Гост 9128-2009 смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. технические условия

Состав и технические характеристики

Состав асфальтобетона многокомпонентный. Его подбирают и рассчитывают исходя из условий работы покрытия, а также доступных местных материалов.

Компоненты

На 30-60% асфальтобетонная смесь состоит из щебня или гравия, который получают при разработке месторождений осадочных или вулканических пород, из отходов металлургии. Свойства покрытия во многом зависят от физических характеристик и формы этого крупного заполнителя.

Песок — обязательный компонент асфальтобетона. Он заполняет пустоты между камнями, делая смесь более однородной и плотной. Содержание зерен ограничивают, так как излишек ухудшает износостойкость покрытия. Помимо сыпучего материала природного происхождения используют отсев дробления щебня или осадочных пород, молотый шлак.

Минеральный порошок составляет до 20% массы асфальтобетонной смеси. Это измельченные до состояния пыли осадочные или доломитовые породы, отходы промышленности, зольные шлаки ТЭС. Их применяют в неактивированном или активированном виде. При этом увеличивается водонепроницаемость, прочность и плотность асфальтобетона.

Марку битума подбирают исходя из климатической зоны и нормативной нагрузки на дорожное полотно. Расход продукта переработки нефти составляет 25-90 кг на тонну асфальтобетонной смеси и зависит от пористости заполнителей и режима укладки. Для улучшения эксплуатационных свойств битум модифицируют добавками, содержащими резиновую крошку, вторичный полиэтилен, гашеную известь и адгезионную композицию.

Основные технические характеристики

В зависимости от свойств и применяемого сырья ГОСТ выделяет 3 марки асфальтобетона:

  • к I относятся горячие высокоплотные и плотные типов А, Б, Г, пористые высокопористые щебеночные, холодные типов Бх, Вх, Гх;
  • ко II — горячие Б, В, Г, Д, пористые, высокопористые песчаные, холодные Бх, Вх, Гх, Дх;
  • к III — горячие плотные Б, Г, В, Д.

Основные физико-механические свойства асфальтобетонных смесей определяются маркой, режимом укладки и температурой при проведении испытаний:

  • предел прочности при сжатии — нормируется для 0°С — 9-13 МПа, для 20°С — 2-2,5 МПа, 50°С — 0,9-1,5 МПа;
  • плотность — 2000-2800 кг/м³;
  • водостойкость — 0,6-0,95;
  • коэффициент внутреннего трения (сдвигоустойчивость) — 0,62-0,87;
  • сцепление при сдвиге при t=50°С — 0,22-0,50 МПа;
  • трещиностойкость — 2-7,5 МПа;
  • водонасыщение — 1-4% для плотных, 4-10% для пористых;
  • пористость для холодных асфальтобетонных смесей — 18-21%;
  • морозостойкость F15-50 в зависимости от дорожно-климатической зоны.

Важнейшим показателем является коэффициент уплотнения покрытия из асфальтобетона, характеризующий качество укладки. Его определяют опытным путем. По нормативам величина для холодных составов не должна быть менее 0,96, для горячих — 0,99.

Для измерения коэффициента уплотнения смеси в покрытии вырубают керны, высушивают и находят фактический удельный вес асфальтобетона. После нагрева образцы измельчают, подвергают обработке под давлением. Искомый параметр определяют как отношение реальной плотности к стандартной, полученной в результате испытаний.

Для расчета расхода асфальтобетона на 1 м² покрытия пользуются опытными показателями на 1 см высоты:

  • мелкозернистые смеси типов А, Б, В — 24,6-25,7 кг;
  • крупнозернистые — 24,2 кг;
  • ЩМА — 25,8 кг;
  • литые плотностью 1500 кг/м³ — 15,4 кг.

7 Правила приемки

7.1 Приемку смесей проводят партиями.

7.2 При приемке и отгрузке горячих смесей партией считают количество смеси одного состава, выпускаемой на одной установке в течение смены, но не более 1000 т.

7.3 При приемке холодных смесей партией считают количество смеси одного состава, выпускаемой в течение одной смены, но не более 300 т.

Если после приемки смесь помещают на склад, то допускается ее перемешивание с другой холодной смесью того же состава.

7.4 Количество поставляемой смеси определяют по массе.

Смесь при отгрузке в вагоны или автомобили взвешивают на железнодорожных или автомобильных весах. Массу холодной смеси, отгружаемой на судах, определяют по осадке судна.

7.5 Для проверки соответствия качества смесей требованиям настоящего стандарта проводят приемо-сдаточные и периодические испытания.

7.6 При приемо-сдаточных испытаниях смесей отбирают по ГОСТ 12801 одну объединенную пробу от партии и определяют:

— температуру отгружаемой смеси при выпуске из смесителя или накопительного бункера;

— состав смеси;

— водонасыщение;

— предел прочности при сжатии при температуре 50°С, 20°С и водостойкость — для горячих смесей;

— предел прочности при сжатии при температуре 20°С, в том числе в водонасыщенном состоянии, и слеживаемость (2 — 3 раза в смену) — для холодных смесей. Вышеуказанные показатели для холодных смесей определяют до прогрева.

7.7 Периодический контроль осуществляют не реже одного раза в месяц, а также при каждом изменении материалов, применяемых для приготовления смесей. Однородность смесей, оцениваемую коэффициентом вариации по , рассчитывают ежемесячно или за период, обеспечивающий объем выборки по ГОСТ 12801.

7.8 При периодическом контроле качества смесей определяют:

— пористость минеральной части;

— остаточную пористость;

— водостойкость при длительном водонасыщении;

— предел прочности при сжатии при температуре 20°С после прогрева и после длительного водонасыщения для холодных смесей; при температуре 0°С — для горячих смесей;

— сцепление битума с минеральной частью смесей;

— показатели сдвигоустойчивости и трещиностойкости;

— однородность смесей.

Удельную эффективную активность естественных радионуклидов в смесях и асфальтобетоне принимают по максимальному значению удельной эффективной активности естественных радионуклидов, содержащихся в применяемых минеральных материалах. Данные указывает в документе о качестве предприятие-поставщик.

В спорных случаях и при отсутствии данных о содержании естественных радионуклидов изготовитель силами специализированной лаборатории осуществляет входной контроль материалов в соответствии с ГОСТ 30108.

7.9 На каждую партию отгруженной смеси потребителю выдают документ о качестве, в котором указывают обозначение настоящего стандарта и результаты испытаний, в том числе:

— наименование изготовителя;

— номер и дату выдачи документа;

— наименование и адрес потребителя;

— вид, тип и марку смеси;

— массу смеси;

— срок хранения холодной смеси;

— водостойкость для горячих смесей;

— слеживаемость для холодных смесей;

— водонасыщение;

— водостойкость при длительном водонасыщении для горячих смесей;

— пределы прочности при сжатии:

при 20°С до прогрева и после прогрева для холодных смесей,

при 50ºС и 0°С для горячих смесей;

— остаточную пористость и пористость минеральной части;

— сдвигоустойчивость по коэффициенту внутреннего трения и сцеплению при сдвиге;

— трещиностойкость по пределу прочности на растяжение при расколе при температуре 0°С и скорости деформирования 50 мм/мин;

— удельную эффективную активность естественных радионуклидов.

При отгрузке смеси потребителю каждый автомобиль сопровождают транспортной документацией, в которой указывают:

— наименование предприятия-изготовителя;

— адрес и наименование потребителя;

— дату и время изготовления;

— температуру отгружаемой смеси;

— тип и количество смеси.

7.10 Потребитель имеет право проводить контрольную проверку соответствия асфальтобетонных смесей требованиям настоящего стандарта, соблюдая методы отбора проб, приготовления образцов и испытаний, указанные в ГОСТ 12801.

Приложение А (рекомендуемое).Область применения асфальтобетонов при устройстве верхних слоевпокрытий автомобильных дорог и городских улиц

Таблица А.1

Дорожно-климатическая зона Вид асфальтобетона Категория автомобильной дороги
I, II III IV
Марка смеси Марка битума Марка смеси Марка битума Марка смеси Марка битума
I Плотный и высокоплотный I БНД 90/130БНД 130/200БНД 200/300 II БНД 90/130БНД 130/200БНД 200/300СГ 130/200МГ 130/200МГО 130/200 III БНД 90/130БНД 130/200БНД 200/300СГ 130/200МГ 130/200МГО 130/200
II, III Плотный и высокоплотный I БНД 40/60БНД 60/90БНД 90/130БН 90/130 II БНД 60/90БНД 90/130БНД 130/200БНД 200/300БН 60/90БН 90/130БН 130/200БН 200/300 III БНД 60/90БНД 90/130БНД 130/200БНД 200/300БН 60/90БН 90/130БН 130/200БН 200/300СГ 130/200МГ 130/200МГО 130/200
Из холодных смесей I СГ 70/130СГ 130/200 II СГ 70/130СГ 130/200МГ 70/130МГ 130/200МГО 70/130МГО 130/200
IV, V Плотный I БНД 40/60БНД 60/90БНД 90/130БН 40/60БН 60/90 II БНД 40/60БНД 60/90БНД 90/130БН 40/60БН 60/90БН 90/130 III БНД 40/60БНД 60/90БНД 90/130БН 40/60БН 60/90БН 90/130
Из холодных смесей I СГ 70/130СГ 130/200 II СГ 70/130СГ 130/200МГ 70/130МГ 130/200МГО 70/130МГО 130/200
Примечания1 Для городских скоростных и магистральных улиц и дорог следует применять асфальтобетоны из смесей видов и марок, рекомендуемых для дорог категорий I и II; для дорог промышленно-складских районов — рекомендуемые для дорог категории III; для остальных улиц и дорог — рекомендуемые для дорог категории IV.2 Битумы марок БН рекомендуется применять в мягких климатических условиях, характеризуемых средними температурами самого холодного месяца года выше минус 10 °С.3 Битум марки БН 40/60 должен соответствовать технической документации, утвержденной в установленном порядке.

Технология устройства

Асфальтобетонная смесь может быть качественной, но если при укладке не соблюдались технология, покрытие быстро выйдет из строя. При выполнении каждого этапа производства работ нужно соблюдать четкие правила, которые устанавливают ГОСТ Р 54401-2011, 9128-2009, СНиП 3.06.03-85.

Подготовка

Мероприятия включают разработку технического проекта, подготовку финансовой сметы. При планировке объект привязывают к рельефу, предусматривая возможность удаления сточных вод, сохранность надземных и подземных коммуникаций.

Перед устройством асфальтобетонного покрытия вырубают большие деревья, снимают верхнюю плодородную почву. Чем выше расчетная нагрузка на дорожное полотно, тем больший объем земляных работ предстоит выполнить, чтобы создать основание с достаточной несущей способностью. Для садовых дорожек и тротуаров высота слоя составляет 10-20 см, для нагруженных трасс — до нескольких метров.

Чтобы под асфальтобетонной дорогой не застаивалась вода, организовывают дренаж. Грунт вывозят за пределы территории, чтобы при размыве избежать засорения дренажной системы.

Устройство подушки

Функция подушки — восприятие сжимающих нагрузок при эксплуатации асфальтобетонных поверхностей. Ее толщина определяется расчетом. Сначала укладывают крупные фракции до 60 мм, затем средние 20-40 мм, сверху песок с обязательной утрамбовкой каждого слоя.

В частном обустройстве для подсыпки используют различный строительный мусор, который значительно экономичнее, чем щебень или гравий. По краям асфальтобетонной дороги укладывают бордюры или другие прочные материалы.

Укладка асфальтобетона

Работы проводят в сухую погоду при температуре не ниже 5°С. В зависимости от вида асфальтобетонных смесей применяют следующие технологии:

  • Холодную смесь укладывают на подготовленное основание, желательно, пролитое битумом, слоем до 5 см. Утрамбовывают ручной трамбовкой или виброплитой. Сверху посыпают цементом или песком, чтобы уменьшить липкость поверхности дороги.
  • Горячий асфальтобетон изготавливают из расплавленного битума и заполнителей, тщательно перемешивают и выкладывают на основание. Массу укатывают или трамбуют. Эксплуатация разрешена через 6 часов.
  • Литой асфальт укладывается очень горячим — до 235°С. Подается из кохера, нагревающего и перемешивающего смесь, в бункер асфальтоукладчика. После равномерного распределения по поверхности композит остывает и затвердевает. Утрамбовка или укатка не требуются.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 12.1.004-91 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования

ГОСТ 12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны

ГОСТ 12.1.007-76 Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности

ГОСТ 12.3.002-75 Процессы производственные. Общие требования безопасности

ГОСТ 17.2.3.02-78 Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями

ГОСТ 3344-83 Щебень и песок шлаковые для дорожного строительства. Технические условия

ГОСТ 8267-93 Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия

ГОСТ 8269.0-97 Щебень и гравий из плотных горных пород и отходов промышленного производства для строительных работ. Методы физико-механических испытаний

ГОСТ 8735-88 Песок для строительных работ. Методы испытаний

ГОСТ 8736-93 Песок для строительных работ. Технические условия

ГОСТ 11501-78 Битумы нефтяные. Метод определения глубины проникания иглы

ГОСТ 11503-74 Битумы нефтяные. Метод определения условной вязкости

ГОСТ 11504-73 Битумы нефтяные. Метод определения количества испарившегося разжижителя из жидких битумов

ГОСТ 11505-75 Битумы нефтяные. Метод определения растяжимости

ГОСТ 11506-73 Битумы нефтяные. Метод определения температуры размягчения по кольцу и шару

ГОСТ 11507-78 Битумы нефтяные. Метод определения температуры хрупкости по Фраасу

ГОСТ 11508-74 Битумы нефтяные. Метод определения сцепления битума с мрамором и песком

ГОСТ 11955-82 Битумы нефтяные дорожные жидкие. Технические условия

ГОСТ 12801-98 Материалы на основе органических вяжущих для дорожного и аэродромного строительства. Методы испытаний

ГОСТ 16557-2005* Порошок минеральный для асфальтобетонных смесей. Технические условия

_______________* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 52129-2003.

ГОСТ 18180-72 Битумы нефтяные. Метод определения изменения массы после прогрева

ГОСТ 22245-90 Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия

ГОСТ 23735-79 Смеси песчано-гравийные для строительных работ. Технические условия

ГОСТ 30108-94 Материалы и изделия строительные. Определение удельной эффективной активности естественных радионуклидов

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов на территории государства по соответствующему указателю стандартов и классификаторов, составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

Классификация асфальтобетонных смесей по техническим характеристикам и составу

Для упрощения выбора асфальт разделяют на марки и типы. Основные марки асфальтобетона:

  • Марка 1. К этой группе относятся АБ разного состава и плотности, которые объединяет общее качество – высокая прочность. Основное применение этих материалов, содержащих щебень, кварцевый песок, битум, минпорошки, – создание нижнего слоя дороги. Среди АБ марка 1 отличается наиболее высокой стоимостью.
  • Марка 2. Эти материалы, технические характеристики которых немного ниже параметров АБ марки 1, отличаются бюджетной стоимостью и универсальностью применения. Они востребованы в широком перечне дорожных работ – при строительстве и ремонте автодорог общего пользования, благоустройстве частных территорий, городских парков и скверов.
  • Марка 3. Плотный, но малопрочный материал, в составе которого отсутствует щебень. Такие АБ изготавливаются на базе песка и минеральных порошков. Они востребованы при ремонте и устройстве покрытий, не запланированных для восприятия серьезных нагрузок. Марка 3 – это тип асфальтобетона, предназначенный для устройства пешеходных дорожек, тротуаров, аллей в садах и парках, организации площадок возле частных домов и во дворах лечебных или образовательных учреждений. Также он часто применяется при «ямочном» ремонте дорожного покрытия.

Деление на типы осуществляется по соотношению песка и камня, присутствующих в составе асфальтобетонной смеси:

  • А. Щебень – 50-67%. Используются только с горячим битумом.
  • Б. Щебень или гравий – 40-50%. АБ может применяться как в холодном, так и в горячем виде.
  • В. Щебень или гравий – 30-40%. Смеси могут быть холодными и горячими.
  • Г. Песок – искусственный, получаемый путем дробления различных материалов. Содержание – 30%.
  • Д. Песок из отсева дробления. Содержание – 70%.

Таблица соотношения марок и типов асфальтобетона

Марка Состав Тип
1 песок или отсев, щебень, минпорошок, битум плотные А, Б, Г; высокопористые, пористые, высокоплотные
2 песок, отсев, щебень, минпорошок, битум плотные А, Б, В, Г, Д; пористые, высокопористые
3 песок, отсев дробления, минпорошок, битум плотные Б, В, Г, Д

Область применения асфальтобетонов при устройстве верхних слоев покрытий автомобильных дорог и городских улиц

Таблица А.1

Дорожно-климатическая зона

Вид асфальтобетона

Категория автомобильной дороги

I, II

III

IV

Марка смеси

Марка битума

Марка смеси

Марка битума

Марка смеси

Марка битума

I

Плотный и высокоплотный

I

БНД 90/130

II

БНД 90/130

III

БНД 90/130

БНД 130/200

БНД 130/200

БНД 130/200

БНД 200/300

БНД 200/300

БНД 200/300

СГ 130/200

СГ 130/200

МГ 130/200

МГ 130/200

МГО 130/200

МГО 130/200

II, III

Плотный и высокоплотный

I

БНД 40/60

II

БНД 60/90

III

БНД 60/90

БНД 60/90

БНД 90/130

БНД 90/130

БНД 90/130

БНД 130/200

БНД 130/200

БН 90/130

БНД 200/300

БНД 200/300

БН 60/90

БН 60/90

БН 90/130

БН 90/130

БН 130/200

БН 130/200

БН 200/300

БН 200/300

СГ 130/200

МГ 130/200

МГО 130/200

Из холодных смесей

I

СГ 70/130

II

СГ 70/130

СГ 130/200

СГ 130/200

МГ 70/130

МГ 130/200

МГО 70/130

МГО 130/200

IV, V

Плотный

I

БНД 40/60

II

БНД 40/60

III

БНД 40/60

БНД 60/90

БНД 60/90

БНД 60/90

БНД 90/130

БНД 90/130

БНД 90/130

БН 40/60

БН 40/60

БН 40/60

БН 60/90

БН 60/90

БН 60/90

БН 90/130

БН 90/130

Из холодных смесей

I

СГ 70/130

II

СГ 70/130

СГ 130/200

СГ 130/200

МГ 70/130

МГ 130/200

МГО 70/130

МГО 130/200

Примечания

1 Для городских скоростных и магистральных улиц и дорог следует применять асфальтобетоны из смесей видов и марок, рекомендуемых для дорог категорий I и II; для дорог промышленно-складских районов — рекомендуемые для дорог категории III; для остальных улиц и дорог — рекомендуемые для дорог категории IV.

2 Битумы марок БН рекомендуется применять в мягких климатических условиях, характеризуемых средними температурами самого холодного месяца года выше минус 10°С.

3 Битум марки БН 40/60 должен соответствовать технической документации, утвержденной в установленном порядке.

Область применения асфальтобетонов при устройстве верхних слоев взлетно-посадочных полос и магистральных рулежных дорожек аэродромов

Таблица Б.1

Дорожно-климатическая зона

Вид асфальтобетона

Категория нормативной нагрузки

в/к, I, II, III

IV

V

Марка смеси

Марка битума

Марка смеси

Марка битума

Марка смеси

Марка битума

I

Плотный и высокоплотный

I

БНД 90/130

II

БНД 90/130

III

БНД 90/130

II, III

Плотный и высокоплотный

I

БНД 60/90

II

БНД 60/90

III

БНД 60/90

БН 60/90

БН 60/90

БН 60/90

БНД 90/130

БНД 90/130

БНД 90/130

IV, V

Плотный

I

БНД 40/60

II

БНД 40/60

III

БНД 40/60

БНД 60/90

БНД 60/90

БНД 60/90

БНД 90/130

БНД 90/130

БНД 90/130

БН 40/60

БН 40/60

БН 40/60

БН 60/90

БН 60/90

БН 60/90

Примечания

1 Битумы марок БН рекомендуется применять в мягких климатических условиях, характеризуемых средними температурами самого холодного месяца года выше минус 10°С.

2 Битум марки БН 40/60 должен соответствовать технической документации, утвержденной в установленном порядке.

Виды асфальтобетонов по температуре укладки

По температуре укладки выделяют холодный и горячий АБ. Оба этих материала изготавливают на асфальтобетонных заводах, на которых готовят и смешивают сырьевые компоненты. Температура обработки составляющих холодного асфальтобетона значительно ниже температуры, при которой обрабатывают горячие смеси.

Горячие асфальтобетонные смеси

Температура их укладки, в соответствии с ГОСТом 9128-2013, составляет +105 °C и выше. Высокая температура обеспечивает хорошее уплотнение смеси. Чем она ниже, тем сложнее трамбовать и тем больше проходов катка понадобится. Работы по устройству дорожного покрытия с использованием горячей смеси нельзя проводить при отрицательных температурах и высокой влажности. Горячий АБ необходимо укладывать в разогретом виде на сухую поверхность.

Холодные асфальтобетонные смеси

Это разновидность дорожных материалов, для которой характерны: специальный температурный режим производства, присутствие медленно- или среднетвердеющего дорожного битума, модифицирующих добавок. Холодные АБ могут находиться в состоянии, пригодном к употреблению, в течение длительного времени. Такую способность обеспечивает тонкая битумная пленка на зернах компонентов, которая ослабляет структурные связи, и их можно разрушить даже при незначительных усилиях.

Преимущества холодных АБ, по сравнению с горячими смесями:

  • продолжительный срок хранения;
  • возможность осуществления дорожно-строительных и дорожно-ремонтных работ при отрицательных температурах и повышенной влажности;
  • возможность укладки без использования специальной строительной техники.

Недостатками холодных асфальтобетонов являются более низкая прочность, по сравнению с горячими АБ, и высокая стоимость. Поэтому холодные асфальтобетоны востребованы для проведения ямочного ремонта и других ремонтных работ на участках небольшой площади, устройства отмосток, пешеходных дорожек, благоустройства придомовых территорий. Для покрытия автодорог, рассчитанных на значительные транспортные нагрузки, холодный асфальтобетон не применяют.

Чем отличается асфальт от асфальтобетона?

Асфальтобетонная смесь — искусственный материал, который получают смешиванием твердых ингредиентов с нефтяным дорожным битумом.

Природный асфальт образуется в процессе загустевания и окисления нефти, выступившей на поверхность земли в виде пластовых залежей, отдельных жил или озер.

Слово «асфальт» в переводе с древнегреческого обозначает горную смолу. Это легкоплавкое вещество черного цвета. Излом раковистый, матовый или блестящий. Содержит до 70% нефтяного битума.

Крупнейшие источники природного асфальта — Мертвое море в Израиле, озеро Пич-Лейк в Тринидаде. Древние сирийцы добывали твердый битум, всплывавший на поверхность огромными глыбами, вес которых достигал 1000 кг.

Горную смолу применяли для гидроизоляции кораблей, стен хижин, полов зернохранилищ, а также изготовления красок или лаков. В Древнем Египте вещество использовали для бальзамирования умерших.

Запасы природного асфальта ограничены. Из высококачественного сырья изготавливают живописные краски, лакокрасочную продукцию. В дорожном строительстве при устройстве асфальтобетонного поверхностного покрытия замещают часть жидкого битума твердым. При этом значительно повышается стойкость к воздействию шипованных автопокрышек.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector