Производственные аварии и катастрофы относятся к чс

Порядок расследования причин аварий в электроэнергетике

Собственник, иной законный владелец объекта электроэнергетики и (или) энергопринимающей установки либо эксплуатирующая их организация незамедлительно уведомляют о возникновении аварии диспетчерский центр субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике.

Решение о расследовании причин аварии принимается не позднее 24 часов с момента получения органом федерального государственного энергетического надзора информации об аварии.

Приказом руководителя органа федерального государственного энергетического надзора (его заместителя) оформляется решение о расследовании причин аварии, создается комиссия по расследованию причин аварии и определяется ее состав, куда входят:

  1. Председатель комиссии  —  должностное лицо органа федерального государственного энергетического надзора.
  2. Представитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
  3. Представитель организации по управлению единой национальной электрической сетью и территориальных сетевых организаций.
  4. Представители генерирующих компаний.
  5. Представители иных организаций, указанных в п.11 и 13 Правил.

Комиссия начинает расследование незамедлительно после принятия решения о расследовании.

Устанавливаются причины и предпосылки возникновения аварии: выясняются обстоятельства, предшествовавшие аварии; действия субъектов электроэнергетики и потребителей электроэнергии; определяется исполнение команд и распоряжений субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике; соблюдение субъектами электроэнергетики и потребителями электроэнергии требований и регламентов в соответствующей области; своевременность принятия мер по устранению последствий аварии и дефектов оборудования, повышению его надежности, а также по соблюдению технологической дисциплины при производстве работ. Определяется круг лиц, действия или бездействие которых привели к ее возникновению; разрабатывается перечень противоаварийных мероприятий по устранению причин аварии и предотвращению возникновения аварий на объектах.

Действия комиссии в ходе расследования причин аварии оформляются протоколом и подписываются председателем комиссии.

Результаты расследования причин аварий, оформляются актом о расследовании причин. К акту расследования прилагаются все материалы расследования, полученные в процессе работы комиссии.

Акт расследования содержит следующую информацию:

  • описание состояния и режима работы объектов электроэнергетики и (или) энергопринимающих установок до возникновения аварии и во время аварии;
  • описание причин возникновения аварии и ее развития;
  • описание действий оперативного персонала и должностных лиц субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, послуживших предпосылками и (или) причинами возникновения аварии;
  • описание выявленных в ходе расследования нарушений;
  • перечень и описание повреждений оборудования ;
  • перечень противоаварийных мероприятий;
  • иное предусмотренное Правилами.

Контроль за выполнением противоаварийных мероприятий и предписаний, вынесенных по результатам расследования причин аварий, осуществляется органом федерального государственного энергетического надзора.

Материалы расследования аварий после проведения анализа могут быть использованы при планировании режимов работы объектов электроэнергетики и (или) энергопринимающих установок и разработке мер по обеспечению надежного и безопасного функционирования указанных объектов (установок), в том числе в составе энергосистемы.

Техногенные аварии

Классификация ЧС техногенного характера включает в себя различные виды и группы, рассмотрим их.

1. К первой можно отнести транспортные аварии, которые включают следующие виды:

  • Аварийные ситуации и катастрофы на любых видах пассажирского транспорта.
  • Чрезвычайные ситуации на нефте- или газопроводах.

2. Опасные ситуации с огнем и взрывы включают пожароопасные и взрывоопасные ЧС в жилых домах, на промышленных объектах и в общественном транспорте, а также аварийные ситуации в шахтах.

3. Аварии, во время которых происходит выброс СДЯВ:

  • Выброс на промышленных предприятиях в результате нарушения норм переработки или хранения веществ и материалов.
  • Аварии на заводах и фабриках с угрозой утечки ядовитых веществ.

4. Классификация техногенных ЧС включает также повышение предельной концентрации вредных веществ:

  • Присутствие ядовитых и химических веществ в воздушной среде и почвенной.
  • Превышение ПДК веществ в водных ресурсах.

5. Аварийные ситуации, при которых происходит выброс радиоактивных веществ.

6. Разрушение зданий в результате чрезвычайных ситуаций:

  • Разрушение транспортных коммуникаций.
  • Обрушение зданий производственного значения.
  • Возникновение повреждений, которые требуют эвакуации людей.

7. Аварийные ситуации на электростанциях и электрических сетях – это также один из пунктов, который включает классификация техногенных ЧС.

8. Чрезвычайные ситуации в системах жизнеобеспечения, к которым можно отнести:

  • Канализационные системы.
  • Сети, которые снабжают теплом и водой население.
  • Газопроводы.

9. Аварии, которые приводят к нарушению обеспечения телефонной связи.

10. ЧС на очистных сооружениях.

11. Гидродинамические аварии, например, прорыв плотин, нарушение спуска водохранилищ.

Как видно из данного перечня, классификация ЧС техногенного характера достаточно обширная и включает многочисленные виды аварийных ситуаций. Устранение последствий каждой аварии производится силами различных подразделений.

Регламент утверждения и согласования разработанного Плана мероприятий по локализации и ликвидации аварий.

На завершающем этапе разработки ПМЛЛПА его необходимо утвердить директором предприятия, имеющего в собственности (применяющего) опасные объекты. Заключительной стадией будет являться согласование утвержденного ПМЛЛПА с руководством профессиональных аварийно-спасательных формирований (ПАСФ).

Проведение экспертизы промбезопасности разработанных планов ликвидации аварий действующим законодательством не предусмотрено.

Продолжительность действия.

В зависимости от типа опасного объекта, составленный и согласованный план ликвидации аварий имеет следующие периоды действия:

  1. Опасные объекты, на которых проводятся горные работы под землей – 6 месяцев.
  2. ОПО, специализирующиеся на осуществлении открытых горных работ и обогащении полезных ископаемых – 1 год.
  3. ОПО 1 класса опасности – 2 года.
  4. ОПО 2 класса опасности – 3 года.
  5. ОПО 3 класса опасности (котельные, работающие на газу, а также сети газопотребления) – 5 лет.

Пересмотр и повторное согласование ПМЛЛПА необходимо проводить не позднее, чем за 15 дней до наступления даты окончания периода его действия.

Также существует ряд случаев, когда может потребоваться досрочный пересмотр действующего плана ликвидации аварий:

  1. В течение 30 дней после:
    • преобразование регламента проведения производственного контроля за соблюдение норм промышленной безопасности (трансформация методики проведения замеров либо смена измерительного оборудования);
    • реформирование структуры контроля и координации технологических процессов на ОПО;
    • разработка новых (закрытие выработанных) участков горных работ, трансформация схем вентиляции на них, смена эвакуационных маршрутов персонала в случаях происхождения аварийных ситуаций.
  2. В случаях выявления Ростехнадзором фактов расхождения сведений, указанных в утвержденном ПМЛЛПА и фактических данных. В случае обнаружения новоявленных факторов риска по итогам технического расследования причин возникновения аварий на аналогичных ОПО.
  3. На основании результатов технического расследования по установлению причин аварийной ситуации на объекте.

Административная ответственность за отсутствие плана ликвидации аварий.

В случае выявления в ходе проведения проверок факта отсутствия на предприятии, эксплуатирующем ОПО, разработанного и утвержденного ПМЛЛПА, руководителям данных эксплуатирующих предприятий грозит административное наказание в соответствии со статьей 9.1 КоАП РФ:

  1. Выявление нарушений в области промышленной безопасности опасных объектов предусматривает наложение административного штрафа:
    • на должностных лиц — от 20000 до 30000 рублей (либо отстранение от занимаемой должности на срок от полугода до одного года);
    • на предприятия — от 200000 до 300000 рублей (либо трехмесячное приостановление деятельности).
  2. В том случае, если выявленные нарушения будут квалифицированы как грубые, законодательством предусмотрены повышенные размеры штрафов:
    • на должностных лиц — от 40000 до 50000 рублей (либо дисквалификация от 1 года до 2 лет);
    • на предприятия — от 500000 до 1000000 рублей (либо трехмесячное приостановление деятельности).

Регулирующая и расследующая инциденты и аварии комиссия

Как и у любого происшествия в мире, у любых казусов на предприятии также должна быть правовая оценка, которая должна урегулировать ситуацию и ее последствия.

Важно! Сразу после проявления инцидента или аварии должна вызваться специальная комиссия, которую назначает генеральный совет директоров компании. Согласно законодательству, в комиссию должно входить строго нечетное число уполномоченных лиц, чтобы в случае разногласий по поводу произошедшего не образовалась ситуация, когда мнения разделились ровно на две части

Такая проблема вызвала бы еще больше неприятностей и еще сильнее бы затормозила нахождение решения

Согласно законодательству, в комиссию должно входить строго нечетное число уполномоченных лиц, чтобы в случае разногласий по поводу произошедшего не образовалась ситуация, когда мнения разделились ровно на две части. Такая проблема вызвала бы еще больше неприятностей и еще сильнее бы затормозила нахождение решения.

Первым делом созыва должно быть обозначение всех лиц, которые напрямую или косвенно были причастны к произошедшему. После опроса всех свидетелей комиссии следует оценить тяжесть ущерба, нанесенного работнику или предприятию, чтобы далее выписать предписание виновным с целью получения компенсации. Далее, если речь идет о повреждении конструкции, комиссия должна определить состояние предмета и выносит решение о дальнейшем использовании или ликвидации элемента, что завершает решение произошедшего.

Важно! Ключевым фактором в работе комиссии является правильность заполненного акта приема ситуации. В листе должно быть указано место, время, дата и все подробности произошедшего

Заносятся все лица, которые причастны к аварии или инциденту и его расследованию, а также план по устранению дефектов. В течение 10 дней после происшествия должны быть осуществлены все записанные в акте пункты по выявлению и решению проблемы.

Способы оказания первой помощи при переохлаждении, обморожении, солнечных и тепловых ударов

При значительном перегреве организма может случиться тепловой удар. Это понятие часто путают с термином «солнечный удар», однако это немного разные вещи. Солнечный удар возникает при перегревании головы воздействием солнечного излучения.

Однако, симптомы этих диагнозов схожи:

  • головокружение;
  • тошнота, рвота;
  • слабость;
  • обморок.

При выявлении этих признаков и подозрении на тепловой или солнечный удар, пострадавшего нужно переместить в прохладное помещение. На голову кладут холодный компресс, тело обтирают влажной прохладной тканью или платком.

Обморожение — состояние организма, возникающее при длительном или сильном воздействии низких температур. К признакам обморожения относятся:

  • побледнение кожи;
  • потеря чувствительности;
  • после нагревания обмороженного участка кожи — сильная боль.

Следует помнить! При выявлении симптомов обморожения пострадавший участок кожи обтирают мягким платком, при этом конечности – обязательно в последовательности от центра к краю.

Если сила обморожения чрезмерна — пострадавшие места следует обездвижить и хорошо замотать, обеспечив тепло. После этих обязательных действий больного показывают врачу.

Первая помощь

Ни одно предприятие невозможно уберечь от возникновения нештатных ситуаций. Однако гарантом безопасности рабочего процесса является безукоризненная дисциплина на производстве. Поэтому, одной из главных задач админсостава организации является обеспечение коллектива всеми данными по соблюдению правил ТБ.

Осведомленность рабочего коллектива о нормах и правилах техники безопасности и охраны труда, умение слаженно и грамотно распознавать и блокировать травмоопасные факторы в момент возникновения аварии — все это является признаками полной готовности предприятия к любой чрезвычайной ситуации.

Что такое промышленная авария

Для начала стоит разобраться в терминах и определить, что именно стоит относить к указанному понятию. В классе школьники на уроках ОБЖА проходят данную тему.  Промышленные аварии — это катастрофы, произошедшие на промышленном объекте, которые могли причинить ущерб жизни и здоровью людей, повлечь негативные последствия для окружающей среды и нанести материальный ущерб. К подобным ситуациям относятся различные разрушения и повреждения, пожары, частичное или полное уничтожение технического оборудования.

Промышленная авария

К аварии на производстве относят и последствия подобных катастроф, включая взрывы, затопления, выход из строя коммунальных сетей и энергетики, утрата связи.

Наиболее опасными считаются предприятия, на которых происходит изготовление, хранение или использование веществ высокого ядовитого воздействия.

Справка! Запроектная авария промышленного характера называется исходным состоянием, которое не было учтено для проектных катастроф. Часто сопровождается дополнительными проблемами, включая ошибочные решения персонала, отказ системы безопасности. Проектная катастрофа не является синонимом предыдущему понятию. Для нее характерно определение исходных и конечных данных при помощи проекта, а также предусмотрено наличие рычагов системы безопасности для устранения инцидента.

Промышленная авария с пожаром

Расследование аварий и катастроф

Выяснение точной последовательности событий позволяет специалистам установить, что именно послужило причиной возникновения ЧС

Это важно для того, чтобы выявить виновных и наказать их. Полученная информация позволит в дальнейшем не допускать таких проблем

Последовательность действий при ЧС на производстве закреплена в ТК РФ

В первую очередь обязательно информируются надзорные органы, страховая, профсоюз и госинспекция по труду. Сразу же принимаются действия направленные на защиту здоровья и жизни рабочих, окружающей среды и третьих лиц.

На месте происшествия должна быть сохранена неизменная обстановка, так как это очень важно для установления причины аварий. Исключения допускаются только при необходимости предотвратить развитие последствий и для оказания первой помощи

Действия комиссии

Собирается вся информация о случившемся, обязательно проводится фото и видео фиксация. Делаются схемы аварии и места происшествия. Отдельно оформляется протокол по анализу случившегося.

Важно! Свидетельские показания и объяснительные должностных лиц собираются исключительно в письменной форме. Комиссия проводит анализ характера нарушений на производстве, проводится осмотр проектной документации, оценивается квалификация уровня мастерства сотрудников

Комиссия проводит анализ характера нарушений на производстве, проводится осмотр проектной документации, оценивается квалификация уровня мастерства сотрудников.

Позже проводится следственный эксперимент и назначается экспертиза. На основе этих данных, свидетельских показаний и анализа документов делается вывод о причинах аварий.

Разрабатываются методы по предотвращению развитию повторного происшествия. Предварительно определяется уровень ущерба, как материального, так и социального.

Материалы

Председатель комиссии утверждает перечень документов. Он зависит от того, какая именно авария произошла и какого масштаба. В первую очередь создается приказ о создании комиссии, потом акт расследования и протокол исследования места аварии с видео и аудио документами.

При необходимости делается отчет председателя комиссии об итогах работы экспертов. Прикладываются докладные от специальных служб, которые занимались ликвидацией последствий аварии.

Важно! Всех причастных лиц опрашивают и фиксируют показания в письменном виде. Графические изложения, отчеты экспертов тоже должны быть задокументированы

Делаются копии и выдержки из журналов по обучению техники безопасности, повышению квалификации рабочих.

Правильный сбор документов очень важен для правильного установления причины аварии

Если комиссия устанавливает факты нарушения безопасности, то их нужно письменно зафиксировать и детально перечислить. Если организации были не своевременно уведомлены, то составляется специальный протокол.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector