Промышленные аварии на производстве

Разнообразие опасности. Характеристика и классификация техногенных ЧС

Как гласит общая статистика, среди всех видов ЧС самую большую долю занимают техногенные катастрофы — 89,5%. Что является техногенными катастрофами и авариями? Как было уже упомянуто, в этих событиях виновна деятельность человека. В результате возникновения определенного источника ЧС создается неблагоприятная обстановка на объекте или какой-либо территории и возникает угроза жизни и здоровью людей, окружающей среде, наносится ущерб народному хозяйству и имуществу. Источники возникают на потенциально опасных объектах (ППО), технических системах, обладающая энергией, которая в случае высвобождения превращается в поражающий фактор.

Потенциально опасные объекты можно поделить на шесть групп:

  1. биологически опасные объекты и сложные технические системы, при возникновении аварии на которых может пострадать флора и фаун;
  2. химически опасные объекты и сложные технические системы, которые производят, хранят и перерабатывают химические вещества;
  3. радиационно-опасные объекты и сложные технические системы. В ряду техногенных ЧС аварии на подобных объектах занимают особое место: они самые обширные по площади поражения и делают территории опасными для проживания на долгие годы. Примером тому является Чернобыль;
  4. гидродинамические объекты и сложные технические системы;
  5. пожаровзрывоопасные объекты и сложные технические системы;
  6. объекты жизнеобеспечения и транспортные коммуникации. Выход из строя объекта коммунального хозяйства влечет за собой значительное ухудшение условий жизни населения, может привести к экологической катастрофе.

Аварии на объектах случаются из-за халатности персонала или неверно функционирующей системы, порой небольшой изъян в конструкции предприятия ведет к смерти сотен людей. Техногенные крупные ЧС — широкое понятие, которое включает в себя такие аварии, как:

  • связанные со всеми видами транспорта, к примеру, железнодорожном, автомобильном, воздушном, водном, метро;
  • с выбросом опасных веществ;
  • гидродинамические, связанные с прорывом дамб и шлюзов;
  • взрывы и пожары;
  • аварии на коммунально-энергетических сетях;
  • ЧС на очистных сооружениях;
  • внезапное обрушение зданий.

Крупный пожар в торговом центре в Кемерово

Фейерверк в Поднебесной

Файер-шоу и фейерверки любят миллионы людей разных возрастов на всей планете. Иногда пиротехника может быть опасной, причем в довольно внушительных масштабах. В преддверии Нового года грузовой автомобиль должен был доставить к месту назначения огромное количество фейерверков одновременно. В результате начавшейся детонации произошло их преждевременное возгорание, превратившее машину в огромный сверкающий факел.

Это ДТП в мире стало известно не только благодаря данному факту — грузовик в этот момент продвигался по бетонному мосту. Вследствие сильных взрывов обвалилось несколько бетонных пролетов, в которые начали падать и другие автомобили. В результате 5 человек погибло, а десятки получили инвалидность.

Особенности катастроф на водном транспорте

Происшествия на воде неизменно сопровождаются рядом возникающих трудностей:

  • скорость движения транспорта, как правило, высока, что становится причиной травм пострадавших и их быстрой гибели;
  • задержка при оказании помощи из-за сбоя в получении достоверной информации о ЧП. На момент прибытия спасательной группы в большинстве случаев происходит увеличение количества жертв;
  • незнание пассажирами элементарных навыков выживания на воде;
  • отсутствие спец. техники для эвакуации и тушения пожаров на начальном этапе;
  • затруднение при определении количества пострадавших, а также невозможность доставки их в специализированные медицинские учреждения;
  • организация поисков останков на больших площадях;
  • необходимость восстановления транспортного сообщения в максимально сжатые сроки.

https://youtube.com/watch?v=5mHZfuVnrnw

Топ-4 крупных ДТП в мире

4. Обрушение моста через реку Ичан в Китае из-за взрыва грузовика

Удивительно, но обрушение мостов в Китае происходит довольно часто. Возникает по вине грузовых перевозчиков, отправляющих в рейсы перегруженные фуры, а также горе-строителей, которые из-за сжатых сроков сдачи объектов пренебрегают правилами и нормами и пользуются дешёвыми и низкокачественными стройматериалами.

В провинции Хайнань 1 февраля 2012 года произошла очередная крупная катастрофа – взорвался грузовой автомобиль с фейерверками и петардами, двигающийся по мосту через реку Ичан. Большая часть строительных конструкций, располагающихся на 20-метровой высоте над уровнем земли, не выдержала ударной волны и обрушилась. С моста упало 10 грузовиков. Для разбора завалов из остатков строительных конструкций, частей асфальтового покрытия, искореженного транспорта понадобилось большое количество спецтехники и спасателей. В автокатастрофе погибло 26 человек, десятки получили ранения.

3. «Бойня» в Теннесси

Эта крупнейшая автокатастрофа с участием 176 автомобилей произошла в США в 2002 году. Место действия – одна из магистральных трасс в штате Теннеси. В день ДТП на дороге образовался густой и плотный туман, усугубивший и без того плохие дорожные условия – гололёд. Далекая от идеала видимость и скользкое дорожное покрытие вкупе с банальной невнимательностью шофёров сделали своё дело. Привели к бортовому столкновению двух крупногабаритных грузовых автомобилей. Один из большегрузов в результате сильного удара развернулся и перекрыл практически всю проезжую часть (в одном направлении).

Из-за оживлённости движения и плохой видимости автомобили стали врезаться друг в друга по цепочке. Несмотря на оперативный выезд полицейских на место происшествия, в аварии успело поучаствовать более 170 машин. Часть транспортных средств буквально перелетала через металлический отбойник, приводя к новым жертвам на встречной полосе. Десятки людей получили травмы. Среди участников ДТП был школьный автобус, но никто из пассажиров не пострадал.
Чтобы разобрать гигантскую груду искореженного металла и достать пострадавших, североамериканским дорожным службам и спасателям понадобилось 2 суток.

2.  Падение автобуса в оросительный канал в Египте

Это печальное событие произошло под Каиром 14 декабря 2008 года и унесло жизни 53 человек. Автобус двигался по маршруту из Каира в «Жемчужину Верхнего Египта» – город Эль-Минья.
Причина аварии – перегруженность пассажирского автобуса, которая не позволила водителю удачно завершить обгон грузового автомобиля. Из-за сильного перегруза транспортное средство накренилось и упало прямиком в ирригационный (оросительный) канал с большой высоты. Среди жертв жуткой катастрофы находились как местные жители, так и туристы из разных стран, приехавшие в Египет на отдых.

1.  Массовое столкновение транспортных средств в ОАЭ

Крупная автомобильная авария, произошедшая в марте 2008 года в Объединённых Арабских Эмиратах, вблизи от Абу-Даби, стала горьким уроком для неосторожных водителей. Сильный туман, спустившийся на дорогу ранним утром, привёл к столкновению более 100 легковых, мало- и крупнотоннажных грузовых автомобилей, пассажирских автобусов. К увеличению числа жертв (около 270 человек было госпитализировано и трое погибло) привело возгорание нескольких транспортных средств с рабочими, направляющихся на ремонт дороги.

Для устранений последствий аварии автомобильную трассу Абу-Даби-Дубай полностью перекрыли. В тушении пожара приняло участие несколько пожарных команд, однако несколько транспортных средств сгорело дотла.

Будьте внимательны!
От автомобильных аварий и неприятных инцидентов на дорогах никто не застрахован. Чтобы снизить вероятность участия в автокатастрофах, необходимо соблюдать ПДД, правильно оценивать дорожную ситуацию, быть внимательным и собранным.

Классификация по принципу предотвратимости

Многих аварий можно было бы избежать, если бы все участники движения соблюдали правила, контролировали техническое состояние своих автомобилей. Существуют и другие факторы, влияющие на возможность предотвращения ДТП. Ситуации делят на:

  • Опасные. В этом случае обстановка на дороге такова, что ДТП вероятно, но не стопроцентно возможно. Есть шанс его избежать, если водители предпримут верные действия.
  • Аварийные. Дорожная обстановка сложилась так, что никакие маневры автомобилистов не избавят от происшествия.

Все виды ДТП, классифицируемые по механизму и особенностям возникновения, могут быть отнесены и к опасным, и к аварийным. Это зависит от качества и особенностей дороги, навыков водителя, скорости и состояния ТС, многих других важных нюансов. Столкновения, как и наезда, опрокидывания иногда можно избежать, а в других случаях – нет.

Рекомендуем прочитать о лишении прав за ДТП. Вы узнаете о классификации ответственности за ДТП, мерах наказания за ДТП  с пострадавшими, без пострадавших, в алкогольном опьянении.
А здесь подробнее о штрафе за езду задним ходом.

ДТП классифицируют еще и по тяжести последствий, деля на смертельные, ставшие причиной телесных повреждений и принесшие материальный урон. Но у многих из них есть субъективные причины возникновения, то есть игнорирование ПДД, пьянство за рулем, невнимательность. Если убрать все мешающее безопасности на дороге, аварий станет намного меньше.

Понятия

Чтобы отличия стали ещё более очевидны, приведём понятия.

Авария – это:

  • неожиданная поломка или повреждение сооружения (машины) во время работы;
  • происшествие техногенного характера на определённом объекте или локальной территории, создающее угрозу жизни людей или их здоровью, способное привести к порче имущества, разрушению зданий, причинению ущерба окружающей среде;
  • поломка технических средств, применяемых на опасном производстве, приводящая к взрывам или выбросам опасных веществ.

Катастрофа – это авария или стихийное бедствие с трагическими последствиями. К таковым относят события, в результате которых:

  • число погибших не менее 100;
  • число раненых не менее 400;
  • количество эвакуированных человек не менее 35 000;
  • оставшихся без питьевой воды не менее 70 000.

Как видим, авария, последствия которой не были своевременно устранены, может перерасти в катастрофу.

Признаки ДТП

Чтобы происшествие было определено как ДТП, должны соблюдаться пять условий:

  1. Происшествие должно случиться на самом деле и являться событием, которое не полностью зависело от воли человека. ДТП может произойти в полной или частичной изоляции от воли участников дорожного движения. При полной изоляции виновников нет, так как ДТП происходит в силу природных явлений или ситуации на дороге. При частичной изоляции виновник есть – человек, который нарушил ПДД. Происшествие является относительным событием, которое возникает по причине действия или бездействия лица. На дальнейшее развитие ситуации человек не влияет. К действиям относят агрессивную езду, а к бездействиям – невыполнение экстренного торможения.
  2. В ДТП обязательно должно фигурировать минимум одно ТС, под которым подразумевают разработанное устройство для перемещения людей и грузов. ТС может передвигаться за счет двигателя, физической силы или труда животных. Само животное не является ТС, но карета или телега, которую они тянут за собой, подходит под описание ТС. Исключением является мотоблок с прицепом, так как его основная задача заключается не в перемещении людей и грузов.
  3. Статус ДТП присваивается только в том случае, если хотя бы один из участников происшествия находился в движении на момент столкновения. Если при движении было сбито боковое зеркало у припаркованного автомобиля, то эта ситуация попадает под описание ДТП. Но если припаркованная машина была повреждена упавшей сосулькой с крыши, то это происшествие не относится к ДТП.
  4. Происшествие не может случиться без финансовых или физических последствий. Под финансовыми подразумевается необходимость осуществления денежных затрат на ремонт автомобиля. Под физическими – смерть или ранение человека, из-за которого он был вынужден провести в больнице более суток. В ДТП обязательно повреждаются транспортные средства, а людям наносятся травмы физической и психической формы. Если автомобиль толкнул пешехода, то происшествие не попадает под описание ДТП. При этом водитель будет считаться нарушителем правил дорожного движения. Но если во время такого наезда будет разбит телефон или получены травмы, то нарушение оценивается как ДТП.
  5. Авария должна произойти в процессе передвижения по дорогам. Под дорожным движением подразумевается езда автомобилей по местам, которые являются специально предназначенными поверхностями для перемещения на ТС. Происшествия, которые случились на прилегающих территориях, также трактуются как ДТП. Но случай столкновения в открытом поле не попадает под понятие ДТП, а виновник будет выявлен на основании гражданско-правовых норм.

В чем опасность и как защититься

Последствия аварии на суднах различны, самым серьезным является гибель людей. Причины:

  • паника среди пассажиров;
  • переохлаждение;
  • утопление;
  • различные травмы;
  • ожоги;
  • отравления;
  • жажда;
  • голод;
  • недостаточное количество спасательных средств.

Отмечается также и возникновение на месте катастрофы воронки, затягивающей на дно все, что оказалось в зоне ее действия. Не менее опасно для акватории разлитие нефтепродуктов при крушении крупных нефтеналивных судов. Под угрозой оказываются семейства рыб, растений и млекопитающих. При такой техногенной катастрофе экосистеме наносится непоправимый ущерб.

Защититься от последствий аварий на воде можно при соблюдении установленных правил поведения на судне, а также строгого следования установленным указаниям при использовании водного транспорта.

Маленькие нарушения с большими последствиями

16 мая 2012 года почти 200 км дороги на участке Красноярск-Енисейск были залиты креозотом – весьма ядовитым и горючим веществом. Утечка произошла по причине разргерметизации емкости, вследствие чего почти 10 м3 опасного химиката оказались буквально «размазаны» по трассе, сделав ее чрезвычайно скользкой. По счастливой случайности в тот день на дороге никто не пострадал, а дорожным службам удалось уменьшить скользкость покрытия с помощью песка. Примечательно то, что водитель перевозил опасный груз со всеми возможными нарушениями – без документов, при отсутствии свидетельства и разрешения, без маркировки автотранспортного средства. Очевидно, что и о надлежащей проверке тары на предприятии не позаботились.

Летом того же года в районе города Златоуст в УФО перевернулся грузовик, перевозивший 25 т креозота. Водитель нарушил режим движения большегрузного транспорта, введенный в Челябинской области в связи с аномальной жарой. На ликвидацию последствий разлива большого количества ядовитого пожароопасного вещества на дорожное полотно ушло более 5 часов. Все это время участок трассы был перекрыт.

Около полудня 6 августа 2014 года на трассе Геленджик-Новороссийск из-за превышения скорости перевозящий пропан грузовик «не вписался» в поворот и перевернулся. К счастью, сам водитель не пострадал, а опрокидывание цистерны не спровоцировало взрыв. И все бы хорошо, но на ликвидацию последствий утечки СУГ ушло почти 12 часов, и все это время шоссе, соединяющее два приморских города, было полностью закрыто для движения. Притом что это – единственная «прямая» дорога, а объездной маршрут через Джубгу вчетверо длиннее.

18 февраля 2015 года в Москве был надолго перекрыт для движения участок МКАД на пересечении с трассой М-4 Дон. Причиной послужил пожар, возникший вследствие опрокидывания автомашины, перевозившей краску. К счастью, и в этом случае человеческих жертв удалось избежать, однако впоследствии было установлено, что транспортное предприятие не только осуществляло перевозку лакокрасочных изделий с нарушениями, но также и сам водитель нарушил скоростной режим.

В начале мая 2016 года неподалеку от румынского городка Кымпино на шоссе перевернулась цистерна с серной кислотой. Ехавший на большой скорости грузовик занесло на повороте, в результате чего машина съехала в кювет и опрокинулась. В аварии сам водитель погиб, а транспортное средство загорелось.

Чуть раньше, в марте того же года почти в центре городка Лахти в Финляндии произошел разлив серной кислоты также по причине ДТП. Водитель транспортного средства не пострадал, а вот жителей района, в том числе учеников близлежащей школы, пришлось в срочном порядке эвакуировать. На устранение последствий экологического бедствия ушло немало времени и средств.

Утром 17 января 2017 года в префектуре Нагасаки, Япония, водитель грузовика, перевозившего кислоту, превысил скорость на обледеневшей трассе и выехал на встречную полосу. В результате столкновения с легковым автомобилем из автофургона выпали несколько контейнеров с едкой жидкостью и разгерметизировались. В итоге аварии люди не пострадали, но сильно повреждено дорожное покрытие, к тому же почти 2000 л соляной кислоты вылились в небольшую реку, протекающую неподалеку.

В марте 2017 года в Мексике взорвался автофургон с пиротехникой. Предположительно, причиной возгорания опасного груза стало нарушение техники безопасности при перевозке ВМ, относящихся к 1 классу опасных грузов. Машина полностью сгорела, унеся жизни 4 человек.

Другой пример

Но далеко не всегда понятие техногенной аварии подразумевает взрывы, пожары и/или теракты. Идеальным примером является американский медицинский (!) препарат Therac-25, пошедший в серийное производство в 1982 году. Изначально это был триумф американских медиков: сложнейшее средство для лучевой терапии было создано исключительно посредством компьютерных расчетов! Вот только впоследствии выяснилось, что «лекарство» это исключительно радиоактивно, точных данных о количестве его жертв до сих пор нет. Учитывая, что с производства его сняли только через год, число пострадавших наверняка впечатляющее…

В обоих вышеописанных случаях причины техногенных аварий банальны – просчеты в изначальном проектировании. В момент создания «Маяка» люди практически не знали о том, что обычные материалы в условиях повышенного радиационного фона деградируют с невероятной скоростью, а американцев подвела уверенность в искусственном интеллекте и жадность глав фармакологических компаний.

Профилактика ЧС на водном транспорте

Основные правила безопасного поведения должны быть известны каждому, кто шагнул на борт корабля. Их соблюдение поможет в случае возникновения ЧП быстро сориентироваться и принять верное решение. Правила высадки с судна в шлюпки:

  • покидать корабль нужно только по команде капитана судна;
  • право первыми воспользоваться спасательными шлюпками принадлежит детям, женщинам, раненым, пожилым людям;
  • перед посадкой в шлюпку, желательно как следует утеплиться (большое количество одежды предохранит от переохлаждения). Без спасательного жилета вход на шлюпку запрещен;
  • по возможности, с собой необходимо взять теплые одеяла, питьевую воду, еду. Не помешает также аварийное радио;
  • при отсутствии другого выхода и необходимости прыгать в воду нужно выбирать места не выше 5 метров от водной глади. Одной рукой необходимо крепко держаться за спасательный жилет, а второй плотно закрыть нос и рот.

Правила поведения в лодке:

  • чтобы сохранить тепло пострадавшим рекомендуется держаться как можно ближе друг к другу, а также выполнять физические упражнения;
  • желательно не мочить ноги. Для предотвращения их отека рекомендуется регулярно двигать ногами;
  • питье изначально нужно предлагать раненым и больным (из расчета 0,5 литра воды в сутки на взрослого человека). Морскую воду пить нельзя;
  • спасательные шлюпки должны держаться вместе, неподалеку от места крушения;
  • использовать дымовые шашки можно только при наличии возможности заметить их спасательной группе. Применение нескольких шашек одновременно запрещено.

Что делать при пребывании в воде? Правила поведения:

чтобы сохранить тепло нужно совершать минимум движений. Рекомендуется сгруппироваться: руками следует обхватить грудную клетку, как можно выше подняв бедра;
сигналы спасательной группе принято подавать путем поднятия руки

Также можно привлекать внимание свистком;
если отсутствует спасательный жилет, то нужно ухватиться за любой плавающий по близости предмет;
поза отдыха – лежа на спине.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector