Представительный орган работников

Функции СТК — невнятны, а полномочия — ничтожны.

Согласно ст. 12 Федерального закона “Об общественных объединениях”, “органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания. Орган общественной самодеятельности формируется по инициативе граждан, заинтересованных в решении указанных проблем, и строит свою работу на основе самоуправления в соответствии с уставом, принятым на собрании учредителей. Орган общественной самодеятельности не имеет над собой вышестоящих органов или организаций”.Что следует из этих положений законодательства?

Вводная часть

Здесь необходимо указать:

  • наименование предприятия;
  • точную дату проведения;
  • место проведения;
  • количество присутствующих, сколько процентов они составляют от списочного состава.

Основная часть

Оформлению этой части уделите особое внимание. Желательно подробно отразить все вопросы повестки дня, принятые решения, результаты голосования

Формулировки не обязательно должны соответствовать законодательству, главное — понятность и однозначность. Повестка дня пишется по пунктам, обычно начинается с выборов председателя и секретаря, если они не были выбраны ранее. Затем приводится ее обсуждение, собираются предложения. Затем проводится голосование отдельно по каждому вопросу, и в протокол вносится информация, сколько сотрудников проголосовали «за» и сколько «против». Желательно указать и результат.

Подписи и выписка

Подписывают бланк председатель и секретарь.

Документ хранится в организации, и по запросу предоставляется выписка из собрания трудового коллектива. При ее оформлении укажите, что это часть из документа с определенными реквизитами.

Корректность сведений, которые содержит выписка из протокола общего собрания трудового коллектива, удостоверяется подписями председателя и секретаря.

Профессиональные союзы и их объединения

Профсоюзы относятся к добровольным объединениям граждан, связанных совместными интересами в силу рода собственной деятельности, которые создаются, чтобы защищать их трудовые права и интересы. Подобные структуры наделены одинаковыми правами.

Право образовывать профсоюзы можно использовать свободно, без получения дополнительных разрешений. Сделать это имеет возможность всякий человек, который достиг 14-летнего возраста и осуществляет трудовую деятельность в конкретной структуре.

В российских трудовых профсоюзах имеют право состоять:

  • граждане России;
  • иностранцы и особы, которые не имеют гражданства, однако проживают на территории РФ, исключение составляют ситуации, которые установлены законами федерального уровня или контрактами международного уровня.

Профсоюзы наделены правом в отношении создания своих объединений. Возникать они могут исходя из отраслевых, территориальных или иных признаков, которые учитывают профессиональную специфику.

Во-первых, СТК не основан на членстве.

В отличие от ситуаций, связанных с созданием работодателями “желтых” (или “карманных”) профсоюзов, при создании СТК работодатель не может оказывать давление на людей, чтобы вынудить их написать заявления о вступлении в СТК. Никаких заявлений не требуется, поскольку каждый работник предприятия и без того является членом трудового коллектива (ну не писать же работнику в заявлении “прошу считать меня членом трудового коллектива”). Суть СТК в том, что все работники, составляющие трудовой коллектив, в случаях, установленных Трудовым кодексом РФ, могут избрать для представления своих интересов совет, состоящий из нескольких человек, которому

работники поручают решение своих проблем.

Состав и структура правил внутреннего трудового распорядка

В соответствии с Трудовым кодексом () правила должны содержать следующие разделы:

  • общие положения;
  • порядок приема и увольнения работников;
  • права и обязанности работника и работодателя;
  • ответственность работника и работодателя;
  • режим работы, время отдыха;
  • порядок оплаты труда (размер, порядок выплаты, сроки и место выплаты);
  • применяемые к работникам меры поощрения и взыскания;
  • заключительные положения.

Также в соответствии со спецификой деятельности компании обязательными для включения в правила внутреннего трудового распорядка являются:

  • порядок ведения суммированного учета рабочего времени;
  • порядок и сроки ознакомления с графиками работы или сменности;
  • перечень должностей с ненормированным рабочим днем (можно вывести в отдельный локальный нормативный акт);
  • продолжительность дополнительного отпуска;
  • случаи, продолжительность и порядок предоставления специальных перерывов для обогрева и отдыха;
  • перечень работ, где по условиям труда невозможно предоставление перерывов для отдыха и питания;
  • порядок направления работников в командировку, оформления и оплаты расходов, связанных с командировкой (можно вывести в отдельный локальный нормативный акт);
  • размеры и порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками работников, которым установлены разъездной характер работы или работа в пути, а также перечень таких должностей (можно вывести в отдельный локальный нормативный акт).

Ошибка 5

Правила внутреннего трудового распорядка носят формальный характер. Ошибкой многих работодателей является то, что они составляют ПВТР для трудовой инспекции и других контролирующих органов, чтобы избежать штрафов. Но работодатель в первую очередь должен быть сам заинтересован в принятии данного документа, так как это основной инструмент работодателя, призванный поддержать и укрепить трудовую дисциплину, а также закрепить правила, установленные в компании.

Помимо вышеуказанных работодатель имеет право включить в ПВТР и другие разделы. Например, можно предусмотреть следующее.

  • Порядок ведения видеонаблюдения. Если на территории компании установлены видеокамеры, то в правилах внутреннего трудового распорядка необходимо обосновать причины их наличия, например, видеокамеры на проходной могут быть установлены с целью контроля своевременного прихода на работу, ухода с работы, возвращения с обеденного перерыва.
  • Порядок предоставления работникам дополнительного медицинского страхования или оплаты сотовой связи. Часто компании предоставляют работникам полисы ДМС или оплачивают им расходы на сотовую связь. Во избежание споров стоит закрепить в ПВТР данный порядок (когда у работника возникает право на ДМС, какой уровень страховки полагается определенной категории работников, каким работникам оплачивают сотовую связь, какие установлены лимиты по сотовой связи и другие вопросы). Также включение данного условия в ПВТР необходимо для признания затрат на ДМС и сотовую связь в расходах по налогу на прибыль.
  • Правила соблюдения дресс-кода. Во многих компаниях данный вопрос актуален. Если включить данное положение в правила внутреннего трудового распорядка, то соблюдение дресс-кода станет обязанностью работника.
  • Другие разделы, регламентирующие требования к работникам и определяющие порядок работы в компании (процедура прохождения испытательного срока, установленный в компании пропускной режим, порядок соблюдения коммерческой тайны и др).

ПРИМЕР

При разработке правил внутреннего трудового распорядка для компании от клиента поступил запрос на включение в правила внутреннего трудового распорядка условия о том, что работник несет ответственность за установление на рабочий компьютер нелицензированной программы. Для клиента вопрос был очень актуальным, так как информационная безопасность оставляла желать лучшего. Один из разделов разработанных правил внутреннего трудового распорядка был посвящен порядку работы с персональным компьютером и запрету установления какого-либо программного обеспечения без письменного согласия генерального директора компании, составленного в двух экземплярах для каждой стороны.

Ошибка 6

Установление в правилах внутреннего трудового распорядка норм, противоречащих законодательству.СоставляяПВТР, необходимо помнить, что правила не должны противоречить действующему законодательству и ухудшать положение работников по сравнению с Трудовым кодексом.

Состав совета трудового коллектива

Таким образом, избрание совета трудового коллектива проводится коллективом самостоятельно и добровольно. Организуется собрание работников, и в процессе собрания избираются те граждане, которые будут представлять в дальнейшем интересы группы. Выбор происходит с помощью голосования – оно может быть как открытым, так и тайным. На данную деятельность работодатель не может повлиять ни коим образом – ни организовать создание совета, не каким-либо образом координировать его создание.

Нет строгого списка должностей, которые должны входить в совет трудового коллектива. В состав совета трудового коллектива, как правильно, входят:

  • Председатель совета — он отвечает за организацию всей деятельности совета;
  • Заместители председателя совета – граждане, которые находятся в прямом подчинении у председателя, оказывают ему поддержку, выполняют поручения, часто отвечают за работу определённого направления;
  • Секретарь – ответственный работник, который ведет протокол совета трудового коллектива (фиксирует все происходящее на собрании), ведет делопроизводство объединения;
  • Рабочие комиссии (комиссии могут временными или постоянными) обычно назначаются для работы по различным направлениям деятельности компании;
  • Члены совета принимают участие в общих собраниях совета, участвуют в принятии решений по вопросам, которые были вынесены на обсуждение совета, выполняют задачи, поставленные перед ними руководством совета, выступают с инициативами.

Работодатель обязан прислушиваться к мнению совета трудового коллектива в ряде вопросов, определенных трудовым законодательством. Так, в определенных случаях, перед тем как окончательно утвердить проект локального нормативного акта, работодатель должен показать его объединению работников и заручиться их согласием на принятие данного акта. В течение пяти дней совет трудового коллектива должен рассмотреть представленный проект и направить работодателю свое мнение на его счет. Если работодатель и совет работников не придут к единому решению по поводу документа и не смогут договориться, работодатель может принять его, однако работники вправе обжаловать его через суд или обратиться с жалобой в государственную инспекцию труда.

Правы ли контролирующие органы, выдвигая такое требование

При утверждении многих локальных нормативных актов (далее — ЛНА) работодатель действительно обязан учитывать мнение представительного органа работников, но только при наличии таковог ост. 8 ТК РФ
.

ВЫВОД

Если работники проявили инициативу и создали свой орган, то учет его мнения в случаях, названных в ТК РФ, обязателен. Если представительного органа нет, то никаких претензий, связанных с его отсутствием, быть не может.

Так же рассуждают сегодня и суды, рассматривая самые разные споры.

Например, Ространснадзор ссылался на нарушение организацией лицензионных требований, в частности, из-за того, что организация утверждала графики работы водителей без учета мнения представительного органа работников. Но суд этот довод отклонил, так как в обществе этот орган не избра нПостановление 17 ААС от 14.08.2009 № 17АП-6400/2009-АК
.

В другом случае налоговая инспекция пыталась доказать незаконность учета в расходах сумм премий, выплаченных на основании положения об условиях оплаты труда, утвержденного только генеральным директором без учета мнения представительного органа работников. Но также безуспешно, поскольку такого органа в организации не был оПостановление 9 ААС от 08.08.2011 № 09АП-17511/2011-АК, 09АП-17512/2011-АК
.

Отказал суд и работнику, который посчитал незаконным положение о премировании, принятое без «учета мнения»: представительный орган у работодателя не был создан. На основании этого положения премию работнику выплатили в меньшем размере, чем он рассчитыва лКассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 20.10.2011 № 33-15808/2011
.

Представительный орган работников

Отсутствие этого органа не означает также, что работодатель не вправе принимать локальные нормативные акты, требующие согласования с представительным органом при его наличии.

Вместе с тем, если такой орган будет создан работниками, работодатель обязан будет создавать условия, обеспечивающие деятельность представителей работников, в соответствии с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями (ст.

32 ТК РФ), а также исполнять иные обязанности, связанные с наличием в организации представительного органа работников, в частности учитывать его мнение в случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, коллективным договором, соглашениями (часть вторая ст. 8 ТК РФ).

Ответ на вопрос:

Предполагаем, что вас интересует представительный орган работников.

https://youtube.com/watch?v=E1PM9nur-5o

Представительный орган работников – это тот орган, который наделен полномочиями представлять интересы работников. Как правило, таким органом является первичная профсоюзная организация.

Если в организации имеется две и более первичных профсоюзных организаций формируется единый представительный орган. Если в организации не создана первичная профсоюзная организация представительным оранном работников может являться представитель (или представительный орган), избранный из числа работников (ст.31 ТК РФ).

Представительный орган работников создают и избирают непосредственно работники. У организации нет обязанности создавать такой представительный орган.

Подробности в материалах Системы Кадры:

Ситуация: В каких случаях организация обязана учесть мнение представительного органа сотрудников, не являющегося профсоюзом

В Трудовом кодексе РФ прямо указаны случаи, когда организация обязана учесть мнение представителей сотрудников. Такими представителями могут быть:

  • профсоюз;
  • иные представительные органы (представители).

Об этом говорится в части 1 статьи 29 Трудового кодекса РФ.

Существование иного представительного органа (не профсоюза) возможно, если:

  • в организации нет профсоюза;
  • ни одна из первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины сотрудников и не уполномочена представлять интересы всех сотрудников.

Наличие в организации иного представительного органа (представителя) не является препятствием для осуществления своих полномочий первичными профсоюзными организациями.

Такие правила установлены частью 1 статьи 31 Трудового кодекса РФ.

При этом Трудовой кодекс РФ разграничивает случаи, когда организация:

  • должна принять решение с учетом мнения профсоюза;
  • должна принять решение с учетом мнения представительного органа сотрудников (ст. 101, ч. 3 ст. 103, ч. 4 ст. 135, ч. 2 ст. 136, ч. 3 ст. 147, ч. 2 ст. 153, ст. 159, ст. 190, ч. 3 ст. 196, ч. 2 ст. 221 ТК РФ).

