Типовая инструкция по охране труда для операторов и пользователей персональных электронно-вычислительных машин (пэвм) и работников, занятых эксплуатацией пэвм и видеодисплейных терминалов (вдт). тои р-01-00-01-96
Содержание:
- Особенности расчета освещенности
- История профессии
- Предыстория появления ПК
- Блок питания
- Профессия оператор ЭВМ: зарплата
- Лучшие ссузы и курсы для обучения
- Сколько времени могут работать дети за компьютером?
- XII. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ВИДЕОДИСПЛЕЙНЫХ ТЕРМИНАЛОВ (ВДТ) И ПЕРСОНАЛЬНЫХ ЭЛЕКТРОННО-ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ МАШИН (ПЭВМ)
- Основные показатели системы и их значение
- Как построить карьеру
Особенности расчета освещенности
Выполнять расчеты можно с помощью специального программного обеспечения типа DIAlux. Еще один способ – обратиться к профессионалам. Но при необходимости можно самостоятельно рассчитать параметры источников света для небольшого офиса или одного рабочего места, используя такую формулу Ф = (Е х S х K х Z) / (N х η х n) с такими переменными:
- Ф – определяемая величина, световой поток одной лампы, лм;
- E – норма освещенности для рабочего места, лк;
- S – площадь помещения, кв. м;
- K – коэффициент запаса, учитывающий уровень запыленности и снижение светового потока со временем (для светодиодных ламп равен 1);
- Z – поправочный коэффициент для помещений, где не только работают на компьютере, но еще и читают тексты или работают с документацией;
- η – коэффициент, учитывающий использование светового потока и определяемый по индексу помещения и коэффициенту отражения с помощью специальных таблиц;
- N – количество светильников;
- n – число установленных в каждом светильнике ламп.
Индекс помещения определяют по другой формуле – (i = S / ((a + b) х h)). Здесь S – площадь освещаемой комнаты или участка, a и b – длина и ширина. Показатель h – высота, но не помещения, а от источника света до рабочего места. Коэффициенты отражения зависят от цвета стен. Таблицы есть для каждого типа светильников, которые могут быть с глубоким плафоном, подвесными, потолочными, с равномерным освещением и косинусным распределением потока света.
История профессии
Первые ЭВМ появились еще в 1969 году, но последующее десятилетие работать на вычислительных машинах могли только люди, разбирающиеся в электронике. В 1981 году произошел прорыв в сфере информатизации человечества, когда компания IBM выпустила в продажу модель PC 5150 с удобным и понятным интерфейсом. Ее почин подхватили фирмы Apple, Compaq, Commodore.
На протяжении 1990–2000-х годов, благодаря разработкам программного обеспечения Microsoft и Apple, а также появлению ноутбуков, работа оператора ПК стала доступна всем желающим. Секретари и наборщики текстовых документов, бойко стучавшие по клавишам печатаных машинок, быстро разобрались, что такое Windows, и успешно перешли на новый вид техники, открывающий более широкие возможности и дающий право на ошибку.
Предыстория появления ПК
Как вы уже поняли, за ПК или персональным компьютером обычно представляют набор из большой коробки, он же системный блок, монитора, клавиатуры, мышки и прочих устройств. Однако, такое представление сложилось не сразу, а с течением времени. Было несколько основных стадий развития, которые и положили основу сегодняшнему термину ПК.
Когда-то давным давно, как в сказке, компьютеры были большой редкостью и были доступны далеко не всем, как станки по производству, например, гвоздей. Их и сегодня в свободной продаже не сыщешь. Так же было и с персональными компьютерами. Лишь со временем они стали появляться в полках обычных магазинов. До этих пор, персональный компьютер больше трактовался как жаргонное выражение, так как личным его было сложно назвать.
Впервые термин «персональный компьютер» был использован для компьютера Programma 101 от компании Olivetti. В 1973 году появился первый персональный компьютер с графическим интерфейсом под названием Xerox Alto. Их было выпущено несколько тысяч. Однако, массовый выпуск произошел в 1975 компьютера Альтаир 8800 от MITS. Первый русский массовый выпуск компьютера был в 1981 году под названием «Электроника НЦ-8010». Примечательно, что все в этом компьютеры от схем до программного обеспечения было отечественного производителя.
В последствии было выпущено много моделей. Но, к сожалению, отечественные компьютеры так и не прижились.
Интересный факт. Во времена СССР использовали именно аббревиатуру ПЭВМ, а термин ПК обозначал предназначение компьютера, а не его тип.
Блок питания
Выполняет функции питающего элемента для всех
электронных компонентов, а также выполняет роль стабилизатора напряжения.
Важные
характеристики:
Разъемы, их перечень и количество
Особое внимание необходимо уделить длине кабеля
питания процессора, особенно если корпус ПК предполагает нижнее расположение
блока питания
Наличие встроенных систем защит
Хороший блок питания имеет несколько степеней защиты
для безопасной эксплуатации компьютера. К таким защитам, например, относятся:
защита от перенапряжения и перегрузки, защита от перегрева и т.д.
Номинальная мощность
Основная характеристика блока питания. Чем мощнее блок, тем более мощное «железо» он способен обеспечить стабильным питанием.
Наличие сертификата 80plus
Для того, чтобы получить сертификат 80Plus, эффективность (КПД) блока питания должна составлять не менее 80%. Если эффективность превышает 80%, то блок питания получает соответствующий сертификат: 80+Bronze, 80+Silver, 80+Gold, 80+Platinum и 80+Titanium. Каждый из этих сертификатов предъявляет более высокие требования к уровню эффективности.
При сборке компьютера или замене блока питания не стоит экономить на его качестве – дешевый блок питания без основных систем защит может вывести из строя все остальные компоненты компьютера.
Профессия оператор ЭВМ: зарплата
Доход у компьютерных специалистов сильно разнится. Он может быть как крайне низким, так и вполне достойным. Это в большей степени зависит от стажа и умений специалистов, но, конечно, частично зависит и от организации. Эта профессия имеет разряды. Чем выше у оператора ЭВМ разряд, тем соответственно выше зарплата.
Ранее профессия оператор электронно-вычислительных машин входила в «Квалификационный справочник профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады». В этом документе приводились квалификацилнные требования к этой профессии. По состоянию на 2017 год оператор ЭВМ входит в «Квалификационный справочник профессий рабочих, не вошедших в Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады.»
Получив профессию мастера ЭВМ, человек всегда будет востребованным на мировом рынке труда.
https://youtube.com/watch?v=eoA6r4TEKn0
Лучшие ссузы и курсы для обучения
Сеть средних специальных учебных заведений в России хорошо развита, освоить профессию оператора ПК можно в сотнях колледжей разных уголков страны, например:
- Технологический колледж № 34 (г. Москва). После окончания ссуза выпускник может заниматься обработкой цифровой информации во всех видах (текст, аудио, видео), организовывать ее передачу и хранение. В учебном заведении также обучают профессии секретаря.
- Новосибирский колледж электроники и вычислительной техники. Студентов учат не только работать с данными, но и предварительно настраивать оборудование, конвертировать файлы в разные форматы, использовать графические редакторы.
- Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства им. Я. П. Осадчего готовит кадры для многочисленных организаций и предприятий области.
- Рязанский политехнический колледж. Оператор ПК, получивший диплом этого ссуза, может работать в учреждениях и компаниях различных отраслей экономики.
- Техникум для инвалидов «Профессионально-реабилитационный центр» (г. Санкт-Петербург). Здесь созданы все необходимые условия для людей с ограниченными физическими возможностями. Кроме специальности «мастер по обработке цифровой информации» также можно получить навыки делопроизводства и работы с 1С.
Освоить профессиональные навыки оператора ПК можно и на курсах в разных специализированных образовательных организациях, таких как:
- Городской центр дополнительного профессионального образования (г. Москва) предлагает модульное обучение по программе «Оператор ПК». Она состоит из двух частей: в первой слушатели изучают основы (Windows, Word, Excel), а во второй знакомятся с бухгалтерской программой 1С. Возможны разные виды занятий: интенсив, утренние, вечерние, выходного дня. Цена 9 400 рублей.
- Учебный центр «Специалист.ru» при МГТУ им. Н. Э. Баумана организовывает курсы по базовой компьютерной подготовке. Есть варианты на 16, 24, 32 и 48 академических часов. Разброс цен – от 5 до 16 тысяч рублей. Слушателям даются навыки работы с самым распространенным софтом, а также основы скорописи.
- Новосибирская региональная организация общества «Знание» учит основам компьютерной грамотности очно. Длительность программы – 5 месяцев (840 академических часов).
Часто на курсы записываются люди с высшим образованием, которым не хватает умений для того, чтобы полноценно пользоваться компьютерной техникой, что сегодня просто необходимо в трудовой деятельности.
Сколько времени могут работать дети за компьютером?
Согласно части 4 Приложения 7 к СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Организация занятий с ПЭВМ детей школьного возраста и занятий с игровыми комплексами на базе ПЭВМ детей дошкольного возраста»,
4.1. Рекомендуемая непрерывная длительность работы, связанной с фиксацией взора непосредственно на экране ВДТ, на уроке не должна превышать:
— для обучающихся в I–IV классах – 15 мин.;
— для обучающихся в V–VII классах – 20 мин.
— для обучающихся в VIII–IX классах – 25 мин.;
— для обучающихся в X–XI классах на первом часу учебных занятий – 30 мин., на втором – 20 мин.
4.2. Оптимальное количество занятий с использованием ПЭВМ в течение учебного дня:
— для обучающихся I–IV классов составляет 1 урок,
— для обучающихся в V–VIII классах – 2 урока,
— для обучающихся в IX–XI классах – 3 урока.
4.3. При работе на ПЭВМ для профилактики развития утомления необходимо осуществлять комплекс профилактических мероприятий.
4.4. Во время перемен следует проводить сквозное проветривание с обязательным выходом обучающихся из класса (кабинета).
4.5. Для обучающихся в старших классах при организации производственного обучения продолжительность работы с ПЭВМ не должна превышать 50% времени занятия.
4.6. Длительность работы с использованием ПЭВМ в период производственной практики, без учебных занятий, не должна превышать 50% продолжительности рабочего времени при соблюдении режима работы и профилактических мероприятий.
4.7. Внеучебные занятия с использованием ПЭВМ рекомендуется проводить не чаще 2 раз в неделю общей продолжительностью:
— для обучающихся в II–V классах – не более 60 мин.;
— для обучающихся в VI классах и старше – не более 90 мин.
Время проведения компьютерных игр с навязанным ритмом не должно превышать 10 мин. для учащихся II–V классов и 15 мин. для учащихся более старших классов. Рекомендуется проводить их в конце занятия.
4.8. Условия и режим дня в оздоровительно-образовательных лагерях, реализующих образовательные программы с использованием ПЭВМ в течение 2–4 недель, должны соответствовать санитарным нормам и правилам к устройству, содержанию и организации режима детских оздоровительных загородных учреждений или оздоровительных учреждений с дневным пребыванием в период каникул в городских условиях.
4.9. Занятия с ПЭВМ в оздоровительно-образовательных лагерях, реализующих образовательные программы с использованием ПЭВМ, организуемые в период школьных каникул, рекомендуется проводить не более 6 дней в неделю.
4.10. Общую продолжительность занятий с ПЭВМ в оздоровительно-образовательных лагерях, реализующих образовательные программы с использованием ПЭВМ, организуемые в период школьных каникул, рекомендуется ограничить:
— для детей 7–10 лет – одним занятием в первую половину дня продолжительностью не более 45 мин.;
— для детей 11–13 лет – двумя занятиями по 45 мин.: одно – в первой половине дня и другое – во второй половине дня;
— для детей 14–16 лет – тремя занятиями по 45 мин. каждое: два в первой половине дня и одно во второй половине дня.
4.11. В оздоровительно-образовательных лагерях в период школьных каникул компьютерные игры с навязанным ритмом рекомендуется проводить не более одного раза в день продолжительностью:
— до 10 мин. для детей младшего школьного возраста;
— до 15 мин. для детей среднего и старшего школьного возраста.
Запрещается проводить компьютерные игры перед сном.
4.12. В дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) рекомендуемая непрерывная продолжительность работы с ПЭВМ на развивающих игровых занятиях для детей 5 лет не должна превышать 10 мин., для детей 6 лет – 15 мин.
4.13. Игровые занятия с использованием ПЭВМ в ДОУ рекомендуется проводить не более одного в течение дня и не чаще трёх раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности детей: во вторник, в среду и в четверг. После занятия с детьми проводят гимнастику для глаз.
4.14. Не допускается проводить занятия с ПЭВМ в ДОУ за счёт времени, отведённого для сна, дневных прогулок и других оздоровительных мероприятий.
4.15. Занятиям с ПЭВМ должны предшествовать спокойные игры.
4.16. Не допускается одновременное использование одного ВДТ для двух и более детей независимо от их возраста.
4.17. Занятия с ПЭВМ независимо от возраста детей должны проводиться в присутствии воспитателя или педагога.
XII. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ВИДЕОДИСПЛЕЙНЫХ ТЕРМИНАЛОВ (ВДТ) И ПЕРСОНАЛЬНЫХ ЭЛЕКТРОННО-ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ МАШИН (ПЭВМ)
XII. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ВИДЕОДИСПЛЕЙНЫХ ТЕРМИНАЛОВ (ВДТ) И ПЕРСОНАЛЬНЫХ ЭЛЕКТРОННО-ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ МАШИН (ПЭВМ)
12.1. Размещение видеодисплейных терминалов и персональных ЭВМ производится в соответствии с техническими условиями заводов-изготовителей и с соблюдением санитарных правил и норм.
12.2. Все видеодисплейные терминалы (ВДТ) должны иметь гигиенический сертификат, включающий в том числе оценку визуальных параметров.
12.3. Помещения с ВДТ и ПЭВМ должны иметь естественное и искусственное освещение.
12.4. На рабочем месте с ВДТ и ПЭВМ должны быть обеспечены нормы освещенности и качественные показатели освещения в соответствии с требованиями государственного стандарта и санитарных правил и норм.
12.5. Рабочие места с ВДТ и ПЭВМ нельзя размещать в подвальных помещениях и помещениях без естественного света. В случаях производственной необходимости эксплуатация ВДТ и ПЭВМ в помещениях без естественного освещения может проводиться только по согласованию с органами и учреждениями Государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
12.6. Площадь на одно рабочее место с ВДТ и ПЭВМ должна составлять не менее 6,0 кв. м, а объем — не менее 20,0 куб. м.
12.7. Помещения с ВДТ и ПЭВМ должны оборудоваться системами отопления, кондиционирования воздуха или приточно-вытяжной вентиляцией.
12.8. Покрытие пола выполняется из гладких нескользящих материалов, обладающих антистатическими свойствами.
12.9. Поверхность пола в помещении должна быть ровной, без выбоин, нескользкой, удобной для очистки и влажной уборки, обладать антистатическими свойствами.
12.10. При установке на рабочем месте ВДТ и ПЭВМ должны быть правильно подключены к электропитанию и надежно заземлены.
12.11. Во время работы на ВДТ и ПЭВМ следует соблюдать оптимальное расстояние от монитора до глаз — 600 — 700 мм, минимально допустимое расстояние — 500 мм.
12.12. Продолжительность непрерывной работы на ВДТ и ПЭВМ без регламентированного перерыва не должна превышать 2 часов.
12.13. Количество и длительность регламентированных перерывов, их распределение в течение рабочей смены устанавливаются в зависимости от категории тяжести работы на ВДТ и ПЭВМ, продолжительности работы на ВДТ и ПЭВМ и продолжительности рабочей смены.
12.14. Для обеспечения безопасности на рабочем месте при работе на ПЭВМ запрещается:
— трогать разъемы соединительных кабелей;
— прикасаться к тыльной стороне монитора;
— класть диски и рабочие материалы на бумажных носителях на монитор и клавиатуру;
— работать во влажной одежде и влажными руками;
— вытирать пыль с ПЭВМ при его включенном состоянии.
12.15. Женщины со времени установления беременности и в период кормления ребенка грудью к выполнению всех видов работ, связанных с использованием ВДТ и ПЭВМ, не допускаются.
12.16. Режим труда и отдыха и регламентированные перерывы при работе с ВДТ и ПЭВМ приведены в разделе V.
12.17. Уровни шума на рабочих местах пользователей ВДТ и ПЭВМ не должны превышать значений, установленных госстандартом и санитарными правилами и нормами.
12.18. В помещении ежедневно должна проводиться влажная уборка.
12.19. Помещение должно быть оснащено аптечкой первой помощи и углекислотным огнетушителем.
<<< XI. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ МОНТАЖНЫХ РАБОТ НА ОПТИЧЕСКИХ ЛИНИЯХ ПЕРЕДАЧИ (ВОЛП)XI. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ МОНТАЖНЫХ РАБОТ НА ОПТИЧЕСКИХ ЛИНИЯХ ПЕРЕДАЧИ (ВОЛП)
XIII. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ АВАРИЙНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ РАБОТАХ НА ЛИНЕЙНЫХ СООРУЖЕНИЯХ КЛПXIII. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ АВАРИЙНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ РАБОТАХ НА ЛИНЕЙНЫХ СООРУЖЕНИЯХ КЛП >>>
Основные показатели системы и их значение
Краткий перечень важнейших составляющих компьютера и их основные характеристики:
CPU — тактовая частота процессора, измеряется в гигагерцах или мегагерцах. Чем больше частота процессора, тем быстрее компьютер обрабатывает информацию. Однако современные мощные процессоры могут конфликтовать со старым железом, поэтому перед апгрейдом «сердца» компьютера следует убедиться в совместимости комплектующих;
чем большее количество ядер имеет процессор, тем быстрее будет работать вся система. Многоядерные процессоры обычно стоят дорого, и перед их установкой нужно уточнить, потянет ли старая система новые мощности, и есть ли целесообразность в замене. Рядовому юзеру, который использует компьютер только для серфинга в Интернете или работы в стандартных офисных программах, увеличение частоты или мощности процесса не даст заметных результатов. Подобный апгрейд будет заметен только при использовании мощных графических программ или современных видеоигр;
ОЗУ — количество оперативной памяти устройства. Чем больше этот показатель, тем лучше, но большинство материнских плат, а иногда и версии операционной системы имеют ограничение на объем ОЗУ. Даже если установить большее количество памяти, система все равно будет видеть и использовать не больше своих пределов;
количество памяти видеокарты влияет на скорость обработки графики и мультимедиа и на качество картинки в компьютерных играх. Иногда память графической платы может быть искусственно ограничена неподходящими или устаревшими драйверами;
версия и лицензия Windows также влияют на скорость работы компьютера или ноутбука и на возможность установки и корректной работы различных программ или драйверов;
объем жесткого диска (измеряется в гигабайтах) должен быть достаточным для установки операционной системы, нужных программ или игр, хранения фильмов и фото
Помимо этого, важно иметь резерв объема SSD для системных нужд: файлов подкачки программ, кэша и временных файлов браузеров и самой Windows, а также временных файлов различного софта и видеоигр.
Обратите внимание! Увеличить свободное место на диске можно при помощи стандартной утилиты виндовс «Очистка диска»
Знание характеристик компьютера или ноутбука пригодится в случае установки новых игр (чтобы заранее знать, потянет ли система игрушку), обновления драйверов устройств (здесь важно скачать драйвера, подходящие к конкретной модели составляющих); покупки и установки нового железа (чтобы убедиться в его совместимости со старой системой), либо при продаже старого компьютера. Где их искать, было подробно описано в этой статье
Где их искать, было подробно описано в этой статье
Знание характеристик компьютера или ноутбука пригодится в случае установки новых игр (чтобы заранее знать, потянет ли система игрушку), обновления драйверов устройств (здесь важно скачать драйвера, подходящие к конкретной модели составляющих); покупки и установки нового железа (чтобы убедиться в его совместимости со старой системой), либо при продаже старого компьютера. Где их искать, было подробно описано в этой статье
Как построить карьеру
Особых карьерных перспектив у оператора ПК нет, но многие специалисты рассматривают эту должность как первую ступеньку для дальнейшего роста. Амбициозные сотрудники дополнительно изучают возможности компьютерной техники, осваивают навыки программирования или web-дизайн, чтобы перейти в категорию более высокооплачиваемых айтишников.
Если у человека технический склад ума, то он, подучившись на курсах, сможет обслуживать компьютеры и оргтехнику и стать системным администратором. Также это неплохой вариант дополнительного заработка, особенно для женщин, которые воспитывают детей, или студентов.