Основные положения 174-фз “об экологической экспертизе” и последние важные изменения
Содержание:
Федеральный закон от 23.11.1995 №174-ФЗ (ред. от 13.07.2020)
«Об экологической экспертизе»
Первое официальное опубликование: «Собрание законодательства РФ», N 48, ст. 4556, 27.11.1995Шифр: 174-ФЗДействует с 30.11.1995Редакция не вступила в силу, вступает с 28.08.2020Скачать файл: ntd-147-20200719-195854.pdf (1.32МБ)Дата внесения: 16.11.2014Дата изменения: 19.07.2020
Данный сборник НТД предназначен исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Собранные здесь тексты документов могут устареть, оказаться замененными новыми или быть отменены.
За официальными документами обращайтесь на официальные сайты соответствующих организаций или в официальные издания. Наша организация и администрация сайта не несут ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие или полученные в связи с использованием документации.
« все документы
Обстоятельства появления новой редакции закона
Новый федеральный закон касается вопросов экологической проверки намеченных к строительству объектов (ФЗ 174). Он был утвержден президентом Ельциным в 1995 году. Закон постоянно находился под прицелом критики общественности. За 20-лет с момента издания, он перестал отвечать предназначению, оброс дополнениями и изменениями. Возмущение вызывали слишком поздние сроки разработки заключений. Результаты их появлялись только тогда, когда документация была уже утверждена, а само строительство велось полным ходом.
В 2018 году Минприроды разработало ФЗ-174, его последнюю редакцию. Профильные министерства правительства достаточно долго затягивали его согласование, но наконец 02.08.2019 он был принят с изменениями и подписан президентом Путиным.
Последние изменения, внесенные в 174 ФЗ
В ходе последних поправок ФЗ-174 от 28 декабря 2017 года была изменена статья 14, предусматривающая особенности проведения экологической госэкспертизы. Данная статья состоит из следующих положений:
- Природоохранная проверка проектной документации намечаемой деятельности осуществляется при соответствии формы и содержания, а также содержащихся материалов в следующих документах, которые предоставляются заказчиком:
- документы об оценке влияния на окружающую среду анализируемого вида деятельности;
- заключения государственных и местных органов власти;
- заключения федеральной и общественной экоэкспертизы;
- данные об обсуждении объекта или деятельности с гражданами и общественными организациями.
- Экологическая экспертиза проводится только после полной оплаты заказчиком и получения проверяющими органами всех необходимых документов.
- Дата начала природоохранного анализа устанавливается в течение 15 дней с момента получения оплаты и требуемых бумаг, а её длительность составляет не более 3 месяцев.
- Государственная экоэкспертиза осуществляется специальной комиссией, которая формируется исполнительным органом в сфере соблюдения экологических стандартов и представителями местного самоуправления.
Повторная экспертиза проводится только при постановлении судебных инстанций.
Важно
- 3. Начало срока проведения государственной экологической экспертизы устанавливается НЕ ПОЗДНЕЕ чем через пятнадцать дней, а в отношении объектов, указанных в подпунктах 7.1 и 7.3 статьи 11 и подпункте 4.1 статьи 12 настоящего Федерального закона, НЕ ПОЗДНЕЕ чем через три дня после ее оплаты и приемки комплекта необходимых материалов и документов в полном объеме и в количестве, которые соответствуют требованиям пунктов 1, 1.1 и 2 настоящей статьи. …
- 4. Срок проведения государственной экологической экспертизы не ДОЛЖЕН превышать два месяца и может быть продлен на один месяц по заявлению заказчика, если иное не предусмотрено федеральным законом. …
- 6. Проведение государственной экологической экспертизы ДОЛЖНО осуществляться в соответствии со статьями 7, 8, 15, 16 и 17 настоящего Федерального закона, а также в соответствии с иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. …
- 2. Экспертом государственной экологической экспертизы НЕ МОЖЕТ БЫТЬ представитель заказчика документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, или разработчика объекта государственной экологической экспертизы, гражданин, состоящий в трудовых или иных договорных отношениях с указанным заказчиком или с разработчиком объекта государственной экологической экспертизы, а также представитель юридического лица, состоящего с указанным заказчиком или с разработчиком объекта государственной экологической экспертизы в таких договорных отношениях. …
- 5. Эксперт государственной экологической экспертизы ОБЯЗАН: …
- 1. Руководитель экспертной комиссии государственной экологической экспертизы ОБЯЗАН осуществлять свою деятельность в соответствии с настоящим Федеральным законом и заданием на проведение государственной экологической экспертизы, выдаваемым федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации. …
- 3. Заключение, подготовленное экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, подписывается руководителем этой экспертной комиссии, ее ответственным секретарем и всеми ее членами и НЕ МОЖЕТ БЫТЬ изменено без их согласия. …
- Правовым последствием отрицательного заключения государственной экологической экспертизы является ЗАПРЕТ реализации объекта государственной экологической экспертизы. …
- 2. При подготовке заключения государственной экологической экспертизы экспертной комиссией государственной экологической экспертизы и при принятии решения о реализации объекта государственной экологической экспертизы ДОЛЖНЫ рассматриваться материалы, направленные в экспертную комиссию государственной экологической экспертизы и отражающие общественное мнение. …
- 4. Общественные организации (объединения), организующие общественную экологическую экспертизу, ОБЯЗАНЫ известить население о начале и результатах ее проведения. …
- 2. Орган местного самоуправления в семидневный срок со дня подачи заявления о проведении общественной экологической экспертизы ОБЯЗАН его зарегистрировать или отказать в его регистрации. Заявление о проведении общественной экологической экспертизы, в регистрации которого в указанный срок не было отказано, считается зарегистрированным. …
- 3. В заявлении общественных организаций (объединений) о проведении общественной экологической экспертизы ДОЛЖНЫ быть приведены наименование, юридический адрес и адрес (место нахождения), характер предусмотренной уставом деятельности, сведения о составе экспертной комиссии общественной экологической экспертизы, сведения об объекте общественной экологической экспертизы, сроки проведения общественной экологической экспертизы. …
- Заказчики документации, подлежащей экологической экспертизе, ОБЯЗАНЫ: …
Основные положения ФЗ
Содержание ФЗ изложено в десяти главах:
(ст. 1-4) посвящена общим положениям. Здесь дается определение экологической экспертизы, рассматриваются связанные с ней основы существующего законодательства, основные принципы и виды;
(ст. 5-9) определяет круг полномочий президента, других структур государственной власти. Закон РФ предусматривает передачу властных полномочий органам власти субъектов рф. Эта глава ФЗ регламентирует полномочия местного самоуправления;
(ст.10-18) рассматривает содержание государственных экспертиз. Закон определяет круг объектов строительства (реконструкции) Российской Федерации, для которых проведение экологического мониторинга считается обязательным
Уделено внимание объектам регионального уровня. Отдельные статьи посвящены регламенту Госэкспертиз, созданию экспертных групп, определению самого понятия эксперта
Расписаны полномочия руководителя комиссии и содержание итогового заключения;
(ст. 19-25) раскрывает права граждан и общественных организаций РФ, в части инициирования собственных экологических проверок. Объясняется понятие общественной экспертизы, уточняются категории объектов, порядок, условия их проведения. Отдельная статья определяет случаи, когда возможен отказ государственной регистрации общественной экспертизы;
(ст 26-27) определяет права и обязанности застройщиков, заинтересованных в экспертной проверке документации;
(ст.28-29) раскрывает возможные источники финансирования и расчетов за работу специалистов государственной и общественной экспертных групп;
(ст 30-34) посвящена ответственности за нарушения природоохранного законодательства. В ней перечислены основные нарушения, обозначены случаи уголовной, административной, материальной, гражданско-правовой ответственности граждан и юридических лиц;
(ст. 35) касалась разрешения спорных вопросов, но утратила силу, после выхода ФЗ-122 в 2004 г;
(ст. 36) посвящена признанию приоритета международных договоров, в случае разночтений 174-го ФЗ и международных договоров, заключенных РФ;
(ст. 36-37) заключительного характера.