Гост р 53060-2008 социальное обслуживание населения. документация учреждений социального обслуживания
Содержание:
4.4 Социально-педагогические услуги
4.4.1 Социально-педагогические услуги детям всех групп предоставляют в следующих объемах и формах:
а) психолого-педагогическое обследование детей, анализ их поведения, тестирование под различные типы задач педагогической помощи;
б) педагогическая помощь детям в социальной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям жизни;
в) социально-педагогическая диагностика и обследование интеллектуального и эмоционального развития детей дошкольного возраста, изучение их склонностей и способностей для определения степени готовности к школьному обучению;
г) содействие в организации обучения, определение оптимальной формы обучения;
д) обучение навыкам самообслуживания, поведения в быту и общественных местах, самоконтролю, навыкам общения и другим формам общественной жизнедеятельности;
е) содействие в восстановлении (при необходимости) нарушенных связей со школой, в установлении позитивного отношения к учебной деятельности;
ж) оказание педагогической помощи для восстановления статуса в коллективе сверстников, по месту учебы или работы;
и) коррекция педагогической запущенности детей;
к) организация досуга (посещение театров, выставок, концертов, праздников, соревнований), организация и проведение собственных концертов, выставок, спортивных соревнований и других мероприятий;
л) содействие в организации профобучения детей;
м) консультирование детей по вопросам жизненного устройства и выбора профессии;
н) создание условий для проведения педагогической работы по социальной реабилитации детей (предоставление помещений для занятий, игр и их соответствующее оснащение);
п) социально-педагогический патронаж.
4.4.2 Социально-педагогические услуги детям отдельных групп в зависимости от особенностей их социального положения, дополнительные к указанным в 4.4.
4.4.2.1 Социально-педагогические услуги детям семей беженцев и вынужденных переселенцев:
а) содействие в создании условий для нормального обучения детей в местах компактного проживания семей беженцев и вынужденных переселенцев;
б) содействие в организации обучения детей по новым педагогическим технологиям компенсирующего обучения;
в) создание благоприятных условий для социально-культурной адаптации, эстетического воспитания и развития творческих способностей детей к различным видам деятельности, активно влияющей на их социализацию: игре, познанию, труду, общению;
г) обеспечение участия детей в проведении передвижных выставок ремесел, изобразительного и прикладного искусства детей в центрах временного размещения, местах компактного поселения беженцев и вынужденных переселенцев;
д) организация праздничных представлений и театрально-концертного обслуживания детей в местах компактного поселения беженцев и вынужденных переселенцев.
4.4.2.2 Социально-педагогические услуги детям, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях:
а) создание условий для нормального обучения и воспитания детей;
б) обеспечение детей народов Севера учебными пособиями на их родных языках, пособиями для начального профессионального образования по традиционным видам хозяйствования;
в) обеспечение детей книгами о Севере для внеклассного чтения с популярно изложенными текстами энциклопедического характера;
г) обеспечение участия детей в проведении передвижных выставок детских рисунков и изделий традиционных видов декоративно-прикладного искусства, смотров и конкурсов детских художественных коллективов;
д) обеспечение участия детей в проведении соревнований по традиционным для северных регионов видам спорта;
е) оказание помощи в получении равных со сверстниками из других регионов возможностей получения общего и начального профессионального образования независимо от этнической принадлежности и степени транспортной доступности места проживания.
4.4.2.3 Социально-педагогические услуги детям, подвергнувшимся воздействию радиации в результате радиационных аварий:
а) оказание педагогической помощи детям в преодолении трудностей в школьном образовании, связанных с недостаточной работоспособностью и быстрой утомляемостью, проявляющихся в снижении памяти, внимания и приводящих к неспособности обучения традиционными методами.
4 Требования к системе качества учреждения
4.1 Требования к системе качества учреждения установлены настоящим стандартом в соответствии с положениями Федеральных законов Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации, указанными в предисловии стандарта, а также положениями ГОСТ Р 50691, ГОСТ Р 52142, ГОСТ Р 52143 и ГОСТ Р ИСО 9004.
4.2 Под системой качества учреждения понимают совокупность его организационной структуры (с распределением ответственности сотрудников за качество услуг), правил, методов обеспечения качества услуг, процессов предоставления услуг, ресурсов учреждения (людских, материально-технических, информационных и других), обеспечивающую осуществление административного руководства качеством услуг.
4.3 Систему качества учреждения создают для достижения и поддержания уровня качества услуг, соответствующего предъявляемым к нему требованиям.
4.4 Система качества учреждения должна являться неотъемлемой частью общей системы управления деятельностью учреждения по предоставлению социальных услуг.
4.5 Система качества учреждения предназначена для создания необходимых условий гарантированного удовлетворения законных запросов и потребностей клиентов, повышения эффективности и качества услуг на всех стадиях их предоставления с целью предупреждения возможных отклонений от заданных требований к этим услугам, обеспечения репутации учреждения как надежного и порядочного исполнителя услуг.
4.6 Основными задачами, на решение которых должна быть направлена система качества учреждения, являются:- осуществление эффективного контроля за техническими, организационными и другими факторами, влияющими на качество предоставляемых услуг;- предотвращение или устранение любых несоответствий услуг предъявляемым к ним требованиям;- обеспечение стабильного уровня качества услуг;- решение других задач, отражающих специфику деятельности учреждений.
4.7 Разработка и функционирование системы качества учреждения должны базироваться на следующих основных принципах:- приоритетности требований (запросов) клиента по обеспечению качества услуг, то есть обеспечения уверенности в том, что эти требования (запросы) будут полностью реализованы при предоставлении услуг;- предупреждения проблем качества услуг, то есть обеспечения уверенности в том, что эти проблемы будут предупреждаться, а не выявляться и разрешаться после их возникновения;- соблюдения положений нормативных документов, регламентирующих требования к порядку и правилам предоставления услуг;- обеспеченности учреждения соответствующими людскими, материально-техническими и другими ресурсами (базовой и оперативной информацией, технической документацией, данными о результатах предоставления услуг и их контроля, итогах оценки качества и др.);- четкого распределения полномочий и ответственности персонала за его деятельность по предоставлению услуг, влияющую на обеспечение их качества;- личной ответственности руководства учреждения за качество предоставляемых услуг, разработку, внедрение и контроль эффективности системы качества, за определение политики в области качества, организацию и общее руководство работами по обеспечению качества;- обеспечение личной ответственности каждого исполнителя за качество услуг в сочетании с материальным и моральным стимулированием качества;- документального оформления правил и методов обеспечения качества услуг;- обеспечения понимания всеми сотрудниками учреждения требований системы качества к политике в области качества.
4.3 Социально-психологические услуги
4.3.1 Социально-психологическое и психологическое консультирование.
4.3.2 Психологическая диагностика и обследование личности.
4.3.3 Психологическая коррекция.
4.3.4 Психотерапевтическая помощь.
4.3.5 Социально-психологический патронаж.
4.3.6 Психологические тренинги.
4.3.7 Проведение занятий в группах взаимоподдержки, клубах общения.
4.3.8 Экстренная психологическая (в том числе по телефону) и медико-психологическая помощь.
4.3.9 Оказание психологической помощи, в том числе беседы, общение, выслушивание, подбадривание, мотивация к активности, психологическая поддержка жизненного тонуса клиентов, обслуживаемых на дому.
4.1 Социально-бытовые услуги
4.1.1 Социально-бытовые услуги детям всех групп предоставляют в следующих объемах и формах:
а) выявление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в экстренной социальной помощи;
б) обеспечение временного проживания детей в учреждениях социального обслуживания с предоставлением полного государственного обеспечения, в том числе: бесплатного питания, одежды, обуви и других предметов вещевого довольствия;
в) разработка и реализация индивидуальных и групповых программ социальной и комплексной реабилитации детей, обеспечивающих:
1) выявление источников и причин социальной дезадаптации детей, их беспризорности и безнадзорности;
2) восстановление утраченных контактов и связей с семьей, внутри семьи;
3) восстановление социального статуса детей в коллективе сверстников, по месту учебы, работы;
4) содействие детям (при необходимости) в получении временной или постоянной работы, соответствующей их возможностям, интересам, потребностям, а также в профессиональной ориентации и получении специальности;
5) привлечениедетейкдеятельностиразнообразныхвидоввучрежденииизаегопределами;
6) решение(при содействии органов опеки и попечительства) вопросов жизненного устройства детей;
г) организация различных форм труда, отдыха и оздоровления детей в каникулярное время и в учебное время с неполным учебным днем;
д) содействие в обучении детей по школьной программе или по программам дошкольного образования;
е) формирование у детей навыков общения, здорового образа жизни, общежитейских навыков и умений;
ж) обучение детей правильному поведению в быту и общественных местах, самоконтролю и другим формам общественной жизнедеятельности;
и) подготовка к самостоятельной семейной жизни;
к) решение вопросов возвращения в семью или учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, самовольно ушедших из них, на основании целесообразности такого возвращения;
л) содействие в предоставлении жилья детям — выпускникам детских домов, школ-интернатов и специализированных учреждений для несовершеннолетних;
м) предоставление транспорта для перевозки детей в лечебные учреждения, на обучение и для участия в культурных мероприятиях;
н) социальный патронаж.
4.1.2 Социально-бытовые услуги, предоставляемые детям отдельных групп в зависимости от особенностей их социального положения, дополнительные к указанным в 4.1.
4.1.2.1 Социально-бытовые услуги детям семей беженцев и вынужденных переселенцев:
а) содействие в осуществлении по отношению к детям семей беженцев и вынужденных переселенцев мер социальной поддержки в социально-бытовом обеспечении, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
б) оказание помощи в организации (с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации) размещения детей, прибывающих без родителей из зон военных и межрегиональных конфликтов, в семьях, способных их принять (приемных семьях);
в) организация приема, размещения, отдыха, питания детей;
г) участие в организации поиска родителей, родных и близких детей, прибывающих без родителей.
4.1.2.2 Социально-бытовые услуги детям, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях:
а) предоставление усиленного питания с добавкой в него витаминных препаратов для повышения иммунитета детей;
б) организация защиты детей от массового нападения кровососущих насекомых;
в) обеспечение специальной одеждой для защиты детей от гнуса и клещей;
г) организация летнего отдыха детей с выездом в районы с благоприятными климатическими условиями;
д) предоставление детям теплой одежды и обуви.
4.1.2.3 Социально-бытовые услуги детям, подвергнувшимся воздействию радиации в результате радиационных аварий:
а) обеспечение детей, проживающих или ранее проживавших на радиоактивно загрязненных территориях, питанием с лечебно-профилактическими свойствами (обогащенным витаминами А, В, С);
б) предоставление специализированного автотранспорта для оказания неотложной помощи детям, проживающим в учреждениях социального обслуживания, находящихся в отдаленных населенных пунктах территорий, загрязненных радионуклидами.
4 Общие положения
4.1 Настоящий стандарт разработан в соответствии с положениями федеральных законов (пункт 4 предисловия) и положениями ГОСТ Р 52143, ГОСТ Р 52884.
Настоящий стандарт устанавливает предоставление инвалидам социальных услуг следующих видов:
• социально-бытовые, направленные на поддержание или обеспечение привычной социальной среды.
• социально-медицинские, направленные на поддержание и улучшение состояния здоровья инвалидов, не предполагающие медицинского вмешательства и имеющие самостоятельное законченное решение;
. социально-психологические, предусматривающие улучшение состояния психического здоровья инвалидов для их адаптации в обществе:
Издание официальное
• социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений и аномалий в поведении инвалидов, формирование у них позитивных интересов, решение других социальнопедагогических проблем;
— социально-экономические, направленные на поддержку и улучшение уроеня жизни инвалидов путем предоставления материальной помощи и оказания помощи в решении других социальноэкономических проблем;
• социально-правовые, направленные на защиту законных прав и интересов инвалидов, содействие в решении других социально-правовых проблем.
4.2 Особое внимание в настоящем стандарте уделено социальным услугам, направленным на обеспечение экономической устойчивости и социальной безопасности инвалидов, заключающейся в осуществлении необходимых превентивных мер по их защите от нежелательных жизненных факторов, определяемых как трудная жизненная ситуация, характеризуемая возможной бедностью, болезнью, бездомностью, одиночеством, опасностью криминального характера и другими негативными факторами. Предоставление указанных далее услуг обеспечивает социальную безопасность инвалидов по всем ее аспектам (бытовому, медицинскому, психологическому, юридическому) в течение всего времени пребывания инвалидов в учреждении, а также способствует их социализации и дальнейшей интеграции в общество после снятия с социального обслуживания
Предоставление указанных далее услуг обеспечивает социальную безопасность инвалидов по всем ее аспектам (бытовому, медицинскому, психологическому, юридическому) в течение всего времени пребывания инвалидов в учреждении, а также способствует их социализации и дальнейшей интеграции в общество после снятия с социального обслуживания.
4.3 В настоящем стандарте установлен следующий порядок изложения социальных услуг; услуги, направленные в первую очередь на обеспечение социальной безопасности и экономической устойчивости инвалидов, излагаются в начале каждого подраздела, определяющего соответствующий вид услуг (социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических. социально-педагогических, социально-экономических, социально-правовых), затем следует изложение прочих социальных услуг.
Исключением из этого порядка является порядок изложения социально-правовых услуг, поскольку все они направлены на обеспечение социальной безопасности.
Учреждения, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, при определении в своих положениях, уставах и других документах состава, объемов и форм предоставляемых ими социальных услуг инвалидам, должны руководствоваться положениями настоящего стандарта.