— номер заказа (партии) и количество (массу) смеси;

— вид смеси;

— температуру смеси;

— показатель устойчивости к расслаиванию;

— сцепление битума с минеральной частью смеси;

— водонасыщение;

— пределы прочности при сжатии при температуре 50 °С и 20 °С;

— пористость минеральной части;

— остаточную пористость;

— водостойкость при длительном водонасыщении;

— показатели сдвигоустойчивости;

— показатель трещиностойкости;

— однородность смеси;

— удельную эффективную активность естественных радионуклидов;

— обозначение настоящего стандарта.

6.8 Потребитель имеет право проводить контрольную проверку соответствия поставляемой смеси требованиям настоящего стандарта, соблюдая методы отбора проб, приготовления образцов и испытаний, предусмотренные настоящим стандартом. Отбор проб потребителем осуществляется из кузовов автомобилей-самосвалов, из бункера или шнековой камеры асфальтоукладчика в объеме, предусмотренном ГОСТ 12801.

Производственный комплекс

Мы знаем, что важнейшими факторами успешного строительства автодорог является качество асфальтобенной продукции и организация быстрой доставки, поэтому и делаем акцент на этом. Все асфальтобетонные смеси обладают высокими показателями качества: изностойкости и прочности, а за счет собственного производства мы предоставляем гибкие цены и удобные для Вас варианты поставки. Это является основой в построении долгосрочных отношений с нашими клиентами.

Специалисты АО «Лентехстром» помогут подобрать вам нужную продукцию и оптимальные варианты нашего сотрудничества!

Асфальтобетонные смеси оптом

Наименование Описание Форма заказа
Щебеночно-мастичные смеси (ГОСТ 31015-2002)
ЩМА-15 габбро-диабаз Заказать
ЩМА-15 габбро-диабаз, битум с добавкой «Ханивел» Заказать
ЩМА-15 габбро-диабаз, ПБВ-60 Заказать
ЩМА-20 габбро-диабаз Заказать
ЩМА-20 габбро-диабаз битум с добавкой «Ханивел» Заказать
ЩМА-20 габбро-диабаз, ПБВ-60 Заказать
Мелкозернистые смеси (ГОСТ 9128-97)
Мелкозернистая плотная тип А марка I гранит Заказать
Мелкозернистая плотная тип А марка I габбро-диабаз, битум с добавкой «Ханивел» Заказать
Мелкозернистая плотная тип А марка I габбро-диабаз, ПБВ-60 Заказать
Мелкозернистая плотная тип Б марка I гранит (5-10) Заказать
Мелкозернистая плотная тип Б марка I гранит (5-20) Заказать
Мелкозернистая плотная тип Б марка I габбро-диабаз(5-10, 5-20мм) Заказать
Мелкозернистая пористая марка I Заказать
Крупнозернистые смеси (ГОСТ 9128-97)
Крупнозернистая плотная тип А марка I Заказать
Крупнозернистая плотная тип Б марка I Заказать
Крупнозернистая пористая марка I Заказать
Песчаные смеси (ГОСТ 9128-97)
Песчаная высокопористая марка I Заказать
Песчаная плотная тип Г марка I габбро-диабаз Заказать
Песчаная плотная тип Г марка II Заказать

Эмульсии

ЭБКБ-50 Эмульсия битумная катионная быстрого распада (для подгрунтовки) Заказать
ЭБКБ-60 Эмульсия битумная катионная быстрого распада (для ямочного ремонта) Заказать

Асфальтобетонные смеси. Плотность и применение

Наименование Состав Плотность Использование
Мелкозернистая плотная тип А марка I габбро-диабаз,БНД 60/90 2,7 Используется для верхних слоев покрытия дорог с высокой загруженностью.
Мелкозернистая плотная тип А марка I гранит, БНД 60/90 2,46 Используется для верхних слоев покрытия дорог с высокой загруженностью.
Мелкозернистая плотная тип Б марка I габбро-диабаз, БНД 60/90 2,65 Используется для верхних слоев покрытия дорог.
Мелкозернистая пористая марка I Гранит, БНД 60/90 2,4 Используется для нижних слоев покрытия дорог.
Крупнозернистая плотная тип А,Б марка I Гранит, БНД 60/90 2,44 Используется для нижних слоев покрытия дорог.
Крупнозернистая пористая марка I Гранит, БНД 60/90 2,38 Используется для нижних слоев покрытия дорог.
ЩМА-15, 20 габбро-диабаз, БНД 60/90 2,66 Используется для верхних слоев покрытия дорог с высокой загруженностью.
ЩМА-15,20 ПБВ габбро-диабаз, ПБВ-60 2,66 Используется для верхних слоев покрытия дорог с высокой загруженностью.
Песчаная плотная тип Г марка II Гранит, БНД 60/90 2,36 Используется для устройства тротуаров и пешеходных дорожек

Виды асфальтобетонных заводов

Асфальтобетонный завод – это комплекс оборудования, обеспечивающего производство холодных и горячих асфальтобетонных смесей, черного щебня (щебня, обработанного битумом), переработку демонтированного покрытия.

По принципу функционирования АБЗ разделяют на цикличные и непрерывные. На предприятиях циклического действия используются порционные дозаторы и оборудование периодического использования. На заводах непрерывного производства операции подготовки компонентов, их смешивания, выгрузки готовой продукции происходят одновременно.

В зависимости от мощности оборудования АБЗ могут производить от 40 т/ч до 400 т/ч и более. По степени инвентарности заводы разделяют на стационарные, сборно-разборные и мобильные.

Виды асфальтобетонных смесей по составу

По размеру зерен заполнителя различают три разновидности асфальтобетона, каждая из которых имеет определенную область применения:

  • Крупнозернистый. Этот материал востребован для устройства нижних слоев дорожного пирога. Для его изготовления используется щебень крупных (20-40 мм) и мелких фракций (5-15 мм).
  • Мелкозернистый. Заполнителем такого асфальтобетона является мелкозернистый щебень 5-15 мм. В двухслойных дорожных покрытиях мелкозернистый материал используют для устройства верхнего слоя дороги.
  • Песчаный. Этот искусственный асфальт подходит для обустройства тротуаров. Основной заполнитель в нем – песок. Также в составе присутствуют мелкофракционный щебень и немного минерального порошка.

По составу также разделяют следующие виды асфальтобетонов:

  • Классические. Предназначены для строительства городских и поселковых дорог, тротуаров.
  • Щебеночно-мастичные. Имеют в составе стабилизирующие добавки волокнистого типа. Применяются для создания высокопрочных дорожных покрытий автомагистралей с высокой интенсивностью движения.
  • Полимерасфальтобетонные. Содержат сополимеры и пластификаторы, повышающие прочность и безремонтный период дорожных покрытий. Полимерасфальтобетоны эффективны для устройства покрытий мостов, аэродромов, проездов, по которым передвигается тяжелая техника.

Виды асфальтобетона по технологии производства

По способу производства асфальтобетонные составы делят на три вида – горячие, теплые, холодные. Теплые асфальтобетоны по условиям применения, комплексу преимуществ и недостатков похожи на горячий асфальт, поэтому ГОСТ 9128-2013 объединяет эти материалы в одной группе.

Горячий асфальтобетон – состав и технологическая схема производства

Горячая асфальтовая смесь – традиционный материал, укладываемый по классической технологии при температуре не ниже +110 °C. В теплом асфальтобетоне присутствует маловязкий битум, а его укладка осуществляется при температурах +40…+80 °C. В зависимости от процентного содержания крупного и мелкого заполнителей горячие продукты разделяют на высокопористые, пористые, плотные и высокоплотные. В горячих асфальтобетонах применяется достаточно дешевый битум, поэтому они наиболее востребованы при строительстве дорожных и аэродромных покрытий, проведении масштабных капитальных ремонтов старых дорог. Их недостатки – необходимость в обеспечении важных характеристик материала в процессе укладки и применении спецтехники.

Как делают горячий асфальт на асфальтобетонных заводах (АБЗ) – основные этапы процесса:

  1. Просушка при температурах +150…+160 °C и просеивание на грохотах заполнителей, которые обычно поступают на асфальтобетонный завод (АБЗ) во влажном или воздушно-сухом состоянии. Повышенная влажность заполнителей приводит к разбрызгиванию смеси при укладке и снижению прочности дорожного покрытия. Просушка может быть одинарной или двойной.
  2. Смешивание компонентов – заполнителей и вяжущего. После добавления битума температура смеси вплоть до процесса укладки должна поддерживаться на уровне +160…+170 °C. Такие условия создаются в специальных бункерах, в которых асфальт может храниться не более 4 суток.
  3. Добавление модифицирующих компонентов. Оно может осуществляться в процессе перемешивания. При производстве резиново-асфальтной продукции каучуковая крошка добавляется в уже готовую к использованию смесь.

Горячий асфальт имеет строгие ограничения по сезонности применения. Этот материал можно использовать в дорожных работах летом, а также весной и осенью при определенных погодных условиях. Зимой его применение запрещено. Горячий асфальт на близкие расстояния перевозят обычными самосвалами. Для транспортировки на дальние расстояния применяют кохеры, специальные автомобили, оборудованные теплосберегающими контейнерами. В кохерах дорожный материал сохраняет рабочие характеристики в течение 2 суток.

Холодный асфальтобетон – из чего делают и особенности технологии изготовления

Холодные асфальтовые смеси изготавливают на базе холодного битума, специальных полимеров, чистых высушенных высокопрочных каменных заполнителей (гранитного или щебня из габбро-диабаза), что обуславливает следующие преимущества этой продукции:

  • возможность укладывать на основание при температурах окружающей среды до +5 °C, некоторые составы приспособлены для укладки в зимних условиях при температурах до -30 °C;
  • сохранение рабочих характеристик в течение длительного времени;
  • хорошая адгезия к основанию благодаря модифицирующим добавкам.

Из-за высокой стоимости холодный материал не применяют для асфальтирования значительных площадей. А низкая устойчивость к сдвигу ограничивает его использование на участках интенсивного торможения автотранспорта.

Наиболее популярные сферы применения:

  • все виды ямочных ремонтов, в том числе на скоростных трассах;
  • оперативное сооружение дорожек, аллей, площадок, запланированных для эксплуатации при небольших нагрузках.

Производство холодного асфальта осуществляется на стандартном оборудовании АБЗ и включает те же основные этапы, что и выпуск горячих смесей: подготовку сырьевых компонентов, их смешивание, отправку готового материала к месту хранения.

Из каких компонентов делают асфальт?

Основные компоненты асфальтобетона:

  1. Крупные заполнители – щебень и гравий. Они должны прочно сцепляться с вяжущим веществом. Этому требованию соответствуют кубовидные зерна щебня из плотных горных и метаморфических карбонатных пород. При производстве асфальтобетонных смесей применяют заполнитель с размерами зерен 10-40 мм.
  2. Мелкий заполнитель – песок. Для этой цели используется природный карьерный песок (речной не подходит) или отсев дробления щебня. В сырьевой асфальтобетонной смеси используют разнофракционный песок, что позволяет снизить пористость слоя. Мелкий заполнитель повышает плотность асфальтобетона, улучшает устойчивость к высоким температурам и прочность дорожного покрытия.
  3. Минеральный порошок. Его количество и качество существенно влияют на свойства вяжущего. Слишком большое количество минпорошка снижает прочность дорожного покрытия, особенно в зимних условиях.
  4. Вяжущее. Его функции чаще всего выполняет битум, который может быть жидким или вязким. Требуемый коэффициент вязкости битума указывается в технической документации, он зависит от состава сырьевой смеси и температуры укладки асфальта. При проведении дорожных работ в зимних условиях обычно используют жидкий битум с присадками и разжижителями.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector