Экологический сбор 2018: плательщики, новый перечень товаров и ответственность за неуплату

Какая ответственность ожидает нарушителей

Если плательщик экосбора не отчитается в срок, либо представит недостоверные сведения, его могут привлечь к административной ответственности на основании статьи  КоАП РФ. Данная норма подразумевает штраф за сокрытие или искажение экологической информации: для должностных лиц и предпринимателей — от 3 до 6 тысяч рублей, для юридических лиц — от 20 до 80 тысяч рублей.

Кроме того, существует и другая, более общая, норма — статья  КоАП РФ. Она подразумевает санкцию за непредставление или несвоевременное представление сведений государственным контролирующим органам, а также за искажение таких сведений. Это может быть предупреждение, либо штраф в размере от 300 до 500 рублей для должностных лиц и ИП, и в размере от 3 до 5 тысяч рублей для организаций. Неуплата или неполная уплата экологического сбора приведет к следующим последствиям. Сначала Росприроднадзор выставит требование о погашении задолженности. А по истечении 30 календарных дней сумма сбора будет взыскана в судебном порядке (п. 25 правил взимания экосбора). Штраф за неуплату экологического сбора в настоящее время не установлен.

Как выполнить нормативы утилизации

Согласно Закону об отходах производства существует три способа достижения нормативов:

  • Самостоятельная утилизация: для того, чтобы организовать процесс утилизации товаров, вышедших из употребления, необходимо получить разрешение на деятельность по обращению с отходами (в случае, если вы имеете дело с отходами I-IV классов опасности), организовать место сбора, закупить необходимое оборудование, подготовить объект для его размещения и наладить технологические процессы;
  • Договор с компанией-посредником: для подачи отчетности о выполнении нормативов необходимо приложить договор со специализированной компанией и копию ее лицензии на обращение с отходами (в случае, если вы утилизируете отходы I-IV классов опасности);
  • Вступление в ассоциацию производителей и импортеров: за выполнение нормативов отвечает союз импортеров и производителей. В случае невыполнения нормативов ассоциацией, издержки ложатся на каждого из ее членов).

Интересно: если норматив утилизации за прошлый год перевыполняется, то процент на текущий год можно уменьшить в объеме величины перевыполнения норматива за прошлый. (Подробнее в п. 13, ст. 24.2 Закона оботходах производства).

Ставки экологического сбора на 2019 год

Группа товаров Нменования группы товара Ставка экологического сбора на 1 тонну продукции
№1 Изделия текстильные готовые (кроме одежды) 16304 руб.
№2 Ковровые изделия, ковры 16304 руб.
№3 Спецодежда 11791 руб.
№4 Одеждя верхняя прочая 11791 руб.
№5 Белье нательное 11791 руб.
№6 Одежда прочая и аксессуары 11791 руб.
№7 Предметы одежды трикотажные и вязанные прочие 11791 руб.
№8 Изделия деревянные строительные и столярные прочие 3066 руб.
№9 Тара деревянная 3066 руб.
№10 Бумага и картон гофрированые, тара бумажная и картонная 2378 руб.
№11 Изделия хозяйствнные и санитарно-гигиенические и туалетные принадлежности 2378 руб.
№12 Принадлежности канцелярные бумажные 2 2378 руб.
№13 Изделия избумаги и картона прочие 2378 руб.
№14 Нефтепродукты 3431 руб.
№15 Шины, покрышки, камеры резиновые, восстановление протекоров и резиновых шин 7109 руб.
№16 Изделия из резины прочие 8965 руб.
№17 Изделия пластмассовые упаковочные 3844 руб.
№18 Изделия пластмассовые строительные 401 руб.
№19 Изделия пластмассовые прочие 4156 руб.
№20 Стекло листовое гнутое и обработанное 2858 руб.
№21 Стекло полое 2564 руб.
№22 Бочки и прочие емкости из черных металлов 2423 руб.
№23 Тара металлическая легкая 2423 руб.
№24 Компьютеры и периферийные устройства 26469 руб.
№25 Оборудование коммуникационное 26469 руб.
№26 Бытовая техника электронная 26469 руб.
№27 Приборы оптические и фото-оборудование 26469 руб.
№28 Аккумуляторы 2025 руб.
№29 Батареи аккумуляторные 33476 руб.
№30 Оборудование электрическое осветительное 9956 руб.
№31 Приборы бытовые электрические 26469 руб.
№32 Приборы бытовые неэлектрические 26469 руб.
№33 Инструмент электрический ручной с механичеким приводом 26469 руб.
№34 Оборудование промышленное холодильное и вентиляционное 26469 руб.
№35 Машины и оборудование общего назначения прочие,не включенные в другие группы 3037 руб.
№36 Услуги по изданию газет 2378 руб.
Категория Номер
Бумажная тара и упаковка 12
Бобины из бумаги и картона 15
Издательская продукция 16
Трубы, шланги и ленты из вулканизированной резины 19
Жалюзи и ставни из пластмассы 23
Стеклянные зеркала 26
Изоляторы из многослойного стекла 27
Алюминиевая тара 31
Телевизионные мониторы 33
Батареи первичных элементов 37
Электропроводка и кабели 40
Фильтры для двс 46
Стальная упаковка 47
Алюминиевая упаковка 48
Упаковка из полимеров 49
Упаковка из гофрированного картона 50
Бумажная упаковка 51
Стеклянная упаковка 52
Деревянная и пробковая упаковка 53
Текстильная упаковка 54

Тарифы установлены в рублях за 1 т продукции, подлежащей утилизации. Действующие тарифы экологического сбора утверждены постановлением Правительства №284 от 09.04.2016 г. Процесс утверждения новых тарифов завершён. Нормативы взимания экологического сбора по всем обобщённым категориям утверждены распоряжением правительства от 28.12.2017 г. №2971-р.

Некоторые из категорий подвергнуты дополнительной детализации. Это будет сделано для того, чтобы выделить новые виды продукции, по которым ранее ставки экологического сбора установлены не были.

Также в планах органов исполнительной власти заметное повышение ставок экологического сбора. Больше других возрастут тарифы на утилизацию для предприятий в сфере производства изделий из чёрных металлов. Таким образом, будет стимулирован процесс поиска крупными производителями путей самостоятельной утилизации отходов производства.

Вокруг ставок экологического сбора было много разговоров. Планировалось, что с 2019 года ставки резко поднимутся. Однако, размер ставок изменился в конце 2018 года согласно постановлению Правительства №1293 от 31.10.2018года и до настоящего времени остаются неизменными. Рассмотрим некоторые из них в таблице.

Номер группы товаров Название товара или вид упаковки Ставка сбора за 1 тонну, руб.
3 Спецодежда 11791,00
14 Канцелярские товары из бумаги 2378,00
24 Прочие изделия из пластмассы 4156,00
30 Металлическая легкая тара 2423,00
32 Компьютерная техника, переферия 26469,00
42 Бытовые электроприборы 26469,00
50 Упаковка из гофрокартона 2378,00
51 Упаковка из бумаги 2378,00
53 Упаковка из дерева и пробки 3066,00

Как предполагает Правительство, такие ставки помогут пополнить бюджет и стать стимулом для производителей самостоятельно утилизировать подобные отходы.

Также предполагается, что с 2021 года ставки сбора будут умножаться на специальный коэффициент, который будет учитывать реальное изменение потребительских цен.

Порядок уплаты

Сбору уплачивают две категории плательщиков налогов:

  1. Юридические лица.
  2. Индивидуальные предприниматели.

Условие – производство или импорт тех категорий товаров, которые включены в перечень. Актуальные данные об этом содержатся в распоряжении Правительства от 24.09.2015 г. №1886.

Не уплачивается сбор за объекты незавершённого производства. В этом случае облагается экологическим сбором только используемая на предприятии упаковка. Также освобождается от уплаты предприятие, которое производит утилизацию образующихся отходов вне пределов Российской Федерации. Сбор уплачивается ежегодно до 15 апреля.

Неуплата сбора не подлежит наказанию. Вопросы финансового характера решаются в судебном порядке. За непредоставление субъектами отчётности предусматривается штраф:

  • для ИП – 3-6 тыс.руб
  • для юрлиц – 20-80 тыс.руб. (ст.8.5 Административного кодекса).

Руководители предприятий и индивидуальные предприниматели могут быть наказаны штрафом в размере 300-500 в соответствии с требованиями статьи 19.7 Административного кодекса.

Распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2017 г. № 2971-р О нормативах утилизации отходов от использования товаров на 2018 — 2020 гг.

10 января 2018

В соответствии с пунктом 1 статьи 24.2 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»:

1. Утвердить прилагаемые утилизации отходов от использования товаров на 2018 — 2020 годы.

2. Признать утратившими силу:

распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2015 г. № 2491-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 50, ст. 7207);

пункт 4 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2017 г. № 43-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 5, ст. 823);

пункт 2 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2017 г. № 864-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 20, ст. 2955).

3. Настоящее распоряжение вступает в силу с 1 января 2018 г.

Председатель ПравительстваРоссийской Федерации Д. Медведев

УТВЕРЖДЕНЫ ПравительстваРоссийской Федерацииот 28 декабря 2017 г. № 2971-р

Нормативыутилизации отходов от использования товаров на 2018 — 2020 годы

Наименование групп товаров в соответствии с перечнем готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2017 г. № 2970-р Норматив
утилизации отходов от использования товаров, в процентах
2018 год 2019 год 2020 год
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Группа № 1 «Изделия текстильные готовые (кроме одежды)» 5 10
Группа № 2 «Ковры и ковровые изделия» 5 10
Группа № 3 «Спецодежда» 5 10
Группа № 4 «Одежда верхняя прочая» 5 10
Группа № 5 «Белье нательное» 5 10
Группа № 6 «Одежда прочая и аксессуары» 5 10
Группа № 7 «Предметы одежды трикотажные и вязаные прочие» 5 10
Группа № 8 «Изделия деревянные строительные и столярные прочие» 5 10 15
Группа № 9 «Тара деревянная» 10 15 20
Группа № 10 «Бумага и картон гофрированные, тара из гофрированной бумаги и картона» 25 35 45
Группа № 11 «Мешки и сумки бумажные» 10 15 20
Группа № 12 «Тара, упаковка бумажная и картонная прочая» 10 15 20
Группа № 13 «Изделия хозяйственные из бумаги или картона» 10 15 20
Группа № 14 «Принадлежности канцелярские бумажные» 10 15 20
Группа № 15 «Бобины, катушки, шпули из бумаги и картона» 5 10
Группа № 16 «Издательская продукция печатная» 10 15 20
Группа № 17 «Нефтепродукты» 15 20 25
Группа № 18 «Шины, покрышки и камеры резиновые» 20 25 30
Группа № 19 «Трубы, трубки, шланги, ленты конвейерные, бельтинг из вулканизированной резины» 5 10
Группа № 20 «Изделия из резины прочие» 20 25 30
Группа № 21 «Изделия пластмассовые упаковочные» 10 15 20
Группа № 22 «Изделия пластмассовые строительные» 5 10 15
Группа № 23 «Блоки дверные и оконные, пороги для дверей, ставни, жалюзи и аналогичные изделия пластмассовые» 5 10
Группа № 24 «Изделия пластмассовые прочие» 5 10 15
Группа № 25 «Стекло листовое гнутое и обработанное» 15 20 25
Группа № 26 «Зеркала стеклянные» 5 10
Группа № 27 «Изделия из стекла изолирующие многослойные» 5 10 15
Группа № 28 «Стекло полое» 15 20 25
Группа № 29 «Бочки и аналогичные емкости из черных металлов» 15 20 30
Группа № 30 «Тара металлическая легкая, укупорочные средства из черных металлов» 15 20 30
Группа № 31 «Тара металлическая легкая, укупорочные средства из алюминия» 10 15 20
Группа № 32 «Компьютеры и периферийное оборудование, офисное оборудование» 5 10 15
Группа № 33 «Мониторы, приемники телевизионные» 5 10 15
Группа № 34 «Оборудование коммуникационное» 5 10 15
Группа № 35 «Техника бытовая электронная» 5 10 15
Группа № 36 «Приборы оптические и фотографическое оборудование» 5 10 15
Группа № 37 «Элементы первичные и батареи первичных элементов» 10 20
Группа № 38 «Аккумуляторы свинцовые» 15 18 20
Группа № 39 «Батареи аккумуляторные» 15 18 20
Группа № 40 «Провода и кабели электронные и электрические прочие» 5 10
Группа № 41 «Оборудование электрическое осветительное» 5 10 15
Группа № 42 «Приборы бытовые электрические» 5 10 15
Группа № 43 «Приборы бытовые неэлектрические» 5 10 15
Группа № 44 «Инструменты ручные с механизированным приводом» 5 10 15
Группа № 45 «Оборудование промышленное холодильное и вентиляционное» 5 10 15
Группа № 46 «Фильтры для двигателей внутреннего сгорания» 5 10 15
Группа № 47 «Упаковка металлическая из стали» 15 20 30
Группа № 48 «Упаковка металлическая из алюминия» 10 15 20
Группа № 49 «Упаковка полимерная» 10 15 20
Группа № 50 «Упаковка из гофрированного картона» 25 35 45
Группа № 51 «Упаковка из бумаги и негофрированного картона» 10 15 20
Группа № 52 «Упаковка стеклянная» 15 20 25
Группа № 53 «Упаковка деревянная и пробковая» 10 15 20
Группа № 54 «Упаковка из текстильных материалов» 5 10

Ставка и утилизационные нормативы 2020

Номер группы

Наименование группы товаров

Норматив утилизационный, %

Ставка сбора, руб. за 1 тонну

2018

2019

2020

1

Изделия текстильные готовые (кроме одежды)

5

10

16 304

2

Ковры и ковровые изделия

5

10

16 304

3

Спецодежда

5

10

11 791

4

Одежда верхняя прочая

5

10

11 791

5

Белье нательное

5

10

11 791

6

Одежда прочая и аксессуары

5

10

11 791

7

Предметы одежды трикотажные и вязаные прочие

5

10

11 791

8

Изделия деревянные строительные и столярные прочие

5

10

15

3066

9

Тара деревянная

10

15

20

3066

10

Бумага и картон гофрированные, тара из гофрированной бумаги и картона

25

35

45

2378

11

Мешки и сумки бумажные

10

15

20

2378

12

Тара, упаковка бумажная и картонная прочая

10

15

20

2378

13

Изделия хозяйственные из бумаги или картона

10

15

20

2378

14

Принадлежности канцелярские бумажные

10

15

20

2378

15

Бобины, катушки, шпули из бумаги и картона

5

10

2378

16

Издательская продукция печатная

10

15

20

2378

17

Нефтепродукты

15

20

25

3431

18

Шины, покрышки и камеры резиновые

20

25

30

7109

19

Трубы, трубки, шланги, ленты конвейерные, бельтинг из вулканизированной резины

5

10

8965

20

Изделия из резины прочие

20

25

30

8965

21

Изделия пластмассовые упаковочные

10

15

20

3844

22

Изделия пластмассовые строительные

5

10

15

4701

23

Блоки дверные и оконные, пороги для дверей, ставни, жалюзи и аналогичные изделия пластмассовые

5

10

4701

24

Изделия пластмассовые прочие

5

10

15

4156

25

Стекло листовое гнутое и обработанное

15

20

25

2858

26

Зеркала стеклянные

5

10

2858

27

Изделия из стекла изолирующие многослойные

5

10

15

2858

28

Стекло полое

15

20

25

2564

29

Бочки и аналогичные емкости из черных металлов

15

20

30

2423

30

Тара металлическая легкая, укупорочные средства из черных металлов

15

20

30

2423

31

Тара металлическая легкая, укупорочные средства из алюминия

10

15

20

2423

32

Компьютеры и периферийное оборудование, офисное оборудование

5

10

15

26 469

33

Мониторы, приемники телевизионные

5

10

15

26 469

34

Оборудование коммуникационное

5

10

15

26 469

35

Техника бытовая электронная

5

10

15

26 469

36

Приборы оптические и фотографическое оборудование

5

10

15

26 469

37

Элементы первичные и батареи первичных элементов

10

20

33 476

38

Аккумуляторы свинцовые

15

18

20

2025

39

Батареи аккумуляторные

15

18

20

33 476

40

Провода и кабели электронные и электрические прочие

5

10

2423

41

Оборудование электрическое осветительное

5

10

15

9956

42

Приборы бытовые электрические

5

10

15

26 469

43

Приборы бытовые неэлектрические

5

10

15

26 469

44

Инструменты ручные с механизированным приводом

5

10

15

26 469

45

Оборудование промышленное холодильное и вентиляционное

5

10

15

26 469

46

Фильтры для двигателей внутреннего сгорания

5

10

15

3037

47

Упаковка металлическая из стали

15

20

30

2423

48

Упаковка металлическая из алюминия

10

15

20

2423

49

Упаковка полимерная

10

15

20

3844

50

Упаковка из гофрированного картона

25

35

45

2378

51

Упаковка из бумаги и негофрированного картона

10

15

20

2378

52

Упаковка стеклянная

15

20

25

2564

53

Упаковка деревянная и пробковая

10

15

20

3066

54

Упаковка из текстильных материалов

5

10

16 304

Что из себя представляет экологический сбор

Всем известно, что все товары со временем теряют свои потребительские свойства и становятся отходами. Упаковка обычно сразу после использования единожды переходит в разряд отходов. Поэтому производитель или импортер должны задуматься о том, каким образом такие объекты будут уничтожаться.

Как уже было сказано выше, сделать это можно двумя способами, однако наиболее распространенным является второй. Компании не хотят иметь дело с утилизацией, поскольку это достаточно сложно и затратно. Нормативная база несовершенна, поэтому бизнесмены предпочитают не рисковать и не делать ошибок в этой сфере.

Поскольку заниматься утилизацией у бизнеса желания нет, был введен экологический сбор. По замыслу законотворцев он должен стимулировать компании и предпринимателей заниматься утилизацией самостоятельно.

Экосбор по состоянию на 2019 год должен уплачиваться по 54 группам товаров и упаковки. Все они перечислены в уже упомянутом постановлении Правительства №2970-р.

Рассчитывается сбор очень просто. Нужно перемножить между собой ставку сбора на массу утилизируемых отходов и норматив утилизации. Для некоторых позиций предусмотрена нулевая ставка, поэтому сумма сбора будет равна нулю.

Экологический сбор платится раз в год, его необходимо перечислить в бюджет до 15 апреля. Нельзя забывать, что в отношении данного сбора сроки не переносятся. Это означает, что если крайний срок уплаты выпадает на выходной день, то сделать перечисление нужно в предыдущий рабочий день.

На промышленных предприятиях, которые занимаются производством различной продукции, естественным способом происходит образование отходов. Законодатель установил, что ответственность за порядок утилизации товаров, теряющих с течением времени потребительские свойства, возлагается согласно закону №89-ФЗ на производителей и импортёров. Такая утилизация может осуществляться двумя путями:

  1. Непосредственно на предприятии, или силами специализированной фирмы-утилизатора. Для этого оборудуются специализированные объекты.
  2. Путём уплаты в денежном выражении специального сбора.

Если фирма самостоятельно утилизирует часть отходов, расчёт и уплата экологического сбора осуществляется за долю, которая не подверглась переработке. Кроме того, учитывается в качестве отходов 100% упаковки.

Экологический сбор не следует путать с фискальным платежом, который называется сбор за негативное воздействие на окружающую природную среду (НВОС). Кроме того, экологический сбор не относится к категории налоговых платежей. Экологический сбор уплачивается субъектами в случае, если они не выполняют обязанности по утилизации отходов.

Разъяснение по экологическому сбору: кто платит

Экологический сбор распространяется на товары и упаковку, которые утверждены Правительством РФ от 28.12.17 № 2970-р.

Экосбор не взимается:

Если вы не производите и не импортируете продукцию из настоящего перечня.

Если вы производите или импортируете продукцию из настоящего списка, но утилизируете ее самостоятельно в полном объеме, который установлен нормативами. Однако вы не освобождаетесь от формирования экологической отчетности и подтверждающих произведенную утилизацию документов.

Если вы производите упаковку из настоящего перечня, но реализуете ее производителям, которые упаковывают в нее свой товар.

Если вы производите упаковку из настоящего перечня не для продажи, а для использования в рамках собственной компании.

Если вы являетесь экспортером товаров и упаковки из настоящего перечня.

Экосбор взимается:

Если вы производите или импортируете товар или упаковку из настоящего перечня, но не занимаетесь их утилизацией после потери потребительских свойств.

Если вы производите или импортируете упаковку, которую реализуете конечному потребителю. Например, декоративные коробки для упаковки подарков.

Если вы производите многооборотную упаковку из настоящего перечня.

Частные случаи:

Если вы производите товар через посредника, но предоставляете собственное сырье, экосбор выплачиваете вы.

Если вы производите товар через посредника, но не предоставляете собственное сырье, экосбор выплачивает посредник.

Если вы производите упаковку для товара через посредника и реализуете свою продукцию конечному потребителю, экосбор выплачиваете вы.

Если вы производите товар, не готовый к употреблению, плата взимается только за упаковку.

Если вы поставляете товары для производителей колесных транспортных средств и прицепов, плата взимается только за упаковку.

Что представляет собой платёж за экологию

На промышленных предприятиях, которые занимаются производством различной продукции, естественным способом происходит образование отходов. Законодатель установил, что ответственность за порядок утилизации товаров, теряющих с течением времени потребительские свойства, возлагается согласно закону №89-ФЗ на производителей и импортёров. Такая утилизация может осуществляться двумя путями:

  1. Непосредственно на предприятии, или силами специализированной фирмы-утилизатора. Для этого оборудуются специализированные объекты.
  2. Путём уплаты в денежном выражении специального сбора.

Под экологическим сбором понимается процесс взимания средств, освобождающий юридические лица от обязательной утилизации отходов. Большинство руководителей предприятий предпочитают уплату сбора, так как утилизация отходов – исключительно сложный и трудоёмкий технологический процесс. Правила переработки различных видов отходов не имеют чётко определённой государством регламентации. Во избежание уплаты серьёзных штрафных санкций, бывает лучше выбрать второй вариант расчёта с государством.

Если фирма самостоятельно утилизирует часть отходов, расчёт и уплата экологического сбора осуществляется за долю, которая не подверглась переработке. Кроме того, учитывается в качестве отходов 100% упаковки.

Экологический сбор не следует путать с фискальным платежом, который называется сбор за негативное воздействие на окружающую природную среду (НВОС). Кроме того, экологический сбор не относится к категории налоговых платежей. Экологический сбор уплачивается субъектами в случае, если они не выполняют обязанности по утилизации отходов.

Ответственность за неуплату экологического сбора

Если предприниматель не уплатил сбор в срок, он получает требование о добровольном погашении долга. Если в течение месяца с момента получения требования оно не исполнено, сумма взыскивается через суд (Постановление от 08.10.2015 №1073). Для нерадивого плательщика предусмотрена следующая ответственность за непредставление отчетности в срок или искажение информации в ней:

  • Административная. Предусмотрена статьей 8.5 КоАП РФ. Штраф для ИП и должностных лиц составит 3 000-6 000 рублей, для ЮЛ – 20 000-80 000 рублей.
  • На основании 19.7 статьи КоАП РФ. Для должностных лиц и ИП штраф составит 300-500 рублей, для ЮЛ – 3 000-5 000 рублей.

Штраф именно за неуплату сбора на данный момент законодательством не предусмотрен. Все финансовые вопросы решаются через суд. Если судебный орган примет решение обязать предпринимателя выплатить ЭС, но платежей так и не поступит, производится принудительное взыскание. Оно может грозить замедлением финансовых процессов в компании, а потому задолженность следует погашать заранее.

Ответственность за неуплату экологического сбора или несдачу декларации

КоАПом  (ст. 8.5) установлена ответственность за сокрытие и искажение экологической информации  до 80 тысяч рублей. Однако штрафа за неуплату экологического сбора пока нет.

На проверку отчетов у Росприроднадзора есть три месяца. Помимо этого, выполнение нормативов и уплату сумм на защиту экологии инспекторы контролируют во время плановых и внеочередных проверок. За нарушение требований закона о защите окружающей среды от воздействия отходов предусмотрено несколько видов ответственности, в том числе уголовная.

19 июня 2019 года вступили в силу изменения, внесенные в Кодекс об административных правонарушениях Федеральным законом от 17.06.2019 N 141-ФЗ

Введена новая статья 6.35 КоАП РФ об ответственности за нарушение санитарных норм при обращении с отходами (штрафы для должностных лиц — от 30 000 до 40 000 рублей, для компаний — от 250 000 до 350 000 рублей).

Новой статьей 8.5.1 введена ответственность за непредставление или несвоевременное представление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов (штраф — от 70 000 до 150 000 рублей для юрлиц), а нормами статьи 8.41.1 КоАП РФ — ответственность за неуплату сбора, который должны уплачивать не утилизирующие отходы самостоятельно: штраф будет равен двукратному размеру сбора, но не менее 250 000.

Какие-либо другие штрафы за неуплату и непредставление расчета по экологическому сбору отсутствуют.

Однако, необходимо обратить внимание на статьи КоАП:

  • Статья 8.5 КоАП за сокрытие или искажение экологической информации штраф на юридических лиц до 80 000 рублей.
  • Статья 19.7 КоАП за непредставление сведений штраф на юридических лиц до 5 000 рублей.

Особенности расчета экологического сбора в 2019 г.

Если у компании есть обязанность по уплате сбора, а она этого не сделала или внесла платеж частично, то нужно ждать требование от Росприроднадзора. В этом случае контролирующий орган дает возможность в добровольном порядке перечислить причитающуюся к уплате в бюджет сумму. Это нужно сделать в течение 15 календарных дней.

В связи с такими серьезными санкциями не в интересах предпринимателей уклоняться от сдачи декларации и уплаты сбора в бюджет.

Тема экологических отчетов достаточно сложная. Далеко не все предприятия и предприниматели сталкиваются с составлением таких отчетов и уплатой сборов. Большинство компаний предпочитают переложить ответственность за формирование отчетов по этому направлению на специально обученных людей, иными словами, воспользоваться услугами специальных организаций, работающих в этой области.

Экологический сбор один из таких экологических отчетов. Это совсем не одно и то же, что плата за негативное воздействие на окружающую среду. Сбор касается только утилизации товаров и упаковки. Перед тем, как начать работать с этим направлением деятельности компании, нужно тщательно изучить теорию вопроса.

Ответ

Согласно статье 5 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «Об отходах производства и потребления» в полномочия Российской Федерации входит помимо прочего установление порядка взимания экологического сбора (в том числе порядка его исчисления, срока уплаты, порядка осуществления контроля за правильностью его исчисления, полнотой и своевременностью внесения, порядка взыскания, зачета, возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм экологического сбора). Таким образом Правительство РФ решает за что, когда и как платить, что будет являться платежной базой.

В части 1 статье 24.2 Закона № 89-ФЗ закреплено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство товаров на территории РФ (далее — производители товаров), юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие импорт товаров из третьих стран или ввоз товаров из государств — членов Евразийского экономического союза (далее — импортеры товаров), обязаны обеспечивать выполнение установленных Правительством РФ нормативов утилизации. И, грубо говоря, здесь не идет речь о том, что обязаны обеспечивать выполнение нормативов утилизации именно тех товаров и упаковки, которые они ввезли/произвели и выпустили в обращение. Объемы этих товаров и упаковки просто определяют размер платежной базы, в случае невыполнения нормативов утилизации, в соответствии с установленными правилами.

— Реклама —

Согласно пункту 4.1 статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ нормативы утилизации отходов от использования товаров могут быть выполнены за счет утилизации любых отходов от использования товаров, входящих в одну или несколько групп товаров, групп упаковки товаров в соответствии с перечнем, при условии аналогичного назначения таких товаров, такой упаковки товаров и (или) аналогичного способа обработки отходов от их использования.

В статье 24.2 не идет речь об утилизации каких-то конкретных товаров и упаковки, идет речь о возникновении обязательств по обеспечению утилизации данных видов товаров и упаковки, а также раскрывается порядок определения размеров данных обязательств и возможности для их исполнения.

До 2018 года определение размеров обязательств базировалось на данных декларации о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров за тот же отчетный период, а с 2018 года размер обязательств (по просьбе крупного бизнеса) стали определять по данным декларации о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров за предыдущий отчетный период.

У тех, кто выполнил нормативы утилизации за 2018 год, каких-либо проблем не возникло. Реальные проблемы могли возникнуть у тех производителей и импортеров, которые с 2018 года переквалифицировались и стали выпускать в обращение товары, которые не вошли в перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 № 2970-р, или вообще сменили профиль деятельности. С одной стороны, у них не возникли обязательства по выполнению нормативов утилизации в силу части 1, 1.1, 1.2 статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ, с другой стороны Росприроднадзор может формально подойти и потребовать уплату экологического сбора на основании декларации, поданной в 2017 году. Официальных разъяснений со стороны Минприроды по данному вопросу пока не было.

В целом данные изменения о предоставлении отчетности о выполнении нормативов утилизации и о расчете экологического сбора в части учета сведений о реализованных товарах и упаковке именно за календарный год, предшествующий отчетному периоду представляются абсолютно целесообразным, так как это позволяет хозяйствующим субъектам планировать свои траты на выполнение нормативов утилизации или уплаты экологического сбора, размеры которых можно будет совершенно достоверно определить на предстоящий отчетный период.

Формально получается, что за 2018 год необходимо выполнить нормативы утилизации или внести экологический сбор в том же объеме (если нормативы утилизации в отношении данных групп товаров/упаковки не поменялись), что и за 2017 год, то есть необходимо учитывать данные о первично реализованных товаров/упаковки в течение 2017 года. К сожалению, это издержки реформы и законодатель не предусмотрел каких-либо переходных положений.

@alpisbi (Надежда Бирюкова), эксперт сайта ecovopros.ru

Как можно подготовить и отправить «экологическую» отчетность?

Существует два способа подготовки  и представления «экологической» отчетности: с использованием бесплатных сервисов Росприроднадзора и с использованием программных решений операторов электронного документооборота (далее — операторов ЭДО).

Если у плательщика экосбора нет технической возможности  подключиться к интернету, можно сдать декларацию и другие отчеты на бумаге. При этом все равно нужно будет представить электронную версию отчета (принести в РПН флешку или диск с файлом отчета в формате xml или вложить такой электронный носитель в почтовое отправление).

Особенности

Способы подготовки и сдачи отчетности

Бумажная версия отчета

Cервисы РПН

(модуль природопользователя, личный кабинет природопользователя)

Сервис «Отчетность в Росприроднадзор»

(входит в состав системы «Контур.Экстерн» от оператора ЭДО «СКБ Контур»)

Расходы

Бумага, картриджи, командировочные расходы, почтовое отправление

Электронная подпись (ее можно купить в любом из аккредитованных удостоверяющих центров)

Оплата работы в сервисе (электронная подпись входит в стоимость)

Контроль изменений

Необходимо самостоятельно отслеживать изменения в законодательстве на сайте РПН

Об изменениях законодательства можно узнавать на бесплатных вебинарах от экспертов сервиса

Установка обновлений

Нужно самостоятельно отслеживать изменения всех форм отчетности

Нужно самостоятельно следить за обновлениями форм отчетности и устанавливать обновления

Обновления устанавливаются автоматически, формы отчетности всегда актуальны

Подготовка и отправка отчетов

Заполнить отчет можно в различных программах. Составленный отчет можно либо направить по почте (с описью вложения и уведомлением о вручении), либо сдать лично

Заполнение отчета происходит в одном сервисе (модуль природопользователя), а отправка — через другой (личный кабинет природопользователя)

Заполнение и отправка отчета происходят в одном сервисе

Доставка и статус отчетов

Если отчет сдается лично, сотрудник РПН поставит отметку о приеме. Дата сдачи отчета, отправленного по почте, — это дата почтового отправления

Нужно контролировать статус отчета в личном кабинете природопользователя, чтобы не пропустить уведомления

Актуальный статус отчета можно в любой момент посмотреть в сервисе. Оператор ЭДО фиксирует время загрузки отчета. За доставку отчетов отвечает оператор ЭДО

Материал предоставлен порталом «Бухгалтерия Онлайн»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector