Машины и технологии для летнего содержания городских дорог и улиц
Содержание:
- Увлажнение и поливка
- Как улучшить качество наших ужасных дорог
- Виды противогололедных материалов
- Оптимизация летнего содержания дорог
- Эксплуатация — автомобильная дорога
- Подготовка к зиме – залог безопасного и эффективного использования дорог
- Вакуумно-уборочные машины Johnston Sweepers
- По всем дорогам
- Обеспечение эффективной работы дорожно-эксплуатационных служб
Увлажнение и поливка
Большое значение при проведении работ имеют правильно выставленные поливомоечные насадки, так как при неправильном их положении весь процесс мойки оказывается неэффективным. До начала работы насадки машины разворачивают вниз на 12° к горизонтальной плоскости и несимметрично поворачивают вправо относительно продольной оси автомобиля: левый – на 67°, правый – на 43°. При мойке лотковой части угол насадков к горизонтальной плоскости оставляют неизменным, а относительно продольной оси их поворачивают: левый – на 23°, правый – на 0°. При проведении поливки насадки устанавливают вверх на 16° к горизонтальной плоскости относительно продольной оси автомобиля, они ставятся симметрично под углом 10°.
Для подготовки к работе машины с высоконапорной системой необходимо: опустить гребенку в рабочее положение, отрегулировав ее так, чтобы расстояние от форсунок до поверхности дороги составляло 20–40 см (меньшая высота – для более грязного покрытия); на гребенке отрегулировать (при необходимости) угол атаки струи воды. Управление осуществляется с пульта, находящегося в кабине. Здесь также имеет большое значение правильно установленное моечное оборудование. Фронтальную балку выставляют под углом 10–15° к поперечной оси машины, вниз ее направляют на угол 45° к горизонтальной плоскости. Рабочая скорость при использовании обоих типов оборудования должна составлять не более чем 20 км/ч. Все эти параметры были установлены опытным путем в течение длительного времени и являются оптимальными. При соблюдении этих простых рекомендаций наиболее рационально производятся мойка и поливка улиц, загрязнения удаляются с проезжей части, отработанная вода не загрязняет тротуары и газоны. В большинстве организаций, обслуживающих дороги, на насадки наносят специальные метки, чтобы водителям машин было проще правильно установить нужные углы мойки.
Поливка и увлажнение придорожной полосы снижают запыленность воздуха, повышают влажность и создают более комфортные условия движения пешеходов. Поливку производят в наиболее жаркое дневное время, когда температура воздуха выше 25 °С. Ширина зоны поливки составляет 16–18 м. Высота струи – до 1,2 м. Не допускается стока воды с покрытия в канализацию, поэтому расход воды при этой операции принимают равным 0,3–0,4 л/м2. Аэрация имеет те же цели, при таком же расходе воды, что и поливка, но при этом высота распределения воды достигает 5 м на улицах, где есть троллейбусные провода, и 8–10 м там, где их нет. Таким образом, данная операция направлена именно на поддержание комфортных условий городской атмосферы, регулировку микроклимата и улучшение экологии. При этом увеличивают количество машин, так как ширина зоны аэрации составляет 5–6 м. Кроме положительного влияния на экологию поливка и аэрация могут предотвратить пластические деформации асфальтобетона в жаркую погоду. Температура верхнего слоя асфальтобетона уменьшается за счет интенсивного нагрева и испарения слоя воды, тем самым повышая долговечность дорожных покрытий.
Как улучшить качество наших ужасных дорог
Данную ситуацию может исправить переход на долгосрочные контракты и контракты жизненного цикла, уверены опрошенные специалисты. При этом компании, от профессионализма которых зависят жизни тысяч людей, обязаны обладать достаточным набором техники и персонала с должной квалификацией.
Далее — требуется укрупнение контрактов. Когда один подрядчик отвечает и за лето, и за зиму, и за газон, и за мусор на дороге — это обоснованно, позволяет думать наперёд, как то или иное решение отразится дальше на твоей же работе. Свалил снег с солью и песком на газоны — сам себе увеличил расходы летом на озеленение. Положил асфальт в лужу — уменьшил свою же прибыль, так как весной тебе же его и перестилать.
Справедливости ради надо сказать, что Росавтодор одним из первых начал внедрять подход долгосрочных контрактов, укрупнения объектов содержания и ужесточать требования к подрядчикам, устраивая не аукционы, а конкурсы. Но не везде такие инновации находят одобрение. Желающих урвать небольшой контракт, ничего не сделать и раствориться ещё достаточно много. Они спекулируют доводами про «свободу конкуренции» и «ущемление прав предпринимательства», стараясь блокировать такие инициативы. Хотя вряд ли кто-то обрадуется за малый бизнес, соблюдение прав которого грозит вам сломанной конечностью на скользком тротуаре.
Сергей Лантюхов/NEWS.ru
Затем необходимо разработать и объективные критерии оценки качества работы и определить желаемый результат. Если говорить о зимнем содержании, то в настоящий момент оценивается скорее лишь «процесс», подчёркивает представитель НАСЗД. Подрядчику оплачивают количество обработок противогололёдными материалами, количество прометаний, а не достижение результата. Результат качественной уборки зимой — снижение уровня аварийности и травматизма пешеходов, причиной которых стали снег и лёд. В ряде стран в контрактах у подрядчиков как результат их работы прописано требование — минимальный коэффициент сцепления колёс с дорогой, который должен быть достигнут после уборки. И его, к слову, измеряет сам заказчик.
Под занавес, для сравнения, как урок нам: в той же Норвегии каждую весну составляют паспорт дороги — специализированные машины с лазерными сканерами делают 3D-модель полотна. На основании этих данных создаётся прогноз разрушения и определяется оптимальный срок, когда дорогу экономически выгодно ремонтировать. Там просчитали степень разрушения, при которой на 1 рубль вложенных средств в ремонт будет максимальная отдача. И никаких тебе жёстких межремонтных сроков — только экономическая целесообразность. И уже на основании таких прогнозов строится долгосрочное бюджетирование всей дорожной отрасли на несколько лет вперёд.
Добавьте наши новости в избранные источники
Виды противогололедных материалов
Противогололедные материалы – твердые (сыпучие) или жидкие – это дорожно-эксплуатационные материалы или их смеси, применяемые для борьбы с зимней скользкостью.
Противогололедные материалы подразделяются на:
- химические (могут быть в твердом и жидком состоянии): хлориды, ацетаты, карбамиды, нитраты, природные рассолы, формиаты,
- комбинированные-фрикционные (только в твердом состоянии): мраморно-химическая смесь, пескосоляная смесь,
- фрикционные (только в твердом состоянии): песок, песчано-гравийная смесь, щебень, шлак.
Схематично разделение ПГМ представлено на рисунке ниже.
Преимущества современных ПГР:
- широкий диапазон рабочих температур,
- низкие температуры замерзания,
- высокая скорость плавления льда и снега,
- низкие нормы расхода,
- сниженное отрицательное последействие на человека, окружающую среду и инфраструктуру,
- длительное действие.
При анализе ПГР обратите внимание на следующие показатели качества:
Экологические:
- удельная эффективная активность естественных радионуклидов,
- коррозионная активность на металл,
- показатель агрессивного воздействия на цементобетон,
- содержание микропримесей металлов (медь, цинк, никель, кобальт, хром, свинец, селен, мышьяк, ртуть и молибден).
Физико-химические:
- массовые доли солей,
- гранулометрический состав,
- минералого-петрографический состав,
- температура начала кристаллизации,
- влажность,
- нерастворимые вещества,
- водородный показатель,
- плотность,
- вязкость.
Технологические:
- плавящая способность,
- гигроскопичность.
Органолептические:
- внешний вид,
- цвет,
- запах.
Весь теоретический материал написан на основе законодательных актов РФ и доклада представителей НИЦ «Курчатовский институт» – ИРЕА.
Оптимизация летнего содержания дорог
Следует отметить, что на сегодняшний день под проведение операций летнего содержания не подведена научная база, объем и технология работ не зависят ни от экологических параметров обслуживаемой территории, ни от оценки накопления загрязнений на проезжей части (разве что только визуально). Несмотря на постоянные обновления требований к качеству проведения работ, в нормативных документах до сих пор не учтены экологические составляющие вопроса. Более того, по вопросам снижения запыленности воздуха при проведении технологических операций не существует официально подтвержденных данных.
Руководством Москвы делаются попытки реализовать инновационный подход к регулированию экологической ситуации. Ряду профильных организаций в рамках Постановления Правительства Москвы от 25 декабря 2007 г. № 1179-ПП были поставлены задачи по разработке мер, направленных на снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха взвешенными частицами по различным направлениям, среди которых рассмотрены и вопросы летнего содержания городских дорог. Но, к сожалению, так и не были до конца решены задачи совершенствования технологии уборки дорог, состава уборочной техники и периодичности уборки, обеспечивающие снижение содержания пыли в воздухе.
Для оптимизации работ по летнему содержанию дорог с целью улучшения санитарной ситуации необходима скоординированная совместная работа экологических и дорожно-эксплуатационных предприятий по мониторингу состояния воздушной среды и измерению запыленности воздуха до и после проведения различных операций по уборке. После статистической обработки результатов мониторинга, поняв, насколько проводимые работы влияют на запыленность воздуха, можно выбирать оптимальную технологию. Но пока такая работа не организована.
Несмотря на то, что объемы механизированной мойки и уборки городских дорог только растут, до сих пор доработка теоретического обоснования данных процессов является актуальной проблемой, решение которой должно положительно повлиять на городскую среду в целом
Следует уделить пристальное внимание не только повышению производительности дорожных машин и уменьшению стоимости их работы, но и исследовать влияние мойки и уборки дорог на экологическую ситуацию, чем долгое время попросту пренебрегали
Эксплуатация — автомобильная дорога
Эксплуатация автомобильных дорог — это целесообразное и плановое использование дорог автомобильным транспортом, предназначенным для перевозки пассажиров и грузов в соответствии с задачами народного хозяйства. Для осуществления этого в процессе эксплуатации проводят комплекс работ, основными из которых являются ремонтные и работы по содержанию дорог.
Курс Эксплуатация автомобильных дорог предназначен для студентов вузов по специальности Автомобильные дороги. Этот курс является завершающим в комплексе дорожных дисциплин.
Практика эксплуатации автомобильных дорог России показывает, что долговечность асфальтобетонных покрытий на них значительно ниже нормативных сроков. Не решена проблема герметизации швов цементобетонных покрытий автомобильных дорог.
В курсе Эксплуатация автомобильных дорог изложены научные обоснования работ, выполняемых при эксплуатации дорог, технология их проведения и необходимые мероприятия по обеспечению безопасности и удобств для движения автомобилей. Некоторые вопросы были уже разобраны в курсе Изыскания и проектирование автомобильных дорог, поэтому на них будут сделаны только ссылки.
В процессе эксплуатации автомобильных дорог с течением времени интенсивность движения увеличивается, а прочность дорожной одежды понижается. Вначале уменьшение прочности происходит без изменения поверхности покрытия, в дальнейшем на покрытии появляются различного рода информации ( выбоины, просадки, трещины, колеи и др.), количество которых постепенно увеличивается.
Отрасль строительства и эксплуатации автомобильных дорог имеет ряд особенностей, которые отличают ее от других отраслей строительства.
Важнейшей задачей при эксплуатации автомобильных дорог является не только поддержание всех дорожных сооружений в хорошем, исправном техническом состоянии, но и всемерное общее улучшение дорожных устройств для максимального повышения безопасности движения.
В других республиках существуют министерства строительства и эксплуатации автомобильных дорог.
При геодезических работах на изысканиях, постройке и в процессе эксплуатации автомобильных дорог и дорожных сооружений нужно соблюдать определенные правила, обеспечивающие достижение нужных результатов, правильное использование инструментов и сохранение здоровья людей.
При выполнении геодезических работ на изысканиях, постройке и в процессе эксплуатации автомобильных дорог и дорожных сооружений нужно соблюдать определенные правила, обеспечивающие достижение нужных результатов, правильное использование инструментов и сохранение здоровья рабочих и инженерно-технического персонала.
В учебнике изложены вопросы управления дорожным строительством, методы организации строительства и эксплуатации автомобильных дорог. Описаны технологические процессы сооружения земляного полотна, строительства дорожных одежд и малых искусственных сооружений.
В настоящее время — Министерство автомобильного транспорта РСФСР и Министерство строительства и эксплуатации автомобильных дорог РСФСР.
Для правильного выбора мероприятий по охране природной среды при строительстве, содержании и эксплуатации автомобильных дорог необходимо установление предельных уровней антропогенных нарушений, которые не должны превышать предельно допустимые экологические нагрузки. Управление охраной природы для системы автомобиль — дорога — природная среда в настоящее время не разработано.
Основную часть геодезических работ, выполняемых на изысканиях, а также при постройке и эксплуатации автомобильных дорог и дорожных сооружений, составляют разного рода измерения и вычисления, в результате которых определяют высоту точек, длину линий, величину горизонтальных и вертикальных углов и площади фигур. Инструменты и методы для геодезических измерений и вычислений выбирают с таким расчетом, чтобы получить результаты заданной точности. Указания об этом содержатся в соответствующих инструкциях. Однако для рационального применения инструментов и способов измерений и вычислений следует знать происхождение ошибок измерений и их совокупное влияние на получаемый результат.
Она же контролирует степень освещенности дорог, принимает участие в работе комиссий по приему в эксплуатацию автомобильных дорог и искусственных сооружений, проверяет, насколько они соответствуют требованиям безопасности движения.
Подготовка к зиме – залог безопасного и эффективного использования дорог
Зимняя скользкость возникает из-за отложения снега и образования льда на поверхности дорожных покрытий, что приводит к ухудшению сцепления колес автомобиля с поверхностью покрытия. Работоспособность дорог и безопасность передвижения по ним существенно зависят от качества их подготовки к зиме и проведению противогололедных мероприятий в холодный период года.
Эффективное зимнее содержание автодорог – это комплекс мероприятий по обеспечению безопасного и бесперебойного передвижения транспортных средств на автодорогах и искусственных сооружениях. Он включает: защиту автодорог от снежных заносов и лавин, очистку от снега, предотвращение и ликвидацию зимней скользкости и наледей. Для этого снег удаляют с проезжей части, пешеходных зон, переходно-скоростных полос, площадок и остановок маршрутного транспорта.
Для эффективной подготовки автомобильных дорог к зиме до наступления холодов проводят следующие мероприятия:
- профилактические. Их цели – сведение к минимуму зимнюю скользкость на дорожном полотне, ослабление сцепления слоя снежно-ледяных отложений с покрытием,
- основные. Их задачи – расплавление снежно-ледяных отложений и гололедных пленок, образующихся зимой на поверхности автодорог, уменьшение их влияния на передвижение автотранспорта.
Вакуумно-уборочные машины Johnston Sweepers
ЗАО «Коминвест-АКМТ» на сегодняшний день является одним из основных поставщиков вакуумных подметально-уборочных машин на российском рынке. Предлагается продукция фирмы Johnston Sweepers с бункером вместимостью от 1 до 8 м3.
Для содержания дорог используются так называемые «магистральные» машины с бункером для смета вместимостью от 5,0 до 6,5 м3.
Вакуумно-уборочное оборудование фирмы Johnston является одним из лучших на рынке. В конструкции его применяется ряд уникальных разработок фирмы в системах безопасности и подметания. Бункер для смета выполнен полностью из нержавеющей стали. По заказу предлагается бункер из специальной стали, устойчивой к солям (хлоридам), такую машину можно использовать для подметания при температурах до –20 °С, когда пылеподавление выполняется незамерзающими солевыми растворами. Имеется высококачественная система фильтрации всасываемого в бункер воздуха, сила всасывания (разрежение) в насадках выше, чем у подобных машин других производителей.
Машина оснащается шиной CAN, в кабине имеется пульт с цветным информационным дисплеем электронной системы управления, которая контролирует и архивирует основные показатели работы машины.
В подметальных узлах есть устройства, предохраняющие от ударов в случае наездов на препятствия. Машины обладают отличной ремонтопригодностью.
Спецоборудование может быть установлено практически на любое подходящее по грузоподъемности шасси по выбору заказчика. На практике в основном используются шасси, произведенные в России, отечественных и зарубежных марок. Конструкторское бюро «Коминвест-АКМТ» в кратчайшие сроки адаптирует любое шасси под установку оборудования Johnston. Производственная база – завод в г. Тосно, а также в Москве.
Существенным преимуществом техники Johnston является широко развитая сервисная сеть компании «Коминвест-АКМТ», сервисные центры есть в каждом федеральном округе, все сервисные инженеры проходят обучение на заводе-производителе. Хорошо организовано снабжение запчастями и расходными материалами: есть большой склад, любую запчасть клиент может получить максимум в течение месяца.
По всем дорогам
Новый стандарт станет обязательным, как только на него появятся ссылки в контрактной документации с подрядчиками, пояснил Николай Быстров. Тогда наказывать за невыполнение условий смогут не только заказчики, но и надзорные органы.
Контролируют качество содержания дорог сегодня ГИБДД и Ространснадзор. На региональном уровне местные власти также могут назначить свою надзорную структуру. В 2017 году штрафы для чиновников за несвоевременное и некачественное содержание автодорог увеличили в несколько раз. Сегодня для должностных лиц они составляют 20–30 тыс. рублей, для юрлиц — до 300 тыс. рублей. Если было доказано, что дефект на дороге стал причиной ДТП, то максимальный штраф вырастает до 500 тыс. рублей.
В Ространснадзоре сообщили «Известиям», что в 2019 году вынесено 1186 постановлений о штрафах за такие нарушения на 72,8 млн рублей, за пять месяцев 2020-го — 491 постановление на 26,2 млн рублей. «Известия» также направили запрос в МВД.
По словам юристов, автомобилисты могут жаловаться на ямы и выбоины на дорогах в ГИБДД, прокуратуру либо местным властям. Им же можно направлять претензии по поводу знаков, разметки, отсутствия пешеходных переходов.
дорога
Фото: РИА Новости/Тарас Литвиненко
— В случае повреждения автомобиля из-за дефекта дороги нужно вызвать сотрудника ГИБДД, зафиксировать данный факт, а также самостоятельно произвести фотовидеофиксацию ямы на дороге, повреждения автомобиля и другие обстоятельства происшествия, — сказал партнер коллегии адвокатов «Де-юре» Антон Пуляев.
Ответчиком, по словам юриста фирмы «Интеллектуальный капитал» Виктории Велюги, в данном случае будет выступать федеральное или региональное ведомство, ответственное за содержание дороги.
По данным Росавтодора, по итогам прошлого года доля трасс федерального значения, соответствующих нормативу, составила 84,7%, оставшиеся 15% — объем ежегодного ремонта.
— Таким образом, выполнена задача по приведению федеральных трасс к нормативному состоянию. Вскоре приоритетом станет лишь дальнейшее поддержание и обеспечение сохранности сети, — заявили «Известиям» в Росавтодоре.
В этом году планируется ввести в эксплуатацию 233,1 км новых трасс федерального значения и провести ремонт, включая капитальный, еще 7050 км. Также нужно улучшить ситуацию на региональных и местных дорогах — здесь нормативу в прошлом году соответствовали лишь 44,5% и 52% соответственно, говорят в Росавтодоре. В нынешнем году в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автодороги» в нормативное состояние приведут 13,7 тыс. км дорог. Сегодня в проекте участвуют 83 субъекта и 104 городских агломерации. Приоритет будет отдаваться дорогам к медучреждениям, школам, детсадам, досуговым детским учреждениям.
Обеспечение эффективной работы дорожно-эксплуатационных служб
Комплекс мероприятий по зимнему содержанию автодорог, проводимый дорожно-эксплуатационными службами, должен обеспечивать постоянную, надежную и эффективную работу автомобильных дорог и сооружений на них, безопасные условия движения транспортных средств. Состояние дорог в самых сложных климатических условиях должно соответствовать нормативам. Для этого ДЭС должна быть способна выполнять сложную функцию руководства дорожным хозяйством на современном инженерном уровне.
Во время снегопадов, метелей и при других неблагоприятных климатических условиях на автодорогах, в зависимости от дорожно-климатической зоны, образуются различные дефекты на автодорогах, которые затрудняют дорожное движение.
Дорожно-климатические зоны, в которых располагаются автомобильные дороги в РФ
Типичные дефекты, возникающие на дороге в зимний период, приведены ниже.
№ п/п |
Наименование дефекта |
Описание дефекта |
---|---|---|
1 |
Свежевыпавший (рыхлый) снег |
Слой снега, образующийся на дорожном покрытии во время снегопада и метелей. В зависимости от состояния, снег может быть сухим, влажным, мокрым и различной плотности |
2 |
Стекловидный (черный) лед |
Лед на покрытии в виде гладкой стекловидной пленки толщиной 1-3 мм или в форме матовой белой шероховатой корки, толщина которой составляет до 10 мм и более |
3 |
Снежный накат |
Слой снега, уплотненный автотранспортом |
4 |
Талый снег |
Снег, превращенный в жидкую массу применением ПГМ и движением транспортных средств |
5 |
Снежный вал |
Накопление снега в виде продольного вала, созданного в результате сдвигания снега с дорожного покрытия |
6 |
Отсутствие работоспособной снегозащиты |
На снегозаносимых участках дороги отсутствуют эффективные средства, способные защитить их снежных заносов |
7 |
Снежно-ледяные отложения на дорожных знаках |
Снег, ледяные отложения, иней осложняют восприятие информации на дорожных знаках, установленных в соответствии с дислокацией |
Эксплуатационное состояние конструктивных элементов автодорог и дорожных сооружений при реализации мероприятий, предусмотренных проектом по организации работ зимнего содержания дороги, должно удовлетворять требованиям ГОСТа Р 50597-93 при всех климатических условиях. Соответственно, дорожно-эксплуатационная служба обязана проводить необходимые работы по содержанию автомобильных дорог общего пользования, федерального значения и искусственных сооружений на них согласно приказу Минтранса РФ от 01.11.2007 г. № 157.
Номенклатура мероприятий по зимнему содержанию дорог во многом зависит от степени снегозависимости и гололедоопасности дороги.