13 зараженных радиацией мест рядом с вами

Объекты накопления, размещения и хранения отходов

К предметам скопления относятся контейнеры, герметические емкости для ламп из ртути, контейнеры для электронных технических средств, шкафы для оргтехники и другие накопители. Все они вписаны в проект нормативов образования утиля и лимитов на его расположения, но не входят в ГРОРО. Наряду с этим, такие объекты в обязательном порядке вносятся в данный перечень. Согласно ФЗ № 89 их запрещено размещать на складах, которые не внесены в ГРОРО.

При проведении ПНООЛР важно планировать накопление ненужного вторсырья. Если до 11 месяцев, то для этого оборудуют здание, согласно экологическим и санитарно-гигиеническим нормам

Дольше этого срока требуется обустроить специальное помещение.

Требования к объектам размещения отходов

Для предпринимателей и юридических организаций являются обязательными такие требования:

  • Строго исполнять экологические, санитарные и другие распоряжения, которые установлены согласно законодательству РФ, в сфере охраны окружающей природы и здоровья населения.
  • Владеть технической и технологической документацией об использовании и ликвидации утиля.

Создание мест для размещения отходов допускается с разрешением уполномоченных федеральных органов инспекции в области переработки, удаления вторсырья.

Согласно российскому законодательству, таким помещениям нужны специальные постройки. Для их создания и функционирования требуется положительное заключение государственной экспертизы по экологии.

Требования к местам временного накопления отходов

Накопление отходов можно производить, используя закрытые или герметичные контейнеры. Они относятся к утильсырью 1-3 классов существующей опасности. К ним принадлежат: емкости из металла или пластика. Подойдут картон и мешки из ткани.

Вещества 4 и 5 классов вредных воздействий допускается содержать в открытых емкостях в виде свертков и спрессованного материала.

Упаковочная тара должна быть крепкой, не имеющей повреждений. Нужно полностью предотвращать высыпание, разливание и прочую утечку, тем самым обеспечивая им полную сохранность.

Складирование мусора может осуществляться на отведенных территориях.

Государственный реестр объектов размещения отходов

Информационная система, которая включает расположение твердых бытовых и других исходных материалов, является государственным реестром объектов их распределения. Она содержит данные каждого законного сооружения. Ведь такие строения служат защитой природы и человека.

База сведений имеет информацию обо всех помещениях утильсырья или их переработки. Все данные классифицируются.

Контролирующий орган ГРОРО предназначен осуществлять наблюдение за подобными помещениями. Он предоставляет данные относительно расположения и целевого использования полигонов природоохранных зон.

Где запрещается складирование

Сбор и временное хранение отходов запрещается осуществлять:

  • на границах поселений, в лесонасаждениях;
  • в зонах отдыха: санаториях, оздоровительных здравницах;
  • на водосборных укрытиях и расположенных к ним природных ископаемых;
  • на строениях, которые не внесены в базу ГРОРО.

Также запрещено:

  • Захоронение остатков, в содержание которых входят полезные вещества, подлежащие утилизации.
  • Применение предметов коммунального мусора для восстановления земель и котлованов.

На территорию Российской Федерации запрещен ввоз опасных веществ иных государств с намерением их погребения и обезвреживания

Вопрос десятилетий

Согласно заключённому в 1993 году соглашению российская сторона осуществляет переработку отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) при условии, что топливные блоки поставлялись из России. Также Москва согласилась временно хранить уже остеклованные ядерные отходы в течение 20—25 лет. Предполагалось, что за этот срок Украина создаст необходимую для длительного хранения ЯО инфраструктуру. 

Также по теме

Энергия денег: как Украина намерена зарабатывать на Чернобыльской АЭС

Правительство Украины собирается превратить Чернобыльскую атомную электростанцию в привлекательный инвестиционный проект. Ежегодно на…

Однако почти за четверть века этого так и не было сделано. Единственное новое хранилище было построено на Запорожской АЭС. В сентябре 2017 года в Госагентстве Украины по управлению чернобыльской зоной отчуждения сообщили о дефиците места для хранения ядерных отходов.

Напомним, на ЧАЭС до сих пор ведутся работы по окончательному выводу станции из эксплуатации. Как отметил ранее в интервью DW руководитель службы стратегического планирования Чернобыльской АЭС Виктор Кучинский, серьёзной проблемой является отсутствие хранилищ для ядерного топлива и отходов.

Всего на ЧАЭС накоплено около 20 тыс. кубометров жидких радиоактивных отходов. Сейчас они находятся в «мокром» хранилище ХОЯТ-1 (в качестве замедлителя нейтронов используется вода), американская компания Holtec International также строит новое «сухое» хранилище ХОЯТ-2.

С нехваткой ядерных хранилищ сегодня сталкивается не только ЧАЭС, но и действующие атомные электростанции. Например, по информации РИА Новости, в 2016 г. хранилища на Хмельницкой АЭС были заполнены переработанными отходами на 90,4%.

В апреле украинский камбмин постановил направить 2 млрд грн. (около $76 млн) на строительство новых хранилищ на Запорожской и Хмельницкой АЭС. Как заявил в мае 2017 года украинский вице-премьер-министр Владимир Кистион, всего планируется возведение четырёх новых хранилищ.

Однако пока неясно, как скоро Киев сможет реализовать эти планы, притом что, к примеру, на возведение ЦХОЯТ потребуется 16 лет.

«Возвращение переработанных ядерных отходов на Украину — вопрос длительного времени, этот процесс займёт не меньше 10 лет. Базовое соглашение подразумевает, что возврат может состояться в том случае, если Украина подготовит необходимую инфраструктуру хранения», — отметил в интервью RT заместитель директора по информационно-аналитической поддержке комплексных проблем ядерной и радиационной безопасности ИБРАЭ РАН Игорь Линге.

Украинские атомщики также признают наличие серьёзных проблем с хранением ОЯТ. 

Вовлечение отходов в хозяйственный оборот

ГОСТ 30772-2001 содержит понятие «вторичные материальные ресурсы» (ВМР): отходы производства и потребления, образующиеся в народном хозяйстве, для которых существует возможность повторного использования непосредственно или после дополнительной обработки.

Процедура установления соответствия отходов признакам определенных видов вторичного сырья (или требованиям нормативных и технических документов на определенные виды вторичного сырья) при заготовке, сортировке и переработке вторичных ресурсов (из отходов производства и потребления) предусмотрена ГОСТ 54098–2010. 

Основополагающими критериями для идентификации накопленного количества отходов для использования в качестве вторичных ресурсов, согласно примечанию, к п. 3.4.13 ГОСТ 54098–2010, являются:

  • наличие документов, подтверждающих факт возможного хозяйственного использования отходов как сырьевую базу;
  • намерение (решение) собственника отходов использовать их количество в собственном производстве (или отгрузить его другим потребителям для хозяйственного использования).

То есть, для «перевода» отхода в сырье (ВМР), необходимы: 1) спрос на отход как сырье для какого-либо производственного процесса и 2) возможность его безопасного использования.

Минприроды России подтверждает данный вывод.

Из текста судебного акта апелляционной инстанции по делу № А40-206749/2016: «Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации дан ответ о том, что … в действующем законодательстве о Техническом регулировании и законодательстве об отходах не устанавливается граница между продукцией и отходами. Согласно положениям Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» понятие «отход» … носит относительный характер и зависит от наличия или отсутствия заинтересованного в нем лица».

Действующим законодательством предусмотрены следующие варианты оформления документов на отходы для использования их в качестве ВМР:

  • Стандарты организаций;
  • Технические условия;
  • Технологические регламенты организаций; 
  • Паспорта качества.

Также, существуют способы придать легитимность разработанным документам на ВМР:

  • экспертиза по стандартизации;
  • сертификация;
  • государственная экологическая экспертиза. 

Преимущество обращения с ВМР заключается в том, что в отличие от деятельности по обращению с отходами не требует получения лицензии – то есть, чтобы использовать отходы в собственном производстве или для реализации необходимо получить лицензию, а для использования или передачи ВМР – нет.

Правоприменительная практика по данному вопросу неоднозначна.

Так по делу № А07-23011/2016 суды пришли к выводу о недоказанности заявителем правомерности отнесения вскрышной породы к готовой продукции и обоснованности доначисления платы за размещение отходов, несмотря на то, что заявителем в материалы дела были представлены: 1) отчет о научно-исследовательской работе, 2) технические условия, 3) сертификат соответствия продукта «смесь горных пород», разработанным техническим условиям, выданный Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, 4) санитарно-эпидемиологическое экспертное заключение, 5) комплекс документов, подтверждающих отражение вскрышных пород в бухгалтерском учете в качестве материалов собственного производства (продукции) и их реализацию третьим лицам. Определением ВС РФ от 11.01.2018 № 309-КГ17-20431 по делу отказано в передаче жалобы предприятия в СКЭС.

По делу № А40-206749/16 суды, с учетом представленных обществом доказательств (технические условия и сертификат соответствия, экспертные заключения Роспотребнадзора), удовлетворили требования заявителя о присвоении ввозимой сланцевой золе статуса «продукт». Определением ВС РФ от 25.12.2017 № 305-КГ17-18605 отказано в передаче жалобы Росприроднадзора в СКЭС.

Радиоактивные отходы: способы утилизации отходов

До сих пор тщательно проработанной технологии переработки не существует, в то время как сама сфера ядерной энергетики активно развивается. Поэтому безопасность зависит в первую очередь от правильно выбранного метода утилизации и его реализации.

Способы утилизации радиоактивных отходов:

  1. сжигание;
  2. сжатие;
  3. цементирование;
  4. вторичная переработка;
  5. остекловывание,
  6. захоронение.
  1. Твердые радиоактивные отходы чаще сжигают в специально спроектированных печах, позволяющих минимизировать уровень токсичных веществ в атмосферу. Получившийся из отходов пепел смешивают со специальной смесью из цемента. Данный материал заливают в емкости, запаивают и направляют в хранилище на захоронение.
  1. Утилизация жидких отходов путем выпаривания – довольно широко используемый метод. Далее происходит захоронение по такому же принципу и технологии, как и с твердыми. Уменьшению в размере подвергаются и твердые отходы. Данный способ обработки ядерных элементов не может быть использован для легковоспламеняющихся и взрывоопасных радиоактивных веществ.
  1. Облученные радиоактивные загрязненные материалы и отходы размещают в емкости и заливают смесью из химических веществ. Метод цементирования зачастую используется в купе с одной из предыдущих технологий.
  1. Еще один способ для жидких ядерных отходов – переработка и использование в качестве топлива для атомных реакторов.
  1. Утилизация методом остекловывания — обезвреживание отходов из веществ различной степени загрязненности радиацией путем залива горячим стеклом, поскольку стекло способно поглощать инородные материалы и вещества в больших количествах. Ядерный мусор заливается в стальных емкостях раскаленным жидким стеклом в печах прямого электрического подогрева. Далее полученная стеклянная масса заливается в специальные емкости-бидоны, после чего направляется на специально оборудованные могильники.
  1. Метод захоронения отходов – один из наиболее распространенных в РФ и наиболее перспективный.

Полученные на предыдущих этапах обработанные отходы, заключенные в стеклянных или цементных материалах, устойчивы к воздействию воды, что снижает риски попадания радиоактивных веществ в ту или иную среду.

Утилизация путем захоронения отходов происходит на долгий период в геологически устойчивых местах.  В них риск подверженности влиянию землетрясений, воды и различных природных явлений низок, чтобы ядерные отработанные элементы не требовали дальнейшего обслуживания в течение длительного срока.

Оставляйте заявку на нашем сайте в любое удобное для Вас время, и мы окажем Вам бесплатную консультацию по любому вопросу, касающемуся правильного обращения с отходами. Мы знаем все о процедурах утилизации, демонтажа и рекультивации без штрафов и посредников.

Обращение с радиоактивными отходами

Изначально считалось, что достаточной мерой является рассеяние радиоактивных изотопов в окружающей среде, по аналогии с отходами производства в других отраслях промышленности. На предприятии «Маяк» в первые годы работы все радиоактивные отходы сбрасывались в близлежащие водоёмы. Вследствие чего загрязнёнными оказались теченский каскад водоёмов и сама река Теча.

Позже выяснилось, что за счёт естественных природных и биологических процессов радиоактивные изотопы концентрируются в тех или иных подсистемах биосферы (в основном в животных, в их органах и тканях), что повышает риски облучения населения (за счёт перемещения больших концентраций радиоактивных элементов и возможного их попадания с пищей в организм человека). Поэтому отношение к радиоактивным отходам было изменено.

Расположение мест захоронения ядерных отходов в США.

Основные стадии обращения с радиоактивными отходами

Контейнер для радиоактивных отходов

Удаление малоактивных РАО

Перевозка опок с высокоактивными РАО на поезде, Великобритания

На данный момент МАГАТЭ сформулирован ряд принципов, нацеленных на такое обращение с радиоактивными отходами, которое обеспечит защиту здоровья человека и охрану окружающей среды сейчас и в будущем, не налагая чрезмерного бремени на будущие поколения:

1) Защита здоровья человека. Обращение с радиоактивными отходами осуществляется таким образом, чтобы обеспечить приемлемый уровень защиты здоровья человека.

2) Охрана окружающей среды. Обращение с радиоактивными отходами осуществляется таким образом, чтобы обеспечить приемлемый уровень охраны окружающей среды.

3) Защита за пределами национальных границ. Обращение с радиоактивными отходами осуществляется таким образом, чтобы учитывались возможные последствия для здоровья человека и окружающей среды за пределами национальных границ.

4) Защита будущих поколений. Обращение с радиоактивными отходами осуществляется таким образом, чтобы предсказуемые последствия для здоровья будущих поколений не превышали соответствующие уровни последствий, которые приемлемы в наши дни.

5) Бремя для будущих поколений. Обращение с радиоактивными отходами осуществляется таким образом, чтобы не налагать чрезмерного бремени на будущие поколения.

6) Национальная правовая структура. Обращение с радиоактивными отходами осуществляется в рамках соответствующей национальной правовой структуры, предусматривающей чёткое распределение обязанностей и обеспечение независимых регулирующих функций.

7) Контроль за образованием радиоактивных отходов. Образование радиоактивных отходов удерживается на минимальном практически осуществимом уровне.

8) Взаимозависимости образования радиоактивных отходов и обращения с ними. Надлежащим образом учитываются взаимозависимости между всеми стадиями образования радиоактивных отходов и обращения с ними.

9) Безопасность установок. Безопасность установок для обращения с радиоактивными отходами надлежащим образом обеспечивается на протяжении всего срока их службы.

Создание хранилища радиоактивных отходов в Красноярском крае

Национальный оператор по обращению с радиоактивными отходами ведёт работы по строительству в Красноярском крае, под Железногорском, хранилища радиоактивных отходов (российского и зарубежного происхождения). Это вызвало озабоченность специалистов из-за недостаточной проработки вопросов обеспечения безопасности.

В чем опасность радиоактивных веществ?

Опасность подобных материалов сложно переоценить. Каждая территория обладает своим радиационным фоном, считающимся для нее нормальным. В случае попадания в воздух, землю или воду, такой вид отходов повышает местный радиационный фон. Вредные вещества попадают в организмы животных и людей, провоцируя развитие мутаций и отравлений, повышая уровень смертности среди населения.

Учитывая опасность подобных материалов, сегодня законодатель обязывает предприятия, на которых используются радиоактивное сырье, устанавливать специальные фильтры, уменьшающие загрязнение окружающей среды. Несмотря на это, количество вредных элементов постоянно возрастает. Степень радиационной опасности напрямую зависит от следующих факторов:

  • численности населения, проживающего в опасной зоне;
  • территории, которая подверглась загрязнению (площадь, характер);
  • мощности доз;
  • количества отходов, которые содержатся в биосфере.

После попадания в организм человека вредные вещества могут привести к развитию серьезных заболеваний, для которых характерен высокий уровень смертности. Предотвратить перемещение подобных веществ по пищевым цепям – важная задача. В случае неудачи они будут распространяться неконтролируемо.

Какие бывают типы радиоактивных отходов

В первую очередь, надо понимать, что радиоактивные отходы образуются не только от атомных электростанций, но и от других областей деятельности человека. Например, от исследований и лаборантской работы с радиоактивными изотопами, лучевой терапии онкологических больных и от радиоизотопных термоэлектрических генераторов (РИТЭГов), которые применяются в труднодоступных местах для получения энергии. Хотя, в последнее время их используют в основном только на космических станциях.

Есть еще один очень большой источник радиоактивных отходов, а именно, военная промышленность, и особенно — наследие холодной войны. Именно ракеты, бомбы и подводные лодки того времени до сих перерабатываются и представляют угрозу заражения.

Вообще, радиоактивных отходов в год производятся сотни тысяч тонн, но не только из-за того, что вырабатывается столько топлива, а из-за того, что по требованиям МАГАТЭ (Международное агенство по атомной энергии) радиоактивными отходами признаются любые отходы производства, которые имеют на выходе уровень излучения выше нормативного. Так сюда попадает оборудование, техника, краны, спецодежда, приборы, даже канцтовары и целые автомобили. По нормативам на предприятиях все постоянно проверяется, а пред списанием производится контрольный замер и принимается решение просто выбросить или утилизировать.

Все радиоактивные отходы должны быть промаркированы

Кстати, спешу вас обрадовать. Вопреки всеобщему мнению, что в Россию за копейки свозят все подряд и захоранивают на территории Дальнего Востока, это не так. Более того, с 2011 года действует закон, который запрещает перемещение через границу (в обе стороны) отходов атомной промышленности за исключением возврата отходов топлива, которое было произведено на территории России или СССР. Так обеспечивается соблюдение требований договоров на поставку топлива и оборудования.

Органы государственного управления

Для обеспечения и контроля безопасности при перевозках РМ в России действует комплексная система государственных органов и соответствующих инструментов управления.

Функции надзора и контроля за обеспечением безопасности при перевозках РМ выполняют госкорпорация «Росатом», МПР России (в состав которого входит Ростехнадзор), Минздравсоцразвития России (в его состав входят ФМБА России и Роспотребнадзор), МЧС России, Минтранс России, МВД России, ФСБ России, Минобороны России (в области перевозок РМ в оборонных целях), ФТС России.

Роль государственного компетентного органа (ГКО) по обеспечению безопасности, в том числе при международных перевозках, с самого начала выполняли Минсредмаш и его правопреемники (в настоящее время — ГК «Росатом»).

Инструменты управления (регулирования), применяемые в этой области, включают:

  • лицензирование деятельности грузоотправителей, грузополучателей, перевозчиков, разработчиков и изготовителей ТУК и другого оборудования, экспертных организаций, штатных аварийно-спасательных формирований, организаций-соисполнителей работ (Ростехнадзор, ГК «Росатом» (для перевозок в оборонных целях));
  • лицензирование перевозчиков как транспортных организаций, осуществляющих транспортирование опасных грузов (Минтранс России);
  • подтверждение выполнения требований ядерной безопасности (ГК «Росатом»);
  • сертификацию конструкций РМ особого вида (РМОВ), и с низкой способностью к рассеиванию (РМНСР), а также  транспортно-упаковочных комплектов упаковок с радиоактивным содержимым (ГК «Росатом» по согласованию с Ростехнадзором и ФМБА России (для ядерных материалов), Минобороны России (для оборонных целей));
  • сертификацию изготовляемых РМОВ, РМНСР, ТУК и другого оборудования (органы сертификации, аккредитованные ГК «Росатом», Ростехнадзором и Ростехрегулированием);
  • сертификацию условий перевозок РМ (ГК «Росатом» по согласованию с Ростехнадзором и ФМБА России (для ядерных материалов), Минобороны России (для оборонных целей));
  • сертификацию транспортных средств (Минтранс России);
  • санитарно-эпидемиологические заключения на РМОВ, РМНСР, ТУК, специальные транспортные средства (Роспотребнадзор и ФМБА России);
  • сертификацию средств физической защиты (аккредитованные органы сертификации);
  • согласование маршрутов перевозок автотранспортом (МВД России);
  • согласование аварийных планов грузоотправителей (ГК «Росатом»);
  • персональные разрешения руководителям организаций в области использования атомной энергии (Ростехнадзор с участием ГК «Росатом»);
  • государственный контроль обеспечения безопасности перевозок (ГК «Росатом», Ростехнадзор, Роспотреб-
  • надзор, ФМБА России, Минтранс России, Минобороны

России (при перевозках в оборонных целях));

  • государственный контроль системы аварийного реагирования (МЧС России, ГК «Росатом»);
  • государственный контроль при международных перевозках (ФТС России).

Если учесть, что в рамках каждого из указанных инструментов управления контролируются несколько аспектов безопасности (в том числе системы качества работ, программы радиационной защиты при перевозках, подготовка персонала, аттестация программных средств и т.д.), можно утверждать, что все важные вопросы безопасности находятся под государственным контролем.

Глубинное захоронение РАО

Технологии глубинного захоронения НАО и САО-ДЖ, а также ВАО и ОЯТ изучаются ведущими странами мира довольно-таки давно.

Некоторые из них уже построили специализированные подземные научно-исследовательские лаборатории в различных геологических формациях с целью разработки проектов больших хранилищ и изучения факторов, которые будут влиять на их характеристики в долгосрочной перспективе (Таблица 1, данные Nuclear Energy Agency).

Разрабатываемые проекты глубинного захоронения основаны на многобарьерной системе обеспечения пассивной безопасности.

Таблица 1 — Статус подземных лабораторий по захоронению РАО и ОЯТ.

Страна
Геология
Площадка и статус
Бельгия Глина Моль. Лаборатория HADES, действует с 1984 г.
Финляндия Гранит Олкилуото. Лаборатория ONKALO, срок ввода — 2022 г.
НИОКР на площадке ведутся с 1992 г.
Выбрана площадка для большого хранилища.
Франция Глина/мергель
Глина
Турнемир. Опытная подземная установка, действует с 1992 г.
Бюр-Содрон. Лаборатория действует с 2004 г.
Германия Соль (купол)
Соль (купол)
Ассе. Бывшая шахта, используется под НИОКР с 1996 г.
Горлебен. Бывшая шахта. НИОКР велись с 1985 г., приостановлены в 2000 г. Решение о возобновлении принято в 2010 г.
Япония Гранит
Осадочные породы
Мицунами. Лаборатория действует с 1996 г.
Хоронобе. Лаборатория строится.
Россия Гранит, гнейс Красноярская обл. Начало строительства лаборатории — 2016 год.
Планируется, что эта лаборатория станет первой очередью большого хранилища.
Швеция Гранит

Гранит

Стрипа. Бывшая шахта, использовалась под НИОКР с 1976 по 1992 г.
Оскархамн. Лаборатория Aspo, действует с 1995 г.
Швейцария Гранит
Глина
Гримсель. Лаборатория действует с 1983 г.
Мон-Терри. Лаборатория действует с 1995 г.
США Соляной пласт

Спекшийся туф

Карлсбад, Нью-Мексико. Опытный завод по изоляции РАО (WIPP), действует с 1999 г. как геологическое хранилище для военных трансурановых отходов, не выделяющих тепла.
Юкка Маунтин, Невада. НИОКР на площадке проводились с 1996 г. Заявка на лицензию для хранилища подана в 2008 г., отозвана в 2010 г.

Значительный прогресс в направлении создания подобных хранилищ достигнут в Финляндии, Франции и Швеции. В США с 1999 года эксплуатируется единственный в мире опытный завод «Waste Isolation Pilot Plant» (WIPP) по изоляции долгоживущих НАО и САО (Рисунок 5).

Рис. 5. Наземные и подземные объекты пункта захоронения РАО WIPP (США)

В более отдалённой перспективе, при условии широкого внедрения замыкания ЯТЦ путём переработки ОЯТ, существующие запасы ОЯТ (сегодня часто воспринимаемые как отходы) могут стать ценным энергетическим ресурсом.

По этой причине пункты захоронения в некоторых странах проектируются так, чтобы ОЯТ из них можно было извлекать, по крайней мере, до тех пор, пока на законодательном уровне не будет принято решение об их окончательной изоляции.

Основные причины задержки реализации многих программ по глубинному геологическому захоронению РАО и ОЯТ в странах мира:

  • вопрос приемлемости для общественности такого варианта решения проблемы (обоснование безопасности на долгосрочную перспективу);
  • во многих странах в этом нет срочной необходимости, в то время как ожидание («wait and see») является техническим преимуществом;
  • неопределённость в отношении национальной политики обращения с ОЯТ;
  • неопределённость в отношении будущего атомной энергетики.

При этом также рассматриваются варианты создания многонациональных хранилищ РАО. Плюсами такого подхода являются, как минимум, экономическая эффективность, а также повышение уровня безопасности (одно большое общее хранилище вместо нескольких малых региональных).

Нерешёнными при этом остаются следующие вопросы: финансирование работ, право собственности на РАО, долгосрочные обязательства, принятие такого варианта общественностью.

В Таблице 2 представлены объёмы финансирования национальных программ по созданию пунктов захоронения РАО в глубинных геологических формациях (по данным Nuclear Energy Insider).

Для сравнения, инвестиционная программа российского ФГУП «Национальный оператор по обращению с РАО» оценивается в 6,5 миллиардов долларов до 2040 года.

Таблица 2 — Финансирование национальных проектов по созданию пунктов геологического захоронения РАО, миллиардов долларов.


Страна
Год
завершения
проекта
Денежные
средства
США    ?    30
Финляндия    2022    3,3
Франция    2025    1,24
Швейцария    2045-
   2050
   1,24
Великобритания    2030    1
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector