Гост 25573-82 стропы грузовые канатные для строительства. технические условия (с изменениями n 1, 2)
Содержание:
- ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И РАЗМЕРЫ
- Маркировка и грузоподъёмность цепных стропов
- Как классифицируют цепные стропы?
- Разновидности цепных стропов
- Размеры
- Типовые правила
- Виды и назначение
- Изготовление
- Как продлить срок службы?
- Билеты стропальщика тест. Тесты по профессии стропальщик. Что должен сделать стропальщик во время подъема или перемещения груза, если заметит неисправность крана
- Виды цепных строп
- Скоба такелажная (омега-образная) G-2130 болт-гайка
ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И РАЗМЕРЫ
2.1. Основные параметры и размеры стропов типа 1СК должны соответствовать указанным на черт.1 и в табл.1.
Строп с заделкой концов каната опрессовкой алюминиевой или стальной втулкой
Строп с заделкой концов каната заплеткой
1 – канатная ветвь; 2 – звено; 3 – захват
Длина стропа , мм
Обозначение канатной ветви
Допускаемая нагрузка на звено и захват, кН (тс)
Примечание. Здесь и в последующих таблицах стропы, рекомендуемые для преимущественного применения, отмечены знаком «*»; цифры в обозначении канатной ветви соответствуют допускаемой нагрузке на нее в тонносилах.
Конструкция и размеры звеньев и захватов приведены в приложении 1.
Рекомендации по способам заделки концов каната приведены в приложении 2.
В условное обозначение входит наименование изделия, тип, грузоподъемность, длина и обозначение настоящего стандарта.
Пример условного обозначения одноветвевого стропа грузоподъемностью 1,6 т, длиной 2000 мм:
Строп 1СК-1,6/2000 ГОСТ 25573-82
То же, предназначенного для эксплуатации в районах с холодным климатом:
Строп 1СК-1,6 ХЛ/2000 ГОСТ 25573-82
(Измененная редакция, Изм. N 1).
2.2. Основные параметры и размеры стропов типа 2СК должны соответствовать указанным на черт.2 и в табл.2.
1 – канатная ветвь; 2 – звено; 3 – захват
Маркировка и грузоподъёмность цепных стропов
Цепные стропы имеют типовую конструкцию: цепь, состоящая из нескольких звеньев, два переходных звена и опционно – концевое овальное звено, которое может соединяться с переходными звеньями разъёмным, либо неразъёмным способами. Ключевой классификационный признак – количество цепей. По этому параметру различают:
- Стропы одноветвевые (маркируются 1СЦ).
- Стропы двухветвевые (2СЦ).
- Стропы трёхветвевые (3СЦ).
- Стропы четырёхветвевые (4СЦ).
- Стропы в виде единичной цепной ветви, которая может быть разомкнутой (ВЦ), и замкнутой, в виде кольца (УСЦ-К).
Цепные стропы более сложного исполнения получают комбинированием вышеперечисленных видов.
Классификацию цепных строп производят также по их грузоподъёмности, которая определяется классами прочности отдельных частей приспособления. Чем выше класс прочности, тем меньше удельная материалоёмкость цепных строп, и выше их долговечность.
На практике используются стропы следующих классов прочности:
- 3-го класса – предельная грузоподъёмность при температурах до 200ºС – не более 100 кг;
- 5-го класса – предельная грузоподъёмность при температурах до 200ºС – не более 300 кг;
- 8 класса – предельная грузоподъёмность при температурах до 200ºС – не более 800 кг;
- 10 класса — предельная грузоподъёмность при температурах до 200ºС – не более 1200 кг;
- 12 класса — предельная грузоподъёмность при температурах до 200ºС – не более 3150 кг;
Нагрузки указаны из расчёта на одну цепь. При повышении температуры эксплуатации более, чем 200ºС допустимые нагрузки снижаются на 10…15%.
Внутри каждого из классов, цепные стропы различают также по диаметру цепного звена. Приведенные выше нормативы соответствуют изделиям, диаметр цепи для которых имеет минимальное значение, предусмотренное стандартом. Например, цепная стропа класса прочности 10 с диаметром звена не 4, а 22 мм, обладает установленной грузоподъёмностью 22 т.
ГОСТ на немеханизированные исполнения цепных строп отсутствует, поэтому их изготовление производится согласно нормативным требованиям РД 11-07-2007. В стандартное обозначение данных приспособлений вводят такие их характеристики как класс прочности, условное наименование/тип, установленную для диапазона температур -40º…+200ºС грузоподъёмность и длину в мм. Например, обозначение 10-4СЦ-17,0-6500 соответствует грузовому канатному стропу 10 класса прочности, четырёхветвевому, с допустимой нагрузкой на каждую ветвь 17 т, длиной 6500 мм. В обозначение могут входить и дополнительные элементы, например, климатический класс.
Цепные стропы могут комплектоваться не только захватными крюками, но также концевыми ограничителями, что отмечается в паспорте на изделия.
Класс прочности данных изделий определяется маркой стали, из которой производятся цепные звенья. Для цепных строп 3 и 5 классов звенья изготавливаются из стали Ст.3 ГОСТ 380, что удобно для последующей сварки. В остальных случаях звенья производят из цементуемых конструкционных сталей типа Сталь 20 ГОСТ 1050. Для особо тяжёлых условий эксплуатации звенья и соединительные элементы выполняют из низколегированных строительных сталей типа 18Г2С или 20ГС по ГОСТ 19281.
Это интересно: Зенковка по металлу — назначение и особенности применения — ГОСТ, конструкция, виды, применение
Как классифицируют цепные стропы?
Помимо количества ветвей (а зачастую в зависимости от него) стропы также различаются по самому главному параметру, отвечающему за их функциональность – грузоподъёмности. Условно её можно определить как сумму устойчивости всех отдельных элементов стропов к долговременным стационарным нагрузкам. Соответственно, чем выше класс прочности стропа, тем большую нагрузку он сможет выдержать без риска обрыва, и тем дольше прослужит.
Класификация строп
Различают следующие основные классы прочности:
- 3 класс – максимальная нагрузка не может превышать 100 кг;
- 5 класс – 300 кг;
- 8 класс – 800 кг;
- 10 класс – 1200 кг;
- 12 класс – 3150 кг.
Ещё один параметр внутриклассового различия стропов – диаметр звеньев. Чем он выше, тем крепче будет сама цепь. Указанные выше значения являются стандартными, актуальными для стропов с минимальным диаметром звена; по мере его увеличения грузоподъёмность стропа может возрасти до значения в 1,5-2 раза выше определённого классом прочности.
Рекомендуем купить
Разновидности цепных стропов
Все стропы данного вида имеют схожую конструкцию – рабочую цепь, состоящую из определённого количества типовых звеньев, двух переходных (для крепления рабочего крюка и самого стропа) и одного концевого, отличающегося большими размерами и предназначенного для соединения с переходными звеньями. Соединения могут быть как разъёмными, так и неразъёмными; для осуществления первых зачастую используются карабинные конструкции.
Основной признак, по которому цепные стропы отличаются друг от друга – количество цепей (их ещё называют ветвями). Соответственно, изделия с наибольшим количеством ветвей используются для подъёма наиболее сложных (из-за смещённого центра тяжести или неравномерного расположения точек строповки) грузов. По данному параметру различают следующие виды стропов:
- одноветвевые (1СЦ);
- двухветвевые (2СЦ);
- трёхветвевые (3СЦ);
- четырёхветвевые (4СЦ);
- универсальные, включающие в себя одну ветвь, которая может быть как замкнутой (УСЦ-К), так и разомкнутой (ВЦ).
Также возможно производство более сложных конструкций, совмещающих в себе сразу несколько вышеуказанных типов. Обычно их изготавливают на заказ по специальному техническому проекту, который составляется с учётом предполагаемых нагрузок и специфики грузоподъёмных работ.
Размеры
Размерный ряд такелажных скоб отечественного производства всегда согласовывается с соответствующими параметрами грузовых строп, производимых по ГОСТ 25573-82. В частности, регламентируется расстояние между захватом и свободным участком канатной ветви, а также толщина скобы, используемой в стропах типа 2СК и выше
Это особенно важно, если такелажная скоба применяется в канатных ветвях, которые предусматривают переходное звено. В этом случае имеют значение следующие размеры рассматриваемых изделий:
- Зев скобы, который зависит от толщины каната и размеров сопрягаемой части коуша.
- Высота детали до оси размещения фиксирующего элемента.
- Общая длина такелажной скобы.
Соответственно этим размерам устанавливается возможность для практического применения прямой или омегообразной скобы. Первый вариант используется, если рабочего пространства достаточно для свободного размещения всех элементов, и зажима груза не ожидается. Омегообразная (или, иначе – якорная) такелажная скоба применяется в том случае, когда фактического расстояния недостаточно для установки фиксирующего болта (либо пальца), или, когда используются многоплечевые устройства такелажа.
Размер скобы устанавливается по её номеру, который соответствует предельной нагрузке на деталь.
Выбор типоразмера такелажных скоб зависит также и от того, какой материал поднимается с их помощью. В большинстве случаев изделия изготавливаются из проката сталей типа Ст.3 или Ст.5 по ГОСТ 380 (в особо ответственных случаях используются даже качественные цементируемые стали, например, сталь 20 по ГОСТ 1050), однако для подъёма магнитных материалов применяют скобы из нержавеющих сталей марок 08Х18Н10 и 10Х17Н13М2.
Типовые правила
Стропальщик должен работать, когда у него находится схема строповки. Она не всегда может быть под рукой. Поэтому для погрузки или выгрузки необходимо знать и применять правила строповки по стандартным схемам.
- Строительные элементы (плиты, блоки и т.п.) перемещаются с захватом крюками за специальные петли. При этом количество строп и петель подбирается равным, иначе конструкция может разрушиться.
- Грузы длиной не более 2 м перемещаются с помощью захвата кольцевой стропой на удавку.
- Длинномерные изделия захватываются петлями двух строп при расстоянии от краев не более чем на 1/4 длины. Угол между ними не должен превышать 90 за счет правильного выбора их длины.
- Листовой металл перемещается с помощью захвата специальными эксцентриками или струбцинами. Чтобы не повредить его поверхность, применяются подкладки из дерева, резины и т. п.
- Строповка оборудования производится за специальный такелаж: петли, закладные, крюки, рым-болты и др.
- Неиспользуемые ветви стропа не должны мешать транспортировке. Их укрепляют, чтобы при перемещении концы не задевали встречные предметы.
- Не допускается провисание или изгиб стропа на ребрах груза. Тросы нагружаются равномерно.
- Крюк должен подходить по размерам к петле или рым-болту.
- Такелажные работы следует обязательно проводить в присутствии лица, ответственного за их безопасность, когда имеется нестандартная или разработанная схема строповки.
Крановщику подаются следующие команды:
- майна — опускание;
- вира — подъем;
- харе — стоп.
Виды и назначение
Скоба такелажная позволяет быстро и без особых проблем, надежно и прочно закрепить канат, цепь или трос, а также быстро присоединить их к грузу, снабженного петлями или кольцами, получив тем самым разъемное соединение. По своей форме скоба разделяется на прямую (СИ) и омегообразную (СА). Прямая скоба используется в основном в подъемных системах одноплечных конструкций, омегаобразная — в системах, состоящих из нескольких плеч. Также их различают как грузоподъемную скобу и скобу общего назначения. Изготавливаются — якорные, дугообразные, с винтовыми штифтами, с предохранительным болтом и другие. Скобы с винтовыми штифтами используют при осуществлении недолговременных задач, а скобу с контрящим, предохранительным болтом, используют для решения постоянных задач. Для любых тросов, как правило, используют прямые скобы, а омегообразные используются исключительно для синтетических тросов.
Особо популярны такелажные скобы-зажимы, идеально подходящие для изготовления крепких петель на концах тросов.
Изготовление
Изготавливается скоба такелажная преимущественно из углеродистой стали, т.е., инструментальной или нелегированной конструкционной, в которую, для придания повышенных прочностных характеристик скобе, могут быть добавлены легирующие элементы. Такие скобы в процессе цинкования покрываются антикоррозийным защитным покрытием. В результате изготовления и оцинковки, скобы сверхустойчивы к высоком нагрузкам, к влаге, экстремальным температурам. Рассчитаны скобы на нагрузку от 300кг до 100-160 тонн. Такелажные скобы имеют маркировку, указывающую на качество и характеристику безопасности, соответственно их нужно использовать строго определенного вида, предназначенного для решения той или иной конкретной задачи.
Такелажная скоба: ГОСТы и размеры
Наименование | а (мм) | в (мм) | с (мм) | d (мм) | Рабочая нагрузка (кг) |
Скоба такелажная М-5 | 20 | 10 | 5 | 5 | 80 |
Скоба такелажная М-6 | 24 | 12 | 6 | 6 | 100 |
Скоба такелажная М-8 | 32 | 16 | 8 | 8 | 200 |
Скоба такелажная М-10 | 40 | 20 | 10 | 10 | 300 |
Скоба такелажная М-12 | 48 | 24 | 12 | 12 | 500 |
Скоба такелажная М-16 | 64 | 32 | 16 | 16 | 800 |
Скоба такелажная М-20 | 76 | 38 | 20 | 20 | 1100 |
Скоба такелажная М-22 | 88 | 44 | 22 | 22 | 1500 |
Скоба такелажная М-25 | 100 | 50 | 25 | 25 | 2000 |
Производство такелажных скоб осуществляется в строгом соответствии основным стандартам принятым в этой отрасли: — ГОСТ 2224
— DIN 82016 и DIN 82101
— Технические условия ОСТ 5.2312-79
— Стандарт Евросоюза EN 13889.Скобы такелажные зарубежных производителей соответствуют скобам по ОСТ 5.2312-79 они имеют практически одинаковую градацию грузоподъёмности, но значительно меньше по своим размерам.
Размерная линейка такелажных скоб имеет достаточно широкий диапазон. Характеристика скобы включает в себя тип, максимальную нагрузку, основные размеры данного изделия и его массу.
Сравнение
Корзина
Как продлить срок службы?
Условно мероприятия по продлению срока службы чалок разделим на два пункта:
Правильное хранение
Правильная эксплуатация
Правильное хранение
Сначала разберем основные тезисы, связанные с хранением строп.
Организуйте место хранения ГЗП, огражденное от воздействий разрушающих факторов. Раскаленный металл, краска, нефтепродукты, химические вещества, движение каких-либо механизмов в зоне хранения – все это может повредить чалку.
Храните стропы в подвешенном состоянии или на специально отведенных стеллажах. Особенно это актуально для канатных строп. Скручивание и хранение на полу или земле станет причиной преждевременного выхода из строя.
Не храните канатные и текстильные стропы рядом с источниками высокой температуры (возле отопительного котла или доменной печи). Синтетическая ткань может попросту оплавиться. А смазка, которой пропитан сердечник каната, при разогреве активно выступает наружу и быстро вытирается во время работы с чалкой. Со временем это станет причиной появления ржавчины и трения проволок свивки «на сухую», что приведет к их быстрому износу и обрыву.
Правильная эксплуатация
В большей мере на срок службы чалок влияет правильная эксплуатация. Для продления срока службы строп придерживайтесь следующих правил.
Используйте чалки по назначению. Раскаленные заготовки и емкости с расплавленным металлом перемещайте цепными стропами. Грузы без выступающих острых поверхностей транспортируйте канатными или текстильными стропами. Для северных регионов используйте специальные стропы с климатическим исполнением ХЛ.
Не превышайте допустимую грузоподъемность. Повышенная нагрузка приведет к растяжению чалок и деформации звеньев цепи, изменению структуры свивки каната или ткани.
Если есть на грузе монтажные петли – используйте их. Непредусмотренные инструкцией способы строповки – частая причина повреждения чалок или срыва груза.
Избегайте прямого контакта тросовой чалки с угловатыми грузами. Используйте подложки с плавными переходами на поверхности контакта со стропами. Подложки предохранят от изгибов чалки под острыми углами. Полученный при строповке угловатых грузов изгиб на канатном стропе выровнять не получится.
Не используйте чалки для высвобождения защемленных или примерзших грузов. Динамические нагрузки в этом случае могут повредить ГЗП.
Не подтаскивайте стропами без отрыва от поверхности нахождения даже легкие грузы.
Своевременно устраняйте некритичные повреждения строп. Восстанавливайте поврежденные крюковые замки. Убирайте дефекты с внешних поверхностей коушей. Если концы чалки закреплены зажимами (DIN 1142 или DIN 741) – обязательно следите, чтобы все пластины и крепежные болты с гайками были на месте.
Также следите за наличие идентификационных бирок на всех эксплуатируемых чалках. Не забывайте осматривать стропы раз в 10 дней с записью в журнал осмотра ГЗП. Помните: в случае инцидента, связанного со срывом груза, проверяющий в первую очередь изымет журнал осмотра.
Билеты стропальщика тест. Тесты по профессии стропальщик. Что должен сделать стропальщик во время подъема или перемещения груза, если заметит неисправность крана
Экзаменационный билет №1.
Профессия: Стропальщик.
1. Какой из сигналов должен быть исполнен крановщиком независимо от того, кто его подал?
СТОП (немедленно остановить «тревога»)
осторожно
опустить груз
опустить стрелу
конец работы
2. При каком числе обрывов проволок на длине 6-ти диаметров каната канат крестовой свивки 619+1=114 должен быть забракован?
- 22 и более
- 19 и более
- 12 и более
- 14 и более
- 10и более
3. В каком случае нагрузка, приходящаяся на одну ветвь стропа увеличивается?
- Когда имеются зажимы
- Когда увеличивается число ветвей стропы
- Когда отсутствуют коуши
- Когда увеличивается длина заплетки стропы
- Когда уменьшается число ветвей
4. Какая периодичность осмотра строп с записью в журнале технических осмотров?
- в журнале не пишется
- 30 дней
- 15 дней
- 10 дней
5. записывается в паспорт через 6 месяцев
5. С какого возраста разрешается работать в качестве стропальщика?
- с 17лет
- с15лет
- с18лет
- с19лет
- с16лет
6. Какой способ изготовления грузовых крюков не рекомендуется?
- штамповка
- ковка вручную
- литье
- ковка молотом
- сборка из пластин
7. Какие краны снабжаются анемометрами /сигнализаторами давления ветра?
- железнодорожные
- военного ведомства
- мостовые
- автомобильные
- башенные, козловые
8. Какой нагрузкой производится статическое испытание кранов?
- на 25% превышающий грузоподъемность крана
- на 10% превышающий грузоподъемность крана
- на 50% превышающий грузоподъемность крана
- в 1,5 раза превышающий грузоподъемность крана
- в 2 раза превышающий грузоподъемность крана
9. Какие грузы поднимать краном запрещается?
- полужидкие
- прищемленные другим грузом
- длинномерные
- весом более 10000 кг
- расплавленный металл
10. Какой сигнал: руки перед грудью обращены ладонью друг к другу?
- опустить стрелу
- конец работы.
- стоп
осторожно
передвинуть кран
Предварительный просмотр:
Экзаменационный билет №2.
Предмет: Технология стропальных работ.
Профессия: Стропальщик.
Задание: Выбрать правильный вариант ответа.
1. Какой сигнал: прерывистое вертикальное движение рукой, согнутой в локтеладонью вверх?
осторожно
стоп
опустить груз
поднять стрелу
поднять груз
2. При каком числе обрывов проволок на длине 30 диаметров каната канаткрестовой свивки 6×19+1=114 должен быть забракован?
- 19 и более
- 6 и более
- 16и более
- 14 и более
- 19 и менее
3. Что называется Мертвым грузом?
- грузы весом более 10000 кг
- негабаритные грузы
- длинномерные
- прижатые другим грузом
- расплавленный металл
4. При какой силе ветра запрещается выполнение монтажных работ краном в открытых местах на высоте?
- более 12 баллов
- более 6 баллов
- более 10 баллов
- 2 м в секунду
5. 20 м в секунду
5. Каким должен быть расчетный угол между ветвями строп при подъеме груза?
- 90 градусов и менее
- 45 градусов и более
- 180 градусов и менее
- 60 градусов и более
- 30 градусов и более
6. Какова периодичность осмотра клещевых захватов и тары с записью вжурнале технических осмотров?
- 6 месяцев
- 10 дней
- 30 дней
4. 15 дней5. 1 год
7. Можно ли на заведующего складом возложить обязанности лица,ответственного за безопасное производство работ кранами, по наблюдению за
безопасным производством работ по перемещению грузов краном?
1. нет
- да, после издания распоряжения по предприятию
- да, по наряд-допуску
- да, после сдачи экзамена в местном органе Госгортехнадзора
- да, по разрешению главного инженера
8. Как называется строп, который изготавливается соединением двух концовканата заплеткой или установкой зажимов?
- универсальный
- круглый
- петлевой
- простейший
- бескоушный
9. Как часто стропальщик осматривает стропы?
- 15 дней
- раз в полгода
- 10 дней
- перед их применением
- еженедельно
10. Какой запас прочности должны иметь стропы из пеньковых канатов?
- более 10
- не менее 3
- не менее 8
- не менее 20
- более 5
Виды цепных строп
Классификация рассматриваемого изделия может проводиться по самым различным признакам. Примером можно назвать нижеприведенный список:
- Грузоподъемность, которая варьирует в диапазоне от 1 до 67 тонн.
- Длина изделия может варьировать в пределе от 0,5 до 20 метров. при этом некоторые варианты исполнения могут изготавливаться под заказ и обладать другими свойствами.
- Тип захвата, применяемый для груза. Строп цепной кольцевой характеризуется тем, что оба конца фиксируются на специальном соединительном звене.
Довольно широкое распространение строп цепных одноветвевых можно связать с тем, что изделие характеризуется небольшим весом и достаточной прочностью для транспортировки различных механизмов. Грузоподъемные двухветвевые стропы также довольно распространены. На производственных линиях можно встретить несколько вариантов исполнения, которые выбираются в зависимости от особенностей конкретного случая транспортировки. Также есть и универсальные изделия, получившие широкое распространение.
Скоба такелажная (омега-образная) G-2130 болт-гайка
-
Скоба такелажная оцинкованная омегаобразная тип G 2130 (болт-гайка)
-
Скоба такелажная оцинкованная омегаобразная тип G 2130 (болт-гайка)
|