То есть в первом случае организация должна учесть мнение именно профсоюза при его наличии в организации. При этом если в организации нет профсоюза, а интересы сотрудников представляет иной представительный орган (уполномоченный представитель), то учитывать его мнение не обязательно.

Во втором случае организация обязана учесть мнение представительного органа сотрудников. То есть, например, если в организации отсутствует профсоюз, однако есть иной представительный орган (уполномоченный представитель), то учесть его мнение необходимо.

Порядок учета мнения представительного органа сотрудников (представителя) в некоторых случаях прямо прописан в Трудовом кодексе РФ (ч. 3 ст. 103, ч. 2 ст. 136, ч. 3 ст. 147, ст. 190, ч. 3 ст. 196 ТК РФ).

в порядке, предусмотренном для принятия локальных нормативных актов) (ч. 3 ст. 103 ТК РФ).

При этом в некоторых ситуациях порядок согласования решений работодателя с представительным органом в законодательстве не установлен (ст. 101, ч. 4 ст. 135, ч. 2 ст. 153, ст. 159, ч. 2 ст. 221 ТК РФ).

В таком случае организация вправе самостоятельно определить порядок учета мнения представительного органа сотрудников и отразить его в локальном нормативном документе (например, в коллективном договоре).

Из ответа «Как учесть мнение профсоюза»

Иван Шкловец,

заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

Единый представительный орган

Единый представительный орган

При наличии в организации двух или более первичных профсоюзных организаций ч. 2 ст. 37 ТК РФ четко ориентирует этих представителей работников на создание ЕПО. Сопоставление цели его создания (ведение коллективных переговоров, разработка единого проекта колдоговора и его заключение) с компетенцией комиссии по заключению колдоговора позволяет сделать следующий вывод: ЕПО — это профсоюзная часть комиссии. Образование ЕПО следует рассматривать как право, а не обязанность первичных профсоюзных организаций, поскольку не все они могут выразить желание участвовать в переговорах и заключать колдоговор. Но за ними сохраняется право направить своих представителей в состав ЕПО до момента подписания колдоговора (ч. 5 ст. 37 ТК РФ). Последняя норма дает также ответ на вопрос о возможности участия в колдоговорном процессе представителя работников, который существовал, но не участвовал в коллективных переговорах и не подписывал колдоговор. Такой представитель имеет право участвовать в работе только над следующим колдоговором. Иначе обстоит дело в случае, когда представитель работников не существовал и, следовательно, не мог участвовать в колдоговорном процессе. В этом случае изменился состав представителей работников. И новый представитель работников вправе в любое время направить своих представителей в состав ЕПО, а также выступить с инициативой проведения переговоров об изменении и дополнении колдоговора. Формирование ЕПО осуществляется по смешанной системе представительства: каждая первичная профсоюзная организация представлена пропорционально в зависимости от численности членов профсоюза на основе единой нормы представительства; обязательность представительства каждой первичной профсоюзной организации, включая и те, у которых число членов профсоюза значительно меньше единой нормы представительства. Такое представительство создает возможности максимального учета позиций всех первичных профсоюзных организаций при принятии важных решений в социально-трудовых отношениях. Несмотря на множественность представителей работников, переговоры остаются двусторонними (работодатель — работники). Каждая первичная профсоюзная организация, принявшая участие в формировании ЕПО, представляет в нем интересы своих членов и тех работников, которые уполномочили ее провести переговоры и заключить колдоговор от их имени. Но в целом ЕПО ведет переговоры от имени всех работников организации. Опыт показывает, что необходимо предварительное решение по основным процедурам организации деятельности ЕПО: выборы руководителя, заместителя руководителя, секретаря; периодичность совещаний, порядок информации о повестке дня и рассылки материалов по вопросам, рассматриваемым на совещаниях; правомочность совещаний (напр., присутствие не менее 2/3 членов ЕПО); порядок принятия решения (простое большинство голосов, квалифицированное большинство, консенсус); обязательное ведение протокола. Необходимо помнить, что ЕПО — одна из сторон, участвующих в коллективных переговорах. Перед началом переговоров участники ЕПО должны продемонстрировать свое единство: согласовать подходы и предложения, выработать общую позицию для ведения переговоров с работодателем. Лучше всего, если до начала переговоров будет предложен общий проект колдоговора в качестве основы для ведения переговоров с представителями работодателя. Выносить свои разные позиции (а тем более разногласия) невыгодно. Представители работодателя непременно сыграют на них не в пользу работников.

Оцените определение: Отличное определение — Неполное определение ↓

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector